48085.jpg
200 человек КЗТАА остались без работы после того, как КАМАЗ отказался от дальнейшего сотрудничества

ПОЧЕМУ НЕКОТОРЫЕ МЕНЕДЖЕРЫ КАМАЗА МНОГО ЛЕТ СОХРАНЯЛИ ОТНОШЕНИЯ С НЕНАДЕЖНЫМ ПАРТНЕРОМ?

На КАМАЗе началось внутреннее расследование, которое должно ответить на вопрос о том, как и почему некоторые менеджеры ОАО «КАМАЗ» много лет сохраняли отношения с ненадежным партнером – ООО «КЗТАА» (Камским заводом тормозной аппаратуры и агрегатов). Об этом в минувшую пятницу, 11 октября, сообщила корпоративная газета «Вести КАМАЗа». Напомним, что газета «БИЗНЕС Online» рассказывала о ситуации, сложившейся в КЗТАА, где около 200 человек остались без работы после того, как ОАО «КАМАЗ» отказалось от дальнейшего сотрудничества. Топ-менеджмент компании, поставлявшей автогиганту продукции на 1 млрд. рублей в год, призвал в арбитры премьер-министра РТ Ильдара Халикова, направив ему письмо-просьбу вмешаться в ситуацию. Руководство челнинского автогиганта в ответ утверждало, что это просто шантаж и к бывшему партнеру есть серьезные вопросы по ценам и качеству.

И вот в ответ КАМАЗ опубликовал большую статью на первой полосе своего корпоративного издания, существенно дополнив ту версию событий, которую излагал газете «БИЗНЕС Online» руководитель камазовской пресс-службы Олег Афанасьев. Корпоративная газета челнинского автогиганта уточнила, что первые замечания к КЗТАА появились еще в 2005 году, когда завод попал в поле зрения блока безопасности КАМАЗа. В 2006 году от правоохранительных структур была получена информация о связи некоторых руководителей и владельцев КЗТАА и печально известной группировки «48-й комплекс». Кроме того, указывает газета, были сведения, что предприятие появилось в результате рейдерского захвата другого бизнеса. Эти же лица фигурировали в уголовных делах о подкупе менеджеров ОАО «КАМАЗ» при поставках металлопродукции.

Также сообщается, что по некоторым данным, на КЗТАА уже выявились искажения бухгалтерской отчетности с целью занижения налогооблагаемой базы, в результате чего может быть нанесен экономический ущерб ОАО «КАМАЗ» в размере 2,4 млн. рублей. Соответствующие материалы уже направлены в правоохранительные органы.

«Для КАМАЗа работа с таким партнером несет не только финансовые потери, но и репутационные риски. Передовое предприятие не может сотрудничать с тем, кто обманывает государство и не платит налоги. С проблемным поставщиком автогиганту пришлось расстаться. Блок закупок в 2013 году установил несколько производителей на территории России, которые выпускают аналогичную продукцию по более низким ценам и на более выгодных для КАМАЗа условиях», - говорится в статье.

«ВЕЛ ПЕРЕГОВОРЫ В АГРЕССИВНОЙ ФОРМЕ, ЗАЯВЛЯЛ, ЧТО КАМАЗ ПРИПОЛЗЕТ С ЗАКАЗАМИ НА КОЛЕНЯХ»

Кроме того, в ней подчеркивается, что благодаря созданию нового подразделения – блока закупок, – с начала года сэкономлено 2,5 млрд. рублей, прекращены отношения с 55 контрагентами-посредниками, по поставкам от изготовителей – с 7 контрагентами-изготовителями. В статье также указывается, что «показательной стала ситуация с ООО «КЗТАА», с которым в рамках нового подхода к закупкам «КАМАЗу» пришлось расторгнуть отношения. Далее – цитата: «В ответ поставщик раздул ситуацию до скандала республиканского масштаба. Бывшие партнеры КАМАЗа считают, что все должно быть «как раньше». Как раньше – это монополия на поставку тормозной аппаратуры и агрегатов. Как раньше – это получение металла по льготной цене и продажа изделий из него по цене выше рыночной. Как раньше – это продукция низкого качества. Несмотря на все это, руководство КЗТАА не постеснялось призвать в защиту руководство города и республики, грозя уволить свыше 200 своих работников и представляя госорганам выгодные им документы. Так, например, в СМИ появились материалы, где они указывают, что якобы ранее к ним претензий по качеству не было. По всей видимости, представители КЗТАА «забыли» приложить к переданным в СМИ материалам документы, где графически проиллюстрированы зафиксированнные КАМАЗом проблемы по качеству и технике. Бесконечные преференции монополисту привели к прямой финансовой и репутационной угрозе для КАМАЗа. «С ООО «КЗТАА» был заключен контракт на поставку компонентов и на очистку металла, – сообщает департамент защиты ресурсов ОАО «КАМАЗ». Проверками установлено, что ООО «КЗТАА» не проводит работы, направленные на снижение уровня бракованной продукции, оказывает услуги по очистке металлопроката от окалины и коррозии для КАМАЗа по завышенной цене. И – при этой завышенной цене – осуществлял поставку неочищенного металлопроката, который запускался в производство ПРЗ на основании визуального осмотра их представителя. Проще говоря, работу, за которую на КЗТАА получали деньги, они не выполняли вовсе. При этом КЗТАА как монополист вел переговоры в агрессивной форме: угрожал повысить цены и заявлял, что КАМАЗ и при таких ценах приползет с заказами на коленях. А потенциальным конкурентам – возможным поставщикам – нанесли «визиты», чтобы не допустить взаимодействия с автогигантом».

В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» директор департамента по связям с общественностью ОАО «КАМАЗ» Афанасьев отметил, что цель статьи заключается не в том, чтобы «вывести на чистую воду» лишь одного недобросовестного поставщика.

– Эта статья – заявление нашей позиции в отношении политики закупок и в отношении внутренней политики к тем, кто занимается закупками. Дело в том, что в газете «Вести КАМАЗа» около полугода назад мы уже печатали материал на эту тему, но тогда никто не поверил в то, что столь масштабная работа по приведению в порядок наших закупок реализуема, многие решили: «Ну куда денется этот КАМАЗ?!» А сегодня как видите, ситуация совершенно иная, – сказал Афанасьев.

«НИКАКИХ ЖАЛОБ И СЛЕЗ С НАШЕЙ СТОРОНЫ НЕ БЫЛО»

Руководство КЗТАА, с которым связался корреспондент «БИЗНЕС Online», отметило, что оно целиком и полностью согласно с первой частью статьи в корпоративной газете КАМАЗа, то есть с тем, что в процессах закупок все должно быть прозрачно, ясно, четко и понятно. Однако с остальными утверждениями в КЗТАА категорически не согласны.

– По второй части статьи возникает много вопросов. Во-первых, касаемо того, что, дескать, мы «не постеснялись призвать в защиту руководство города и республики». Это ведь решение не наше, оно было принято на заседании координационного совета по рынку труда, которое состоялось в мэрии Набережных Челнов. Поэтому никаких жалоб и слез с нашей стороны не было, просто мы поставили в известность руководство города и республики, как того требует законодательство, – отметил Григорий Колей, соучредитель и советник гендиректора завода. Не согласен он и с тезисом, что КЗТАА предоставил в СМИ только выгодную для себя информацию.

– Мы же не сами «нарисовали» эти письма, графики и другую информацию о качестве продукции, оценке нас как отличного поставщика, их же направил нам КАМАЗ. Что касается поставок неочищенного металлопроката, и что, дескать, он завозился в производство под наблюдением нашего представителя. А где официальные бумаги о запрете этих поставок? Где бумаги, сообщающие, что идет несоответствие по качеству? Врать не буду, проблемные вопросы были, но дело в том, что мы отрабатывали новую технологию, и любое новое изделие на КАМАЗе все равно запускается в присутствии как представителей поставщика, так и представителей технологического центра и контролеров ОТК. Точно также сегодня запускается на КАМАЗе новая кабина. А огульно обвиняют нас в том, что мы поставляли неочищенный металл? Ну, нормальное руководство в таких случаях просто закрывает шлагбаум и все! Если взять других поставщиков, то кто из них работает без рекламации и без возврата? – вопрошает Колей.

Он особо подчеркнул, что отработка ценовой политики по очистке металла проходила совместно с камазовскими специалистами. Сравнивать с какой-либо ценой, утверждать, что она завышена или занижена, как говорят в департаменте защиты ресурсов ОАО «КАМАЗ», возможности не было, поскольку, по словам Колея, этой технологией ранее никто не занимался.

– Но она все равно давала экономический эффект по отношению к тому металлопрокату, который КАМАЗ получал с металлургических комбинатов напрямую. То, что потом шло снижение цены – это факт, но это происходило из-за того, что мы дополнительно занимались отработкой технологии и снижали трудоемкость и другие потери, то есть улучшали технологический процесс. Кстати, по такой же производственной программе PSK работает и сам КАМАЗ, – поделился Колей.

У него много вопросов вызвало утверждение в статье о том, что руководство КЗТАА выезжало к конкурентам.

– Департамент защиты ресурсов хочет обвинить нас в сговоре? Тогда почему предприятия, которые сейчас заходят на камазовский конвейер, то есть наши конкуренты, имели отличие от нашей цены на 2 - 5 процентов в сторону снижения? Откуда у них информация о наших ценах? – задает вопросы Колей.

«НЕПОНЯТНО, ОТКУДА ПОШЕЛ РАЗГОВОР О РЕЙДЕРСКОМ ЗАХВАТЕ?»

Удивило его и утверждение о том, что первые претензии к заводу относятся еще к 2005 году, когда как ООО «КЗТАА» появилось в 2007 году.

– До этого существовало ЗАО «КЗТАА», но это два разных предприятия. Потом, о каком рейдерском захвате может идти речь? Если бы он действительно был, то на это бы обратили внимание и правоохранительные органы, налоговая инспекция, другие силовые структуры. Мне непонятно, исходя из чего вообще, ведется речь о рейдерском захвате? – удивился Колей.

К слову, несколько наших читателей в комментариях к публикациям о сложных взаимоотношениях КАМАЗа и КЗТАА, написали, что якобы настоящим владельцем последнего является авторитетный челнинский предприниматель Сергей Серендеев. Однако это утверждение полностью опровергают как Колей, так и сам Серендеев.

– Я не имею никакого отношения к Камскому заводу тормозной аппаратуры и агрегатов, – заявил газете «БИЗНЕС Online» Серендеев, президент Федерации парашютного спорта РФ. – Ни официально, ни неофициально. И если кто-то утверждает обратное, то вы у них и спросите – почему они так говорят. Может, я и хотел бы быть хозяином какого-нибудь завода, который мне приписывают, но этого нет. Про взаимоотношения КАМАЗа и КЗТАА ничего не знаю, но если КАМАЗ начал проводить внутреннее расследование – это его право.

– Серендеев никакого отношения к ООО «КЗТАА» – ни юридического, ни правового, ни бухгалтерского, ни дружеского – не имеет. Можете написать большими буквами! – подчеркнул Колей.

«А НАШИ КОНКУРЕНТЫ ГОТОВЫ СНИЗИТЬ ЦЕНУ?»

Он также категорически отверг информацию «о связи некоторых руководителей и владельцев КЗТАА и печально известной группировки «48-й комплекс».

– Это тоже нонсенс! Набережные Челны – не такой уж и большой город. У меня друзья есть и в поселке ГЭС, и в поселке ЗЯБ, и в Новом городе, и в Альметьевске, и в Москве. Но это же просто друзья детства. Если кто-то из них когда-то имел отношение к чему-то, то мне как теперь быть? Кто-то из друзей детства стал академиком, кто-то стал генералом, а кто-то – уголовным элементом. При таком подходе любого руководителя можно приписать к группировкам «48 комплекс» или «29 комплекс», – улыбаясь отметил Колей.

Он особо отметил тот факт, что налоговая инспекция также проверяет деятельность КЗТАА, как и КАМАЗ.

– Пока к нам со стороны налоговой инспекции никаких претензий не было. А вообще, подытоживая, хотел бы сказать, что решение наших вопросов должно проходить не на страницах газет, а за круглым столом. Хотелось бы сесть за стол переговоров, чтобы руководители КАМАЗа высказали нам свои претензии: первое, второе третье. Мы бы тоже объяснили бы свою позицию. При этом, хочу заметить, что мы не поднимали цены с 2011 года. Сегодня наше предложение снизить их на 15 процентов расценивают так, что у нас как будто бы большой запас. Это в корне неправильное суждение! Для того, чтобы сохранить завод и продолжать работать, мы готовы поставлять на КАМАЗ продукцию себе в убыток, и восполнить эти потери за счет вторичного рынка. КАМАЗ прекрасно знает, что к ним тормозная аппаратура идет за 1,3 тысячи рублей, а на вторичный рынок такая же – за 1,8 тысячи рублей. Тем не менее, я согласен, что отечественный автопром нужно поддерживать, мы готовы на такой вариант сотрудничества, но когда нас обвиняют во всем и вся, хочется спросить: «А наши конкуренты готовы снизить цену до такого же уровня?» Вот ведь в чем дело! Ну, а в конце хотел бы пожелать руководству КАМАЗа дальнейшего процветания, поблагодарить за сотрудничество и хороший «урок порядочности», который оно нам преподнесло! – сказал Колей.

«ЗДЕСЬ ЕСТЬ ПОДВОДНЫЕ ТЕЧЕНИЕ, О КОТОРЫХ МЫ НИКОГДА НЕ УЗНАЕМ»

Эксперты, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», оценивая тот факт, что спор двух хозяйствующих субъектов перешел на публичную плоскость, отметили за КАМАЗом право использовать СМИ, а уж собственное тем более, для защиты собственной деловой репутации. Что касается КЗТАА, то, по их мнению, руководству завода свои проблемы нужно решать не через газеты, а обращаться в суд.

Владимир Иванов – генеральный директор ООО «Бизнес-Центр»:

– Я думаю, что это чисто спор двух хозяйствующих субъектов. Они долго совместно работали, КЗТАА был, по сути, монопольным поставщиком своей продукции – крупных узлов – на КАМАЗ. Много лет всех все устраивало. Дарили друг другу грамоты, говорили «спасибо». И тут вдруг раз – и конфликт. Так просто такие вещи не происходят. Я считаю, что здесь дело вовсе не в претензиях к качеству продукции. Скорее всего, здесь имеют место быть некие подводные течения, какие-то глубинные процессы, о которых мы не знаем, да и, может быть, и не узнаем никогда.

Что касается шумихи, которая поднялась вокруг этого вопроса, – спор перешел в СМИ, дошел до премьер-министра РТ Ильдара Халикова – то тут, видимо, руководство КЗТАА решило, что на войне все средства хороши. В том числе и привлечение общественного мнения. Вот только, наверное, выход из этой ситуации у КЗТАА один. Если у завода есть какие-то договорные отношения с КАМАЗом, то вопрос надо решать через Арбитражный суд. Если документ есть, в нем наверняка оговорена ответственность сторон за досрочное расторжение соглашения в одностороннем порядке. Только так КЗТАА и может восстановить статус-кво.

Михаил Надеждин – владелец юридической компании «Надеждин и партнеры»:

– Я считаю, если есть какие-то конфликты и споры между хозяйствующими субъектами, то это не повод для обсуждения широкой общественностью до тех пор, пока не будет вынесено решение суда. До тех пор сказанное остается субъективным мнением одной из сторон, которая пытается навязать свое мнение другим контрагентам. Я расцениваю это как давление на суд, который тоже газеты читает. Дело до суда не дошло, а мнение уже сформировано, причем негативное. А у меня как у юриста по прочтении публикации сразу возникло очень много вопросов, но я не стану высказываться о том, кто прав, кто виноват.

Что касается социальной стороны вопроса – сотрудничали много лет, а потом люди остались на улице – я хочу напомнить, что бизнес подразумевает извлечение прибыли. Вот в последнее время набрал обороты тренд социальной ответственности, и у нас деловые обеды постоянно проходят при участии бизнеса в жизни города… В США президент Обама захотел возложить на бизнес ответственность за здравоохранение и страна оказалась на грани дефолта. У нас почему-то с советских времен сохранилось мнение о том, что бизнес должен быть мамкой родной для всех и каждого. Я считаю, что люди, занимаясь бизнесом, несут свои риски и ответственность, а социальные гарантии – функции государства. Для уволенных и сокращенных существуют фонды, в которые мы отчисляем деньги, и которые периодически разворовываются. Но к государству вопросов не возникает, хотя жертвами реструктуризации пенсионного фонда стали миллионы, а тут каких-то 200 человек пострадало.

Расследование необходимо – оно может выявить и другую сторону ситуации, может быть КАМАЗ поторопился в своих выводах и решениях. Что стало толчком для расследования, мы с вами не знаем. По большому счету, там ведь крутятся большие деньги.

Максим Федоров – генеральный директор ООО «Фирма «Конкор Оптика», депутат горсовета:

– Есть два хозяйствующих субъекта, между ними заключен договор. Если партнер полностью удовлетворяет, никто не будет от него отказываться. Если завод тормозной аппаратуры перестал быть для КАМАЗа таким партнером, договор расторгается, и я не понимаю, причем здесь вообще премьер-министр. А внутренние проблемы, возникшие вследствие на заводе-поставщике, – это проблема его руководства. Когогин в последние годы вообще пытается освободиться от балласта: всяких мутных поставщиков, это политика, направленная на повышение качества продукции и уменьшение ее себестоимости. Так что пускай КЗТАА проблемы в себе ищет. Вот если бы работники этого завода обратились к премьер-министру с жалобой на свое руководство, которое их увольняет, то это я бы понял.

То, что КАМАЗ вынес свое внутреннее расследование в общее информационное поле – это нормальная ответная реакция. Если на них публично премьеру жалуются, КАМАЗ отвечает также. Что здесь криминального? Они же не пользуются депутатскими мандатами, не натравливают втихую налоговую инспекцию на этот завод. Их право опубликовать в СМИ свою точку зрения, чтобы другие предприятия не работали с сомнительными юридическими лицами.