- Ринат Саляхович, как вы сегодня оцениваете состояние легкой промышленности в Татарстане?
- Проблемы, характерные для нашего предприятия, характерны и для легкой промышленности всей республики. Да, мелкие предприятия рождаются, но крупные – все из советского прошлого. Для многих основная проблема, конечно, – устаревшее оборудование. Второй момент – очень высокая конкуренция между производителями швейных изделий. Еще одна проблема нашего предприятия – недостаток квалифицированной рабочей силы, то есть швей.
- Какие крупные предприятия отрасли сохранились в Татарстане?
- Кукморская швейная фабрика, обувная фабрика «Спартак», кожевенная фабрика «Сафьян», альметьевская чулочно-носочная фабрика «Алсу» (бренд «Носкофф» – авт.). Кроме того, в Казани есть много мелких цехов по пошиву.
- В свое время был знаменит «Ильдан», но сегодня он, по сути, не занимается выпуском швейных изделий, «Швейник» обанкрочен… В чем причина?
- Может быть, неправильный выбор направления развития, например, сильно зависели от государства, силовых структур, которые размещали заказы нерегулярно, и их требовалось выполнять аврально. Наше предприятие работает ритмично, не было ни дня простоя – ни по вине поставщиков, ни по вине администрации (если только какие-то городские проблемы – отключения света, воды и так далее, но это редко). И я горжусь этим.
- В чем специфика вашего предприятия? За счет чего вам удается оставаться на плаву?
- «Адонис» – единственный в Казани и в Татарстане производитель мужских костюмов, и один из немногих – в Поволжье. Надо сказать, что фабрик по пошиву мужских костюмов не так много – новые не создаются, работают те, что сохранились с советских времен. Дело в том, что производство по пошиву мужских костюмов высокотехнологично. Просто так взять и приступить к пошиву невозможно – необходимо наличие отработанной технологии, дорогостоящего швейного оборудования и квалифицированных специалистов.
- И все же конкуренция сегодня очень высока, китайцы все прилавки заполонили своей продукцией. Как удается держать оборону?
- Технология пошива мужского костюма самая-самая сложная из всей швейной продукции, не все за нее берутся. В России таких крупных компаний не более 15, в том числе и «Адонис». До 2005 года рынок страны на 80 процентов состоял из продукции отечественного производителя, но в кризис произошло падение в 2 раза. Сейчас вновь пошел подъем – до 70 процентов продукта отечественного производителя. Присутствует и хорошая импортная продукция, в том числе и турецкая, и китайская, но не в массовом порядке.
- Усугубилась ли ситуация с конкуренцией в связи с вступлением России в ВТО?
- Конкуренция возникла не сегодня, она всегда была, поэтому швейные промышленники ВТО не очень боятся – мы в этих условиях работаем очень давно: китайская, вьетнамская, в том числе контрафактная, продукция всегда присутствует на нашем рынке. А обыватель часто ориентируется не на качество, а на цену, поэтому свой покупатель есть и у китайских товаров. Но удачное соотношение цены и качества привлекает на «Адонис» покупателей от Калининграда до Владивостока.
- Какова доля «Адониса» на рынке мужского костюма и на рынке школьной формы в Татарстане?
- По мужскому костюму – до 10 процентов, по школьной форме для мальчиков – до 30.
«ПОШЛА ДРУГАЯ ТЕНДЕНЦИЯ – ПОД ЗАКАЗ ВЫПУСКАЮТ ПОД МАРКОЙ «АДОНИС»!»
- Многие компании специализируются на выпуске продукции по заказам других компаний под их брендом. К примеру, «Швейник» выполнял заказы для Киры Пластининой. Вы чем-то подобным занимаетесь?
- Конечно, поступают и такие заказы. Это отечественные марки, которые сегодня напридумывали наиболее проворные оптовики. Как только не обзывают! К примеру, убирают одну букву из названия бренда Ketroy, получается Ketro – вот, пожалуйста, новая фирма уже! То же самое с Valentino – Valenti. Но мы швейное предприятие и должны выполнять любые заказы. Отшиваем все, в том числе и корпоративные заказы – униформу, рабочую и специальную одежду, костюмы, выполняем индивидуальный пошив, как говорится, «любой каприз».
- Сколько занимает выпуск чужих брендов в общем объеме продукции?
- Максимум 10 процентов, и эти заказы непостоянны. Что интересно, пошла уже другая тенденция – на заказ выпускаем костюмы под маркой «Адонис»! Сейчас ведь уже нет такого, чтобы щеголять биркой.
- Если это только не Brioni…
- Но даже если на мужчине Brioni, он же не будет ходить и всем это демонстрировать, сверху-то бирки нет, а то, что внутри, не всем покажешь. Главное в костюме, как говорится, «чтобы костюмчик сидел» – внешний вид, сбалансированность, хорошие ткани. Костюм сейчас – это ведь не просто одежда, это статусный продукт, который подтверждает социальный уровень его носителя, и требования к костюму, конечно, возросли.
- Среди руководителей республики, владельцев местного крупного бизнеса есть ваши клиенты?
- Конечно, заказывают индивидуальный пошив. Не буду называть фамилий, но это высокие должностные лица. С удовольствием носят. Сейчас в гардеробе мужчины уже не один-два костюма –идет функциональное разделение: рабочий костюм, на торжественный случай, для официальных встреч, для отдыха и так далее. У нас – весь этот ассортимент. Мужской костюм редко подвергается изменениям, но все новации, которые можно было ввести в технологии его пошива, введены на нашем предприятии.
- И все же, согласитесь, есть предвзятое отношение к одежде российского производства. В чем секрет того же Brioni? Почему эти костюмы стоят до 30 тысяч долларов и их все равно покупают?
- Бренд, раскрученная марка, качественное сырье и, конечно, качественный пошив.
- И все?
- И все. Конечно, сохранилось еще мнение, что если импортное, то лучше. Неправильно! Это ушло в историю. Сегодня часть европейских производителей размещает заказы в Турции, Китае, что, естественно, сказывается на качестве. А оборудование, на котором мы работаем, новейшее. Такое оборудование есть, может быть, всего на пяти-шести фабриках в России и не на многих европейских предприятиях.
«ТАМ, ГДЕ РАНЬШЕ 10 ЧЕЛОВЕК РАБОТАЛИ, ТЕПЕРЬ ОДИН ОПЕРАТОР»
- Что это за оборудование?
- Если кто-то думает, что швейная машина стоит 25 - 30 тысяч, то ошибается: специальные швейные машины – автоматы, полуавтоматы – стоят от 500 тысяч до миллиона рублей. Стоимость другого оборудования – для влажной тепловой обработки, пресса, настилочных комплексов – исчисляется миллионами. Первый этап модернизации обошелся нам примерно в 30 миллионов, второй – в 33 миллиона. Швейное оборудование – немецкого и итальянского производства… В прошлом году завершили второй этап – полностью оснастили фабрику современным оборудованием, что позволило усовершенствовать способы изготовления продукции, разнообразить ее ассортимент, приблизить качество изделий к требованиям европейских стандартов.
- В процессе технической модернизации изменилась производственная структура фабрики?
- Мы сохранили структуру предприятия, существовавшую с советского времени, включая отдел технического контроля. В экспериментальном цехе разрабатывают модели и запускают изделия в производство, в подготовительно-раскройный и швейный цеха. Система автоматического проектирования раскроя позволяет мгновенно делать раскладку лекал на любою модель. Автоматически она передается на настилочный комплекс, где происходит автоматическая нарезка кроя. Там, где раньше 10 человек работали, один оператор обслуживает.
- Сами готовите работников?
- Швейные училища, техникумы, институт легкой промышленности готовят достаточно работников. Беда в том, что очень мало выпускников потом идет на работу в легкую промышленность. Со специалистами (технологами, менеджерами) у нас вопрос решен, а вот со швеями – проблема. Второе-третье поколение городских жителей на промышленных предприятиях работать не желает! Если взять выпускников школ, то 90 процентов из них поступают в высшие учебные заведения. Это говорит о том, что никто из них не планирует далее идти трудиться на промышленные предприятия. А для молодых людей из сельской местности нет условий для проживания… Но если человек приходит к нам без подготовки, обучаем его на рабочем месте.
- Может быть, проблема в зарплате? Сколько у вас получают работники?
- Средняя зарплата (только по швеям говорю) – 14 - 15 тысяч рублей. У специалистов, конечно, повыше – от 20 до 25 тысяч рублей. На каждом участке есть система стимулирующих выплат, чтобы заинтересовать выполнять и перевыполнять план.
Со всеми учебными заведениями у нас налажены отношения. Более 150 человек ежегодно проходят у нас полноценную практику. И желающих обязательно трудоустраиваем. Но остаются работать немногие.
- А зачем тогда они вообще идут в швейные училища?
- Наверное, приобрести навыки швейного дела. Такие консультанты востребованы в магазинах одежды. Да и вообще, в Казани масса возможностей устроиться на работу, профессия же швеи сегодня не очень привлекательна.
- Однако у вас в цехах много молодых девушек…
- Да, у нас много молодых швей, и даже есть мужчины.
- Сколько у вас работников?
- 300 человек. В смену мы выпускаем 300 костюмов.
«ЭТО И НАЗЫВАЕТСЯ ПОДДЕРЖКА ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ!»
- Важной составляющей вашей продукции стала школьная форма. Какой процент от всего объема она занимает?
- 50 процентов. В Татарстане обязательная школьная форма была введена два года назад – в принятии этого решения участвовали и министерство промышленности, и союз предпринимателей текстильной и легкой промышленности, и мы как производственники. А с этого года и всем российским школам «рекомендовано» введение школьной формы. Для нас это большое подспорье – потребность в школьной форме в будущем будет большая.
- Интересно, как изменилась школьная форма?
- Для мальчиков – это мини-мужской костюм. Дублируем все модели и фасоны мужского костюма: с двумя шлицами, со вспушками, с двумя, тремя петлями, с нагрудными карманами, клапанами. Есть специальные внутренние карманы с защитой для сотовых телефонов.
- Остальные 50 процентов производства как распределены?
- Остальное – мужской костюм. Индивидуальный пошив составляет максимум 5 процентов: немало постоянных клиентов, причем довольно много заказов от мужчин, которым костюм стандартных размеров не подходит. Пока жалоб нет, все очень довольны.
- Как выросли, скажем, за последние пять лет цены на форму, костюмы?
- Незначительно. Учитывая сложную конкуренцию, высоко поднять цену на мужской костюм, а тем более на школьную форму, невозможно. Для эконом-класса поддерживаем цену в 3 - 4 тысячи рублей – считаю, для мужского костюма это нормальная цена, потому что это такая вещь, которую не покупаешь каждый день. На школьную форму цена самая низкая, при высоком качестве. Это наш козырь. По школьной форме «Адонис» уже 6 лет подряд – лауреат и победитель конкурса «100 лучших товаров России».
- То есть это не «голая» синтетика?
- «Голая» синтетика – это китайские, вьетнамские, киргизские изделия. Мы шьем форму только из сертифицированного сырья, с учетом всех норм допуска и производства. Есть покупатели, которые хотят форму полностью шерстяную, но я это не рекомендую: шерстяной костюмчик, особенно для мальчика, при постоянной носке приобретает неприглядный вид. Шерстяной костюм вообще носится один день, и потом он три дня должен отвисать, чтобы вернуть свою форму. Наиболее оптимально – это полусинтетика с содержанием шерсти от 40 до 60 процентов.
- Что влияет на формирование цены на вашу продукцию?
- Основная составляющая цены – себестоимость, которая, в свою очередь, складывается из стоимости сырья и расходов на зарплату. Сырье в основном применяется импортное – отечественных текстильных компаний почти не осталось. И это не только ткань: комплектующие костюма – более 50 наименований! На все это постоянно повышаются цены. Тарифы ЖКХ однозначно повышаются, никакими льготами предприятия швейной и легкой промышленности здесь не пользуются, есть только субсидирование процентной ставки по кредитам. При этом нас держат цены конкурентов – не можем повышать свои. Но в будущем цена, конечно, повысится, к этому подталкивает ситуация в экономике – на все идет повышение.
ФАБРИКА В СТИЛЕ РЕТРО
- Сколько лет ваша фабрика выпускает костюмы?
- Летом фабрике будет 83 года. Сначала она выпускала постельные принадлежности, несложные элементы одежды. Затем перешли на военное обмундирование, после войны – на производство гражданского ассортимента. С 60-х годов начали выпуск мужских костюмов. Конечно, здание не приспособлено для фабрики, скорее, наоборот, она приспосабливалась под него. Сами видите – здание очень старое.
- Даже в вашем кабинете осталось все по-старому…
- Да, здесь ничего не изменилось, но мне и самому это интересно – лучше такое ретро, чем переходить на пластик. К тому же все свободные средства мы направляем на закупку оборудования, лишних денег нет.
- Ваш основной акционер – компания «Артуг». Как удалось заручиться его поддержкой?
- «Артуг» – акционер, но сейчас уже не основной. Скажем так, мы входим в финансово-промышленную группу Татфондбанка.
- Когда вошли в нее?
- В период приватизации, в 1993 году.
- Как вы считаете, то, что «Адонис» смог пережить и период дефолта и другие кризисы, – это ваша заслуга или учредителя?
- Конечно, самый первый, кто подаст руку помощи в случае кризиса, – учредитель и тот, кто заинтересован в развитии предприятия. Представители акционеров входят в совет директоров предприятия, и основные вопросы решаются на совете с их участием. К тому же для «Адониса» упрощен вопрос кредитования и ставки щадящие.
Конечно, контроль текущей деятельности со стороны акционеров есть, но и менеджмент предприятия, надо сказать, – профессиональный коллектив. Я сам возглавил предприятие в 2000 году, когда оно находилось в процедуре банкротства, были большие долги во все бюджеты, год не выплачивалась зарплата, начался отток работников. Предприятие – как часовой механизм. И вот он остановился. Нужно было его запустить, организовать взаимодействие всех элементов, сохранить костяк работников, и работать, работать, работать. Не чувствовать себя временщиком, и тогда придет успех. Коллектив мы сохранили, нарастили объемы выпуска, рассчитались со всеми долгами.
- Сколько лет на это потребовалось?
- Чтобы выйти на безубыточный уровень – около трех лет. В дальнейшем был только рост. В последние 10 лет предприятие работает только с прибылью!
- С какими показателями закончили 2012 год?
- Тоже с прибылью. Назову точную цифру после проведения собрания акционеров. Пока могу сказать только, что годовой оборот составляет более 100 миллионов рублей. Объем выпущенной продукции – 70 тысяч костюмов.
«СИТУАЦИЯ В «ОБОРОНКЕ» СТАЛА НЕКОНТРОЛИРУЕМОЙ»
- Важно не только произвести, но и продать…
- Безусловно, произвести сложно, но продать – еще сложнее. Идет поиск покупателей, выезжаем на различные выставки, ярмарки, демонстрируем изделия, смотрим на других производителей. Это раньше в торговых центрах был сплошной «Адонис», в 2007 - 2008 годах рядом появилось по 10 отделов разных производителей, продающих мужские костюмы. В торговой сети Казани присутствуют и псковские, и ивановские, и санкт-петербургские, и московские фабрики. Но и мы присутствуем в других регионах. Это конкуренция, и это нормально.
- Сеть магазинов под собственным брендом не планирует открывать?
- Во время кризиса мы были вынуждены открыть свою розничную сеть: сегодня в Казани это 8 отделов под брендом «Адонис», есть отделы и в Москве.
- Насколько они прибыльны?
- Ежедневный оборот магазина при фабрике на улице Профсоюзной – более 100 тысяч рублей. Туда идут в основном постоянные клиенты – работники компаний, где есть обязательный дресс-код: сотрудники служб безопасности, банков, государственные и муниципальные служащие – это все наши клиенты. Также приобретают костюмы для особых событий – на свадьбу, выпускной вечер, первый звонок, новогодние праздники и так далее. То есть круглый год есть потребность в мужском костюме. Качество сейчас высокое, цена доступная.
- На «оборонку» работаете?
- Работали до 2002 года, но потом ситуация стала неконтролируемой. Все заказы стали размещаться на тендерах, и участие в них нам ничего хорошего не давало – либо цена ниже низшего, либо заказы отдавались другим предприятиям. Мы отказались от этого и полностью перешли на производство гражданских костюмов и целиком на самостоятельную реализацию.
- Сейчас активно идут продажи через интернет. Используете этот канал сбыта?
- Обязательно! Отправляем электронные каталоги, прайсы по интернету, затем менеджеры выезжают для заключения договоров.
- Какую часть в общем объеме продаж занимают розничные, интернет-продажи и оптовые поставки?
- Интернет-продажи – 10 процентов, розница – не более 30 процентов, 50 процентов – оптовые продажи, остальное отшиваем на заказ.
ВЫХОД В БИЗНЕС-КЛАСС
- Каковы планы «Адониса» на будущее?
- Сейчас наша задача – выйти в сегмент более дорогих костюмов, так называемого бизнес- или премиум-класса. Все возможности для этого есть: оборудование – новое, специалисты – подготовленные, спрос на эти изделия высок. Пока мы находимся в среднем ценовом сегменте.
Следующая задача – выйти на самодостаточный уровень существования, без внешних заимствований. Пока же мы прибегаем к кредитованию: на оборудование взяты значительные кредиты – идет процесс их погашения. Думаю, к 2016 году полностью расплатимся. То оборудование, которое мы приобрели, как мы считаем, нам будет служить минимум пять лет, после этого необходимо будет снова проводить обновление, может быть, не всего, а какой-то части техники.
О расширении производства пока не задумывались. Производство костюмов всегда характеризовалось небольшими объемами. Представьте, 300 костюмов в смену или 6 тысяч костюмов в месяц. А если выпускать 10 тысяч в месяц? Возникнут большие проблемы с реализацией и с «гибкостью» производства, связанной со сменой моделей.
- Новую торговую марку не планируете запустить?
- Рассматриваем этот вопрос. Планируем отшивать изделия по лекалам законодателей мод в мужском костюме – итальянцев. У нас больше половины оборудования – современное итальянское, а итальянские специалисты, дизайнеры оказывают консультационные услуги. Совместно разрабатываем новые модели и технологии пошива мужского костюма. Конечно, это будет напрямую связано в выходом в сегмент костюма бизнес-класса.
- Как оцените внешний вид наших руководителей – все ли достаточно респектабельно выглядят в своих костюмах?
- Безусловно, я автоматически обращаю внимание на то, кто в каком костюме, на ком и как он сидит. Многие руководители щепетильно относятся к своему внешнему виду – костюм прекрасно сидит, хорошо сочетается с сорочкой и галстуком, хорошие ткани. Но есть и те, кому требуется обращать больше внимания на внешность: плечи висят, костюм не по размеру, устаревшие модели и ткани. Считаю, как минимум раз в полгода мужчина должен приобретать костюм – идти в ногу с модой.
- Не опасаетесь ли нового кризиса?
- Первые сигналы уже поступают – это снижение покупательского спроса. Сказываются и внутренние проблемы – повышение тарифов ЖКХ, цен на продукты питания, да все дорожает. Хотя костюм не относится к товарам первой необходимости, эти тенденции сказываются и на нас. Но у «Адониса» – определенный запас прочности.
«В АВГУСТЕ ЗДЕСЬ ТВОРИТСЯ ЧТО-ТО НЕВЕРОЯТНОЕ!»
- А вы сами умеете шить?
- Нет, конечно, не умею – просто некогда этому обучиться. Я закончил Казанское танковое училище, 20 лет прослужил в Вооруженных силах, закончил академию бронетанковых войск, а в 2000 году – юридический факультет Казанского университета. С 2000 года работаю на этом предприятии.
- Опыт военного человека помогает?
- Безусловно. Это дисциплина, организованность, взаимодействие всех структур, четкое исполнение распоряжений.
- Как человек военный и одновременно работник швейной промышленности рассудите конфликт с формой для военных от Валентина Юдашкина. Почему ее забраковали?
- Не думаю, что виной тому некачественный пошив, скорее, модели неудачные, которые не учитывали климатические условия. Наша страна – это не только Московская область, но и Дальний Восток, где я длительное время проходил службу, а также южные и северные регионы. Знаю, что эта форма никого не устраивала. Сейчас во многих элементах опять возвращается старая форма.
- Ваши личные планы на будущее.
- Мои личные планы связаны только с «Адонисом», хочу увидеть полный расцвет нашего предприятия, чтобы очередь за костюмами выстраивалась с улицы Профсоюзной до Баумана. Сейчас, кстати, со школьной формой так и есть! В августе здесь творится что-то невероятное! Это самая приятная для нас картина.
- Ваши друзья, знакомые родственники, вы сами пользуетесь продукцией «Адонис»?
- Конечно! Для меня это принципиальный момент. Мне очень нравятся наши костюмы.
- Традиционный вопрос от «БИЗНЕС Online»: три секрета успешного бизнеса?
- Образование. Профессионализм. Работоспособность.
Визитная карточка предприятия Год создания – 1930. Число работников – около 300. Продукция – мужские костюмы и школьная форма для мальчиков, а также изделия на заказ. Согласно данным СПАРК на 31.12.2012, совладельцы предприятия: ОАО «АРТУГ» – 19,41%, ООО «Булгары Плюс» – 19,80, ООО «Креатив-Инвест» – 19,80%, ООО «Ремиз» – 19,80%, ООО «Финтрейд» – 19,80%. Основные задачи – дальнейший рост производства, обеспечения детей формой на 2013/2014 учебный год, выход производства мужских костюмов в сегмент бизнес-класса и выпуск собственной новой марки. Годовой оборот в 2012 году – более 100 млн. рублей. Визитная карточка руководителя Ринат Галеев родился в Казани 2 августа 1957 года. Образование – Казанское танковое училище, академия бронетанковых войск, в 2000 году закончил юрфак КГУ. С 2000 года – генеральный директор ОАО «Адонис». Заслуженный работник легкой промышленности РТ. Женат, трое детей. Хобби – футбол, плавание, бильярд, летняя рыбалка. |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 14
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.