- Ильнур Ханяфиевич, с чего началась биография вашей компании?

- История компании, можно сказать, началась еще до ее образования. В начале 2000-х я работал в художественном фонде РТ исполнителем декоративно-прикладного искусства в металле. Сделал даже герб Татарстана из латуни. Кстати, его в кабинете первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева я вешал сам. А по ночам занимался шабашками.

Потом, когда шабашки начали приносить доходов больше, чем работа, ушел из художественного фонда и организовал на территории завода «Медфизприбор», что на улице Щапова, свою мастерскую в 40 квадратных метров. Болгарка, сварочный аппарат – все, что у меня было из инструментов, и один человек-работник – я сам. Поначалу делал рекламные штендеры. По качеству они были европейские, а цена – наша, поэтому у меня их охотно брали. Был еще такой пиар-ход: я бесплатно раздал в рекламные агентства свои штендеры и купил пейджер. Если рекламные агентства утром скидывали мне на него заявки, то уже на следующий день до обеда заказчик получал штендер. Приезжали, забирали и отдавали деньги. Вот с этого, можно сказать, и начался мой бизнес.

- Но на этом все не закончилось.

- Потом один из руководителей художественного фонда РТ обратился ко мне с просьбой предоставить ему художественный образец из нержавеющей стали для КРК «Пирамида». Так и началась наша история – я начал набирать людей. Мы делали для «Пирамиды» все детали из нержавейки. Все, что там блестит, прошло через мои руки. Они обращались во многие места, но нержавейка – специфический материал. Латунь хорошо полируется, хорошо обрабатывается, медь – мягкий металл, он хорошо тянется. А нержавейка – материал достаточно жесткий для обработки, поэтому с ним никто работать не любил. Потом эти же люди, которые работали со мной в «Пирамиде», делали «Мираж». Мы там бар «Джокер» отделывали нержавейкой, бассейн. Заказчики остались довольны.

P1070605.jpg

- В «Пирамиде» и «Мираже» вы работали с металлом. Как появилась идея заняться светодиодами?

- В 2005 году я организовал еще одну компанию – сейчас она называется «Обработка листа» и находится на улице Родина, 25. Она оказывает услуги предприятиям по обработке листового металла. Все двери в метро, которые были сделаны до 2009 года, были сделаны на наших профилях, обработаны на моем предприятии. Там же в 2006 году образовалось наше КБ в лице одного инженера. Но в 2011 году я вышел из этой компании, в котором моя доля составляла 60 процентов, забрал свои деньги и с оборудованием, которое купил для того цеха, отправился в Столбищи.

- Кто сейчас является владельцем предприятия?

- ИП Курмаев, то есть я.

- Сколько вы брали кредитов, во сколько вам обошлась покупка строений и земли?

- Когда мы сюда приехали, на мне был кредит в 80 миллионов рублей. Собственно говоря, было несколько кредитов, которые я взял у банка «ВТБ 24». Самый большой кредит был под 14,5 процентов, самый маленький – под 12,5 процентов.

- Кредиты еще отдаете или уже отдали?

- В 2009 году были сложности, так как наша продукция вообще не продавалась, мы реструктуризировали кредиты. Положа руку на сердце, отмечу, что самым тяжелым периодом в жизни компании было преодоление тяжелейшего кризиса 2009 года. Но в 2010 году мы стали сильнее, и наша компания стала продавать все, что разрабатывал наш КБ. Мы начали отдавать кредиты и в 2011 году полностью их закрыли. Правда, для развития направления светодиодов я привлек еще на 55 миллионов рублей новых кредитов. Но времена изменились, сейчас мы уже не берем кредитов в половину стоимости компании, как раньше. Берем не больше одной третьей части.

P1070609.jpg

ПЕРВЫЕ ОБРАЗЦЫ СВЕТИЛЬНИКОВ ПРИВЕЗЛИ ИЗ КИТАЯ

- Кто подал идею заниматься светильниками?

- Первый светильник был сделан в 2005 году для частного собственника в Боровом Матюшино, которому мы оказывали услуги по декоративной отделке здания. Но он был сделан не по технологии светильников, а по технологии рекламных светодиодов. Раз 20, правда, мы его переделывали, но в итоге все-таки сделали, и заказчику он понравился. В 2008 году я к этой теме вернулся. Поехал в Китай, выбрал образцы светильников у 9 производителей, привез сюда. У нас тогда не было ни технологии, ни лаборатории, ничего. Поэтому я начал готовить специалистов. Арендовал помещение в городе для инженеров, потому что здесь их постоянно отвлекали, они сидели и изучали технологию светодиодов.

- А людей вы откуда взяли? Как вы их находили?

- Это были те самые люди, которые работали у меня еще в 2002 году на «Пирамиде». Они закончили КАИ, я их мотивировал, и они начали заниматься светильниками. Это Дмитрий Емешев, Марат Багаутдинов, Ринат Зиганшин, Айдар Сюняев – они все с одной группы. Они очень хорошо учились и стали мозговым центром конструкторского бюро по светодиодному освещению. Вот их-то я и посылал на выставки СHINA-2008, 2010, 2012, они привозили оттуда образцы.

P1070625.jpg

- Почему такой интерес именно к Китаю, почему не взяли за основу западноевропейские образцы?

- Потому что мы понимали, что нам далеко до европейских технологий. А китайские – они адаптированы, слизаны с европейских производителей. Но в то же время и попроще. Мы изучили эти светильники, но потом столкнулись с тем, что нам не хватает знаний в этой области. Так что с 2009 года они начали изучать всю эту технологию, ездили на обучение в Москву, в Санкт-Петербург. А с 2010 года мы уже начали вкладываться в разработку новых светильников, заказывали оснастку. Самое большое вложение было в 2010 и 2011 годах. Были построены здания, закуплено оборудование. В 2011 году мы вложили около 47 миллионов рублей, в 2012 – порядка 60 миллионов рублей.

P1070617.jpg

- На каком оборудовании вы сейчас работаете?

- Сейчас у нас стоит обрабатывающий комплекс «ФиннПауэр» для автоматической обработки листового металла, для офисных светильников. Этот станок из листа делает заготовки. Я его покупал за 30 миллионов рублей. Потом станок «Сальванини», который из заготовок гнет уже объемную деталь. Он стоит около 24 миллионов рублей. Все станки, которые компания покупает, должны работать круглосуточно, поэтому мы стараемся покупать полностью автоматические станки. Ручной станок или полуавтомат зависит от человека – от его настроения, от его физических возможностей. А автомат делает заданное количество со стабильным качеством всегда. Всего у нас 25 автоматических и полуавтоматических станков, которые в месяц обрабатывают до 300 тысяч килограммов листового металла и до 30 тонн алюминия.

«МЫ ЗАКЛЮЧИЛИ ПРЯМОЙ КОНТРАКТ С ЯПОНСКОЙ КОМПАНИЕЙ ПО ПОСТАВКЕ СВЕТОДИОДОВ»

- Но вы делаете не только светильники.

- Да, делаем телекоммуникационные ящики, электротехнические ящики, вендинговое оборудование. Корпуса для автоматов с газировкой, которые стоят в Сочи, в других наших курортных городах, сделаны у нас, в Столбищах. Кроме того, мы делаем корпуса для лотерейных автоматов по федеральной программе «Победа». У нашей компании есть возможность делать все, что касается изделий из листового металла. Все заявки, которые к нам приходят, наше КБ обрабатывает, согласовывает с заказчиком и реализует в готовые изделия. Сейчас мы изготавливаем около 24 видов светильников, производя от 12 до 15 тысяч светильников в месяц, и эта цифра постоянно растет. Как правило, мы разрабатываем светильник и на его основе делаем целый модельный ряд.

- Каков был финансовый результат компании в прошлом году?

- Прошлый год наша группа компаний ООО «Торговый дом «Ферекс» закрыла с оборотом в 280 миллионов рублей. В этом году мы планируем прирост как минимум в 15 процентов.

- Тяжело было добиться права поставить светильники на футбольный стадион в Казани?

- Светильник ДКУ – это уличный светильник для подсветки магистралей, трасс и парковок. Дело в том, что уличные светильники у нас пока плохо продаются. Видимо, сказывается инерция мышления. Все светильники продаются – промышленные, индустриальные, офисные, специального назначения, – а уличные нет. У нас, видимо, нет опыта.

P1070619.jpg

- Так как же вам удалось этого достичь?

- Мы повесили бесплатно на центральной улице в Лаишево светильники, и администрация района представила нас президенту. Мы предложили ему бесплатно сделать освещение на парковке стадиона «Казань-Арена». Мы не будем в убытке – это серьезный маркетинговый рекламный ход. На стадионе мы установим около 200 светильников, это обойдется нам примерно в 2,5 - 3 миллиона рублей. Это не подарок, это реклама. Рядом находится стадион водных видов спорта, и там стоят уличные светильники наших конкурентов. Такой знаковый объект, как футбольный стадион, будут постоянно показывать по телевидению. У нас есть хорошие партнеры – сертифицированная монтажная организация «Тозелеш», ее в Татарстане все знают. Мы ей заплатим за монтаж наших светильников.

- В чем специфика вашего предприятия?

- Основа моей компании – большое доверие к сотрудникам, а сотрудники доверяют своему руководителю. Я знаю, как зовут каждого моего сотрудника, каждого из них лично я принимал на работу. Я гарант их постоянной работы, их заработка и всего остального. С 2005 года я посещал все выставки уже и международного уровня, Hannower Messe, езжу за границу на заводы и смотрю, как они работают, что нового они внедряют. В чем у нас преимущество? Мы на рынке не такие сильные, и нет у нас большого финансового ресурса, поэтому наш конек – инновации, новые технологии.

P1070621.jpg

- Сегодня светильники и корпуса, что завтра?

- В металлообработке два направления – это электротехнические приборы на основе полупроводников и металлические ящики, боксы. И мы будем развиваться в обоих этих направлениях. В металлообработке будет больше внедрено изделий, чтобы она имела постоянную загруженность. И светильники также будут постоянно обновляться, будет увеличиваться их выпуск. У нас каждые полгода обновляется эффективность наших светильников, так как мы заключили прямой контракт с японской компанией NICHIA по поставке светодиодов. Каждые полгода эффективность наших светильников увеличивается минимум на 5 процентов. Потребление было 170 ватт, сейчас уже 162 ватта. А света еще больше. И будут разрабатываться постоянно все новые и новые светильники для того, чтобы не было простоев ввиду сезонности рынка.

- Дайте три совета по успешному ведению бизнеса?

- В первую очередь – любить свою работу. Я помню те времена, когда возвращался с работы из того же художественного фонда в 12, в половину первого ночи, но был доволен тем, что сделал, и это приносило не только денежный доход, но и моральное удовлетворение. Потом – не нужно ставить маленькие цели, нужно ставить глобальные цели и поэтапно добиваться их исполнения. И третье – придерживаться фундаментальных ценностей: не убей, не укради… Желание заработать большие деньги, к чему мы часто стремимся, часто подталкивает пойти на сделку со своей совестью. Я считаю, что такие компромиссы недопустимы.

Визитная карточка предприятия

ООО «Торговый Дом «Ферекс» основано в 2009 году.
Число работников – около 200.
Продукция – металлоконструкции различного назначения (вендинговое оборудование, шкафы и т.д.), а также светодиодные светильники различного назначения.
Единственный владелец предприятия - Ильнур Курмаев.
Уставный капитал, согласно СПАРК, составляет 10 тыс. рублей.

Основные задачи:

- расширение ассортимента выпускаемой продукции, увеличение рынка сбыта светодиодных светильников, в том числе в странах СНГ.
- создание уникальной продукции в области светотехники, путем улучшения технических характеристик, основанных на пожеланиях потребителей.
- снижение себестоимости продукции за счет ввода нового оборудования, автоматизации производственных линий и внедрения передовых технологий.

Визитная карточка руководителя

Ильнур Курмаев родился 21 февраля 1980 года в городе Тырныауз (Кабардино-Балкария).
Закончил Экономико-правовой лицей.
После службы в армии работал в художественном фонде РТ исполнителем ДПИ в металле, затем в мастерской по производству металлических каркасов для наружной рекламы. Руководил организацией отделки художественными деталями в стиле хайтэк при строительстве КРЦ «Пирамида», Казань.
С 2003 по 2010 годы занимался изготовлением корпусов для телекоммуникационных и электротехнических нужд.
Женат, двое детей.
Хобби – экстремальные виды спорта, плавание.