ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ СТАБИЛЬНОСТИ В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ

«Мы берем на себя серьезную ответственность, – обратился к заводчанам и гостям церемонии генеральный директор ОАО «Зеленодольский завод им. Горького» Ренат Мистахов, – по строительству еще двух фрегатов. Они несколько другие, чем предыдущая пара по техническим характеристикам, водоизмещению, вооружению, но тоже строятся для Вьетнама».

Напомним, что сегодняшняя закладка – продолжение сотрудничества между ВМС Вьетнама, ОАО «Рособоронэкспорт» и заводом им. Горького: зеленодольцы уже построили для вьетнамской стороны два корабля проекта «Гепард-3.9». 10 июля 2007-го был заложен первый корабль, 28 ноября того же года – второй. 5 марта 2011 года на военно-морской базе Камрань государственный флаг Вьетнама был поднят на фрегате, получившем имя первого вьетнамского императора – Dinh Tien Hoang. На втором корабле – Lee Thay To – аналогичная церемония состоялась 22 августа 2011-го. Эксперты оценивали стоимость в $350 миллионов.

Зеленодольские предприятия – и завод, и ПКБ – успешно справились с заданием: корабли были построены в срок, и у вьетнамцев не возникло к качеству работы серьезных нареканий. Фрегаты активно эксплуатируются ВМС Вьетнама. «Гепарды» могут бороться с воздушными, надводными и подводными целями. В их задачу входят сопровождение и охрана конвоев, контроль и патрулирование государственной границы и экономической зоны, борьба с контрабандистами, браконьерством и пиратством, оказание помощи терпящим бедствие судам и поисково-спасательные работы. О необходимости иметь хорошо оснащенные вооруженные силы для поддержания стабильности в Юго-Восточной Азии на церемонии говорил главнокомандующий ВМС Социалистической Республики Вьетнам адмирал Нгуен Ван Хиен (напомним, вчера с делегацией министерства национальной обороны Вьетнама встретился премьер-министр РТ Ильдар Халиков).

Среди основных причин интереса вьетнамцев к кораблям проекта «Гепард» эксперты называют отличные тактико-технические характеристики корабля и успешные результаты предшествующего контракта. «Закрыв» гарантийные обязательства, завод фактически дал зеленый свет новым проектам.

«У ВЬЕТНАМА ЕСТЬ ЖЕЛАНИЕ ЗАКАЗАТЬ НОВЫЕ КОРАБЛИ»

Отметим, что долгое время ходили разговоры о желании вьетнамской стороны строить «Гепарды» самостоятельно – на верфях в Хо Ши Мине. Но, как бы там ни было, в октябре 2012 года Россия и Вьетнам заключили межправительственное соглашение на поставку еще двух фрегатов, а 15 февраля 2013-го был подписан государственный контракт между «Рособоронэкспортом» и зеленодольским заводом им. Горького (входит в ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс»). Считается, что новая пара «Гепардов» будет отличаться от своих предшественников – прежде всего противолодочным «уклоном».

Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» директор по гособоронзаказу и военно-техническому сотрудничеству ОАО «Зеленодольский завод им. Горького» Сергей Руденко, «вьетнамское направление» работы достаточно перспективно: «Инфраструктура Вьетнама позволяет поставить туда как минимум еще одну пару кораблей (помимо этих двух паравт.). Все базы у них уже подготовлены. Проект «Гепард 3.9» надежен, унифицирован, освоены новые технологии, производство. В свою очередь, Вьетнам наладил производство боеприпасов необходимых для данного типа кораблей. Нам это позволяет серийно осваивать корабли этого проекта, а серийное производство – всегда выгодная затея. Ну и проект показал себя на первой паре боеспоспособным, эффективным. Это выгодно обеим сторонам».

О возможном продолжении сотрудничества газете «БИЗНЕС Online», не вдаваясь в подробности, рассказал и генеральный директор ЗПКБ Виталий Волков: «У нас есть хорошие виды, есть что предложить, и эти предложения отвечают пожеланиям министерства обороны Вьетнама».

Оптимистично настроен и Мистахов: «Вообще в истории нашего завода, да и в истории флота не было такого, чтобы в один день закладывали два фрегата. И могу сказать, что сегодня обсуждается вопрос о том, что у Вьетнама есть желание заказать у нас еще корабли».

Справка

Водоизмещение корабля проекта «Гепард-3.9» составляет 2200 т, скорость – около 29 узлов, дальность плавания – 4 тыс. миль, автономность – 20 суток. Рекомендуемый экипаж – 84 человека. Фрегаты оснащены современным ракетно-артиллерийским, авиационным, противолодочным и радиотехническим вооружением, а также минным и противодиверсионным оружием.