«НИКТО НИКОГО ЗАКЛАДЫВАТЬ НЕ БУДЕТ»

На картонно-бумажном комбинате им. Титова в Набережных Челнах бьют тревогу. Одно из немногих народных предприятий в России, каждый сотрудник которого является акционером своего ЗАО, теряет продажи из-за многочисленных «пиратов» – мелких фирм, реализующих туалетную бумагу собственного производства под раскрученным на всю Россию брендом КБК. Гендиректор ЗАОр «НП НЧ КБК им. Титова» Владимир Бестолков рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что недополученная выгода предприятия составляет порядка 20 - 25 млн. рублей в месяц.

- Производство контрафакта в последнее время обрело глобальные очертания, - сообщил Бестолков. - На контрафакт жалуются очень многие наши дилеры: это и Самарская область, и Челябинская, и Курганская, и Пермь, Ижевск, Красноярская область, Сибирь… Если прикинуть навскидку – в месяц продается контрафакта порядка 3 - 3,5 миллионов рулонов. Это наши потери – аналогичные объемы остаются остатками на наших складах. Мы производим 32 - 33 миллиона рулонов, а продажи на сегодня опустились до 30 миллионов. Бумагу мы отпускаем по цене 7 рублей 5 копеек за один рулон.

Директор крупнейшего дилера комбината ООО «КамаСервис» Елена Щербакова на недавней встрече предпринимателей Челнов с замминистра промышленности и торговли Русланом Кабировым попросила помощи министерства в этом вопросе, но полномочия полиции, как стало понятно из ответа Кабирова, не распространяются на чиновников. В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Щербакова характеризовала ситуацию с реализацией поддельной бумаги катастрофичной. По ее словам, проблемы с контрафактом стояли на повестке дня давно, но в последние полгода дешевые подделки уронили продажи КБК как никогда. Стаж торгового представителя комбината позволяет давать подобные оценки с полной ответственностью – предприятия сотрудничают уже около 20 лет, как подтвердил корреспонденту «БИЗНЕС Online» Бестолков. «КамаСервис» выбирает около 10% всего оборота КБК, реализуя туалетную бумагу.

- Мелкие фирмы, которые занимаются выпуском бумаги под брендом КБК, есть везде, во всех регионах, - рассказывает Щербакова. - В Татарстане процент подделки тоже высок, и по республике поставки идут из Набережных Челнов. В самих Челнах контрафакта оседает немного – поставщики ориентируются на регионы, потому что в своем городе реакция наступает быстрее и меры к ним жестче. К сожалению, даже зная о существовании «пиратов», вычислить подпольных производителей очень сложно. Ни один рыночник своего поставщика не сдаст – он ведь зарабатывает хорошие деньги на контрафакте. Подделка в обертке КБК стоит 4 рубля вместо 7 рублей за оригинал, а ритейлеры продают «пиратскую» продукцию в розницу по цене оригинала и имеют 100 процентов накрутки. Поэтому никто никого закладывать не будет.

ДВОЙНИКИ КБК ЗАНИМАЮТ 80% РЫНКА НА УРАЛЕ

По словам Щербаковой, комбинат многократно обращался в полицию. Дилеры сопровождали в регионах юристов КБК, покупали контрафактный товар, протоколировали закупку с указанием места и времени продажи подделок и передавали полную информацию правоохранительным органам. Те выходили на поставщика. Но толку от этих усилий минимум, потому что пиратские фирмы-однодневки после штрафа и конфискации партии товара перерегистрируются, включают станок и начинают торговлю снова.

- При существующих выгодах торговли дешевым контрафактом штраф поставщику не страшен, - поясняет Щербакова. - Ответственность усиливается при повторном нарушении, но ведь в этом случае претензии предъявляются уже другой компании – новой фирме-однодневке. Пираты знают все лазейки, и существенно наказать их нет никакой возможности. В прошлом году, например, мы закрыли точку в Якутии – через два месяца она открылась вновь и наши поставки снова упали. Снова ехать в Якутию?

Крайне высок процент контрафактной продукции в Свердловской области и вообще на Урале. В крупных городах региона, таких как Оренбург, Курган, Челябинск, марка КБК занимает порядка 80% рынка, согласно исследованиям маркетологов комбината. Но настоящая продукция народного предприятия в эти города поставляется максимум в объемах одной машины в месяц. Все остальное – изделия «ушлых прилипал».

- Уголовная ответственность в подобных случаях наступает при определенном объеме выпуска, - поясняет Бестолков. - Нужно на производстве найти поддельной продукции на определенную сумму. Если товара меньше, то и ответственность рассматривается в рамках КоАП. Но я не припомню, чтобы кого-то судили по уголовной статье, хотя у нас юридическая служба достаточно сильная и мы не сидим на месте. Недавно, например, мы завершили одно дело, закрыли предприятие в Екатеринбурге. Оно опечатано, и перерегистрация тут не поможет, потому что оборудование арестовано. Но вообще-то вопрос в другом – хотят ли заниматься этими делами правоохранительные органы на местах? Мы даем им все, что позволяет довести вопрос до конца – как минимум до административного штрафа. Но во многих регионах полиция просто не хочет этим заниматься. Я вижу только один выход из ситуации – ужесточение ответственности за производство контрафакта.

«НАМ ОТ ВАС НУЖЕН ТОЛЬКО ЛОГОТИП»

Относительное ужесточение соответствующих статей КоАП уже состоялось этим летом. Соответствующий закон был подписан президентом РФ Владимиром Путиным в июле, и уже 3 августа поправки в КоАП вступили в силу. По новым правилам, за использование чужого товарного знака физлица должны заплатить штраф в размере однократной стоимости товара, но не менее 2 тыс. рублей, должностные лица – двукратную стоимость, но не меньше 20 тыс. рублей, юрлица – трехкратную стоимость, но не меньше 40 тыс. рублей. Товар при этом конфискуется. Однако новации в законодательстве не решают вопроса активности полиции на местах, упомянутой Бестолковым. Кстати, в странах Евросоюза за подделку товаров наказывают не только изготовителя, но и дистрибьюторов – вплоть до запрета на профессию для владельца магазина-нарушителя.

Качество законодательной базы в отношении производителей контрафакта на показательном примере прокомментировал корреспонденту «БИЗНЕС Online» и директор по связям с обещественностью КАМАЗа Олег Афанасьев.

- Последнее судебное разбирательство на эту тему, которое у нас было, мало что дало, - сообщил он. - Мы подали на одну из компаний в суд за незаконное использование нашего товарного знака. Но знак был не на самой запчасти, мы не всегда маркируем брендом деталь – знак был на коробке. Коробку тоже подделывали, вкладывали в нее контрафактную запчасть, и суд наказал производителей только за использование коробки. А запчасти суд обязал вернуть производителю. Понятно, что он их опять пустит в оборот. За коробку же в данном случае ответственность несет тот, кто реализует в ней товар – так же, как и мы, продавая свои запчасти в фирменных упаковках.

В настоящее время челнинский дилер КБК вынужден отгружать в «отбитые» регионы бумагу по себестоимости, говорит Щербакова. Только так можно конкурировать с нелегалами: «Сейчас мы пытаемся вернуть Курган, начали поставки. Но у них на прилавках стоит бумага, внешне идентичная заводской, и мы не можем убедить ритейлера закупать настоящее, потому что потребитель не в состоянии на глаз отличить одно от другого. Если бы пираты меняли хоть что-то – надпись, цветовую гамму, КБК не могло бы и придраться к чужой продукции, но их товар внешне идентичен. На нас многие клиенты выходили с ожиданием цены в 4 рубля за рулон. У нас нет возможности отпускать продукцию по такой цене, как бы мы этого не хотели. А они говорят: «У нас на рынке цена 4 - 5 рублей». Мы отвечаем, что это бумага не КБК. А они: «Нам без разницы, главное, что на ней логотип ваш стоит».

СТАНОК ЗА 30 ТЫС. ПРОТИВ КОМБИНАТА

Имитаторы, стоит отметить, осложняют жизнь производителям не только недополученной выгодой, но и имиджевым ущербом. КБК, в частности, постоянно приходится доказывать звонящим ритейлерам, что претензии к качеству товара последние направляют не по адресу. Стараниями пиратов репутация бренда медленно, но верно падает.

- Продукция низкого качества подрывает наш авторитет, – считает Бестолков. – Поддельная бумага отличается очень большой сорностью, она дырявая, в ней содержится краска – уже этого достаточно, чтобы отношение к продукции КБК изменилось. Наша бумага проходит термическую обработку до 400 градусов, а то, что делается на кустарном производстве, на маленьких китайских машинках – какая там обработка? Качество у них отвратительное, хотя внешне товар ничем не отличается – «пираты» вместе с упаковкой используют даже наши коробки с логотипами и печатями.

Кроме сорности и отсутствия термической обработки, которая обеспечивает экологическую чистоту продукции КБК, часто, по словам директора «КамаСервис», имитаторы уменьшают и метраж намотки фальшивой бумаги – не только из соображений экономии, но и для зрительного соответствия оригиналу, ведь она толще и жестче.

По словам Щербаковой, открыть гаражное производство бумаги сегодня проще простого. Станков на рынке масса – китайских и российских, самые простые стоят около 30 тыс. рублей. При этом макулатурные производства никто не контролирует, никому не интересно, куда и зачем уходит вторсырье. Часть «пиратов» таким образом открывает производство, иные просто закупают готовые бобины с бумагой, перематывают ее в рулон «под челнинскую» и пакуют в фирменную этикетку.

КАМАЗ ТЕРЯЕТ ДЕСЯТКИ МИЛЛИОНОВ

По словам Бестолкова, с аналогичными проблемами сталкиваются и другие именитые бренды в других регионах. Пираты закономерно атакуют только раскрученные бренды – нет смысла копировать непопулярные товары. В тех же Набережных Челнах крупнейшие промышленные бренды знакомы с проблемой контрафакта не понаслышке, о чем они рассказали в комментариях газете «БИЗНЕС Online».

Олег Афанасьев – директор департамента по связям с общественностью ОАО «КАМАЗ»:

- Мы с этой проблемой уже как минимум пять лет очень активно боремся. Контрафактная продукция в нашей отрасли приводит к серьезным нарушениям безопасности дорожного движения и трагедиям с человеческими жертвами. Подобное уже неоднократно случалось.

У нас в год проходит как минимум по 10 судебных решений в отношении производителей контрафактной продукции под маркой КАМАЗа. Большинство судов, касающихся нарушения авторских прав, либо выиграны, либо переданы в другую инстанцию – мы пока ни одного дела не проиграли.

Подделываемых товарных позиций невероятное количество – в большинстве своем это разнообразные запчасти. Убытки в целом исчисляются десятками миллионов рублей. Но конкретные цифры назвать сложно, потому что мы ведь даже не в полной мере владеем информацией о том, где по стране производятся псевдокамазовские запчасти. На данном этапе мы очень активно боремся с производителями в Татарстане. Здесь, на своей территории, мы быстрее получаем сведения и быстрее реагируем. О том, что происходит где-нибудь на Дальнем Востоке или в других регионах, мы не всегда вообще можем узнать.

Репутационный ущерб от продаж контрафактных запчастей для нас очень высок и мы несем его постоянно. Простой пример: человек покупает в магазине, допустим, кольца для двигателя, произведенные не нами, но под товарным знаком КАМАЗа, ставит их, через некоторое время они прогорают. Естественно, покупатель винит в этом КАМАЗ. Часто складывается негативное мнение о нашей продукции. Есть случаи, когда из-за таких вот поддельных запчастей, в частности, в тормозной системе, случались аварии с человеческими жертвами. При разборе причин аварии с помощью технической экспертизы ГИБДД выяснялось, что проблема была именно в такой вот контрафактной запчасти.

«В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО КОНТРАФАКТА МЫ МАЛО ОТЛИЧАЕМСЯ ОТ КИТАЯ»

Михаил Надеждин – учредитель и директор юридической компании «Надеждин и партнеры» – считает, что в подобных случаях можно привлечь нарушителей по целому комплексу статей как КоАП и УК, так и гражданского кодекса.

- Подобные действия, если вина производителя доказана в суде, могут иметь разные последствия: минимум административная ответственность, максимум – уголовная. Можно усмотреть ущемление не только интересов производителя оригинального товара, но и прав потребителя – это КОАП. Если контрафактным товаром наносится вред здоровью, подключается уголовный кодекс. Наверняка работает в такой ситуации и 159 статья УК о мошеннической деятельности, которая может быть расценена как деятельность группы лиц по предварительному сговору. Это определяется доследственной проверкой ОБЭП. Возможно также применить закон о защите здоровья. Нарушены авторские права – это гражданский кодекс. Словом, можно поднять целый комплекс нарушений на подобных фактах, все зависит от истца, а размеры штрафов зависят от того, в чей адрес составляется иск – на руководителя он подается или на организацию.

Подобные ситуации встречаются сплошь и рядом, в этом отношении мы мало отличаемся от Китая, где нарушение авторских прав практикуется повсеместно.

Справка


«Народное предприятие Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат им. Титова» основано в 1981 году. Занимается производством картонной упаковки и бумажных санитарно-гигиенических изделий. Согласно СПАРК, уставный капитал ЗАОр (закрытое акционерное общество работников) НП Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат им. Титова составляет 156 млн. рублей, выручка за 2012 год - 6 млрд. рублей. У компании 1 650 акционеров из числа работников.