- Анатолий, когда в Казани появился такой вид отдыха, как пейнтбол, лазертаг? 

- Что касается пейнтбола, то наша компания работает на этом рынке с 2004 года. Скоро будет уже 10 лет присутствия на рынке. В пейнтболе есть разновидности: тактический пейнтбол (моделирование вооруженных сил различных армий) и спортивный пейнтбол. Что касается тактического пейнтбола: он более популярен среди игроков, поэтому мы стараемся развивать именно его. К нам может прийти любой желающий, мы проведем для него инструктаж, объясним азы, после чего уже можно играть. Есть те, для кого пейнтбол – это спорт. 

В Россию увлечение пришло в 1995 году, когда в России открылся первый пейнтбольный клуб «Пейнтлэнд» в Подмосковье. Саму игру изобрели американцы в 1980 году. В Америке сегодня, так же, как у нас, ежегодно растет число игроков. США – это родина производителей маркеров Tippmann и Spyder и пейнтбольных шаров. 

В Казани первым был пейнтбольный клуб «Хамелеон», который позже был переименован в «Ультру». Он открылся в 1999 году и работает по сей день.

- Насколько высока конкуренция на нашем рынке? 

- В последние годы конкуренция достаточно высокая, открывалось очень много пейнтбол-клубов. Основными нашими конкурентами можно считать четыре-пять клубов – это «Солдат удачи», «Спарта», «Пейнтбол-Сити». Открывается много клубов, потому что есть спрос со стороны населения. Каждый сезон открываются по паре-тройке новых клубов.  

В Нижнекамске есть очень хороший клуб с таким же названием, как у нас, но он работает самостоятельно. Есть клуб в Альметьевске. В Набережных Челнах – 7 клубов. Тенденция такая же: открытие новых клубов в начале сезона.

Вообще, чем больше оборудования у компании, тем лучше, потому что это влияет на количество игроков. Могут прийти играть 10 человек, а могут 80. Для развития компании желательно иметь оборудование в большом количестве и иметь хорошую инфраструктуру для гостей клуба.

Что касается конкуренции, то, чтобы выжить, надо помогать друг другу. Палки в колеса мы никому не вставляем, бывает, что сотрудничаем. Здоровая, нормальная конкуренция на рынке никому не мешает. На рынке есть места для новых компаний. Все зависит от того, какую планку ты себе поставишь.

- Сколько игровых площадок у вашей компании? 

- У нас четыре площадки: «Миллениум» на ул. Подлужная, на Лебяжьем озере, в гостевом комплексе «Дубай» и «Пионер» за Сухой рекой. Плюс у нас есть сезонная площадка на улице Портовой, стадионе «Водник», которая открывается в мае. Скажу, что на площадке «Пионер» у нас проходила игра с большим количеством участников – 76 человек. На «Воднике» проходил турнир в прошлом году, где было 140 участников с Поволжья. 

image7.jpg
 «Людей привлекает динамика и адреналин во время игр»

РАБОТА С КУПОНАМИ – В МИНУС… 

- Видимо, усиление конкуренции связано с низкой стоимость входного билета на рынок? 

- Первоначальные инвестиции понадобятся в размере 100 тысяч рублей. В эту сумму входит покупка оборудования и некоторые работы по обустройству площадки для игры. Бывают разные площадки, например, если есть заброшенное здание, то строить ничего не нужно, играть можно в нем. Для площадки необходимо организовать теплую раздевалку для игроков, беседку. Площадки для игр наша компания берет в аренду. От заброшенных зданий и подобных территорий мы отказались из-за травмоопасности и скудной инфраструктуры.

- Каков срок окупаемости этого бизнеса?

- Окупаемость бизнеса зависит от того, как рекламирует себя компания, как организует работу. Пейнтбол-клуб может вообще не окупиться, а может окупиться за год-полтора. Все зависит от методов работы. Некоторые клубы тесно сотрудничают с популярными сейчас купонными сайтами. С одной стороны, конечно, это реклама, но, с другой, по скидочным купонам стоимость игры в три раза меньше, чем обычно. При этом необходимо учитывать неизбежный износ оборудования и расходы на шарики и сжатый воздух. Думаю, что с купонами компании работают просто ради работы, чтобы не простаивать без игроков.

- Как вы выбирали площадки для игр в пейнтбол? Какие к ним есть требования?

- Первый критерий выбора площадки – это ее местоположение. Важно, чтобы клиенты могли доехать до места на машине или на общественном транспорте. Далее важны условия нахождения на площадке: раздевалка, зона отдыха. В-третьих, важна сама площадка, ее размер и тип укрытий. В среднем площадка должна быть 60 метров в ширину и 80 - 100 метров в длину. 

image8.jpg
«Люди сегодня интересуются активным отдыхом, и пути для развития есть»

«В БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ ПЕЙНТБОЛ ДЛЯ ИГРОКОВ – ЭТО ПРОСТО РАЗВЛЕЧЕНИЕ НА ТРИ ЧАСА»

- Из чего состоит оборудование клуба и сколько оно стоит?

- В оборудование входят маркера (ружья), шарики для стрельбы. Игроку для игры мы выдаем камуфляж (куртка, штаны, перчатки), защитную маску для лица и сам маркер, который стреляет шариками. Внутри шарика – маслянистая краска на водной основе, которая легко смывается. Комплект для одного игрока стоит от 7 тысяч рублей и выше.

- Есть ли для игры в пейнтбол какие-либо сверхдорогие марки оружия? Есть ли какие-то уникальные экземпляры?

- Индустрия пейнтбола и страйкбола насыщенная и не стоит на месте. Такие марки есть. Каждый год обновляются модельные ряды, выпускаются все более красивые и технологически сложные маркеры. В каждом новом маркере либо страйкбольном устройстве находятся как минимум 6 патентов.

Нет такого, чтобы какой-то бренд был самым лучшим. По моему субъективному мнению, по качеству превосходит остальных производитель маркеров и оборудования Planet Eclipse. По прокатному, тактическому оборудованию – это бренды Tipmann и BT Empire. Мы в прокате используем маркера Tipmann.

У нас есть игровые бронетранспортеры. Их мы используем для больших игр и в качестве рекламы. В большинстве случаев пейнтбол для игроков – это просто развлечение на три часа. А БМП (боевые машины пехоты) как игровая техника и тактическое оборудование расширяют горизонты, показывают игрокам, что все не ограничивается только прокатным пейнтболом, это лишь начальный вход в большое увлечение.

- Сколько стоит одеть и подготовить человека полностью для игры? 

- Можно уложиться в 9 тысяч рублей. Можно уложиться и в меньшую сумму, камуфляж и маска стоят не так дорого. Цена больше зависит от марки оружия, стоимость которого варьируется от 5 до 40 тысяч рублей.

- Занимаетесь продажей оборудования?

- В составе нашей компании есть магазин, в котором можно приобрести все что угодно. Допустим, вы хотите заняться пейнтболом. Что для этого нужно? В первую очередь необходимо купить себе хорошую маску. Оборудование можно брать в аренду в клубе, но при желании можно приобрести и оружие – маркер – в зависимости от размера кошелька. Цена маркера – от 5 до 40 тысяч рублей. Продаем также камуфляж, который делится на обычный и спортивный. Через спортивную одежду боль от удара шариками не так сильно чувствуется. 

IMG_4482.jpg
 «Могу отметить команды «Золотая Орда» и «Победа», они участвуют в турнирах круглый год. Для людей, которые занимаются этим, пейнтбол – это спорт»

МАСТЕР ПО ПЕЙНТБОЛУ

- Какие направления есть в работе вашей компании?

- Мы предоставляем услуги по организации игр в пейнтбол, лазертаг и страйкбол. Кроме этого, дополнительно предлагаем пройти курс тимбилдинга, пострелять с луком или в тире из арбалета или пневматического оружия.

Дополнительно также предлагаем игру в бигбол – две команды играют в футбол с огромным мячом. Бигбол и зорб – огромный надувной шар диаметром 2 - 3 метра с камерой для человека, который надежно закрепляется в ней, не теряя при этом свободы движения – в основном востребованы летом.

- В России существуют ассоциации и федерации по игре в пейнтбол? Есть ли какое-то сотрудничество с ними?

- Да, сотрудничаем. Российская федерация пейнтбола, например, проводит турниры по всей стране, а мы в рамках сотрудничества проводим их в Казани. Турнир проходит ежегодно, в этом году у нас будет четвертый этап, который состоится 28 сентября. В этом году турнир будет состоять из этапов: два этапа «Про Шар Кап» и один этап – Поволжская пейнтбольная лига, который проходит по Приволжскому федеральному округу. Участники турнира съезжаются к нам со всего Поволжья: Самары, Ульяновска, Перми, Йошкар-Олы. Соревнования проходят по спортивному пейнтболу.

- Расскажите подробности о турнире, кто участники?

- Информация о турнире заранее появляется в социальных сетях и пейнтбольных форумах, там же происходит регистрация команд. Есть дивизионы: Д1, Д2, Д3, Д4. Команда состоит из пяти человек. Участие в турнире оплачивается участниками соревнований.

Турнир длится один день. В каждом дивизионе есть победитель. Затем результаты турнира вносятся в общую таблицу. Аналогичные турниры проводятся также в Самаре и других городах, всего это четыре этапа в Приволжском федеральном округе. По результатам этих соревнований выводится общая таблица, и к концу года определяются итоговые победители.

- За историю турнира удавалось ли казанским командам побеждать?

- Казанцы занимали призовые места. Есть понятие дивизионов, команды в которые делятся по опыту и амбициям. В прошлом году казанская команда «Золотая Орда» заняла в дивизионе Д2 первое место.

Кроме этого, в Казани есть мастер спорта международного класса по пейнтболу – Ренат Ялаков. Он прошел все ступени спортивных турниров, начиная от прокатного пейнтбола, заканчивая российскими этапами, после чего начал выезжать в Париж, Лондон и другие города.

- В пейнтболе существуют профессиональные команды пейнтболистов?

- Профессиональные команды есть, пейнтбол зарегистрирован как вид спорта в комитете спорта России. Существуют определенные стандарты проведения спортивных соревнований по пейнтболу: по полю, покрытию, судейству. Мы в Казани проводим соревнования федерального значения с командами Поволжья. Из наших команд Казани могу отметить команды «Золотая Орда» (Д1) и «Победа» (Д2), они тренируются и участвуют в турнирах круглый год. Для людей, которые занимаются этим, пейнтбол – это спорт. 

image.jpg
«У нас есть игровые бронетранспортеры. Их мы используем для больших игр и в качестве рекламы»

«В ДЕТСТВЕ ВСЕ ИГРАЛИ В ВОЙНУШКИ» 

- Кто работает в штате компании?

- Персонал набирали первоначально из своих знакомых. Работают у нас в том числе студенты, активные ребята, которые, как и все нормальные люди, хотят заработать. Количество персонала в пиковые дни доходит до 15 человек.

- Из чего складывается доход пейнтбол-клуба?

- Помимо организации игры мы предлагаем дополнительные услуги – это проведение тимбилдинга, тиры, аренда беседок, мангала для шашлыка. Помимо этого мы продаем маски, сдаем в прокат во время игры удлиненные стволы. Доход получается с вычетом оплаты труда персонала, аренды площадок, затрат на стирку камуфляжа, покупки шариков. Предлагаем также баню.

Самую доходную часть заработка составляет продажа шариков. Для игры на одного человека выдается 100 шаров, и этого количества, конечно, не хватает. За игру один человек отстреливает примерно 300 - 400 шаров.

- Кто ваша аудитория?

- Играют в основном молодые люди от 18 до 35 лет. Что касается популярности, то, наверное, в детстве все играли в войнушки и подобные игры. А здесь люди держат в руках почти что оружие, шарики при попадании в человека разрываются. Возможно, людей привлекает динамика и адреналин во время игр.

- Занимаетесь организацией корпоративного отдыха?

- Да, конечно. Корпоративный отдых на наших площадках особенно востребован в праздники – 23 февраля, 8 Марта, новогодние каникулы. У нас часто играют такие компании, как ТТС, «ДубльГИС», «Татнефть», сеть «Старый Амбар». Клиентами также были телеканал «Перец», «МузТВ» снимал на нашей площадке клип для татарского певца Шакура. Помимо игр для корпоративных клиентов предоставляем в аренду костюмы сумоистов, аттракцион «Бык Родео» и устраиваем соревнования по борьбе и «скачки».

В Казани пока не созрели для того, чтобы приходить играть в пейнтбол в качестве стратегии сплочения коллектива, приходят только на праздники.

 - Сколько человек в месяц играют на ваших площадках?

- Мы работаем ежедневно, для игры необходимо участие как минимум 6 человек. В неделю на одной площадке проходят примерно 6 - 7 игр. В месяц на одной площадке играют примерно 100 человек, хотя это количество можно и увеличить.

Больше всего человек пока играет на площадке «Миллениум», к ней очень удобно подъехать.

- Кто является лидером на этом рынке в Казани?

- Наша компания находится на очень хороших позициях.

- Каков диапазон цен на игры в вашем клубе? Доступно ли это развлечение, например, студентам?

- На площадке «Миллениум», например, игра в будние дни составляет 400 рублей, а в выходные – 500 рублей на человека. В эту сумму входит обмундирование, маска-камуфляж, оружие, перчатки, страховка и 100 шаров. Студентам мы идем навстречу, и, если просят скидку, предоставляем. 

- Сколько составляет средний чек за игру? Каким был самый большой чек?

- Средний чек составляет 700 - 800 рублей за игровой день. Самый большой чек обычно бывает в спортивном пейнтболе, сумма на человека доходит до 3 тысяч рублей. Спортивный пейнтбол связан с большим количеством расстрелянных шариков, поэтому получается такой чек. 

IMG_4463.jpg
«Плюсом в нашей работе является отсутствие необходимости получать какие-либо специальные разрешения»

НА ОКУПАЕМОСТЬ ВЫШЛИ ЧЕРЕЗ ГОД

- Как пришли в этот бизнес?

- Сначала мы сами увлекались игрой в пейнтбол. Потом интерес стал профессиональным, и решили создать свое дело в 2004 году. В Казани игр в пейнтбол тогда практически не было. Стартовый капитал составил 100 тысяч рублей.

- Почему решили назвать компанию «Стрелок»?

- Сначала мы назывались «Вольный стрелок», но когда начали заниматься еще и лазертагом, страйкболом, а также проводить турниры, продавать в Казани оборудование, назвались спортивно-техническим клубом «Стрелок».

У нас два бренда: «Стрелок» – название нашего клуба и «Гвардия» – подразделение на Сухой реке. Причина разделения в том, что одному человеку тяжело управлять всеми площадками. В связи с этим есть дополнительный администратор, который отвечает за площадки, сохранность оборудования.

- Ваша компания – пример работы малого бизнеса. Как оцениваете бизнес-климат в Казани? 

- В малом бизнесе тяжеловато развиваться. Налоги для индивидуальных предпринимателей бьют по карману. Москва и Санкт-Петербург стоят особняком, потому что в этих городах такой бизнес достаточно развит. Хотя и в Казани люди сегодня интересуются активным отдыхом, и пути для развития есть. Вероятно, в провинциях вести такой бизнес сложнее: там и зарплаты ниже, и менталитет другой. Плюсом в нашей работе является отсутствие необходимости получать какие-либо специальные разрешения.

- Какие у вас планы на будущее? Будете развиваться в других городах Татарстана?

- Выход в другие города пока не запланирован. В Казани еще есть куда развиваться и что делить, поэтому сосредоточим свои усилия здесь. Возможно, будем увеличивать количество площадок и качество инфраструктуры на игровых базах. Нужно брать лучше, чем то, что у тебя уже есть.

- Какова рентабельность бизнеса?

- Наш клуб начал окупаться примерно через год работы. Рентабельность бизнеса – около 60 процентов.

- Каков оборот компании?

- В среднем по клубам годовой оборот составляет порядка 2 - 3 миллионов рублей. Оборот компании зависит от многих коэффициентов: количество игроков, качество площадки, количество оборудования. У нас 100 пейнтбольных комплектов, 20 – страйкбола, 34 – лазертага.

- Как обеспечивается безопасность игроков во время игр в клубе?

- Безопасность на самом деле превыше всего. Бывает, что люди во время игры снимают маски. А при попадании шарика в глаз можно остаться без зрения. Поэтому мы обучаем персонал, чтобы за игроками был строгий надзор, перед игрой с самими игроками проводим подробный инструктаж.

Вообще, все наши игроки застрахованы от несчастных случаев. Есть договор с компанией «Росгосстрах» о том, что пришедший игрок страхуется. Игрокам мы выдаем бланки, на которых они регистрируются. Сумма страхования достигает 300 тысяч рублей. Страхование есть не в каждом пейнтбол-клубе. Игроку это не стоит никаких денег. 

image3.jpg
 «Заканчиваем делать игровой Hummer, он, скорее всего, будет выставлен в парке «Кырлай» 

ИГРОВОЙ HUMMER ВЫСТАВИМ В ПАРКЕ «КЫРЛАЙ» 

- Как заработали стартовый капитал на бизнес?

- Стартовым капиталом стала часть несостоявшейся машины.

- Где вы учились, работали, прежде чем заняться этим бизнесом?

- Учился в гимназии №7, окончил Казанский государственный университет, факультет ВМК по специальности «программист-математик». В пейнтбольном бизнесе работаю со второго курса. Не стал работать по специальности, потому что перспективы развития своего хобби (дела) были намного интереснее.

- Какие у вас увлечения, хобби?

- Увлекаюсь моделированием игровой техники – танки, БМП. Сейчас заканчиваем делать игровой Hummer, переделывается игровой танк. Танк выполняется в масштабе один к двум, а Hummer – один к одному. Hummer, скорее всего, будет выставлен в парке «Кырлай». 

- Эти автомобили в рабочем состоянии? Кто еще делает их в России?

- Да, они ездят. Вместимость БМП (боевая машины пехоты) составляет 7 человек. Наш танк копирует модель танка Т-34. Hummer, БМП и танк выполняются из металлокаркаса и листов металла. Танк сделан из металлокаркаса и фанеры. Ближайшее место, где делают такую игровую технику – компания «Железный Капут» в Москве. Изготовление танка стоит от 30 тысяч рублей, Hummer – от 150 тысяч рублей. Изготовление по времени занимает примерно месяц.

- Наш традиционный вопрос: три секрета успеха в бизнесе.

- Надо любить свое дело, жить им, и тогда можно будет достигнуть каких-то результатов. Я не расценивал свой бизнес как заработок, просто решил заниматься тем, что мне нравится. Уже потом дело стало приносить доход.

Справка о руководителе 

Марьин Анатолий Сергеевич

Дата рождения: 5 декабря 1983 года

Образование: Казанский государственный университет, факультет вычислительной математики и кибернетики

В пейнтбол-бизнесе с 2004 года

Увлечения: строительство игровой техники и киберспорт

Семейное положение: женат

Справка о компании

Спортивный технический клуб «Стрелок»

Год создания - 2004

Стартовый капитал – 100 тыс. рублей

Организационно-правовая форма – ИП

Направления деятельности: пейнтбол, лазертаг, страйкбол, аренда и продажа оборудования и техники

Количество сотрудников – 10