ЛЕТНИЙ ОТПУСК ПЕРЕНЕСЛИ НА ЯНВАРЬ

КАМАЗ заявил о переносе половины традиционного для завода июльского корпоративного отпуска на январь: с 1 по 22 число на заводе остановится главный конвейер. Остановка конвейера почти на месяц стала для завода традицией, но летней — в этом году, к примеру, отпуск продлился с 8 июля по 4 августа. Вводилась эта мера и в 2010, и в 2011 годах. В течение корпоративного отпуска на производстве остаются работать только ремонтные и сервисные службы — таким образом завод экономит энергоресурсы и имеет возможность более четкого планирования производственного процесса. В прошлом году конвейер не останавливали, после чего гендиректор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин заявлял, что отказ от корпоративного отпуска привел в итоге к периодам неполной рабочей недели. В любом случае остановка почти на весь январь практикуется впервые: в прошлом году зимние каникулы прошли с 25 декабря по 14 января, хотя при этом первые 2 месяца года основное производство функционировало в режиме четырехдневки. Отметим также, что, удлинняя каникулы, завод продлил предновогоднюю рабочую неделю на 4 дня — до 31 декабря включительно.

Руководитель пресс-службы ОАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев объясняет перенос половины отпуска на январь общим снижением производственной активности в начале года.

— С 1 по 8 января отдыхает на новогодних каникулах вся страна, — отмечает Афанасьев. — Что касается отдыха с 9 по 22 января, то решение относительно этого периода принималось не сразу. Поначалу было много споров, мы посоветовались с профсоюзами, выслушали мнения камазовцев. Почему в итоге остановились на этом решении? Ведь традиционно, даже в самые лучшие с точки зрения роста экономики годы, январь по количеству заказов всегда уступал всем остальным месяцам. Треть месяца не работает вся страна, только в начале февраля очень медленно начинает оживать деловая активность, и все более-менее входят в привычный темп работы. Поэтому в этом году мы, все посчитав, увидели, что у нас на январь 2014 года заказов всего на 1,5 тысячи автомобилей, а обычно мы в месяц собираем 4 тысячи. Получается, что при нашем темпе работы главного конвейера в 240 автомобилей в сутки, это как раз работа на одну неделю.

Сергей Когогин (фото: kamaz.ru)

ВОЗМОЖНЫ НЕБОЛЬШИЕ ПРОСТОИ И В ФЕВРАЛЕ

Афанасьев также пояснил, что в случае начала работы с 9 января заводу все равно пришлось бы впоследствии простаивать и сокращать рабочую неделю, что негативно сказывается на январской зарплате работников — и без того небольшой. По словам начальника пресс-службы, идея дробления корпоративного отпуска на две части принадлежит не КАМАЗу, это опыт других автомобильных компаний.

— По такому же графику работают Ford, Nissan и ряд других компаний. Для них это давно отработанная схема, она признана эффективной. Еще один ее плюс заключается в том, что люди получат отпускные, и простой не сильно скажется на их доходах. Конечно, зарплата в январе все равно будет поменьше, чем в остальные месяцы, но, по крайней мере, разница не будет кардинальной.

В предыдущие годы, по словам Афанасьева, зарплата в январе падала примерно на 30%, что вызывало волну возмущения среди сотрудников. Он также отметил, что новшество по переносу половины отпуска на январь не все сразу восприняли положительно: были споры, поскольку работникам не хотелось тратить отпуск на зиму. Однако, по словам Афанасьева, плюсы этого решения перевесили, и оно было принято.

— Что касается складского запаса, то традиционно считается нормальным то количество автомобилей, которое завод выпускает за месяц, — отметил руководитель пресс-службы. — Здесь мы фактически не работаем 2,5 недели, и у нас, грубо говоря, полумесячный заказ создан. Это порядка 2 тысяч автомобилей. Что касается работы в феврале 2014 года, то сейчас идет активная работа по привлечению заказов. Пока рано что-либо прогнозировать, и нет полной уверенности в том, что мы весь февраль будем работать полноценно.

НЕГАТИВНЫЙ ТРЕНД ВЫНУЖДАЕТ ПЕРЕСМОТРЕТЬ ПЛАНЫ

Тем временем экономические итоги КАМАЗа в текущем году оставляют желать лучшего. Согласно опубликованному на днях отчету по стандартам РСБУ, выручка ОАО «КАМАЗ» упала на 6%: с 82,09 млрд. рублей за 9 месяцев 2012 года до 77,19 млрд. рублей за 9 месяцев 2013 года.

Таким образом оборот компании по итогам трех кварталов снизился. Основной причиной стал общий негативный тренд на рынке коммерческих автомобилей. Так, по данным «АСМ-холдинг», российские продажи грузовиков в январе-сентябре 2013 года составили 213,9 тыс. единиц, сократившись на 19,3% по отношению к первым 9 месяцам прошлого года. Наибольшую долю рынка составил сегмент отечественных автомобилей (110,3 тыс. единиц; 51,6%). Иномарок российской сборки продано 20,4 тыс. единиц, или 9,5% рынка. Продажи новых и подержанных импортированных грузовиков составили 76,9 тыс. единиц (35,9%) и 6,3 тыс. единиц (3,0%) соответственно.

Стремительно наращивать средства производства и расширять парк техники нецелесообразно при текущих макроэкономических показателях. Что обуславливает слабый спрос на коммерческие автомобили.

В целом, макроэкономические прогнозы по итогам 2013 года и на 2014 год по ВВП РФ и инвестициям в основной капитал не блещут оптимизмом.

Прогноз роста ВВП России в 2013 году снижен до 1,4% с 1,8%. Об этом сообщил журналистам министр экономического развития России Алексей Улюкаев в рамках министерской конференции ВТО, проходящей на Бали. Рост ВВП РФ в ноябре в годовом исчислении составит порядка 1,8%, за 4-й квартал — 1,6 - 1,7%. Согласно материалам МЭР, в абсолютном выражении ВВП в уходящем году составит 67,381 трлн. рублей, что на 208 млрд. рублей меньше прежнего прогноза. Основная причина — урезание инвестиционных программ. Плюс в следующем году начнется реализация программы экономии издержек госмонополий. Уже к следующей неделе государственные компании должны будут представить МЭР планы снижения капитальных и операционных расходов. При этом каждый год снижение расходов должно составлять не менее 10% от уровня 2012 года, а к 2018 году издержки предприятий должны снизиться на 41%.

Хотя КАМАЗ держится лучше рынка в целом, с таким макроэкономическим «бекграундом» производственный план придется пересмотреть в сторону понижения. А корпоративный отпуск, который практиковался в 2010 - 2011 годах, позволит прежде всего избежать перепроизводства и затоваривания складов готовой продукции.

«НЕПОНЯТНО, ПОЧЕМУ КАМАЗ РАНЬШЕ ТАК НЕ ДЕЛАЛ»

Независимые аналитики отрасли также оценили действия КАМАЗа положительно и подтвердили, что общая ситуация на рынке и в экономике страны соответствует предпринятым мерам.

Азат Тимерханов — ведущий аналитик аналитического агентства «Автостат»:

— Спрос на рынке грузового транспорта снижается уже с первой половины года. За 10 месяцев года падение составило 17 процентов по отношению к тому же периоду прошлого года. Если в прошлом году рынок исчислялся 114 тысячами автомобилей, то в этом году — только 95 тысяч. Основных факторов падения, применительно ко всему рынку, несколько. Во-первых, это введение утилизационного сбора, из-за которого импорт упал почти вдвое. Во-вторых, само развитие экономики в стране сегодня движется по неопределенному сценарию. Эта неопределенность особенно влияет на рынок коммерческой техники.

Январь, как известно, — самый пассивный месяц в году. В январе 2013 года рынок грузовиков составил всего лишь 7,6 тысячи — это была самая низкая отметка. Учитывая тот факт, что КАМАЗ остановит конвейер, в январе 2014 года этот показатель, возможно, опустится еще ниже.

Подобные корпоративные отпуска практикуются во многих компаниях, например, на ГАЗе. В легковом автопроме они еще больше распространены. Это и «Джи Эм-АВТОВАЗ», и питерские автозаводы — Ford, «Джи Эм Авто», Hyundai... Это распространенная практика, правда, в основном отпуска приходятся на лето. Кстати, в следующем июле «АвтоВАЗ» тоже планирует остановить производство на две недели. В январе из перечисленных заводов отдыхает «Джи Эм-АВТОВАЗ», но все-таки январские корпоративные отпуска, они, скорее, вынужденные, обусловленные большой затоваркой автозаводов.

Виктор Разинков — представитель ЗАО «Финам» в Набережных Челнах:

— Январь — по определению мертвый месяц для всех бизнесменов, поэтому решение КАМАЗа вполне логичное и понятное. Думаю, на городе это скажется не так сильно, поскольку рабочие получат отпускные, а если бы они ушли на две третьих тарифа, конечно, ситуация была бы намного хуже. Ну, понятно, что те, кто пил меньше, потому что на работу надо идти, начнут пить больше, тем более отпускные дадут. Получится такой пьяный январь. Соответственно, уровень уличной и бытовой преступности увеличится, полиции будет чем заняться.

Что касается оценки ситуации в целом, то думаю, что КАМАЗ принял это решение не от хорошей жизни. Реализация товаров в стране идет все хуже и хуже, то есть экономическая ситуация в России ухудшается с каждым днем. Уже отозваны лицензии у более чем 30 банков, агентство по страхованию вкладов худеет не по дням, а по часам. Так что данное решение руководства КАМАЗа вполне в русле того, что происходит в стране.

Наши работники, кстати, также дробят свой отпуск по две недели. Это для меня, как для руководителя, очень удобно. То есть они отдыхают две недели летом, еще две недели в любое удобное для них время, и плюс еще есть зимние каникулы. И я сам тоже стараюсь так же делать. Непонятно, почему до этого КАМАЗ летом отдыхал целый месяц, ведь дробить по две недели гораздо удобнее. Правда, думаю, для работников было бы лучше, если бы отдыхать давали не в январе, а в начале мая, когда начинается дачный сезон, посадка картофеля и так далее. В таком случае народ бы меньше пил и больше занимался делом.

«ВОЗМОЖНО, ЛЕТОМ КАМАЗ СНОВА ПРОДЛИТ ОТПУСК»

Евгений Гольдфайн — экс-главный бухгалтер ОАО «КАМАЗ», заслуженный экономист России:

— Это разумное решение, потому что раскрутить производство в январе очень сложно. Например, в 1997 году КАМАЗ решил справить праздник заранее, а потом мы не смогли запуститься, и в 1998 году КАМАЗ единственный раз в своей истории простаивал длительный период. Продлить новогодние каникулы — это нечто само собой разумеющееся. Даже в конце января запуск производства будет организовать сложно. Но я думаю, что, возможно, будет и еще одно решение впоследствии об увеличении летнего отпуска. Разумеется, это будет за счет предприятия, возможно, частично по каким-то определенным схемам, но с таким рынком и с таким спросом, если не случится чудес, работать в полную нагрузку летом смысла я не вижу. И это нормально, речь идет не об остановке КАМАЗа, а о более рациональном использовании ресурсов энергетических и трудовых. Основная проблема — это нехватка оборотных средств, которая главным образом связана с общим спадом рынка. Так или иначе могут работать и другие влияющие процессы — это проблемы с инфляцией, деноминацией рубля, повышением цен у поставщиков, это ожидание индексации зарплат, то же ВТО. Какие-то барьеры пока остались, но конкуренция китайских и европейских автомобилей остается.