1.-Наполнение-некоторых-рекламных-конструкцию-вызываеС
Наполнение некоторых рекламных конструкций вызывает вопросы, в том числе и эстетического характера

СРЕДИ НАРУШИТЕЛЕЙ И МЕЛКИЕ ФИРМЫ, И ГИГАНТЫ РЫНКА

Казанский исполком утвердил «Архитектурно-художественный регламент размещения средств наружной рекламы и информации в городе Казани». Его цель – улучшение внешнего облика столицы РТ. Согласно регламенту, реклама на фасадах (настенные панно, вывески, крышные установки, баннеры, светодиодные экраны) должна размещаться в соответствии с единой концепцией здания, соответствовать характерным особенностям окружающей градостроительной среды. Согласно регламенту, недопустимо, чтобы реклама ухудшала архитектурный облик сложившейся застройки. А на объектах культурно–исторического наследия она и вовсе не может размещаться выше второго этажа, поскольку это нарушает эстетику здания, создает диспропорцию визуального восприятия и так далее. Словом, новый регламент обязал собственников готовить проекты по переделке рекламных конструкций и согласовывать их в управлении архитектуры и градостроительства Казани (УАиГ).

Но, как показывает практика, высокой сознательностью предприниматели не отличаются. Как сообщила «БИЗНЕС Online» начальник отдела рассмотрения проектов и городского дизайна УАиГ Жанна Белицкая, сегодня  около 70% средств наружной рекламы и информации не соответствуют представленным властям города дизайн-проектам либо просто несогласованы. Более того, в Казани встречаются дома с целым набором нарушений. Так, на стенах дома по адресу Восстания, 40/160 среди установленных 39 (!) средств наружной рекламы и информации 29 (!) конструкций висели самовольно, 9 – не соответствовали дизайн-проекту, и лишь 11 конструкций отвечали всем требованиям.

Как отметила Белицкая, в списках нарушителей и мелкие собственники, и крупные. 

ОБЪЯВЛЕНИЯ О СКИДКАХ – МОВЕТОН

За исключением случаев вопиющих нарушений, время у собственников, у которых еще не закончились сроки предыдущих разрешений, есть – новый регламент вводится в действие постепенно. Но уже очевидно, что столица РТ оказалась в ситуации, когда решение принято, а четкого механизма его реализации нет. Городу такая неопределенность грозит тем, что наведение порядка в сфере настенной рекламы затянется.

2.-Реклама-на-фасадах-должна-радовать,-а-не-удручать.jpg
Реклама на фасадах должна радовать, а не удручать

Способов поторопить собственников немного. Об одном из них рассказал осведомленный источник «БИЗНЕС Online». Чуть ли не первыми на требования нового регламента отреагировали крупные торговые центры (ТЦ) «Алтын», «Кольцо», «Тандем», «Муравейник», «Парк Хаус», «Мега». По словам источника, в мэрии города им «по-свойски»  рекомендовали не затягивать с решением вопроса. Торговые центры «взяли под козырек» и без промедления привели фасады в порядок. Однако распространить опыт точечных рекомендаций на весь город нереально: мелких собственников тысячи, всем персональную рекомендацию не дашь.

Как рассказала «БИЗНЕС Online» начальник управления наружной рекламы и информации исполкома Казани Ирина Дябилкина, рекламные объекты стабильного технического размещения – щиты, пилоны, пиллерсы и так далее –  нареканий не вызывают. Это так называемый сетевой формат, который был успешно реформирован и приносит городу стабильный доход, самовольных конструкций в данном сегменте почти нет, и если появляется хоть одна, то это уже ЧП городского масштаба. Порядок нужно наводить на потребительском рынке и рынке услуг: на фасадах  магазинчиков, офисов небольших фирм, мастерских и так далее. Проблема, по мнению Дябилкиной, в том числе и в низкой культуре предпринимателей: «Даже в центре, на улице Баумана, где можно встретить великолепные магазины с замечательными вывесками, собственник порой умудряется испортить картину – наклеивает на стекла бумажные  объявления о скидках, распродажах, а на входную группу еще и баннер натягивает».

РЕГЛАМЕНТ НАВЕВАЕТ ТОСКУ, КАК АРМЕЙСКИЙ УСТАВ?

Надо сказать, что принятие регламента изрядно осложнило жизнь производителям наружной рекламы. Игрок рынка сообщил «БИЗНЕС Online» на условии анонимности, что согласовывать проекты стало труднее, а творчество свелось  к строгому выполнению «циркуляров»: «Регламент, как пошаговая инструкция. Много деталей, которые ограничивают свободу. Прописаны требования даже к световому, цветовому оформлению и габаритам рекламных конструкций. Творчество сводится к педантичному выполнению требований».

Белицкая с этим мнением не согласна: «Рекламная конструкция состоит не только из габаритов. Возможно использование множества декоративных элементов, материалов, вариантов написания шрифта, композиционного расположения составляющих конструкции. Вывеска может включать логотип, название, расшифровку профиля предприятия. Есть разумные требования по корректности, сомасштабности рекламы. Например, высота букв на улице шириной 19 метров рекомендуется не более 60 сантиметров. На улице более 37 метров – не менее 60 сантиметров. Детализация при регулировании таких сложных моментов просто необходима».

3.-Есть-РІРѕРїСЂРѕСЃС‹-Рє-техническому-состоянию-рекламных-РєРѕРЅС
Есть вопросы к техническому состоянию рекламных конструкций. Вот так, из-за технических неисправностей СТОМАТОЛОГИЯ превращается... в МАТОЛОГИЮ

По словам Белицкой, нет особых проблем и с согласованием дизайн-проектов. В Казани полтора десятка рекламных фирм, которые набили руку на изготовлении продукции в соответствии с требованиями нового регламента. А с трудностями собственники сталкиваются, только когда  обращаются к дилетантам, чтобы сэкономить. Лучше один раз потратиться и сделать работу у профессионалов и потом не знать проблем, отметила Белицкая. Утверждение  проекта занимает не более 10 дней. Некоторая заминка возможна на этапе рассмотрения эскизов, когда вносятся правки, но это обычная техническая процедура, миновать которую никак нельзя.

То что с компаниями-изготовителями надо быть осторожнее, рассказала корреспонденту газеты «БИЗНЕС Online» казанская предпринимательница, заказавшая на свой магазин настенное табло и светодиодную вывеску. Рекламная компания обязалась выполнить работу под ключ, в том числе обеспечить все согласования, и действительно согласовала дизайн-проект, изготовила рекламу и установила ее. Но скоро заказчицу ждал неприятный сюрприз. «Работа обошлась примерно в 100 тысяч рублей, кроме того, заплатила 10 тысяч за технический паспорт, и еще 6 тысяч рублей госпошлины, – рассказала предпринимательница. – Но компания просто скрыла от меня, что получены не все разрешения. На самом деле она смонтировала рекламу без разрешения на установку управления наружной рекламы и информации исполкома Казани (УНРИ). Был шок, да еще и буквы на рекламе скоро развалились. В отношении рекламных компаний нужно быть очень осторожным».

РЕКЛАМНЫЙ ПАТРУЛЬ

Дябилкина заверила: что касается государственной части дела, то есть утверждения проекта, то гарантия положительного исхода дела – выполнение требований регламента. В них нет двусмысленностей, все четко. «Архитектурно-художественный регламент – долгожданный документ, – подчеркнула она. – Он очень важен для регулирования рынка наружной рекламы Казани».

Вместе с тем силы закона регламент пока не имеет, но, как отметила Белицкая, специалисты намерены обратиться в Казанскую городскую Думу с предложением придать регламенту такой статус. В настоящее же время несоответствие регламенту и другие нарушения приходится устранять, опираясь не те или иные положения прежних норм – закона «О рекламе» и местных нормативных актов. В соответствии с ними, реклама, не соответствующая дизайн-проекту, подлежит переделке, самовольно установленные конструкции – демонтажу. Улицы города проверяют совместные рабочие группы специалистов УНРИ, управления административно технической инспекции исполкома (УАТИ) и глав администраций районов. При необходимости к рабочей группе присоединяются специалисты УАиГ.

4.-На-улицах-Казани-бывае-и-такое.jpg
На улицах Казани бывает и такое

Как сообщил «БИЗНЕС Оnline» заместитель начальника информационно-аналитического отдела управления административно-технической инспекции исполкома Казани Рафаэль Шарифуллин, в этом году за различные нарушения на собственников зданий составлено 488 протоколов, наложено штрафов на сумму 4 млн. 959 тыс. рублей.

Каковы суммы? Например, штраф за ненадлежащее содержание рекламных конструкций (щиты, брэндмауэры и так далее) для физических лиц – 2 - 3,5 тыс. рублей, для  должностных – 15 - 30 тыс., для юридических – 200 - 500 тыс. (при повторном нарушении штраф для юрлиц возрастает до 1 миллиона). За ненадлежащее содержание средств наружной информации (к примеру, вывесок) штраф физлицам – 1 тыс. рублей;  должностным лицам это удовольствие обойдется в 15 - 20 тыс., юрлицам – уже в 15 - 25 тыс. рублей. Повторное нарушение влечет штрафы для физлиц в 2,5 - 3,5 тыс. рублей, для должностных – в 30 - 40 тыс., для юридических – в 50 - 100 тыс. рублей.

«ЛЕТ 20 НАЗАД БЫЛО БЫ ПРОСТИТЕЛЬНО, НО СЕГОДНЯ…»

Газета «БИЗНЕС Online» попросила экспертов оценить, есть ли в Казани проблема с качеством наружной рекламы.

Виктор Токарев – генеральный директор ЗАО «АС-КОМ»:

- Реклама на фасадах в городе могла бы быть более эстетичной, умной, сопоставимой по масштабам с пространством площадей. И что считать рекламой? Табличка на фасаде является таковой? Нет. Это информационный указатель, функциональная вещь. Реклама – это когда пропагандируются услуги, товары. А всякие информационные указатели, на мой взгляд, рекламой не являются и не должны таковыми считаться. Что касается архитектурно-художественного регламента. Я думаю, он сделан слишком мудрено, переусложнен. По-моему, он должен бы быть  проще.

Виталий Логинов – председатель правления союза архитекторов РТ:

- За редким исключением качество рекламы на фасадах в Казани очень плохое. В свое время навешали ее в городе совершенно безобразно. ГУМ был облеплен рекламой, ЦУМ.  Не знаю, кто и как это согласовывал. Давно было пора наводить порядок. Поэтому про архитектурно-художественный регламент могу сказать только одно: ну, наконец-то приняли.

Марсель Алеев – директор рекламной фирмы «ВИЛЛА»:

- На мой взгляд, ситуация с наружной рекламой в Казани вполне удовлетворительна. Естественно, могло быть гораздо лучше, но могло быть и хуже. Все познается в сравнении. Недавно был в Самаре. Так там с рекламой творится полный хаос – ни порядка, ни эстетики. Ситуация в Казани на порядок лучше.

Олеся Балтусова – помощник президента РТ:

- Если коротко, то главное – в Казани визуальное пространство выполнено на плохом профессиональном уровне за редким исключением, не учитывает архитектурный облик улиц, отвлекает внимание и противоречит нашим культурным ценностям. Самый жуткий пример – «Кольцо» и его фасад, здание пенсионного фонда и его крышные установки. Вразрез с обликом улицы поставлена стела с отсчетом времени до Универсиады на Баумана. В Кремле, например, вся реклама выставок и мероприятий не выходит за рамки и является прежде всего информативной, и это правильно… А навигация в метро ужасает отсутствием логики, подсветки и освещения.

Шамиль Латыпов – старший преподаватель кафедры систем автоматизированного проектирования КГАСУ:

- Качество наружной рекламы Казани очень плохое. Изготавливается она непрофессионально. Такое ощущение, что художественной стороной дела занимаются люди, которые имеют какое-то другое образование: как получится, да и все… Любая надпись должна иметь определенный масштаб. Скажем, надпись «КОРСТОН» вообще ужасная, выпадает из контекста, сделана несомасштабно по отношению к зданию. Да и почти везде в городе нарушается масштаб надписи. Лет 20 назад это было бы простительно. Тогда технологии были другие, гнутый металл и газовые трубочки, и чтобы трубочки укладывались по контуру, буквы приходилось делать большими. Но сегодня-то технологии другие. Проблему масштабности можно решить. По поводу регламента. Мне кажется большой глупостью требование о том, чтобы надпись соответствовала стилю архитектуры. Если дом построен  в стиле барокко, то и надпись должна быть барокко?  Надпись обращена к современным людям. Приезжают иностранцы, и надо, чтобы и им удобно было читать. В каких-то отдельных случаях это уместно, но чтобы каждая надпись соответствовала стилю дома? Шрифтов столько нет. Придется изобретать, ломать голову. Другое дело, там может быть вмонтирован связанный с домом какой-то символический знак. А сама надпись должна быть лаконичной и современной.