«ДРУГИЕ ОРГАНИЗАЦИИ» ПОПРАВИЛИ ПОЛОЖЕНИЕ КАМАЗА

Сегодня стали известны итоги деятельности КАМАЗа в первом полугодии – надо отдать должное компании, она сделала это одной из первых в стране среди крупнейших ОАО. Как сообщается в отчете компании по РСБУ, выручка ОАО «КАМАЗ» упала на 2,2% – с 54,72 млрд. рублей за 6 месяцев 2012 года до 53,53 млрд. рублей за аналогичный период 2013 года. При этом себестоимость снизилась даже более быстрым темпом: на 2,3% до 45,93 млрд. рублей. Валовая прибыль сократилась на 1,5% – с 7,71 млрд. рублей за январь-июнь 2012 года до 7,59 млрд. рублей за январь-июнь 2013 года.

Можно порадоваться, что коммерческие расходы автогиганта снизились на 7,4% до 1,92 млрд. рублей, но огорчает, что тем временем управленческие затраты по итогам полугодия выросли аж на 8,4% до 2,05 млрд. рублей. В результате операционная прибыль уменьшилась на 3,3% – с 3,74 млрд. рублей в первом полугодии 2012 года до 3,62 млрд. рублей в первом полугодии 2013 года.

Стоит отметить, что серьезные коррективы в общую картину внесли поступления от участия в других организациях. По всей видимости, речь идет о дочерних предприятиях автогиганта, таких, например, как Лизинговая компания, НЕФАЗ и другие. Такие доходы выросли в 11,5 раз до 846 млн. рублей, в абсолютных цифрах КАМАЗ за 6 месяцев 2013 года получил больше на 772,5 млн. рублей.

На обслуживание своих долгов КАМАЗ тратил примерно столько же, сколько и годом ранее. В то время как проценты к уплате остались практически без изменений на уровне 480 млн. рублей, проценты к получению выросли на 23,5 млн. рублей до 184 млн. рублей.

Негативный вклад внесло ухудшение баланса прочих расходов и доходов. Так, отрицательное сальдо прочих статей выросло на 52% – с 636 млн. рублей в первом полугодии 2012 года до 966 млн. рублей в первом полугодии 2013 года.

Тем не менее хороших объемов поступлений от участия в других организациях хватило, чтобы перекрыть влияние негативных факторов и чтобы конечный результат был улучшен. Чистая прибыль КАМАЗа выросла на 11% – с 2,19 млрд. рублей за 6 месяцев 2012 года до 2,43 млрд. рублей за аналогичный период 2013 года. Этот факт вызывает самое большое удивление в отчетности КАМАЗа – все-таки у компании налицо кризис, связанный, безусловно, с общими негативными тенденциями, которые есть в последние месяца в экономике России.

Интересно, что при этом КАМАЗ в первом полугодии произвел около 24,5 тыс. машинокомплектов, что на 7% меньше к январю-июню 2012 года.

Как пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы ОАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев, кажущееся несоответствие объясняется эффективностью внутренней политики КАМАЗа: «Здесь нет ничего удивительного: мы заработали меньше, но потратили еще меньше, отсюда и прибыль. Немного снизились продажи, но за счет экономии энергоресурсов, снижения цен на комплектующие от наших поставщиков и других факторов вышли в плюс. Это говорит лишь об эффективности нашей компании: мы знаем, как выживать даже в критических рыночных условиях».

Отметим, что в первом квартале дела у КАМАЗа шли заметно хуже. Достаточно вспомнить, что тогда падение производства было очень значительным: было произведено 10,7 тыс. машин, что на 20,7% ниже, чем годом ранее. Следом тогда снизилась и выручка автозавода – на 12,6% до 23,11 млрд. рублей за вычетом налога на добавленную стоимость и акцизов (в первом квартале 2012 года было 26,44 млрд. рублей). Валовая прибыль в январе-марте составила 2,7 млрд. рублей, что в 1,7 раза ниже показателей аналогичного периода прошлого года. А чистая прибыль ОАО «КАМАЗ» по РСБУ за первый квартал 2013 года снизилась по сравнению с аналогичным периодом 2012 года и вовсе в 2,4 (!) раза и составила 644,1 млн. рублей. Тем временем в первом квартале 2012 года автозавод заработал 1,5 миллиарда. Словом, в первом квартале было устойчивое впечатление, что ситуация стремительно ухудшается. Слишком радужной ее нельзя назвать и сейчас, но, судя по свежей отчетности, негативный тренд топ-менеджменту КАМАЗа удалось в значительной степени выправить.

ПОКАЗАТЕЛЬНО, ЧТО СНИЖЕНИЕ ВЫРУЧКИ У КАМАЗА ПРОИЗОШЛО ВСЕГО НА 2%

Один из экспертов, к которым газета «БИЗНЕС Online» обратилась за комментариями, отметил, что в лучшем случае производственные и экономические показатели автопроизводителей будут на уровне показателей 2012 года, в худшем – будут ниже на 2 - 5%.

Дмитрий Баранов – ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:

– Во-первых, стоит отметить, что это отчетность компании по РСБУ, а у нас уже принято отчитываться по МСФО. Снижение выручки компании объясняется тем замедлением российского авторынка, которое наблюдается с начала этого года. Оно объясняется в первую очередь некоторой стагнацией в экономике и насыщением авторынка за три года прошедших с кризиса, когда рынок рос быстрыми темпами. Вместе с тем показательно, что снижение выручки у КАМАЗа произошло всего на 2 процента, что свидетельствует о том, что положение компании устойчивое, и она делает все для того, чтобы оставаться эффективной и далее.

Что касается прогнозов, то, скорее всего, ситуация на авторынке кардинально не изменится до конца года, и спрос на автомобили будет не очень большим. В лучшем случае производственные и экономические показатели автопроизводителей будут на уровне показателей 2012 года, в худшем – будут ниже на 2 - 5 процентов. В данном случае у автопроизводителей есть не так много способов противостоять этому, особенно если снижается спрос на машины. Ключевые из них – повышение эффективности деятельности, снижение издержек, оптимизация организационной структуры и численности компании.

Анна Бодрова – аналитик FIBO Group:

– Сокращение объемов производства компании может быть связано с уменьшением экспортных продаж и с сокращением уровней внутреннего интереса к покупкам тяжелой техники на фоне экономического спада в стране. Эти же факторы могут работать во втором полугодии, поэтому не исключено продолжение сокращения объемов производства еще на 3 - 4 процента.

Понижение уровней продаж напрямую связано с теми же факторами и основано, скорее всего, на падении интереса отечественных и внутренних покупателей из-за вялых торгово-экономических процессов в глобальных экономиках.

Антон Старцев – ведущий аналитик CFA ИФ «ОЛМА»:

– Сокращение производства машинокомплектов, по всей вероятности, связано с ослаблением спроса на рынке в целом (по данным АЕБ, продажи новых автомобилей в РФ за первое полугодие сократились на 6 процентов в годовом выражении). Кроме того, 2012 год был сравнительно удачным для КАМАЗа (рекордная за несколько лет выручка по РСБУ), поэтому результаты текущего года могут выглядеть слабыми из-за «эффекта высокой базы».

Действительно, «поступления от участия в других организациях» во многом объясняют рост чистой прибыли КАМАЗа в первом полугодии, но происхождение этих средств объяснить затруднительно – у КАМАЗа несколько дочерних предприятий, но по ним пока не раскрыта отчетность за полугодие.