Николай Никифоров занял 20-е место в опубликованном сегодня сводном рейтинге министров правительства Дмитрия Медведева, подготовленном радиостанцией «Эхо Москвы», РИА «Новости», газетой «Известия» и агентством «Интерфакс». Выходец из Татарстана набрал 5,78 балла и разместился между заместителем председателя правительства Александром Хлопониным и министром культуры Владимиром Мединским.
Рейтинг приурочен к первой годовщине работы правительства нынешнего премьера, в нем учтены такие показатели, как эффективность, влиятельность, популярность и цитируемость министра. Всего в рейтинге 28 министров.
Возглавили же интегрированный рейтинг старожилы правительства и люди путинской команды – на первом месте глава минобороны Сергей Шойгу. На второй позиции списка – первый вице-премьер Игорь Шувалов, кстати, куратор Универсиады в Казани и первый в списке из министров, кто представляет экономический блок в правительстве. Третье место занял министр иностранных дел Сергей Лавров. Разрыв между тройкой лидеров: Шойгу набрал 10,64 балла, Шувалов – 10,43, а Лавров – 10,35.
РАССТРЕЛЬНЫЕ ДОЛЖНОСТИ ПОДТВЕРДИЛИ СВОЙ СТАТУС
В рейтинге обращает на себя внимание несколько позиций. Так, неплохие места у силовиков – глава МВД Владимир Колокольцев и зампредправительства, курирующий оборонку, Дмитрий Рогозин заняли 5-е и 6-е места соответственно.
Достаточно плохое – 22-е место – ожидаемо досталось министру сельского хозяйства Николаю Федорову. Сельское хозяйство – и без того сложная отрасль, однако у экс-главы Чувашии во главе нее получалось не все – за отсутствие энтузиазма в поддержке сельхозпроизводителей Федорова критиковал публично и в своих статьях для газеты «БИЗНЕС Online» депутат Госдумы Айрат Хайруллин.
Еще хуже позиция – 24-я – у обладателя новой должности в кабмине – министра по связям с Открытым правительством Михаила Абызова. Последний, напомним, курирует проект, который лично продвигает Медведев... Примечательно, что и другой человек медведевской команды – правая рука премьера Аркадий Дворкович – разместился лишь на 9-м месте.
Два последних места заняли обладатели «расстрельных» должностей – министр по развитию Дальнего Востока Виктор Ишаев и министр труда и соцзащиты Максим Топилин. Последних за минувший год не критиковал только ленивый…
Поскольку рейтинг составлялся ранее, в него вошел и ныне выбывший из кабмина Владислав Сурков. Он делит 13-е - 14-е места с Дмитрием Ливановым – министром образования и науки.
НИКИФОРОВ – ЭФФЕКТИВНЫЙ И ПОПУЛЯРНЫЙ, НО МЕНЕЕ ВЛИЯТЕЛЬНЫЙ
Отметим, что сводный рейтинг эксперты разбили его на отдельные составляющие – «Рейтинг влиятельности», «Рейтинг популярности», «Рейтинг эффективности».
В рейтинге влиятельности 1-е место принадлежит Шувалову, 2-е – Шойгу, 3-е – Лаврову. Никифоров лишь 21-й, и это его худший результат.
В рейтинге популярности Шойгу – на 1-м месте, следом идут Лавров и Колокольцев. Никифоров тут улучшил свои позиции, поднявшись на 18-ю строчку.
А вот рейтинг эффективности возглавил глава минфина Антон Силуанов, на втором и третьем местах – Лавров и Шувалов соответственно. Никифоров здесь – на лучшем для себя 16-м месте.
КАК СОСТАВЛЯЛИСЬ РЕЙТИНГИ
Общий рейтинг составлен на основании нескольких субрейтингов: влиятельности министров, их эффективности и популярности, с учетом упоминаемости в СМИ. Категориям влиятельности и эффективности в общем рейтинге отводится по 40%, а популярности и упоминаемости в СМИ выделяется по 16% и 4% соответственно. В экспертный совет рейтинга вошли 45 человек, в том числе политики, главные редакторы ведущих СМИ и политологи. Оценки выставлялись по 20-балльной шкале, от 1 до 20.
Эксперты оценивали тех членов правительства, которые проработали большую часть срока. Таким образом, в список вошел и покинувший пост вице-премьера в начале мая Сурков. По аналогии с прошлогодним рейтингом «уходящих» министров глава правительства в рейтинге не участвует.
«НИКОЛАЙ, К СОЖАЛЕНИЮ, СТАЛ СУЩЕСТВЕННО МЕНЬШЕ ПИСАТЬ В TWITTER»
Газета «БИЗНЕС Online» попросила экспертов оценить работу за этот год Никифорова и в целом медведевского кабмина.
Рафаэль Хакимов – вице-президент академии наук РТ, директор Института истории:
- Я бы не сказал, что работа Никифорова так уж ощущается, но я и изначально думал, что его главная задача – внедрить в России то, что уже было сделано в Татарстане. Прежде всего – Электронное правительство. И это было бы большим шагом для всей Российской Федерации. Но я так думаю, что и наши "СМАРТ Сити" или Иннополис он тоже, наверное, поддерживал.
В правительстве Медведева я в свое время отслеживал Кудрина, потому что его поведение сказывалось на макроэкономических показателях экономики России, и Эльвиру Набиуллину, поскольку где-то она с Кудриным совпадала, где-то вступала в противоречие. Они демонстрировали две довольно-таки небезынтересные точки зрения на одни и те же процессы. И то, что Набиуллина оказалась в Центробанке, – это интересный ход. Но я думаю, что и Кудрин не потерялся, он еще всплывет. В этой части они мне даже интересней, чем само правительство.
Говоря об оценке правительства, я бы хотел отметить, что об этом уже высказался Путин, и я с ним полностью согласен. Мне вот совершено непонятно, как можно создать 25 миллионов рабочих мест. Было сказано, что за счет инноваций, но инновации уменьшают занятость. Не было никакой конкретики.
Дмитрий Еремеев – основатель группы IT-компаний FIX:
- Николай Анатольевич в течение всего года, на мой взгляд, двигался в целом в правильном направлении. Реформирование почты, оптимизация "Ростелекома", повышение эффективности гострат на информатизацию – это действительно острые проблемы.
За один год на посту министра, по пути формируя команду и находясь на острие интересов самых разных игроков рынка, сделать что-то очень тяжело, но почти все его инициативы находятся в движении. Будем ждать, что в ближайшем будущем обозначенные острые проблемы начнут действительно решаться. Я с интересом слежу за развитием проекта "Иннополис". Хотя шансы у этого проекта быть успешным, на мой взгляд, крайне низкие, задумка интересная.
Мне также очень запомнилось заявление о повышении зарплаты. С одной стороны, оно верное, но с другой – лично я не сомневаюсь, что в действующей российской действительности почти у всех чиновников есть нетрудовые доходы. И если бы им еще официально поставили 1 - 3 миллиона рублей в месяц, они бы точно ездили на Rolls-Royce, объясняя это тем, что год копили. При всем при этом заявление Никифорова о повышении зарплаты говорит о том, что он из разряда тех людей, кто хочет это изменить. И это ему существенно прибавило баллов.
Николай, к сожалению, стал существенно меньше писать в Twitter, видимо, объем нагрузки действительно очень большой. При всех неоднозначных нюансах подход Николая к решению проблем и те задачи, которые он ставит как актуальные, мне гораздо ближе тех задач, которые ставились предыдущим составом министерства. Я считаю, что позитивные изменения не за горами, в том числе и благодаря усилиям Никифорова и его команды.
ЗА СКОЛКОВО НИКИФОРОВА НУЖНО НЕ ВИНИТЬ, А ХВАЛИТЬ
Сергей Сергеев – профессор кафедры социальной и политической конфликтологии КГТУ:
- Если говорить про правительство Дмитрия Медведева, то, похоже, оно находится между Сциллой и Харибдой. Между Сциллой силовиков и Харибдой демократического общества. Это такое, скажем так, «сислибовское», от слов «системные либералы», правительство. И это, я считаю, самая ничтожная и неблагодарная доля. Потому что, с одной стороны, они говорят о своих либеральных взглядах, но их либерализм распространяется только на экономическую сферу, но не распространяется на политическую сферу, иначе бы они были бы еще и демократами. А общество требует большего. Силовики, в свою очередь, требуют изничтожить даже те небольшие ростки либерализма, которые допускает это правительство. Поэтому не те, так другие его проглотят. Или, вернее, оно будет принесено в жертву, когда эта жертва покажется необходимой.
Сказать, кто из министров худший, я не могу, ведь правительство работает единой командой. Я бы отметил, кто из них подвергается наибольшей критике. Так вот чаще всего критикуют, причем во многом несправедливо, министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова. Хотя он действительно совершил ряд ошибок. Ну, например, стал развираться с диссертациями. Формально это была не ошибка, это был правильный шаг, но он восстановил против себя и общество, говоря о сокращении на 30 процентов профессорско-преподавательского состава в вузах. Но я бы не сказал, что Ливанов работает хуже всех. Просто образование – это такая сфера, которая наряду со здравоохранением наиболее заметна.
Михаил Бобошко – директор МАУ «Центр информационных технологий»:
– Благодаря Никифорову информационные технологии начинают занимать ключевую роль и в развитии регионов, и на коммерческих рынках. Рынки нуждаются в том, чтобы государство сегодня являлось гарантом некого набора основных сервисов – это и электронные подписи, и персональные данные… Развитие беспроводных сетей, единые стандарты, миграция телефонных номеров между сотовыми операторами – во все эти процессы заложены усилия Никифорова, и они отвечают чаяниям как специалистов-информационщиков, так и участников коммерческого рынка, и, в принципе, жителей страны. Сегодня мы пользуемся в интернете сервисами госуслуг, оперируем данными приборов учета, муниципальные служащие получили межведомственный электронный документооборот – все эти проекты были начаты Никифоровым еще в Казани, а потом были поддержаны на федеральном уровне. Как IT-шник, я очень доволен теми перспективами, которые сейчас перед нами открываются.
Что касается негативных сторон в высокотехнологичных проектах, начатых правительством, то Никифорова, в частности в отношении "Сколково", нужно не винить, а, напротив, хвалить – за то, что эти моменты в течение года его работы вскрылись. Меняется подход к инновационному развитию – в "Сколково" обнаружились факты, в Роскомосе тоже, и по этому поводу я могу сказать лишь одно: наконец-то в правительстве появился человек, который при должного уровня компетенции в информационных технологиях может адекватно оценить перспективность и целесообразность расходования средств.
Кроме того, я вижу, что и в смежных отраслях информационные технологии сегодня задают тон. Если раньше каждая отрасль была сама по себе, то теперь информатизация объединяет их, повышает прозрачность и эффективность вкладываемых средств.
Ильдус Янышев – директор по связям с государственными органами и международными организациями компании «Дельта»:
- Если говорить обо всем правительстве Дмитрия Медведева, то его критикуют очень сильно. Я думаю, оно осталось практически таким же, какое было до этого. Особых качественных изменений и инициатив в тех сферах, которые мне интересны – область внутренних дел, образования, молодежной политики, никаких нет. Все по-старому. Вот, может быть, Никифоров там достаточно успешен и результативен. А самыми неуспешными, на мой взгляд, были министр сельского хозяйства и министр образования и науки.
Марат Бикмуллин – председатель совета директоров ООО «Информационные системы»:
- Если связь есть, то, значит, Никифоров хорошо работает. Если мобильные телефоны работают, сеть передачи данных работает, интернет работает, то, значит, все в порядке. То, что был принят закон о переносе номеров мобильных телефонов при переходе к другой компании-оператору, я считаю положительной составляющей. Рейтинг у него, я думаю, высокий. А хуже всех, я думаю, работает министр транспорта Российской Федерации, который занимается в том числе и дорожным хозяйством. Я только вчера вернулся в Казань, проехав весь Татарстан на велосипеде с севера на юг, состояние дорог ужасное. В целом я работу правительства оценил бы на троечку. Поскольку никакого улучшения инфраструктуры для бизнеса, кроме переноса номера мобильного телефона и некоторого улучшения качества связи, не было.
Кого из министров я бы заменил? Я бы никого не менял, я бы сделал их более подотчетными населению. Чтобы их оценка превращалась в высказанное доверие или недоверие министру.
Денис Марганов – директор агентства массовых коммуникаций «Простор»:
- Я считаю Никифорова яркой личностью. Он провел на самом деле сильный проект – отмену «мобильного рабства», отработал оцифровку телевидения, сделал ряд других заметных шагов на посту министра. Это продуктивный и эффективный чиновник. На мой взгляд, темп работы, взятый им в Казани, не снижен и на федеральном уровне, хотя есть ощущение, что работать ему сейчас непросто. Это Москва, где приезжих не особо любят. То, что слово «инновации» приобрело в последнее время негативный оттенок, – это проблема коррупционной составляющей, связанной в первую очередь со "Сколково", да и вообще у нас все новое всегда имеет негативный оттенок. Я, как человек из IT-индустрии, полностью поддерживаю все начинания Никифорова.
Сводный рейтинг министров правительства Дмитрия Медведева
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 17
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.