ЦЕНОВЫЕ ТАНЦЫ ЦЕМЕНТА

Интересная информация о ситуации на рынке стройматериалов, а именно на цементном, содержится в ежеквартальном отчете ОАО «Татнефть». Согласно анализу нефтяников, использующих «строительный хлеб» в своей деятельности, средняя цена на строительный цемент за второй квартал 2013 года снизилась на 10,5% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Это при том, что в прошлом году прирост составил 41,5% (!).

Если сделать небольшой экскурс в историю, обнаружится, что подобные колебания цен на цемент не редкость: так, в 2007 году цены на цемент возросли в среднем на 72%. В июле 2010 года сообщалось, что по сравнению с 2007 же годом цены снизились почти в два раза, и в среднем тонна цемента стоила 3 - 3,5 тыс. рублей. В 2012 году было опубликовано, что с января по май цемент подорожал почти на четверть, и средняя цена производителей составила 2 777 рублей за тонну. Свою роль в этом сыграли и мегастройка казанской Универсиады, и предстоящая сочинская Олимпиада. При этом необходимо учитывать сезонность потребления продукта.

СТРОИТЬ ИЛИ НЕ СТРОИТЬ, МОЛОТЬ ИЛИ НЕ МОЛОТЬ

Как известно, весь цемент в республику ввозится из-за его пределов. Споры вокруг того, стоит ли запускать собственное цементное производство в Татарстане, идут давно.

Во времена СССР считалось, что строительство цементного завода экономически оправданным может быть только в том случае, если мощность предприятия будет составлять 1 млн. т продукции в год с запасом месторождения не менее 50 млн. т сырья. В Татарстане месторождений с подобным запасом обнаружить не удалось. Но споры о том, что, может, стоит создать мини-заводы по производству цемента продолжаются до сих пор. Также предлагалось для снижения зависимости Татарстана от поставок цемента создать производства по разбавлению завозных полуфабрикатов местными минеральными наполнителями, но сами цементные заводы не заинтересованы в таком конкуренте.

НА ГОРИЗОНТЕ КРИЗИС ПЕРЕПРОИЗВОДСТВА ЦЕМЕНТА?

Корреспондент «БИЗНЕС Online» спросил у экспертов, как чувствует себя цементный рынок в российском и татарстанском масштабах.

Владимир Гузь — управляющий партнер консалтинговой компании «СМ Про»:

— Если смотреть по России, в предыдущем году цены незначительно росли, в текущем году до середины лета незначительно снижались. На данный момент производителями предпринимаются попытки поднять и зафиксировать цены перед неизбежным сезонным снижением зимой.

В среднем по РФ цена приобретения с НДС и доставкой в январе и в июне была 3,8 тысячи рублей за тонну.

В 2012 году по России рост потребления цемента составил 13,2 процента. Но за первое полугодие 2013 года рост составил всего 7,5 процентов. В ПФО рост еще ниже — 5,8 процента. Производители цемента, конечно, могут обеспечить и больший прирост потребления, так как в последние несколько лет было введено в эксплуатацию несколько новых технологических линий, и прирост мощностей опережает рост спроса на цемент. Существенно влияет на рынок растущий ввоз из стран ближнего зарубежья.

Как это может повлиять на ситуацию в Татарстане? Например, в Московском регионе построили завод, который обеспечил своей продукцией какую-то часть рынка, вытеснив с него производителя из Поволжья. В результате, цементному предприятию из ПФО необходимо увеличивать свою долю на внутреннем рынке. Самые быстрые и эффективные рычаги увеличения своей доли — это снижение цены или отгрузка продукции в долг.

Такие действия производителей — явный признак приближающегося кризиса перепроизводства на рынке. В ближайшие годы основным фактором, определяющим рыночную стоимость, будет являться рост спроса на цемент в Европейской части России.

Основными поставщиками цемента в Татарстан железнодорожным транспортом являются: «Ульяновскцемент» («Евроцемент») — 30 процентов, «Мордовцемент» — 21 процент, ЗАО «Строительные материалы» (Heidelbercement) — 17 процентов, «Вольскцемент» (Holcim)— 14 процентов, «Горнозаводскцемент» — 3 процента.

А всего в Татарстан в первом полугодии 2013 года железнодорожным транспортом было везено 875 тысяч тонн цемента, за аналогичный период прошлого года — 910 тысяч тонн.

Эти цифры не свидетельствуют о существенном снижении спроса. Скорее всего, увеличилась доля цемента, ввезенного в Татарстан автомобильным транспортом.

ПОТРЕБЛЕНИЕ ЦЕМЕНТА ДОСТИГЛО ДОКРИЗИСНЫХ ВЕРШИН

Юрий Ерокин — директор интернет-журнала о цементе RUСEM.RU:

— Цены на цемент в настоящее время не то чтобы падают, скорее, они возвращаются к ценам прошлого года. Стоимость росла в течение 2012 года до января 2013 года. Дальше было ежемесячное падение с некоторыми всплесками. Так, в 2012 году с января по декабрь средние цены на цемент в Татарстане повысились с 2868 до 3492 рублей за тонну ( плюс 22 процента). К середине года в (июне 2013) по сравнению с началом года средние цены снизились на 5 процентов (с 3531 до 3352 рубля за тонну).

Основными игроками на рынке цемента Татарстана являются: «Мордовцемент», «Евроцемент» (заводы в Ульяновске и в Жигулевске) и «Вольскцемент». Они занимают от 80 до 90 процентов рынка. Доля остальных незначительна, в основном это мелкие поставки с сибирских и уральских заводов.

Татарстан по потреблению цемента на душу населения наряду с московским, питерским и краснодарским регионами входит в число лидеров, и по России находится на четвертом месте.

На уровне России прогноз по производству цемента с января по декабрь 2013 будет на 9 процентов выше прошлого года — 67 миллионов тонн. Потребление составит 71 миллион тонн, к ним добавится около 6 миллионов тонн импорта, и вычитается экспорт — около 2 миллионов тонн. Таким образом, в целом по стране потребление составит 71 миллион. Основные импортеры — это Турция, Иран, Беларусь, которые ввезут порядка 4 миллионов тонн цемента.

Потребление цемента в России растет, подобных показателей не было с 2007 - 2008 годов. Скорее всего, повышение потребления связано с проектами частно-государственного партнерства. Это Универсиада, грядущий чемпионат мира по футболу, в последний год большой рост потребления дало Сочи-2014.

Схожая ситуация происходит и на рынке бетона. В январе 2013 года, согласно данным госкомстата, стоимость товарного бетона по Татарстану, по сравнению с январем 2012 года, подорожала на 25 процентов и составила 4492 рубля. Но к июню 2013 года сравнялась с ценами июня 2012 года и составила 4 185 рублей (даже ниже на 0,2 процента). Здесь рассмотрены средние цены приобретения подрядными организациями товарного бетона.

РАНЬШЕ В КОНЦЕ СЕЗОНА ЦЕНЫ НЕ ПОДНИМАЛИ

Наиль Бикмуллин — директор ООО «Волжский завод строительных материалов» BIKTON:

— Ежегодно в летний период происходило повышение более чем на 20 процентов, зимой цена немного опускалась. В этом году такого большого роста цены на цемент летом не было.

По всей видимости, это связано как с падением спроса, так и с увеличением предложений на рынке в результате пуска новых производств в европейской части России. Если в прошлом году летом в одно время мы ощущали дефицит цемента, то в этом году этой проблемы нет. Наоборот, сложилась ситуация, что предложений стало чуть больше, чем рынок смог переварить, кроме этого, по сообщениям прессы, цементники для повышения цены начали уменьшать объемы.

Также в некоторых регионах (это Татарстана, похоже, не коснулось), опасаясь кризиса, не стали строить новые объекты, которые бы потребили большое количество цемента. Но те, кто работал, не боясь ничего, так и продолжают работать.

В этом году производители при продаже нам повышали цены три раза. За раз, в среднем, примерно на 100 - 150 рублей за тонну, что составляет где-то 3 - 4 процента. Последнее повышение цен, которое у нас по договору произойдет с 1 сентября, производители мотивируют большим спросом, который якобы у них есть сейчас. И это несмотря на то, что сезон заканчивается, и в прошлые годы в конце лета никогда цены не поднимались.

Повышение цены зависит от ценовой политики конкретного производителя. Для разных потребителей, как правило, действуют цены, зависящие от объема потребления как в летнее время, так и в течение всего года. Также надо учитывать затраты на железнодорожную перевозку, к примеру, доставка в Марий Эл по железной дороге обходится дороже, чем в Татарстан, цена цемента колеблется также от его марки. Мы используем в основном ПЦ 500 Д0 (бездобавочный) Вольского цементного завода, качество которого стабильно, он стоит в среднем 3,5 тысячи рублей за тонну с доставкой.

Что касается отчета «Татнефти», то они покупали по той цене, которая есть на рынке, сейчас цена меньше, они и покупают дешевле.

ДОРОГИЕ ТРАНСПОРТНЫЕ УСЛУГИ

Дамир Сафиуллин — технический директор завода ЖБИ «Кулонстрой»:

— На сегодняшний день наблюдается незначительное повышение стоимости цемента. Этого и стоило ожидать, поскольку в разгар строительного сезона этот продукт особенно актуален. Производители же в свою очередь не упускают возможности повысить рентабельность своих производств.

Повышение стоимости также зависит и от транспортных услуг. Например, с мая по сегодняшний день автотранспортные перевозки подорожали на 200 рублей за одну тонну, железнодорожный тариф поднялся на 100 рублей.

В среднем повышение стоимости цемента составило в пределах 5 процентов. Возможно, это еще не предел, потому что наблюдается повышение стоимости на топливо.

К тому же цементный клинкер имеет определенный срок годности (примерно 60 дней), и с увеличением срока его активность падает, поэтому производители сознательно при уменьшении объемов строительства цены отпускают.

Данные изменения прогнозируемы, повторяются из года в год, и поэтому необходимо, забегая вперед, предпринимать определенные маркетинговые решения.

В заключение могу сказать, что многие производители бетона, подобрав модель бетона на определенном цементном клинкере, с определенной активностью, удовлетворяющий как по прочностным характеристикам, так и с точки зрения экономики, стараются не менять без особой необходимости поставщика (производителя) цемента.