ПОЛИТИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП

Международные процессы быстротечны и склонны к поляризации. Плюсы переходят в минус, и, наоборот, минус сменяется минусом большего объема и т.д. Об этой диалектике, похожей на политический калейдоскоп, начинаешь размышлять, когда видишь экономические, социальные и юридические трансформации Евросоюза в современном миропространстве. Они не всегда значимы, к сожалению, более того, реально противоречивы. Такой стиль поведения одного из важных, стратегических по характеру игроков международной системы XXI века не обеспечивает высокую степень ее эффективности, затрудняет прогноз мироуправления в глобальной (среднесрочной, долгосрочной) перспективе. Возникают сложности как по вектору двусторонней, так и многосторонней дипломатии. Немало противоречий появляется и в правоприменении.

ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ СКАНДАЛ ВЫЯВИЛ ПОЛИТИЧЕСКУЮ, ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ, ОРГАНИЗАЦИОННУЮ СЛАБОСТЬ ЕС

О парадоксах международной правосубъектности ЕС напоминают некоторые последние события. Они имеют возможность стать частью хрестоматии по вопросам международных отношений. Речь идет о двух типах событий, которые по существу в режиме волн сменили друг друга с интервалом в несколько суток. В одной группе – Евросоюз и его члены – объекты нарушений международного права и национального суверенитета этих государств со стороны силовых структур США, важнейшего союзника и партнера европейских акторов, а в другой – видные представители еэсовского и натовского сообщества, государства – члены ООН, которые, вопреки уставным обязательствам, обязанностям в рамках дипломатического, договорного, воздушного права, проявили себя недружественно к президенту Боливии Эво Моралесу и его воздушному судну в европейских границах.

Здесь – Евросоюз, его участники (Франция, Португалия, Италия, Испания, Австрия) – в зоне ответственности, критики общественного демократического мнения, многих государств, особенно входящих в союз южноамериканских наций.

Кого-то удивит такая метаморфоза. Сначала достаточно пассивная реакция (сегодня она сведена на двусторонний обмен мнениями) на шпионскую программу США. Ее сеть в течение нескольких лет охватила (по открытым данным СМИ) 38 посольств и дипмиссий европейских представительств Франции, Италии, Греции и других стран в США, представительства ЕС в Вашингтоне, Нью-Йорке, Брюсселе. Особо досталось Германии. АНБ отслеживало в ней ежедневно до 20 млн. телефонных звонков и около 10 млн. контактов в интернете.

Сам факт дипломатического скандала между стратегическими партнерами Евро-Атлантики, планирующими строить ассоциацию свободной торговли, выявил политическую, психологическую, организационную слабость ЕС и его заангажированность Новым Светом. Индульгенция, выданная США их европейскими союзниками, показала, что они готовы «проглотить» даже такое ограничение их суверенитета, как электронный шпионаж. Во имя чего? Во имя того, что называется западной солидарностью. Такие понятия, как исторический авторитет, конституционная законность, действующие нормы и принципы международного права, оказывается, можно предать забвению.

ОЧЕНЬ УЖ ХОТЕЛОСЬ ОБНАРУЖИТЬ «БЕГЛОГО» ПРАВОЗАЩИТНИКА

Статус-кво восстанавливается быстро. Но для полного курса нужно было еще что-то. «Это» должно стать весомым аргументом, подтверждающим верность общим целям мироуправления с позиций базовых ценностей, разделяемых на обоих берегах Атлантического океана. По форме «оно» должно свидетельствовать о неизменности союзнических и партнерских отношений с Соединенными Штатами. Был выбран сложный, сильно напрягающий ныне Белый дом и Госдепартамент США сюжет. Речь идет о поиске и выдаче американскому правосудию экс-сотрудника ЦРУ Эдварда Сноудена. Под рукой «оказался» президент Боливии, совершающий перелет Москва – Ла-Пас. Всем было ясно (в МИД стран ЕС работают грамотные юристы-международники, знаю об этом не понаслышке), что он под охраной международного права (Конвенция о дипломатических сношениях и иммунитетах 1961 года, Чикагская Конвенция о международной гражданской авиации 1944 года). Но очень уж хотелось обнаружить «беглого» правозащитника и доставить его Вашингтонской администрации. В результате одни страны закрыли национальное воздушное пространство, другие искали предлог для проведения обыска на борту самолета главы государства. На глазах творятся акты международно-правового нигилизма, реализуется политика «двойных стандартов», к которой включился ЕС, отдельные его субъекты (Ливия, Сирия, Иран, Палестина – наглядные площадки ее демонстрации).

МНОГИЕ В МИРЕ ЗАДУМАЮТСЯ: ЧТО ЭТО ТАКОЕ – ЗАПАДНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

Да, сегодня и завтра вслед ситуации из европейских столиц прозвучат извинения, в поддержку лидера Боливии выскажется союз южных латино-американских государств, будут запросы генеральному секретарю ООН и т.п. Но факт остается фактом: есть силы, которые в своих интересах могут взорвать правопорядок. Многие в мире задумаются: что это такое – западная демократия, которая санкционирует нарушение международного права, не гарантирует общепризнанного права человека и гражданина?

Вряд ли этот американо-европейский дом будет универсально привлекательным. Европейская дипломатия своим поведением загнала себя в угол, она несет имиджевые и другие потери.

Выйти из этого состояния можно. Нужна политическая воля, в том числе и в целях безусловного, императивного соблюдения общих принципов международного права и устава ООН. Россия может тому способствовать, разработав, в частности, программу прогрессивного развития и эффективного применения международного права.

Многое может сделать как официальная дипломатия РФ, так и связанные с ней направления парламентской, общественной деятельности в международном пространстве. Конкретно о решении проблем укрепления миропорядка сказано в актуальном документе – Концепции внешней политики Российской Федерации 2013 года. Практически многоцелевым шагом могло бы стать внесение в ООН идеи разработки Кодекса цивилизованного поведения современных государств и международных организаций. Как показывает практика геополитики, потребность в таком юридическом своде норм jus cogens только возрастает.

Василий Лихачев