3.jpg

«С НОВОГО ГОДА ДЕМПИНГ ОТМЕНЯЕТСЯ»

Вчера отдел поддержки предпринимательства исполкома Набережных Челнов организовал круглый стол с предпринимателями, обещанный мэром Василем Шайхразиевым на заседании антикоррупционной комиссии. Напомним, неделю назад перед мэром были озвучены результаты опроса Контрольно-счетной палаты предпринимателей об их отношении к участию в муниципальных закупках. Основными препятствиями на пути к госзаказам бизнесмены назвали отсутствие информации о предстоящих торгах в план-графиках и несоответствие последних реальным датам торгов. В этом же ключе прошла формулировка «нереальные сроки исполнения заказа». Среди других проблемных моментов фигурировали несвоевременная оплата контрактов, необоснованные требования к поставщикам и, конечно, недостаток общей информации о торгах. Реакцией на последний вопрос и стал сегодняшний круглый стол.

Лично мэр в этом мероприятии участия не принял. Из полусотни приглашенных отделом Радмира Беляева на встречу с администраторами муниципальных закупок пришли 15 предпринимателей. Что характерно, из опрошенных корреспондентом «БИЗНЕС Online» участников никто и не слышал об аудите Контрольно-счетной палаты, с респондентами которой мэр планировал пообщаться. Что, впрочем, не помешало представителям текстильной, мебельной, строительной, медицинской и других отраслей сформулировать претензии заново. Отвечал на них Азамат Вильданов – начальник отдела муниципального заказа исполкома.

Дискуссию Вильданов открыл с общей информации о том, что в настоящее время 70% электронных аукционов в республике проходят через региональную площадку zakazrf.ru и что при всех плюсах она имеет свой минус – допускает практически безграничный демпинг цен. «В прошлом году, например, был случай, – припомнил Вильданов, – когда цена на ремонт школы в результате торгов снизилась на 60 процентов! В итоге заказ так и не был выполнен». В следующем же году с вступлением в силу нового закона о госзакупках главным механизмом госзаказа станет конкурс, что, по словам Вильданова, решит проблему демпинга. Начальник отдела мунзаказа не забыл и о ложке дегтя для ожидаемой бочки казенных денег – постращал предпринимателей электронной подписью, с которой общие технические сложности размещения заявки в будущем будут занимать до пяти дней.

Начальник-отдела-муниципального-заказа-исполкома-РђР·Р°Р
Начальник отдела муниципального заказа исполкома Азамат Вильданов

МЕБЕЛЬЩИКИ МЕЧТАЮТ О ВСЕМОГУЩЕСТВЕ

Роль первопроходца в постановке ожидаемых от бизнеса острых вопросов взял на себя директор мебельной фабрики «Ак Барс» Накип Галимов, как того требует его статус председателя ассоциации мебельщиков автограда. Центральной проблемой он обозначил уже озвученный Вильдановым демпинг цен на аукционах, который его коллег, в частности, «вынуждает поставлять в школы мебель прошлого века». Галимов сообщил, что ассоциация уже предварительно договорилась с руководителем официальной федеральной площадки госзакупок Яковом Геллером о том, что при снижении начальной цены в мебельных тендерах более чем на 20% служба Геллера будет обращаться к экспертному совету ассоциации. Эксперты будут выезжать на производство победителя с инспекцией и весьма широкими полномочиями – вплоть до отмены результата торгов, если уровень производства их не устроит.

Но Геллер в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» подобную договоренность не подтвердил.

– Все было не так, – возразил он. – Мы действительно разговаривали с ассоциацией мебельщиков, но конкурентные преимущества предоставлять мы никому не можем, да и не в силах. Однако информацию о том, что цена на торгах на мебель упала ниже 20 процентов, мы готовы им предоставлять. Они создают свой совет, который будет проводить экспертизу, но никаких полномочий у них нет и быть не может, поскольку они не государственный орган. Может быть только общественное обсуждение. Я слабо себе представляю, каким образом общественная организация может затребовать у победителя торгов обоснование цены или что-то подобное. На основании чего? Допустим, я директор фабрики, продаю стулья по 100 рублей, и тут ко мне приходит некий профсоюз мебельщиков и требует обосновать эти 100 рублей. Да я пошлю их подальше. И правильно, кстати, сделаю. Но информация о падении цены может быть им интересна с другой стороны: почему так завысили первоначальную цену контракта, что стала возможна экономия в 20 процентов? В свое время, когда вступал в силу 94 закон (действующий закон о госзакупкахавт.), мы еженедельно докладывали премьеру о всех случаях падения цен на 20 процентов. Потому что это неправильное определение начальной цены. Рынок устоялся, не может быть такого падения. И поэтому в 2006 году наказывали заказчиков, которые такие цены выставляли. Потом вся эта система постепенно умерла. Мне трудно судить, для чего определенные люди нашли в себе смелость отменить работу всей системы АИС «Госзаказ», но именно благодаря им со следующего года мы уже можем не быть оператором федеральной площадки госзакупок.

СКРИНШОТЫ НА ВООРУЖЕНИИ

Но вернемся к челнинским участникам муниципальных торгов. Приоритет вопроса о демпинге цен на аукционах, обозначенный Галимовым, собеседники поддержали. Вильданов в этой связи еще раз напомнил о вступлении с нового года в силу закона 44-ФЗ о госзакупках, который обяжет победителя торгов при снижении цены более чем на 25% экономически обосновать свои выгоды. Галимов же закинул вдогонку и второй крючок:

– В последнее время заказчики требуют обеспечения контракта на 25 - 30 процентов. Вероятно, этот момент и подразумевался в ответах на опрос Счетной палаты под формулировкой «несвоевременная оплата контрактов». Аванса не дают. Если ты берешься исполнить заказ, то деньги получишь в лучшем случае через 1,5 месяца. Допустим, если заказ на 5 миллионов, то на поставки, на работу нужно иметь где-то 9 миллионов своих, чтобы его закрывать. Мы, мебельщики, создали резерв, с которым ассоциация будет выступать поручителем за своих членов. А как быть остальным? В новом законе тоже обеспечение предусмотрено.

2.jpg

В данном случае с ответной инициативой выступил Беляев. Он предложил на уровне города договориться с одним из местных банков о подобной обеспечительной программе для всех под небольшой процент. По мнению Галимова, в таком случае банк должен просить не более 5 - 7%.

Замдиректора ТПП Иван Шигин – тоже мебельщик, гендиректор фабрики «Идея комфорта», напомнил со своей стороны о «необоснованных требованиях к поставщикам», как это формулировалось на антикоррупционной комиссии, а конкретно – о торгах с техусловиями, написанными под конкретного поставщика. Шигин предложил ввести новую практику: обязать заказчиков выкладывать по несколько вариантов техзаданий, чтобы соблюсти принцип конкуренции.

– А как быть с теми случаями, когда ты заявляешься в аукционе, а потом к тебе приходят некие люди и требуют денег за то, чтобы не демпинговать на торгах? – животрепещущий вопрос уголовной тематики на повестку дня снова внес Галимов.

Вильданов пояснил, что факты такие есть, но виноваты в них сами поставщики.

– Вы на первом этапе не обязаны указывать наименование своей организации, вы должны только описать услугу, – этим заявлением он явно удивил некоторых участников. – Не называйтесь, и никто на вас не выйдет. Если же организатор торгов требует, чтобы вы назвались, – знайте, что это требование незаконное, сделайте скриншот экрана и отправьте его в антимонопольную службу.

ТОЛЬКО ДЛЯ СВОИХ

Директор швейных фабрик «Челны-Спецодежда» и «Школьная мода» Татьяна Кондратьева, спровоцированная на слово тем, что она единственная подняла руку после вопроса Беляева о том, кто вообще-то участвовал в муниципальных тендерах (как выяснилось позже, все-таки участвовали многие), заявила о полной юридической и экономической безграмотности заказчиков. Выводы ее основываются на следующих наблюдениях: техзадания не конкретны, начальные цены не просчитаны. «Никто не знает закона о госзакупках, – с абсолютной уверенностью констатировала Кондратьева. – Устройте профессиональное обучение прежде всего своим заказчикам. Любые торги без исключения можно спокойно отменить – они все с ошибками, работать невозможно». Также Кондратьева при общем одобрении наказала оператору мунзаказа продумать поддержку на электронной площадке местного производителя.

Тему землячества продолжил неназванный участник заседания, который рассказал историю участия в госзакупках челнинского яхт-клуба, руководитель которого заказал парусную лодку. Тендер выиграл хабаровский поставщик, лодку привезли. В итоге цена на нее превысила розничную по городу, а лодка оказалась моторной. Как предъявить претензии Хабаровску – вокруг этого рефрена закрутилась проблема участия в госзакупках удаленных поставщиков. Как выяснилось, муниципальный оператор уже пытался ввести ограничения по удаленности, но был осажден антимонопольщиками. В утешение Вильданов сообщил, что почти 80% поставщиков, прошедших через площадку в прошлом году, челнинские, менее 2% – из других регионов, остальные из городов Татарстана. Кстати, общая сумма муниципальных закупок за прошлый год составила 1,7 млрд. рублей – это деньги бюджетов всех уровней.

И два последних домашних задания, порученных исполкому предпринимателями, касались публикуемой статистики и качества техзаданий. Бизнес нуждается в том, чтобы в заказах четко прописывались качественные параметры требуемого товара, чтобы перекупщики не демпинговали хотя бы китайским импортом. В статистике же надо отражать в первую очередь суммы сделанных за некий период закупок по отраслям и группам товаров и непременно – сколько и чего было закуплено «на стороне», чтобы городские знали, чего не смогли предложить муниципалитету местные конкуренты.

«ШАЙХРАЗИЕВУ ДАЛИ НЕАКТУАЛЬНУЮ ИНФОРМАЦИЮ»

В комментарии корреспонденту «БИЗНЕС Online» Вильданов заявил, что информация о несоответствии план-графиков реальным датам торгов, на что жаловались предприниматели Контрольно-счетной палате, уже не актуальна.

– Это была проблема 2012 года. В этом году у нас налажен полностью автоматический контроль. Все план-графики соответствуют размещенному заказу. Но надо помнить, что конкретную дату там написать невозможно, по закону мы пишем месяц размещения. Что касается «нереальных сроков»… Нашим отделом строго ведется контроль над такими заказами. Приходит заказчик – в первую очередь мы смотрим сроки исполнения контракта, соответствует ли он план-графику.

Свою позицию относительно полного невежества заказчиков прояснила Татьяна Кондратьева – директор швейных фабрик «Челны-Спецодежда» и «Школьная мода»:

– Заказ существует отдельно от товаропроизводителя. У нас ничего не делается для того, чтобы производитель выгодно продал товар, а бюджет получил с этой выгоды налоги. Нет протекционистской политики. Поступления в бюджет будут все меньше и меньше, потому что самый главный вопрос не решается: что же город может и должен получить от тех, кто занимается бизнесом?

Я предлагаю прежде всего на старте аукциона правильно составлять техзадание. Нужно четко задать товар или услугу, которая закупается: какая конкретно пеленка нужна заказчику или какая школьная парта. И нужно заранее грамотно считать стоимость этой пеленки. Существует академический подход к ценообразованию, и заказчик должен знать самую выгодную для себя цену и закладывать процент плановых накоплений. Например, 5 процентов – это позволительно для госзакупок.

И о том, что же получит город и получит ли вообще. Если город закупает у ООО – это одни налоги, если у ИП – другие со значительным минусом. Я не предлагаю кого-то ограничивать, я предлагаю профессиональный подход. Вот все у нас говорят про ЖКХ. А их элементарно можно причесать: посчитать их сметы, добавить 5 процентов планового накопления и увидеть, что в этих сметах допустимо, а что нет. И закончить этот беспредел. То же самое и с госзакупками. А их, кстати, три вида. Если взять запрос котировочных цен – так там вообще на 100 процентов коррупция. По этой линии ни за что не продашь товар, заказчик всегда заранее знает, где и что он купит. Ни о какой конкуренции даже речи быть не может. Только личная выгода закупщика. Мы с этим столько раз сталкивались! Поставляют товар в два раза хуже, в два раза дороже, но лишь бы не другие. Мы в конце концов плюнули и отступились.

MADE IN ТАТАРСТАН

Есть ли способы удовлетворить потребности местных производителей в преференциях в рамках муниципального заказа, «БИЗНЕС Online» прокомментировали директор МКП «Дирекция муниципального заказа» Руслан Гизатуллин и генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу РТ» Яков Геллер.

Гизатуллин считает достаточной мерой поддержки консультации бизнеса.

– Надо просто участвовать в торгах независимо от ценообразования. Нужно иметь штатных сотрудников для участия в госзакупках или обращаться в специализированные организации, такие как наше муниципальное предприятие. Есть опытные специалисты, которые могут посмотреть и оценить техзадание на предмет коррупционной составляющей. Если найдут – подготовят жалобу в антимонопольную службу. Для участия в торгах, не смотря ни на что, законные рычаги есть. А вот для поддержки местного производителя их нет.

– Отражать в регламенте муниципальных закупок приоритет местного производителя – это политически неправильно, – уверен Геллер. – Преференции нельзя давать территориально. О том, что Россия едина и все в ней едины, еще Екатерина II сказала. Но мы говорим о том, что, конечно, мы должны продвигать продукцию местного производителя, мы в этом заинтересованы. И понятно, что эта продукция должна быть дешевле при равном качестве, потому что логистика исключается из цены. Поэтому мы и сделали ЭТИС, который целиком базируется на анализе данных в таком ключе: «Почему не берут продукцию наших производителей?» Таких причин может быть только три: продукция некачественная, она дороже, или ее нет. Мы постоянно предлагаем внедрить систему: если заказчик покупает товар – хоть те же стулья – из другого региона, то директор местной фабрики имеет право узнать, почему купили не его стулья. И если они хуже, то он может подать жалобу в наблюдательный совет. Если у него стулья дороже, то пусть анализирует структуру своей себестоимости, может, ему надо одну секретаршу сократить и одну иномарку. Ну, а если стульев у нас нет, то это инвестиционная ниша – поле работы для наших министерств, которые должны этот бизнес локализовать у нас. Но давать преференции только за то, что производитель из 16 региона, нельзя.

Однако я вам скажу, что мы сейчас внесли одно предложение, которое плотно прорабатывается бизнес-омбудсменом Тимуром Нагумановым. Оно возникло после инцидента с поликарбонатной фабрикой. Мы разбирались, почему все надземные переходы построили не из нашего поликарбоната, хотя он есть. Идея в следующем: если продукция производится в Татарстане, то она вносится в специальный перечень, и все заказчики обязаны закупать такую продукцию только на своей бирже, которую мы внедрить все никак не можем. И все наши производители получают открытый доступ на биржу всей номенклатуры продукции, производимой в республике. Надеюсь, что это предложение Тимур Дмитриевич сможет протащить, и президент его одобрит. Идею поддерживают все крупные промышленники, и министерства поддерживают, и мы готовы этот механизм запустить. Нужно только волевое решение. И тогда не нужны будут никакие преференции, они уже будут заключаться в том, что открыт доступ на рынок сбыта. Рустам Нургалиевич уже дважды отмашку давал, но практического результата нет, потому что нет администрирования. Над этим Нагуманов и работает – пытается довести ситуацию до администрирования, чтобы мы докладывали о результатах закупок и доступа к ним.

А пока факт остается фактом: наши ребята толкутся, а заработать не могут, потому что над каждым заказчиком, над каждым кладовщиком не поставишь милиционера. Нужно обязать всех этих кладовщиков закупать продукцию на открытых торгах.