ТЕРПЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА КОНЧИЛОСЬ

Еврокомиссия вчера официально заявила о намерении Евросоюза запустить разбирательство в рамках процедур ВТО о правомерности российского утилизационного сбора на импортные автомобили. После нескольких бесплодных попыток объясниться с Москвой, говорится в пресс-релизе Еврокомиссии, Евросоюз вынужден инициировать процедуру, по которой через два месяца будет сформирована третейская группа. Арбитры решат, соблюдает ли Россия регламент ВТО, в которую страна так долго стремилась.

В заявлении еврокомиссара по вопросам торговли Карела де Гюхта российский утилизационный сбор характеризуется как дискриминация импортных товаров, пишет РБК. Переговоры и консультации между Брюсселем и Москвой пока продолжатся: по правилам ВТО, участникам спора дается 60 дней на то, чтобы договориться. Если эти два месяца не дадут результата, который устроил бы обе стороны, то в сентябре, вероятно, будет сформирована третейская группа, что подтвердила Екатерина Майорова – замдиректора департамента торговых переговоров минэкономики РФ. «Если процедура будет инициирована ЕС сегодня, то уже 7 сентября она может перейти из стадии формальных консультаций в стадию собственно разбирательства в ВТО», – уточняет Майорова.

Поскольку спор об утилизационном сборе длится с момента принятия соответствующего закона, определенные идеи урегулирования конфликта российской стороной уже предлагались. Так, в начале марта замглавы МИД Алексей Мешков заявлял на форуме в Санкт-Петербурге, что правительство намерено сделать утилизационный сбор одинаковым для всех – и отечественных, и зарубежных производителей – к середине года. В ЕС рассчитывали на появление этой поправки в законе «Об отходах производства и потребления» к 1 июля, однако срок вышел, а поправки в законе так и не появилось. Отметим, что законопроект был внесен на рассмотрение в Госдуму РФ еще в мае. Документ отменял возможность отечественного автопроизводителя не платить утилизационный сбор в том случае, если он примет на себя обязательства самостоятельно утилизировать свой товар по истечении эксплуатационного срока. Это право распространялось как на российский автопром, так и на страны Таможенного союза – Казахстан и Беларусь. Но Госдума ушла на летние каникулы, и закон принят не был. В его принятии также есть свои сложности: содержание законопроекта необходимо еще скоординировать с партнерами по Таможенному союзу, которых российский закон прямо касается.

На данный момент размер утилизационного сбора в России в разы превышает аналогичный сбор в Европе, где он в среднем составляет 100 евро. В России за утилизацию легковых автомобилей с иностранных производителей берут по 25 - 40 тыс. рублей. Если майский законопроект будет принят до начала третейского процесса, эта сумма, вероятно, будет снижена.

ЕВРОПА САМА ЭТОТ СБОР ПРИДУМАЛА

По мнению экспертов, рулить ситуацией с утилизационным сбором следует инициаторам законопроекта, принятого в сентябре прошлого года. В частности, заместитель генерального директора «КАН Авто» Сергей Чернов так прокомментировал корреспонденту «БИЗНЕС Online» перспективы российских производителей:

– Позиция Евросоюза довольно странная, поскольку утилизационный сбор в свое время инициировали члены Евросоюза – французы, представители Renault. Они приезжали к нам, года два назад мы с ними давали совместное интервью на эту тему. И сегодня российская программа утилизации практически идентична программам других стран ЕС. Получается, аналогичные требования должны быть приняты во всех странах ВТО. А как же они хотят только в России отменить утилизационный сбор?

Возможно, суммы утилизационного сбора у нас разные, но коэффициент расчета платы очень сложный. Эта формула не из головы взята, она определена на основе унифицированных данных по каждой из процедур утилизации.

Конечно, отмена или корректировка утилизационного сбора как-то ударит по отечественному производителю, но все равно LADA, например, останется самым покупаемым автомобилем. Вообще, протесты Евросоюза больше скажутся на производствах иностранных автомобилей, локализованных в России.

Что же касается рынка грузового транспорта, я был в Москве на обсуждениях в составе нескольких делегаций, но к какому-то результату и единому мнению мы прийти не смогли. Есть несколько комиссий, которые пытаются договориться по условиям утилизации грузовиков, но в рамках этих комиссий программа будет разрабатываться веками. Здесь нужна сильная рука. Кто-то должен сказать: давайте сделаем так, и так оно и будет. Это может быть Чемезов и Когогин, который непосредственно участвовал в разработке утилизационного сбора.

Напомним, что наиболее активным лоббистом закона «Об отходах производства и потребления» в Госдуме была депутат Альфия Когогина – супруга гендиректора КАМАЗа Сергея Когогина. Однако в свете последних известий на КАМАЗе решили занять выжидательную позицию: как пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы ОАО «КАМАЗ» Сергей Афанасьев, до момента официального обращения ЕС к третейским судьям автогигант воздержится от официальных высказываний.

ВКЛАД УТИЛИЗАЦИОННОГО СБОРА В ЦЕНУ МАШИНЫ МОЖЕТ БЫТЬ МИНИМАЛЬНЫМ

Аналитики считают отмену утилизационного сбора невероятной, называя наиболее реальной перспективой принятие уже готового законопроекта.

Баранов Дмитрий – ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:

– Учитывая, что еще в январе этого года президент Путин поручил минэкономразвития выработать решение по выравниванию условий утилизационного сбора, можно не сомневаться, что решение будет найдено. Но это совершенно точно не будет отмена утилизационного сбора. Он останется, и об этом в начале года, в частности, говорил замглавы минэкономразвития Алексей Лихачев, который сказал, что «переговоры должны пройти по условиям уплаты утилизационного сбора, но не по тому, быть ему или не быть, а по тому, как и кто должен платить, чтобы здесь не чувствовалось дискриминации.

Вместе с тем собственно само обращение ЕС, можно сказать, возникло из-за бюрократических проволочек, потому что Госдума отложила на осень принятие соответствующего закона об утилизационном сборе. Если бы он был принят, как и было оговорено, до 1 июля, при том что он вступил бы в силу позднее, то ЕС не стал бы начинать это расследование.

То, что вопрос может быть урегулирован сторонами самостоятельно, не вызывает никаких сомнений, скорее всего, так и произойдет. Учитывая продолжительность процедуры разбирательства, вероятнее всего, что осенью Госдума примет соответствующий закон об уравнивании утилизационного сбора, что автоматически снимет все вопросы, и разбирательство будет закрыто.

Что касается влияния этих решений на российский автомобильный рынок, то не стоит ждать каких-то кардинальных изменений. Вряд ли стоит ожидать, что повышение утилизационного сбора будет столь существенным, что это серьезно скажется на стоимости автомобилей. Во-первых, цены на автомобили вряд ли повысятся сразу после введения сбора, все же есть весьма значительная инерция в несколько месяцев, прежде чем этот сбор скажется на ценах. Во-вторых, никуда не исчезает и инфляция, которая также влияет на розничную цену автомобилей, и не исключено, что ее влияние будет гораздо больше, чем влияние утилизационного сбора. И в-третьих, у иностранных автопроизводителей, работающих в России, есть весьма серьезная поддержка материнских компаний, в том числе и финансовая. Не исключено, что эта поддержка будет использована в том числе и для минимизации последствий введения утилизационного сбора и сохранения цен на машины.

Ну и наконец, главное: растут цены на материалы и комплектующие для сборки автомобилей, и на фоне этого роста вклад утилизационного сбора в цену машины может быть минимальным. К тому же, несмотря на рост нашего авторынка, уровень автомобилизации в России по сравнению с другими странами остается низким, а стойкое желание почти каждого россиянина иметь автомобиль нисколько не убывает. Поэтому можно не сомневаться, что утилизационный сбор практически никак не скажется на продажах автомобилей. Их будут покупать, как покупали и раньше, даже с включением в их розничную цену утилизационного сбора.