КОМПЕНСАЦИЯ ЗА РАЗБИТУЮ «БЭХУ»

В Арбитражном суде РТ на днях стартовало рассмотрение иска МВД по Чувашской Республике к казанской дорожно-строительной компании ООО «Свиягадорстрой». Представители силового ведомства соседней республики требуют взыскать с дорожников, которые ремонтировали трассу, ведующую в казанский аэропорт, почти 850 тыс. рублей материального ущерба. Как выяснил корреспондент «БИЗНЕС Online», именно в эту сумму оценили повреждения, полученные в результате аварии BMW-525i, принадлежащего МВД по Чувашской Республике. В чувашском МВД нашей газете пояснили, что «ДТП по данному разбирательству произошло 4 сентября 2011 года на 754 км автодороги М7 Москва – Уфа. Причиной дорожно-транспортного происшествия послужило отсутствие дорожных знаков, указывающих на ограничение скорости и на ремонтные работы». Автомобилем управлял Изосимов. Поясним, что речь идет о водителе министра внутренних дел.

Дело стартовало в суде с пробуксовкой. Суд не получил своевременно из УГИБДД по РТ материалы проверки по обращению Изосимова. В итоге судье Милене Исхаковой не осталось ничего иного, как объявить перерыв до 16 октября 2013 года, истребовав при этом в отделе МВД России по Зеленодольскому району фототаблицу, которая составлялась при выезде на место ДТП. Но на следующем заседании ситуация не изменилась. Представитель истца Руслан Васильев объяснил, что он выезжал в татарстанское УГИБДД, но ему было выдано только заявление водителя Изосимова, а других новых материалов, по сообщению работников отдела дорожной инспекции, у них нет. Также в ГИБДД уточнили, что запрос был получен только 10 октября, вследствие чего гаишники подумали, что суд прошел, и необходимость в материалах отпала. В Зеленодольске полицейские сообщили, что необходимые фотографии высланы по почте, но до суда они также еще не дошли. Видя этот замкнутый круг, суд, чтобы получить материалы проверки наверняка, перенес заседание на 15 ноября 2013 года.

На посланный запрос газеты «БИЗНЕС Online» в УГИБДД по РТ на момент публикации также ответа получено не было. В пресс-службе заявили, что ответ будет дан в течении 30 суток. В то же время корреспондентам «БИЗНЕС Online» удалось выяснить некоторые другие подробности ДТП.

ВМЕСТО ОТПУСКА БОЛЬНИЧНАЯ КОЙКА

Несмотря на то что в МВД Чувашии ограничились общими словами и упомянули лишь водителя служебной машины BMW, как стало известно нашему изданию, дополнительный резонанс делу придает и то, что пострадавшим в том злосчастном ДТП был чувашский министр внутренних дел Сергей Семенов. Напомним, что 4 сентября 2011 года глава МВД Чувашии вместе с супругой выехал на служебном автомобиле в казанский аэропорт, чтобы оттуда отправиться в отпуск. Но в итоге эта поездка для супругов закончилась на больничной койке.

Как гласила официальная хроника, ДТП произошло в 03:15 мск 4 сентября на 754 км автодороги М7 Москва – Казань – Уфа, около деревни Исаково Зеленодольского района. На данном участке проводились дорожно-строительные работы, связаные с заменой водопропускной трубы. Водитель автомобиля BMW наехал на песчаную насыпь, машина улетела в кювет и перевернулась. В результате аварии три человека получили травмы различной степени тяжести. Пострадавших поначалу отвезли в РКБ, затем их перевезли в больницу в Чувашию.

На следующий день МВД Чувашии выступило с официальным заявлением, обвинив во всем татарстанских дорожников. Представители силового ведомства из соседней республики посчитали, что «строительные работы, где произошла авария, проводились с нарушениями: сигнальные фонари не были включены, отсутствовали знаки «направление поворота» и разметка желтого цвета, водоналивные блоки белого и красного цвета установлены с отклонением от схемы объезда». Тогда в минтрансе РТ советовали не спешить с выводами до окончания проверки инцидента, которая проводится вместе с правоохранительными органами. Отметим, что ООО «Свиягадорстрой» входит в бизнес-группу депутата Госсовета РТ Равиля Зиганшина. Представители компании на суде отказались от комментариев.

Татарстанские коллеги из УГИБДД МВД по РТ через два дня прокомментировали события, заявив, что основные причины ДТП – это нарушения при проведении ремонта и свет встречных фар. «В месте проведения ремонтных работ было установлено, но по какой-то причине не работало искусственное освещение и отсутствовал знак направления поворота при подъезде к месту проведения работ. Кроме того, водитель автомобиля BMW (в котором находился министр) был ослеплен встречным транспортным средством», – говорится в сообщении республиканского управления.

Корреспонденту «БИЗНЕС Online» удалось пообщаться с источником, близким к руководству ООО «Свиягадорстрой». По словам собеседника, на данном участке велись дорожные работы по расширению трассы (дополнительная полоса), и они выполнялись строго по регламенту, согласованному с татарстанским ГИБДД, и, согласно этим регламентам, освещение участка не предусматривалось. «Во-первых, перед участком, где велись работы, был установлен знак о снижении скорости. Согласно моим данным, полицейский автомобиль превысил скорость, и это было зафиксировано. Во-вторых, на всем данном участке отсутствует освещение. Поэтому при всем желании установить здесь освещение не было возможным и не требовалось по регламенту ГИБДД. В-третьих, на этом участке не было больше ни одной аварии. Единственным исключением стала машина МВД», – рассказал он.

ЛЮДИ НЕ ВЕРЯТ, ЧТО ПОДОБНЫЕ ДЕЛА МОЖНО ВЫИГРАТЬ

Корреспонденты «БИЗНЕС Online» выяснили мнения экспертов о ситуации с машиной чувашского МВД.

Один из них анонимно, но довольно эмоционально выразил свое отношение к организациям дорожных работ в Татарстане. По его словам, в Татарстане ему известен только один случай, когда дорожно-эксплуатирующая организация выплатила компенсацию за сгоревший по их вине автомобиль. «Это ДТП было прямо в Казани, и удалось получить эти деньги только потому, что пострадавшее лицо занимало достаточно высокий пост». По его мнению, в этой ситуации, безусловно, виноваты дорожники. Суд должен признать вину дорожной организации, и дорожная организация должна выплачивать компенсацию за причиненный ущерб. Если машина была застрахована по КАСКО, то выплаты должна произвести страховая компания, а потом эти деньги взыскать через суд у дорожников.

Эксперт также отметил, что «очень важно зафиксировать, настоять, чтобы ГИБДД замерила все эти «ямы», которые послужили причиной ДТП, и записала в протокол с точным их указанием». По его опыту, в 90% случаев этого не делается. Также страховщик обратил внимание на то, что большую сложность представляет поиск виновного – того, кто ответственен за дорогу. «Потому что нигде это открыто не публикуется, и идет круговая порука». Также он отметил необходимость предоставления в суд экспертизы, подтверждающей, что ДТП произошло именно по этой причине. По его словам, в судах подобные дела не распространены, «потому что люди не верят, что это можно выиграть. Есть очень красивые статьи в ПДД, где написано, что человек должен предусмотреть возможность столкновения, возникновения помех. Таким образом, ответственность перекладывается на водителя».

С его точки зрения, если данное дело будет рассматриваться в Чувашии, то оно может быть выиграно, если в Татарстане, то «возникает много вопросов». Он также отметил, что дороги в Татарстане строит узкий круг из трех-пяти компаний, где крутятся очень большие деньги. И если суд удастся провести за пределами региона, то шансы на победу над дорожниками возрастут.

36977.jpg
ООО «Свиягадорстрой» входит в бизнес-группу депутата Госсовета РТ Равиля Зиганшина

ОБЯЗАТЕЛЬНО СКАЖУТ, ЧТО ОСЛЕПИЛИ

Рустэм Сабиров – директор филиала «ПСК Казань» ОАО «Страховая группа МСК»:

- В первую очередь надо быть внимательным на дороге. Независимо от того, есть у вас страховка или нет. Мы ездим по ночной российской дороге, водителя могут ослепить, на дороге может лежать, например, человек без сознания. На нашей практике было, когда ночью в асфальтоукладочный каток, стоящий без габаритных огней, врезалась машина. Это как в бетонную стену – погибла вся семья.

Для того чтобы избежать таких ДТП, и существует скоростной режим и, в общем, правила дорожного движения. Надо учитывать возможные факторы риска, которые могут появиться совершенно внезапно. И второе – надо страховаться. Если бы была страховка, это были бы проблемы страховой компании. Это не дело МВД – искать крайних для ремонта автомобиля. Здесь возникает вопрос, почему с дорожной компанией судится не страховая компания? Значит, или страховки не было, или страховка не была выплачена по каким-либо основаниям.

Если обратить внимание на то, как проводятся ремонтные работы, то редко можно увидеть, чтобы имелась и желтая полоса, висели фонари и все остальное. Это бывает чрезвычайно редко. Потому что при российской протяженности дорог, особенно на отдаленных трассах, на сельской местности, обеспечить эти нормативы достаточно сложно. Даже обеспечить охрану этим фонарям практически невозможно. Я в Чехии видел подобные фонари, которые были заключены внутрь решеток, чтобы их не украли. Я не знаю обстоятельств дела, может быть, там была превышена скорость. К тому же фраза: «Был ослеплен встречной машиной», – стала уже притчей во языцех. Никто же не говорит: «Да, я виноват». Обязательно найдется, что кто-то ослеплял, подрезал. Шансов что-то отсудить у дорожников очень мало. Если они виноваты, конечно, должна быть мера ответственности, должна складываться определенная судебная практика. Но если бы дорожники платили за все ДТП, которые можно списать на них, то от бюджета государства давно бы ничего не осталось. Если бы это был простой труженик на простых «Жигулях», шума бы столько не было.

Михаил Котляров – коммерческий директор ООО «Акос»:

- Сумма в 850 тысяч рублей, вероятно, взята из акта оценки, который составили оценщики по капитальным методикам. Просто так сумма судом не предъявляется. Такая сумма вполне может требоваться, если машина сильно пострадала. Думаю, что с дорожников взыскивать ущерб достаточно тяжело.

Фарид Хамадеев – директор филиала ООО «Росгосстрах» в Казани:

- В правилах дорожного движения написано, что водитель должен выбирать такую скорость, чтобы при обнаружении препятствия смог среагировать должным образом, вплоть до остановки. Правильно, должны быть предупреждающие знаки о том, что проходят работы. Но в любом случае водитель должен обеспечить безопасность. И нельзя сказать, что если бы знаки были, то ничего бы не произошло. В принципе, попытки начать судебные споры в таких случаях есть. И, учитывая современную судебную систему, есть и возможность выигрыша. На моей памяти по подобным поводам мы дорожникам исков не выставляли. Но, учитывая последние тенденции по судебным делам, связанным со страхованием, скажу, что тот, кто подает заявления, практически всегда их выигрывает. Но мы живем в России, и надеяться на кого-то не надо. Надо следить внимательнее за дорогой. Все что угодно может произойти. Например, если посмотрите на новую дорогу при выезде из Казани в Набережные Челны, то на данном участке сделан высокий забор, чтобы люди не бегали через дорогу. Так там уже в двух-трех местах выпилили отверстия, и народ постоянно через них перемещается. Хотя есть переходы. Дорожная ситуация непредсказуема.

Сергей Чернов – заместитель генерального директора «КАН Авто»:

- Модель BMW 525i стоит сегодня 2,5 миллиона рублей. Стоимость ремонта такой машины зависит от того, какие повреждения получил автомобиль. Если это «перевертыш», который улетел и лег на крышу, то нужно смотреть, что именно повреждено. Если повреждена, помята крыша, то стоимость запчастей не такая большая относительно ремонта. Дороже стоит сборка и разборка, потому что так или иначе придется срезать крышу, заказывать ее новую как запчасть, стыковать, а сварочные работы по этому металлу очень дорогие. Любой непровар будет являться очагом коррозии в последующем, поэтому требования очень серьезные.

Плюс ко всему – установка всех комплектующих и тому подобное. А если перевертыш, то, значит, не только крыша, но и какие-то внутренние части повреждены. Диагностические работы, выявление скрытых дефектов и тому подобное – это работы, которые могут дополнить видимые повреждения. Для того, чтобы понять, сколько будет стоить ремонт автомобиля, нужно во время внешней разборки в работе со страховой компанией показать скрытые дефекты. Например, здесь ушел усилитель, кузов повело, диагональ ушла – это самые частые дефекты. После всего этого уже назначается стоимость ремонта.

В таких случаях даже непонятно, к кому из дорожников обращаться за взысканием. У меня была ситуация, когда я из-за плохой дороги, глубокой ямы пробил два колеса и пытался выяснить, кому мне предъявить претензии. Буквально через полторы недели я бросил это дело, чтобы не тратить лишние нервы. Хотя есть люди, которые идут до конца, и это правильно. Нужно четко прописывать ответственность: такой-то участок дороги закреплен за таким-то строительно-монтажным или дорожным управлением. У нас такого, к сожалению, нет. Но после Универсиады ситуация должна была измениться, потому что, когда ремонтировались дороги, мэр Казани очень жестко ставил условия. Если кто-то клал асфальт, то обслуживание и гарантия полотна – на них.

Справка

ООО «Свиягадорстрой»

Генеральный директор – Ильхам Галимзянов.
Компания выручила от продажи, согласно данным СПАРК, в 2012 году более 1,5 млрд. рублей. Однако чистая прибыль в 2012 году указана лишь в 11 тыс. рублей.
Согласно данным системы СПАРК, 75% доли в УК принадлежит ООО «Завод Ремстройдормаш», 25% – ООО «Свиягастрой». В свою очередь, в ООО «Свиягастрой» 100% доли в УК принадлежит Светлане Зиганшиной. В уставном капитале ООО «Завод Ремстройдормаш» также есть доля Зиганшиной.

Сергей Евстафиевич Семенов

Родился 8 апреля 1960 года в городе Магнитогорске Челябинской области. В 1979 году закончил Магнитогорский индустриальный техникум. С 1979 по 1981 годы проходил службу в армии. В 1987 году закончил Свердловский юридический институт по специальности «Юриспруденция».
Начинал службу в органах внутренних дел в 1982 году в должности милиционера отдельного батальона ППСМ УВД Магнитогорска. Затем служил в уголовном розыске, пройдя путь от инспектора до заместителя начальника ОУР УВД Магнитогорска.
С 1992 года работал начальником криминальной милиции ОВД Правобережного района Магнитогорска, с апреля 1996 года – начальником отдела по борьбе с экономическими преступлениями УВД г. Магнитогорска.
В ноябре 2001 года был назначен на должность начальника управления внутренних дел по Магнитогорску.
В марте 2009 года был назначен на должность заместителя начальника ГУВД – начальника штаба ГУВД по Челябинской области.
6 мая 2011 года указом президента РФ Семенов назначен на должность министра внутренних дел по Чувашской Республике с присвоением ему специального звания – полковник полиции.