P8141215_новый-размер.jpg

СКОЛЬКО МОЖНО БРАТЬ?

Вчера в исполкоме Набережных Челнов сотрудники муниципальных учреждений выслушали неприятные новости от двух лекторов. Специалисты совета при президенте РТ по противодействию коррупции – проректор Института экономики, управления и права Игорь Бикеев и директор НИИ противодействия коррупции Павел Кабанов рассказали, какие подарки госслужащим нельзя принимать, и что делать, если принимать приходится. Послушать их пришли около 100 человек из 153 заявленных, поскольку полсотни служащих оказались в отпусках, в командировках и на больничном.

Свою часть лекции Бикеев начал с четверостишия, которое, по его словам, бытовало в среде московских чиновников среднего звена года три назад: «Пришел и что-нибудь принес – ответим на любой вопрос. А если ты пришел пустой – иди же…, там постой». Закончил он словами «В общем, лучше вообще не брать». Между этими двумя посылами лектор рассказал несколько поучительных историй и разъяснил, как отличить подарок от взятки.

Напомнив о таком феномене, как «гостевые столики» в ведомствах, на которые по красным дням календаря предприниматели и просители складывали гостинцы, Бикеев убедительно констатировал, что славные времена канули в Лету, и сегодня Россия стремится к европейским стандартам. Примерами таких стандартов он проиллюстрировал свои слова: в США взяткой считается подарок госслужащему ценой выше $50, во Франции – дороже 35 евро, в Сингапуре чиновники отчитываются за каждый подарок, независимо от его стоимости, перед спецкомиссией. В Японии, приняв подарок, необходимо отдариться на ту же сумму. «Интересная практика. Возможно, и мы к этому придем», - предположил Бикеев. Пока же в озвученные им регламенты вошли, скорее, нормы всех перечисленных национальных практик вместе взятых. Впрочем, как уточнил лектор, нормативный акт, определяющий параметры дарения, в России до сих пор не издан, хотя должен был быть принят в октябре прошлого года. По мнению Бикеева, этот факт указывает на всю мощь лобби любителей подарков. Однако проект акта есть, и ему нужно следовать уже сейчас.

– У нас многие служащие думают, что подарки дешевле трех тысяч принимать можно. Бывали случаи, когда чиновники возвращали разницу в цене, а на три тысячи рублей одаривались. Недавно после подобной лекции меня спрашивали – на сколько же и в каких ситуациях можно брать, чтобы было законно? Так вот, любые вознаграждения запрещены, любые подарки госслужащему являются государственной собственностью.

Однако за столь однозначной отповедью последовали и исключения. Естественно, можно принимать презенты в качестве представителя организации – например, в составе официальной делегации. Можно от родственников и друзей. Внутри отдела можно одарить коллегу, но нельзя руководителя. Можно брать недорогие канцелярские товары, цветы и продукты, нуждающиеся в холодильнике. Можно принимать вознаграждения от начальства. Что касается упомянутого рубежа в три тысячи рублей, то это стоимость подарка, который не обязательно сдавать в муниципальный фонд, но и домой унести нельзя – можно поставить в шкафу на работе. В любом случае о каждом полученном предмете служащие должны уведомить свою организацию письменно. При желании, полученный подарок чиновник имеет право выкупить по реальной цене. Таким образом, закон не оставляет чиновникам лазеек для ценных подношений – разве что дарители возьмут на вооружение пельмени из мяса последнего амурского тигра. Сам Бикеев был одарен карандашом, каковой в качестве наглядного примера он возит с собой по лекциям, предлагая угадать, что мог подарить ему руководитель отделения благотворительного фонда Роберта Боша в Восточной Европе. По версиям челнинцев это мог быть диктофон, портфель и даже батарейки от Боша, когда же Бикеев продемонстрировал карандаш, слушатели уточнили, не золотой ли у него футляр.

P8141212_новый-размер.jpg

«БУДЕТЕ ПОПАДАТЬ НА ДЕКЛАРАЦИЯХ!»

Засыпав аудиторию ограничениями, лектор вместе с тем проявил и понимание ее житейских проблем. Он выразил надежду, что после полиции и детских садов правительство возьмется за повышение зарплаты бюджетников из числа федеральных, региональных и муниципальных служащих. Бикеев рассказал о показательном случае с врачами казанской горбольницы №7, привлеченной к обслуживанию Универсиады, перед которыми он недавно выступал. По его словам, врачи открыто, несмотря на присутствие сотрудников прокуратуры, возражали: «Брали, берем и будем брать, потому что от чистого сердца, сами не просим». Такое заявление Бикеев назвал «специфическим», но оговорился, что во многих случаях (когда врачи ничего не предлагают взамен) действия медиков не подлежат никакой ответственности – ведь они не на госслужбе, в отличие от чиновников. Роняя в души челнинских муниципалов зерно надежды на лучшие времена с достойной зарплатой, он припомнил: «Как говорили первые христиане, Господь испытывает нас», оговорившись, что не вкладывает в свои слова религиозного посыла.

От утешительных сентенций Бикеев плавно перешел к неутешительной статистике, сообщив, что за последний год количество привлеченных и осужденных по уголовным коррупционным статьям госслужащих в Татарстане выросло в два с лишним раза.

На количество пойманных за руку чиновников обратил внимание в своем выступлении и Кабанов. Он рассказал, что основная масса подобных дел касается именно муниципальных служащих, а не федеральных и не сотрудников администраций субъектов РФ. Это объясняется тремя факторами: зарплата в муниципалитетах ниже, самих служащих больше, а подкованность их в вопросах противодействия коррупции оставляет желать лучшего, поскольку ту же полицию, в частности, обучают по федеральной линии. Кабанов прогнозировал, что в недалеком будущем служащим запретят разговаривать с коллегами о зарплате и предупредил: «Попадать вы будете на декларациях. Скоро будет так: купил квартиру или машину – задекларировал. Стоимость покупки будут сверять с официальными доходами».

Впечатленные услышанным работники исполкома и муниципальных учреждений не задали лекторам не единого вопроса.

ЧЕЛНЫ СТАЛИ АНТИКОРРУПЦИОННЫМ ПОЛИГОНОМ

В части принятия формальных мер по противодействию коррупции Набережные Челны сравнительно продвинутый город. Нормативные акты, в целом соответствующие проекту федерального, были приняты в городе в конце прошлого года, вместе с созданием музея подарков в мэрии. Как отметил в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Кабанов, челнинский исполком обращается к специалистам по антикоррупции не реже двух раз в год, по потребности, в общей сложности состоялось пять-шесть тематических встреч. И именно на Набережных Челнах разработчики единой системы обучения госслужащих Татарстана намерены свою программу обкатать.

– Подготовленных специалистов, способных обучать противодействию коррупции, очень мало, – рассказал Кабанов. – Их мало даже в России, дипломы международного уровня имеют всего два человека, а исследователей в этой области, докторов наук не более десятка человек. Но для Челнов у нас достаточно специалистов. По сравнению с другими городами, в том числе и с Казанью, Челны пребывают в более выгодном положении. Здесь есть филиал Института экономики, управления и права, есть специалисты в филиале КФУ.

Образовательные программы обязательно должны проходить экспертную оценку. Наиболее авторитетная экспертиза в данном случае остается за Институтом законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ, но иногда экспертизу проводим и мы, как специализированное научное учреждение. Как правило, не более 40 процентов подобных образовательных программ получают пропускные оценки экспертного сообщества. Поэтому мы решили, что всякая программа должна быть опубликована, оценена компетентными лицами и согласована с заказчиками. Потому что для муниципальных служащих Челнов программа одна, а, скажем, для Елабуги – совсем другая. Ведь в Челнах есть своя нормативная база по поводу подарков, а в других муниципалитетах ее нет. То есть в других городах сложно сделать раздаточный материал, методички, нет даже ответственных лиц, с которыми можно проконсультироваться. Есть помощники по противодействию коррупции, но могут ли они консультировать, если сами не получили соответствующего образования? Задача, которую поставил перед нами президент – это создание программы переподготовки уполномоченных лиц. Программа готова к реализации. Со следующего учебного года ее планируется запустить. С сентября мы начнем отрабатывать механизмы с управлением президента РТ по вопросам антикоррупционной политики.

«ГОРОЖАНЕ НА ВЗЯТКИ НЕ ЖАЛУЮТСЯ»

Упомянутые Кабановым необученные помощники глав по противодействию коррупции есть сегодня практически в каждом муниципалитете. В Челнах эту должность в течение года занимает 27-летний Алексей Тарабукин – бывший директор молодежной организации «Форпост», занятой охраной общественного порядка.

– Я прошел два этапа обучения, как только пришел на должность, – рассказал Тарабукин корреспонденту «БИЗНЕС Online». – Сначала – вместе с государственными служащими, потом с муниципальными. Курсы проводило управление президента РТ по вопросам антикоррупционной политики, и заявлялось, что обучение будет регулярным. Я надеюсь, что так и будет, в конце концов, потому что законодательство постоянно меняется. От управления часть лекций читал как раз Бикеев, были лекторы и из прокуратуры, из МВД…

Сейчас я работаю по конкретным поручениям мэра, и моя работа связана больше с профилактикой коррупционных рисков. Этим мы – помощники глав – отличаемся от антикоррупционного управления: у нас нет широких полномочий. Я проверяю определенные направления, проверять конкретные персоны пока не приходилось. У нас сам мэр в этой области очень активно работает, и моя задача – следовать строго за ним. Кроме того, я участвую в заседаниях депутатской комиссии по противодействию коррупции. И с этого года участвую также в антитеррористической комиссии, хотя это несколько не моя специфика.

Помощник мэра по работе с населением Ольга Горбунова, занятая приемом граждан в общественной приемной Василя Шайхразиева в комментарии корреспонденту «БИЗНЕС Online» заявила, что ни одного случая жалоб на намеки о взятках со стороны чиновников от горожан не поступало. После этого и Ильдар Яруллин – руководитель аппарата исполкома Набережных Челнов, в комментарии нашему изданию развеял сомнения о предпосылках прошедшей лекции. Сомнения, опровергнутые Горбуновой и Яруллиным, вызваны тем, что усиленная антикоррупционная работа в челнинском исполкоме началась вскоре после инцидента с бывшим заместителем начальника управления архитектуры, градостроительства и инвестиций Ришатом Гилаевым, который в июне попался на взятке в своем кабинете.

– Встреча состоялась в рамках общей плановой работы по противодействию коррупции, – сказал Яруллин. – Не стоит проводить параллели с Гилаевым – если бы такого события не произошло, лекция все равно состоялась бы. Следующее мероприятие планируется в сентябре, с другими спикерами. Мы просто знакомим сотрудников с современными толкованиями и новшествами в области противодействия коррупции, по сути, это общепринятая норма. Я бы, например, не рассматривал эти мероприятия как новацию – речь идет об элементарном исполнении законодательства. На днях 24 муниципальных служащих прошли тестирование, которое провел Алексей Тарабукин. Он тестировал госслужащих по вопросам, данных нам антикоррупционным управлением президента РТ. Результат неплохой. Основная масса экзаменующихся хорошо владеет теорией, имеет представление о законодательстве. Хуже справились молодые коллеги – им даны рекомендации, указано, на какие нормативные документы стоит обратить особое внимание. В целом, по результатам ничего такого из ряда вон не выявлено, все справились в рамках нормы. А с нынешними спикерами мы давно знакомы, давно убедились, что Павел Александрович прекрасно читает лекции, крепко держит аудиторию.