ПОСЫЛКА ИЗ КРЕМЛЯ

29 октября управление Федеральной антимонопольной службы по РТ продолжит рассмотрение дела о нарушении закона «О защите конкуренции» оператором нижнекамского НПЗ – ОАО «ТАИФ-НК». Нефтепереработчика обвиняют «в установлении и поддержанием экономически необоснованных оптовых цен на дизельное топливо».

Корреспондент «БИЗНЕС Online», побывавший на первом разбирательстве в татарстанском УФАС, узнал, что вся история разгорелась из-за стремительного роста цен на топливо, которое производят таифовцы. В октябре 2012 года оптовая цена на дизельное топливо ТАИФ-НК составляла 32,5 тыс. рублей за тонну, а в конце декабря 2012 - начале января 2013 года уже достигла 35 тыс. рублей. То есть за два месяца цена выросла почти на 3 тыс. рублей за тонну (кстати, сейчас в среднем по рынку она не превышает 29 - 30 тыс. рублей).

Интересно, что замруководителя татарстанского УФАС Руслан Биктимиров в беседе с нашим корреспондентом не захотел рассказывать, кто инициировал жалобу на ТАИФ-НК. Однако, как нам стало известно из собственных источников, дело было возбуждено на основе итогов проверки, проведенной по обращению управления рационального использования топливно-энергетического ресурсов. Позже это было подтверждено и в официальном ответе УФАС нашей газете. Как известно, управление рационального использования ТЭР учреждено татарстанским кабмином и возглавляет его Роберт Гилязиев, который считается в республике одним из наиболее авторитетных специалистов по топливному рынку.

ПОЛНОМОЧИЯ И 9 МЕСЯЦЕВ

Первое заседание по делу «УФАС против ТАИФ-НК», котрое состоялось на днях и рассматривалось комиссией под председательством Биктимирова, прошло весьма бурно. ТАИФ-НК на встречу с антимонопольным ведомством прислал сразу четырех представителей: Владимира Калистратова, Дмитрия Толмачева (основной докладчик), Рустема Хамидуллина и Римзиля Нигматуллина. В зале были еще двое из группы поддержки ТАИФа, включая красивую стройную брюнетку.

Заседание началось сразу же с ходатайства об отложении дела. По словам Толмачева, это было необходимо для того, «чтобы состязаться с административным органом, у которого были полномочия и 9 месяцев для исследования доказательств». В ТАИФ же, по словам выступающего, материалы попали лишь в начале сентября, и невозможно подробно изучить их за «пять рабочих дней». Биктимиров возразил было, что аналитический отчет, подготовленный ФАС, касается определения доли ТАИФа на рынке и ничего нового там нет. На это представители ТАИФ-НК ответили, что там можно прочитать «очень много нового и интересного». В ответ Биктимиров посчитал нужным еще раз напомнить собравшимся, что ТАИФ-НК занимает доминирующее положение на рынке дизельного топлива Татарстана, и это никто не оспаривает.

Затем Биктимиров, решив взять быка за рога, попросил подвести резюме и рассказать, какие конкретно причины заставили ТАИФ повысить цены на дизельное топливо. Представители ТАИФ-НК, первоначально желавшие отложения дела, стали переговариваться между собой, видимо, пытаясь составить заветное резюме. Биктимиров, немного подождав, решил зачитать письменный ответ на эту тему, полученный ранее из ТАИФ-НК: «В 2012 году прослеживается увеличение цен реализации дизельного топлива зимнего, начиная с сентября. Увеличению отпускной цены реализации дизельного топлива способствовало повышение потребительского спроса, влияние факторов сезонности, а также повышение отпускных цен производителями топлива в Приволжского федерального округа».

Биктимиров уточнил: «Что за фактор сезонности повлиял на повышение отпускной цены реализации дизельного топлива зимнего?»

На что один из таифовцев лаконично ответил: «Похолодало». Затем последовали отдельные реплики с мест, касавшиеся повышения спроса и расходов. Биктимиров уточнил: «Фактически все сводится к тому, что чем больше спрос, тем выше цена?» Не дождавшись конкретного ответа на свой вопрос, он отметил, что в письменном ответе у них так и говорится.

Таким образом, несмотря на желание представителей «ТАИФ-НК» отложить рассмотрение дела, фактически оно было начато. Толмачев заметил, что в формулировке настоящего дела о «рынке дизельного топлива» неправильно поставлен вопрос, поскольку не существует рынка дизельного топлива. Существует рынок зимнего и летнего дизельного топлива, которые отличаются друг от друга. Соответственно, различаются и цены, объяснил представитель компании. В целях получения доказательств отсутствия завышения цен, ТАИФ-НК обратился в Торгово-промышленную палату РТ. Был получен ответ, который гласил, что в течение 5 - 7 дней им могут подготовить заключение. Оно, по словам Толмачева, может сделать процесс более объективным.

ВОЗЬМЕМ, К ПРИМЕРУ, ПРОИЗВОДИТЕЛЯ А

Затем представители ТАИФа передали комиссии материалы сравнительного анализа цен «на пять страниц». Было объявлено, что сравнивались цены различных производителей дизельного топлива, например, из Самарской группы НПЗ, «Лукойла», Саранского НПЗ.

В ответ Биктимиров привел такой пример: «Допустим, у производителя А затраты на производство одной тонны дизельного топлива составляют 1 миллион рублей. Однако производитель А, осознавая социальную значимость своей деятельности, работает себе в убыток на протяжении 25 лет. Наращивает долг, порядка 20 миллиардов рублей, но продает дизельное топливо по цене 20 тысяч рублей за тонну. Производитель Б не несет каких-либо серьезных затрат. Это связано с тем, что у него налажено гиперсовременное нанопроизводство, и его затраты составляют 500 рублей. Насколько будут экономически обоснованными цены производителей А и Б, при условии, что их цены различаются лишь, условно говоря, на 10 процентов? Вы не знаете, что включает в структуру себестоимости производитель А, какая у него маржинальная прибыль, рентабельность, как он исчисляет амортизацию и другие расходы». По мнению председателя комиссии, ориентированность на цены других поставщиков может привести «при определенных обстоятельствах на рынке оптовых реализаций дизельного топлива к осуществлению согласованных действий, что является отдельным предметом рассмотрения». Однако он отметил, что данные пояснения и анализ будут приобщены к делу и изучены комиссией.

Затем комиссии были переданы материалы анкетирования потребителей, которое проводилось раздельно по зимнему и летнему дизельному топливу.

«БЕДНЫЙ» ТАИФ

Далее члены комиссии попросили участников и слушателей покинуть зал. Дать комментарии корреспонденту «БИЗНЕС Online» представители ТАИФа отказались в связи с «отсутствием полномочий». Первое время они оживленно перешептывались между собой, можно было услышать такие фразы: «Душат!», «По себестоимости что ли продавать?», «И так в прошлом году штраф в 650 наложили» (видимо, имелось в виду, что в мае 2012 года управление ФАС по РТ на 650 тыс. рублей оштрафовало ОАО «ТАИФ-НК» за «злоупотребление доминирующим положением на оптовом рынке дизельного топлива на территории Республики Татарстан посредством установления экономически не обоснованных завышенных оптовых цен на дизельное топливо» - ред.).

В итоге, спустя час комиссией было объявлено, что ходатайство представителей ТАИФа об отложении рассмотрения было удовлетворено «в связи с необходимостью предоставления дополнительных доказательств, а также в связи с обращением в Торгово-промышленную палату РТ». ТАИФ должен приготовить полный отзыв на аналитический отчет и представить заключение Торгово-промышленной палаты РТ.

Фото-Таиф2.jpg

СУПЕРМЕНЫ ИЗ ФАС

Интересно, что накануне старта разбирательства с «дочкой» ТАИФ антимонопольное ведомство запустило мультипликационный ролик «о том, что сговоры и картели наносят вред гражданам, бизнесу и экономике страны». В главной роли в нем выступил «инспектор Павел Сидоров». Сам сюжет ролика достаточно незамысловат. Водитель, который приезжает на заправку и обнаруживает, что Аи-95, который вчера стоил 25 рублей, на следующий день подорожал до 60 рублей. Проезжая заправки, окрашенные в красный, зеленый (что интересно, таифовские АЗС имеют фирменный зеленый цвет) и голубой, он везде видит один ценник – 60 рублей. Водитель уже готов заплатить персонажу с хитрой ухмылкой, который сидит в будке с надписью «Нефтяная компания», но тут появляется супергерой – инспектор Павел Сидоров. Он одним жестом останавливает сомнительную сделку, возвращает ценники назад. Любопытно, что, как отмечают наблюдатели, главный герой ролика внешне напоминает Биктимирова из татарстанского УФАСа, что в контексте дела против ТАИФа выглядит зловеще...

К слову сказать, всего было снято 6 роликов продолжительностью около одной минуты каждый, которые теперь транслируются в других регионах страны. Нарисовали мультфильмы специалисты компании Infinity Games. Стоимость проекта составила 1,2 млн. рублей.

В этом же ролике говорится, что участие в картеле карается штрафом до 15% годового оборота компании и лишением свободы должностного лица компании-нарушителя сроком на 7 лет.

«Санкции, которые может применить ФАС в результате разбирательства, прогнозировать не возможно, так как тот же размер штрафа зависит от многих параметров и принимается конкретно в каждом случае», - говорит представитель ИАЦ «КОРТЕС» Александр Шкурин. Не исключено, что все санкции антимонопольщиков органичатся штрафом 1 млн. рублей, считает эксперт.

ВМЕСТО ВЫГОДНОГО ЭКСПОРТА ВСЕ ОТДАЕМ В РОДНУЮ РЕСПУБЛИКУ

Газете «БИЗНЕС Online» удалось получить комментарии ТАИФ-НК о споре с антимонопольщиками. В пространном письме компании сообщается, что она осуществляет свою производственную деятельность на территории Приволжского федерального округа, где развита сильнейшая конкуренция между нефтеперерабатывающими предприятиями. Указывается, что доля ТАИФ-НК среди объема производства дизельного топлива предприятиями Приволжского федерального округа в 2012 году составила 6,6%. При том, что весь объем производства дизтоплива в 2012 году в ПФО составил более 29 млн. тонн.

В ТАИФ-НК замечают, что рынок нефти и нефтепродуктов является одним из самых изменчивых рынков. Котировки на эти ресурсы в режиме реального времени публикуются на крупнейших торговых площадках. Далее в ответе компании говорится о том, что все регулирует всесильная «рука рынка». «Биржи выполняют функции сбалансирования спроса и предложения путем открытой купли-продажи, упорядочения и унификации рынка сырьевых ресурсов, а также экономического индикатора. Таким образом, рыночность механизма ценообразования на товарно-сырьевых биржах не подвергается сомнению: спрос и предложения на них определяют отпускную цену на нефтепродукт. Из этого представители компании делают следующий вывод: «Учитывая, что ОАО «ТАИФ-НК» осуществляет реализацию нефтепродуктов посредством ЗАО «Санкт-Петербургская международная торгово-сырьевая биржа» и электронно-торговой площадки OnlineContract, рыночность механизма ценообразования общества не должна подвергаться сомнению».

В письме ТАИФ-НК уточняется, что установление цен производится с учетом постоянного мониторинга цен конкурентов, анализа результатов торговых сессий на биржах и торговых площадках, анализа состояния спроса и предложения на продукт, оценки изменений налогового законодательства.

С некой долей гордости в письме ТАИФ-НК говорится, что «высокая степень социальной ответственности предприятия побуждает ОАО «ТАИФ-НК» делать акцент на реализацию топлива потребителям Республики Татарстан, в связи с чем приоритетным направлением отгрузки всегда будет являться Приволжский Федеральный округ. Именно это способствует отказу от более выгодных экспортных направлений реализации товарного дизельного топлива в пользу Республики».

ТАИФ-НК также обращают внимание на отсутствие в настоящий момент нормативно-правовой базы по расчету и формированию оптовой отпускной цены нефтепродуктов. Совместный ФАС и минэнерго проект закона «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в РФ» так и не вступил в силу.

ДОЛЛАРОВЫЕ СКАЧКИ И ПРЕВЕНТИВНЫЙ УДАР ПО ТАИФУ

Источник газеты «БИЗНЕС Online» в топливной отрасли РТ считает, что сегодня республиканский топливный рынок стабилизировался. «Нужно признать, что рентабельность потеряли многие НПЗ, многие из них уходят на профилактику, плохо, что не будет продукции белорусских НПЗ. Но нужно быть объективным. Сегодня ниже продавать топливо заводам не позволяет экономика. Все кредиты НПЗ в долларах, оборудование все долларовое. Ведь за рубли никто ремонтировать не будет, а обслуживают заводы компании из Кореи, США, Германии, Сингапура. И все это на фоне того, что доллар скакнул с 29 до 33 рублей, - объясняет собеседеник. По мнению источника, сегодня на уровне российского правительства принято решение не допустить роста цен на топливо, чтобы не вызывать недовольства населения. «Это установка президента. Поэтому внимание ФАС к ТАИФ-НК – это этакий удар по шапке заранее», - говорит он.

По мнению источника, то, что ТАИФ не совсем прав, когда ссылается на рост спроса и повышение цен другими предприятиями. «Это все равно, если у тебя в очереди не 10 человек, как обычно, а 20, и ты решил повысить цену на арбузы в два раза. То, что все остальные цены повысили, это не оправдание. Думаю, ответ ФАС будет такой, что дойдет очередь и до них. Единственным оправданием в этой ситуации была бы условная ситуация: допустим, нефть стоила 18 тысяч рублей за тонну, а стала 22 тысячи рублей, то есть цена перерабатываемого сырья выросла. Это объяснение могло быть принято. У ТАИФа же нет своих скважин. Мой прогноз: скорее всего, это дело УФАС выиграет», - говорит представитель топливного рынка.

Наши источники на топливном рынке в то же время отмечают одну важную деталь: для сравнения цен УФАС взял не совсем корректный период. «Выпуск летнего топливо прекратился в ноябре 2012 года, и сравнивать цены ноября с ценами января 2013 года – некорректно», - говорит Шкурин, аналитик ИАЦ «КОРТЕС». «Вообще, полная глупость сравнивать цену дизельного топлива летного с ДТ зимнего период. Это ведь разная себестоимость, разная технология производства. Если вы летнее зальете при минусовой температуре, то оно замерзнет, а зимний дизель не замерзнет и при минус 30 градусах», - говорит участник топливного рынка, пожелавший остаться неназванным.

РЕАКЦИЯ ФАС ЕСТЕСТВЕННА

Газета «БИЗНЕС Online» выяснила мнение экспертов о том, насколько велики шансы, что антимонопольщики смогут доказать завышение цен.

Егор Гончарук – аналитик ИК «Энергокапитал»:

- В целом в этот период рост цен на топливо был в пределах двух-трех процентов, и реакция ФАС на резкий рост цен у ТАИФа выглядит логичной (рост ТАИФ составил более 7% - ред.). ФАС постоянно мониторит ситуацию на рынке дизтоплива. Так, в течение первого полугодия ФАС анализировала ценообразование на топливо на Дальнем Востоке. Кроме того, постоянно проводятся контрольные мероприятия по отдельным компаниям данного сектора. Ст. 14.6 КоАП данное нарушение влечет штраф в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара. Однако факторов, подтверждающих обоснованность завышения цены, можно предоставить достаточно много. Сюда можно отнести и высокие транспортные издержки, дополнительные коммерческие затраты или включение в стоимость бензина инвестпроектов и так далее. На мой взгляд, ТАИФ имеет все шансы выйти сухим из воды или отделаться незначительным штрафом.

Анна Кокорева – аналитик компании «Альпари»:

- Это не первое разбирательство ТАИФа и ФАС. Компания безосновательно повысила цены на дизельное топливо весной 2012 года, за что была оштрафована антимонопольной службой. В связи с этим, мы не исключаем того, что цены вновь были повышены в начале 2013 года, не имея на то оснований. Если служба это докажет, как и в прошлый раз, то ТАИФу грозит новый штраф в районе 1 миллиона рублей. Другие игроки рынка в завышении цен замечены не были. Летом этого года ФАС имел претензии к «Камчатнефтепродукту», однако действия компании были признаны законными. В мае 2013 года «Камчатнефтепродукт» подняло цены на дизельное топливо летнее с 36,40 до 40,20 рублей за литр.

Справка

ОАО «ТАИФ-НК»

Анализ ситуации на топливом рынке России (2012 - 2013):

С середины 2012 года по середину 2013 года завод ТАИФ-НК выпускал дизельное топливо (зимнее второго и пятого классов), летнее топливо и дизельное с депрессорной присадкой. Причем летнее топливо выпускалось до октября 2012 года, а в сентябре 2012 г. завод начал выпуск зимнего ДТ второго класса, а в ноябре – пятого класса. Поэтому, сравнивая цены на ДТ топливо, необходимо сравнивать соответствующие продукты по виду и классу.

Так, для ДТ зимнего второго класса цены ТАИФ-НК были выше, чем у Самарской гр. НПЗ, но не превысили 10% (норм. фактор ФАС). При этом на рынке цены на ДТ зимнее росли.

Что касается ДТ зимнее пятого класса, то все заводы в октябре начали выпускать ДТ зимнее, причем цены ТАИФ-НК двигались в рамках рыночных тенденций (снизились в январе 2013 г.), отклонение от среднего значения не превышало 3% (не выше/не ниже).

Выпуск летнего топлива прекратился в ноябре 2012 г. и сравнивать цены ноября с ценами января 2013 года – некорректно для летнего топлива.

По ДТ с депрессорной присадкой цены ТАИФ-НК ниже средней цены по заводам на 3 - 6%.

Так как цены ТАИФ-НК не выбиваются (более чем на 10%) по заводам Приволжского ФО, то говорить о поставках из других регионов нет необходимости.

Данные предоставлены ИАЦ «КОРТЕС».