Но при этом компания просит деньги на инвестпроекты у ВЭБа

КАМАЗ, в последние годы на фоне бурного роста продаж развивавший новые проекты, столкнулся с проблемой выбора: закрывать их слишком хлопотно и дорого, а на продолжение нет денег. В итоге автозавод решил пойти на риск и обратиться во Внешэкономбанк за кредитом в 12,8 млрд. рублей, которые планируется потратить на продолжение работы над проектами, начатыми до кризиса. При этом у КАМАЗа большие проблемы с финансированием текущего производства – ему не хватает 10 млрд. рублей.

Кредит ВЭБа нужен КАМАЗу на завершение четырех проектов в 2009-2011 году, в том числе создание нового семейства автомобиля. Сама компания инвестировала в них почти 5 млрд. рублей и готов вложить еще 3 млрд. рублей. КАМАЗ рассчитывает привлечь средства на срок не менее пяти лет не дороже 13% годовых. Сейчас банки готовы давать деньги КАМАЗу не менее чем под 18-20%. Кроме того, как говорит гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин, на покрытие кассового разрыва сейчас нужно около 10 млрд. рублей.

Другими словами, получается парадоксальная ситуация: у компании нет денег на зарплату сотрудникам и на оплату поставок материалов и комплектующих, но в этой обстановке она рассчитывает на работу над инвестпроектами. По всей видимости, расчет делается на то, что инвестпроекты в будущем позволят рассчитаться с долгами, которые сейчас набрал КАМАЗ. Но это может произойти только в том случае, если автомобильный рынок оживет в ближайшие год-два, на что надежды мало. В противном случае акционерам, возможно, придется решать проблему долга, передав кредиторам пакет акций. Ведь ясно, что ВЭБ потребует обеспечить кредит залогом, и, в случае невыполнения обязательств, может потребовать отдать часть бизнеса.  

Самый дорогой инвестпроект КАМАЗа — грузовой автомобиль нового поколения. Машина создается с нуля — с новыми мостами и кабиной. Проект стоит 11,9 млрд. рублей, КАМАЗ профинансировал его на 18%, нужно вложить еще 9,8 млрд. рублей, пишут "Ведомости".  Начать выпуск новой машины КАМАЗ хочет в 2010 году, а к 2015 выпускать уже 42 500 штук в год.
Деньги нужны еще на создание полного цикла производства двигателя Cummins (1,26 млрд. рублей от ВЭБа), расширение производства коробок передач на СП "ZF-Кама" (1,5 млрд. рублей) и создание полноприводного автомобиля для минобороны (3,2 млрд. рублей).

Директор по корпоративным финансам КАМАЗа Елена Милинова говорит, что у предприятия есть альтернативный план на случай отклонения заявки ВЭБом. В таком случае завод будет пытаться выпустить облигации под гарантии минфина и ВЭБа на те же 12,8 млрд. рублей.