В Татарстане с начала года объем просроченной задолженности по автокредитам, по данным на август, составляет 790 млн. рублей, тогда как год назад сумма долга была зафиксирована в размере 660 млн. рублей. Согласно прогнозу на 2013 год, сумма задолженности по автокредитам в республике может увеличиться примерно до 1 млрд. рублей. Такие данные газете «БИЗНЕС Online» сообщили в агентстве «Секвойя кредит консолидейшн», которое провело соответствующее исследование. 

В целом по России объем просроченной задолженности по автокредитам достиг 41,1 млрд. рублей, увеличившись за год более на 34,3%. По прогнозам аналитиков, по итогам 2013 года объем автокредитной просрочки достигнет 54 млрд. рублей, а в 2014 году превысит 80 млрд. рублей.

Сейчас в кредит покупаются более 50% автомобилей, при этом в первой половине лета в кредит было куплено около 44%, а год назад – не более 40%. Рост спроса на автокредиты за июнь-июль эксперты связывают с запуском госпрограммы по льготному автокредитованию в конце июля. Ожидается, что в конце года количество кредитных автомобилей вырастет еще на 2 - 3%, но не более.

Среди проблемных регионов, в которых процент задолженности выше, чем у остальных, наряду с Татарстаном числятся Москва, Санкт-Петербург, Кемеровская, Московская, Новосибирская, Ростовская и Свердловская области и Краснодарский край.

Значимый рост демонстрирует средний размер задолженности: в 2012 году – 530 тыс. рублей, в 2013 году – около 550 тыс. рублей (по предварительным данным). В первую очередь данная динамика связана с высокими ставками кредитования в России: в среднем они составляют 15 - 16%, а также с ростом цен на сами автомобили. В первом полугодии 2013 года средневзвешенная цена легковых автомобилей в России выросла на 3% до 870 тыс. рублей (по итогам 2012 года этот показатель составлял 840 тыс. рублей), что является рекордным показателем за всю историю наблюдения авторынка.

Большая часть просрочки приходится, как правило, на автомобили отечественного производства. Как правило, их владельцы – это люди с нестабильным уровнем дохода или те, кто получает большую часть зарплаты «в конверте», надеясь, что за время выплаты кредита (в среднем три-пять лет) их заработок не снизится и за желанный автомобиль удастся заплатить в полном объеме. 

Напомним, что Казань по итогам первого полугодия вышла в лидеры авторынка среди крупных городов России по динамике роста. При этом в первом полугодии спрос на новые автомобили в Казани рос вдвое большими темпами, чем по Татарстану в целом: 7,4% на фоне данных о том, что в целом по России снижение рынка составило 6%.