РєРѕРіРѕРіРёРЅ.jpg
Первое место в рейтинге занял гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин, потеснив с незначительным перевесом шефа «Татнефти» Шафагата Тахаутдинова

КАК СОСТАВЛЯЕТСЯ РЕЙТИНГ

В очередной раз напомним читателям технологию составления нашего Топ-100. Рейтинг бизнес-элиты публикуется с лета 2008 года с периодичностью раз в квартал. Он готовится по заказу газеты «БИЗНЕС Online» ведущей социологической компанией РТ – центром аналитических исследований и разработок (ЦАИР) под руководством доктора социологических наук Александра Салагаева в содружестве с компанией «Парадигма консалтинг».

Специально для рейтинга деловой элиты РТ разработана методика, которая основана на мнениях экспертов из Казани и Набережных Челнов, представляющих предпринимательское сообщество, власть и СМИ. Эксперты оценивают влиятельность участников Топ-100 по пяти критериям, таким как менеджерский профессионализм, авторитет среди коллег, значимость предприятия для экономики республики, лоббистские возможности и влияние на СМИ.

ЧТО ПРОИСХОДИТ НА ВЕРШИНЕ?

В первой десятке нашего Топ-100 – две серьезные новости с оттенком сенсационности. Главная из них – первое место в третий раз за все время существования рейтинга в нем занял гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин, потеснив с незначительным перевесом шефа «Татнефти» Шафагата Тахаутдинова – бессменного патриарха местной бизнес-элиты (впрочем, не только бизнес). Основные причины, на наш взгляд, те же, что и раньше: КАМАЗу, конечно же, далеко до финансовых показателей «Татнефти», до ее мощи, от которой зависит климат и бюджет в РТ, но у его рулевого есть два очень важных ресурса – близость к предсовета директоров КАМАЗа и шефу Ростеха Сергею Чемезову, входящему в ближайшее окружение Путина. Хотя сегодня можно в целом говорить о высокой интегрированности Когогина в элиту России. Причем этот фактор в последнее время заметно работает на КАМАЗ: компания активно входит в рынок военных заказов, а в июне ее посетил министр обороны Сергей Шойгу. До этого, в апреле, на камском автогиганте побывал вице-премьер Дмитрий Рогозин, который курирует в российском правительстве оборонпром, военно-техническую комиссию и, как говорят, в целом определяет многое сейчас в политике и экономике России, которая усиленно милитаризуется. Одним словом, Когогин сейчас использует свои лоббистские возможности на полную мощность, это у него получается, и это оценили наши эксперты.

40531.jpg
Когогин использует свои лоббистские возможности на полную мощность

Вторая новость – очередное укрепление позиций владельца «Эфира» Андрея Григорьева, он впервые занял 6-е место. Сам по себе факт удивительный в нашей нефтяной республике, где масштабы любого медиабизнеса выглядят песчинкой на фоне оборота многих гигантов нефтехимии и госкорпораций, но говорящий о том, что времена меняются и все более важную роль в экономике занимают те бизнесы, которые формируют картину. Плюс на дворе какая-никакая демократия, и с Григорьевым как собственником ведущего медиаресурса вынуждены считаться все, кто дорожит репутацией (рекламные возможности холдинга мы опускаем, но они тоже крайне важны). Отметим, кстати, тот факт, что позиции владельца «Эфира» усиливаются даже несмотря на то, что сам он не входит в какие-либо политические группы, ведет непубличный стиль работы. Тем временем вокруг многих региональных компаний, и «Эфира» в том числе, сейчас нарастает неопределенность в связи с созданием так называемого третьего мультиплекса, и их владельцы не знают, удастся ли им туда попасть. Если нет, то это означает, что им придется в корне пересмотреть свой бизнес и найти другие пути доставки контента к аудитории взамен привычной антенне.

Андрей-Григорьев460.jpg
Андрей Григорьев - владелец «Эфира», укрепил свои позиции в рейтинге - 6-е место

Еще несколько слов о первой десятке рейтинга. Влиятельнейший финансист Роберт Мусин, хотя и покинул пост председателя совета директоров «АК БАРС» Банка, но при этом сохранил свое положение в Топ-100. Он многие годы считался ближайшим экономическим стратегом у Минниханова, плюс за спиной имеет свою мощную бизнес-группу (ТФБ). Он остается на третьем месте после Когогина и Тахаутдинова. По большому счету, первая тройка нашего рейтинга символизирует собой столпы экономики РТ – нефтянку, крупное машиностроение и мощную банковскую систему с сильным замесом лоббизма.

РјСѓСЃРёРЅ.jpg
Роберт Мусин, хотя и покинул пост председателя совета директоров «АК БАРС» Банка, сохранил свое положение в Топ-100 - 3-е место

Июльская кадровая сенсация, связанная со сменой гендиректора «Нижнекамскнефтехима», найдет отражение уже в нашем следующем рейтинге. Однако, отметим, что Владимир Бусыгин (напомним, что в таблице должности представлены по состоянию на 30 июня), неожиданно опередив в нашем предыдущем Топ-100 своего шефа, главу ТАИФа Альберта Шигабутдинова, на этот раз перешел на пятое место рейтинга. Тем самым как будто предваряя свой переход в его замы в ТАИФе.

Кстати, отметим, что на нашей памяти это единственный случай, когда в первой десятке нашего Топ-100 произошли сразу две кадровые перемены. Поскольку свои посты покинули такие знаковые фигуры как Мусин и Бусыгин, то можно уверенно говорить, что это отчетливый признак ротации элит, связанный, прежде всего, со сменой поколений при относительно новом президенте.

42596.jpg
Владимир Бусыгин неожиданно опередил в Топ-100 своего шефа, главу ТАИФа Альберта Шигабутдинова

ХИМИЯ, СПИРТ И МОЛОКО

О других новостях в Топ-100. В рейтинге есть несколько существенных перемещений, о которых стоит сказать особо. Так, по оценкам наших экспертов, заметно укрепил свои позиции замгендиректора ТАИФа Рустем Сультеев, переместившийся с 27-го на 16-е место. Сультеев – непубличная, но ключевая фигура в таифовской команде, он одновременно занимает пост председателя совета директоров компании. Кстати, на годовом собрании акционеров ТАИФа он был переизбран на эту должность на новый срок. Напомним, Сультеев входит в рейтинг самых богатых людей планеты по версии «Форбс» (1 250-е место, состояние $1,15 миллиарда).

сультеев.jpg
Заметно укрепил свои позиции замгендиректора ТАИФа Рустем Сультеев, переместившийся с 27-го на 16-е место

Мощный рывок (с 29-го на 18-е место) в нашем Топ-100 совершила предправления банка «Спурт» Евгения Даутова – один из самых опытных и влиятельных банкиров Татарстана. Помимо банковской деятельности она активно продвигает масштабный, федерального уровня проект в области нефтехимии, связанный с производством силикона.

Произошло также заметное усиление позиций гендиректора "Татспиртпрома" Гиоргия Куприянова, он занимает 26-е место в Топ-100. Причины понятны – компания успешно держится на рынке, и сам Куприянов воспринимается уже не как замена прежнему шефу ТСП Рашиту Шайхутдинову, а как сильный топ-менеджер, ведущий вполне серьезную собственную игру. Но именно это обстоятельство может стать причиной того, что место Куприянова в нашем следующем рейтинге может существенно измениться. Дело в том, что глава ТСП вошел в клинч с одним из своих поставщиков, отказавшись выполнять ранее достигнутые договоренности. Обычная вроде бы ситуация, но она стала предметом личного контроля со стороны президента РТ, так как дело касалось местного товаропроизводителя (Куприянов сделал выбор в пользу белорусов, проигнорировав сигналы из Кремля, что нужна ориентация на своих). Плюс к тому, Куприянов дал в СМИ недавно довольно странный комментарий о том, что он не в курсе ожидаемой приватизации ТСП. Между тем премьер Ильдар Халиков недавно подписал соответствующий документ, причем приватизация должна произойти уже в этом году. Одним словом, ТСП и его топ-менеджмент, как видим, вошли в полосу турбулентности. И большой вопрос, каким будет выход из нее.

Обращает на себя внимание укрепление позиций совладельца «Красного Востока» и депутата Госдумы РФ Айрата Хайруллина, который поднялся с 30-го на 23-е место. Это для него не предел – ранее он входил в первую десятку нашего Топ-100. По всей видимости, его положение в рейтинге зависит во многом от общего кризиса, который наблюдается в сельском хозяйстве (и о котором Хайруллин активно всех предупреждает, в том числе и с помощью публикаций в газете «БИЗНЕС Online»), как в целом по России, так и в Татарстане. Но в этом году, судя по отчетам минсельхоза, КВ заметно опережает своих коллег-аграриев, что и нашло свое отражение в рейтинге.

Кстати, другой аграрий, Марат Муратов (бывший шеф «Татмедиа», а ныне гендиректор компании «Просто молоко») также улучшает свои позиции – он занимает 59-е место.

ОБОРОНКА И СТРОЙКА

Интересная особенность нашего Топ-100 на этот раз заключается в том, что в нем улучшили или как минимум сохранили свое положение все «генералы» от оборонки. Так, улучшил свое положение председатель совета директоров КВЗ Александр Лаврентьев, повысили место в рейтинге новый руководитель КАПО Александр Бобрышев, Ренат Мистахов (завод им. Горького), прочные позиции занимает гендиректор "ПОЗИСа" Радик Хасанов. Можно отметить также новичка нашего рейтинга – Николая Ураева, который возглавляет «Элекон», входящий в структуру госконцерна «Радиоэлектронные технологии» (напомним, что у руля там стоит тесть Ураева, Николай Колесов). Видимо, влияние на рейтинг оборонщиков оказал общий рост внимания федерального центра к оборонпрому в стране. Плюс в Татарстане он выразился и в вышеупомянутых визитах федеральных чиновников.

лаврентьев.jpg
Улучшил свое положение председатель совета директоров КВЗ Александр Лаврентьев

Парадокс, но Универсиада, подготовка к которой определяла экономический и политический фон в апреле-июне, повлияла на рейтинг не так сильно, как могло ожидаться. Например, главный подрядчик универсиадских строек Равиль Зиганшин переместился с 37-го на 31-е место. Неплохо, хотя, на наш взгляд, эксперты все же недооценивают пока роль возглавляемой им компании ПСО «Казань» и личное влияние, которое во многом основано на личном контакте с первыми лицами республики.

Другой ключевой подрядчик Универсиады – шеф «Камаглавстроя» Валерий Самилов не изменил своего положения в Топ-100 (60-е место), а предсовета директоров «Камгэсэнергостроя» влиятельный Александр Евдокимов и вовсе покинул рейтинг. Но это связано в том числе и с тем, что он в прошлом году отошел от оперативного управления компанией, освободив кресло гендиректора.

На наш взгляд, свое отражение универсиадские события найдут в нашем следующем Топ-100, который будет опубликован осенью по итогам третьего квартала. Тем более, как известно, президент РТ по итогам Универсиады дал понять, что помимо «соратников», у казанского Кремля в этом деле были и «попутчики», с которыми, вероятно, придется расстаться.

УНИВЕРСИАДА ВСЕ ЗАТМИЛА?

Итоги рейтинга и события, повлиявшие на него, нашей газете прокомментировал Алексей Коннов – директор центра аналитических исследований и разработок:

- По сравнению с предыдущими Топ-100 каких-то супер-передвижений нет. Вообще говоря, всех особенно интересует первая двадцатка, и особых изменений именно в ней я не заметил. В очередной раз гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин занял первое место, обойдя гендиректора "Татнефти" Шафагата Тахаутдинова, который оказался на втором. Так они время от времени и меняются местами, разница между ними чуть ли не в ноль-ноль-ноль тысячных. С другой стороны, хорошо, что хоть какая-то «борьба» идет наверху. Можно предположить, что «генерал» КАМАЗа вышел на первое место по причине того, что там опять пертурбации с акциями, в очередной раз их намереваются выкупить в большом количестве.

Показательно 13-е место Леонида Алехина, гендиректора ТАНЕКО. После того, как он ушел с "Оргсинтеза", начал подниматься в рейтинге.

муслима.jpg
Муслима Латыпова с ее универсиадскими контрактами была на виду

Муслима Латыпова едва не вошла в двадцатку – у нее 21-е место. Это понятно, ее "Бэхетле" с универсиадскими контрактами было на виду, информационных поводов давало немало.

Александр Лаврентьев после того, как ушел с поста генерального директора Казанского вертолетного завода, в рейтинге упал достаточно сильно. Но он остался председателем совета директоров КВЗ, а самое главное, возглавляет авторитетное региональное объединение работодателей – президент ассоциации предприятий и предпринимателей РТ. И опять стал подниматься в рейтинге. У него на этот раз 27-е место.

Явно недооценен, с моей точки зрения, гендиректор Сетевой компании Ильшат Фардиев, у которого 36-е место. Понятно, что он уходил из рейтинга, потому что был министром. Сейчас вернулся, но пока какие-то позиции у него потеряны…

Если говорить о том, какие события повлияли на рейтинг, то большая их часть связана с Универсиадой, она все затмила. Открытие развязок, открытие новых спортивных объектов – это тоже к Универсиаде, туда же, в одну копилку. Даже потоп у нас в Казани случился именно во время Универсиады.

Громким событием, конечно, стал пожар в «Новой Туре», но, мне кажется, на рейтинг это практически никак не повлияло.

�льшат-Фардиев-(2).jpg
Явно недооценен остался гендиректор Сетевой компании Ильшат Фардиев

В целом, конечно, можно спорить насколько оправданно те или иные фигуры занимают свои места в рейтинге. Многое зависит от инсайда, многое – от отраслевых пристрастий или скрытого управления некоторыми владельцами. Например, достаточно спорно, оправданны ли относительно низкие места у братьев Шаймиевых. Но никто не ответил на вопрос, что из себя представляет ТАИФ. Кто там главный, как создавалась империя, какова до сих пор роль Шаймиева-старшего или американских партнеров. Плюс нелюбовь к публичности сыновей первого президента дают такой немного странный результат в Топ-100.

В сухом остатке – простая вещь. В Топ-100 бесспорны две вещи. Первое: мало кто может поспорить, что первая десятка в рейтинге не соответствует. Можно ввести пару фигур, можно вывести, но в целом все согласны, что все примерно так. Второе: за пределами Топ-100 трудно найти супервлиятельных бизнесменов. Ну, разве что пяток совсем уж скрытых от глаз. Все в списке. Этим он и интересен и социологам, и самим бизнесменам.

==table220==

==table222==