ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛАНДШАФТ ТАТАРСТАНА: ОТ ЭКЗОТИКИ ДО ТРАДИЦИИ

Сегодня управление минюста РФ по Татарстану сообщило о регистрации регионального отделения вновь созданной политической партии – Всероссийской политической партии «Защитники Отечества». Таким образом, общее количество партий в Татарстане на сегодняшний день составило 48 (!) – именно столько региональных отделений политических партий зарегистрировано в управлении минюста РФ по РТ.

Судя по данным, приведенным на официальном сайте Центризбиркома РТ (пока в новую таблицу не включены две недавно зарегистрированные партии), среди зарегистрированных в республике и всем известных «Единой России», КПРФ, ЛДПР, «Справедливой России» есть и достаточно экзотичные для местной политической действительности партии. Например, «Монархическая партия», «Партия налогоплательщиков России», партия «Умная Россия», партия «Женский диалог» и просто «Партия свободных граждан».

В Татарстане, впрочем, представлена далеко не вся экзотика. Свои региональные отделения в республике имеют партии: «Города России», «Молодая Россия», «Новая Россия» – все три партии были зарегистрированы еще в июне прошлого года. Татарстанские представительства есть у «зеленых», «Партии свободных граждан», «Аграрной партии России». Немало в списке и «красных». Несведущим в политической жизни избирателям будет довольно проблематично в скором времени отделять одних коммунистов от других (в свете этого недавние скандалы из-за «раскола» татарстанской КПРФ покажутся просто цветочками).

Помимо КПРФ к маю 2013 года россияне могут выбирать из Всероссийской политической партии «Социал-демократическая партия России» (зарегистрирована в июне прошлого года), «Коммунистической партии социальной справедливости», «Коммунистов России», «Российской социалистической партии» (в Татарстане местного отделения нет), партии «Союз труда». И, разумеется, на горизонте появилась еще и партия «Рожденных в Союзе Советских Социалистических Республик». Впрочем, если считать партии по использованным в их названиях словам «социальный» и «справедливый», то «социально-справедливых» политических партий сейчас с десяток. Судите сами: «Социально-прогрессивная партия России» (в Татарстане пока не представлена), партия «Социальной солидарности» (в РТ тоже пока нет), «Партия социальных реформ», «Российская социалистическая партия» (не путать с «Социал-демократической партией России» – она новенькая), партия «Честно» (человек-справедливость-ответственность), «Российская партия пенсионеров за справедливость», партия «Социальной защиты», «Партия за справедливость!», еще есть «Коммунистическая партия социальной справедливости»…

ДВЕ ПАРТИИ БЛОГЕРОВ, ДВЕ – «ЗЕЛЕНЫХ», А ЕЩЕ ПЕНСИОНЕРОВ, АГРАРИЕВ…

Множатся не только «красные». «Партия Социальных Сетей», по-видимому, займется защитой интересов блогеров. Но и здесь есть конкуренция, которую «ПСС» составит некая «Интернет Партия Российской Федерации». Впрочем, первая уже имеет местное татарстанское отделение, в отличие от последней. Три штуки партий и у женщин: «За женщин России», «Женский диалог» и «Народная партия «За женщин России».

Даже «зеленых» партий целых две – это «Российская экологическая партия «Зеленые» и «Альянс Зеленых – Народная партия». Как и «городских»: «Союз горожан» и «Города России» (у последней – внимание, казанцы! – есть даже местное татарстанское отделение).

Политических партий, которые намерены защищать «народные интересы», тоже немало: «Российский общенародный союз», «Российская партия народного управления», «Российская партия народной свободы», «Народная партия России». Как и партий – будущих защитников трудового населения: «Трудовая партия России», «Российский объединенный трудовой фронт», «Союз труда». У «демократов» 6 партий, и только две из них – «Демократический выбор» и «Демократическая правовая Россия» – пока не успели зарегистрировать местное отделение в Татарстане.

У «пенсионеров» на данный момент уже три партии («Партия пенсионеров России», «Партия ветеранов России» и «Российская партия пенсионеров за справедливость»), но, учитывая политическую активность именно старшего поколения россиян, уверены, будет больше. «Аграриев», например, тоже пока немного («Партия возрождения села», «Объединенная аграрно-промышленная» и «Аграрная партия России»), но, судя по числу проблем на селе, рождение аграрных партий только началось.

КРИЗИС ЛИБЕРАЛИЗМА В РОССИИ?

Однако главный вопрос, который напрашивается после того, как взглянешь на таблицу: в России наступил кризис либерализма? Число левых, «красных», «зеленых», народных и «трудовых» просто зашкаливает. Тогда как даже просто слово «либеральный» не стесняется и не боится использовать только Владимир Жириновский. И даже правых в России, судя по списку представленных партий, исчезающе мало.

Вообще, партии появились на любой вкус. Удалили графу «против всех»? Голосуй за партию «Против всех»! Не любишь выборы, считаешь, что «лучше бы они делом занимались»? Голосуй за «Партию дела»! Духовное преображение, Отечество, Достоинство, Родина, Воля, Народная безопасность, Свободные граждане – у каждого слова, услышав которое хочется втянуть грудь и вытянуться по струнке, есть по своей партии.

Всего сейчас 66 зарегистрированных партий, и 48 из них имеют татарстанское представительство. Еще 1 апреля в Татарстане было на пять партий меньше. 1 марта в России было 59 партий, и 39 из них имели собственные региональные отделения в РТ. В январе 2013 года партий было соответственно 51 и 36. А еще в ноябре прошлого года в Татарстане была «всего» 31 партия, в России – 41.

Интересно, что еще в октябре прошлого года в Татарстане было всего 30 партий, то даже спикер Госсовета РТ был не в состоянии найти их все. «Второй раз в истории депутатского корпуса четвертого созыва мы на заседание пригласили представителей непредставленных в парламенте партий. Мы немного разочарованы, во всяком случае, я о себе говорю. Из 30 зарегистрированных в Татарстане партий только две представлены в Госсовете РТ. Но из 28 непредставленных лишь четыре изъявили желание участвовать в заседании парламента, из них только две политические партии изъявили желание выступить – это «Российская партия пенсионеров за справедливость» и «Яблоко». Еще две партии – «Пенсионеров России» и «Аграрная партия России» – приняли участие в заседании Госсовета, но выступать не стали. Остальные партии фактически проигнорировали», – резюмировал тогда Фарид Мухаметшин.

По словам председателя парламента, политические партии могли бы активнее «использовать микрофон Госсовета», чтобы высказать свои предложения и мнения. Он предположил, что политические партии «не выросли» до участия в парламентских спорах и высказывания аргументированных предложений, хотя заметил: «Мы заинтересованы в том, чтобы услышать представителей всех политических структур». Интересно, как теперь аппарат Госсовета РТ будет искать все 48 партий с татарстанскими отделениями? Судя, к примеру, по списку региональных отделений политических партий, зарегистрированных на территории Татарстана, минюст РФ знает только 43 такие партии, по-видимому, остальные пять пока не представили информации об адресах своих офисов (возможно, и офисов-то еще нет) и фамилиях руководителей местных отделений.

ВЕТЕРАНЫ АФГАНА И БОРЦЫ ЗА ДУХОВНОЕ ПРЕОБРАЖЕНИЕ

По словам председателя регионального отделения партии «Духовное преображение России» в Татарстане Геннадия Кузнецова, в настоящее время их электорат в республике представляет лишь 25 человек.

«Все потому, что партия была создана недавно, – рассказал газете «БИЗНЕС Online» Кузнецов. – Перспективные направления, на которых сосредоточится наша партия, будут определены на съезде, который состоится 25 мая в Москве. Я полагаю, акцент будет сделан на развитии молодежной политики и военно-промышленном направлениях. В частности, этот комплекс активно развит в Казани, поэтому развитие «оборонки» будет особо актуально для Татарстана. В плане бизнеса на местном уровне хотелось бы обратить внимание на проблемы таксистов».

В партию «Ветераны России» вступили 50 человек. Еще 300 потенциальных «партийцев», по словам председателя регионального отделения Игоря Афонькина, в ближайшее время заполнят анкеты и войдут в их число.

«Наш электорат представлен в первую очередь ветеранами боевых действий в Афганистане и Чечне. Мы намерены продвигать своих делегатов в парламент и развивать сразу несколько направлений: во-первых, развитие социальной защиты ветеранов и пожилых людей, во-вторых, военно-патриотическое воспитание молодежи. Упор будем делать и на проблеме развития личности ветеранов Афгана – практика показывает, что многие из них до сих пор себя не открыли и не нашли по жизни. Решение этого вопроса поможет не только улучшить их финансовое положение, но и поможет им с психологической точки зрения. Уже сейчас наша партия активно проводит концерты и лекции».

Сергей Никитин – председатель регионального отделения политической партии «Российский общенародный союз» в Татарстане, заявил, что они крупная партия:

– Только татарстанское отделение уже при регистрации подало заявку на 1145 человек. Сейчас нас на самом деле 1500 только в республике. Какую мы политическую жизнь будем вести? Никакого внешнего финансирования у партии нет – только «подножный корм». Но у партии есть имя, «бренд» – Сергей Бабурин. Он был и в осажденном Верховном Совете в 1993 году и до 1993 года вел активную деятельность. Был в «Родине» в 2003 году. Что касается числа партий, то могу сказать: сейчас идет волна, возрождение внутреннего самосознания. Это больше, чем патриотизм или национализм. Если вы обратите внимание, то из 48 большинство партий уже не либеральные! Это партии, которые пытаются оседлать новую волну. После шокового либерализма, который у нас был при Ельцине, наступила такая реакция, в хорошем смысле слова. Люди начали осмыслять прожитые моменты и сопоставлять их. Оказалось, что за внешним благополучием находится общество безыдейное, которое многих пугает.

==table202==

«Региональное отделение нашей партии в Татарстане было зарегистрировано совсем недавно, в апреле, – рассказал газете «БИЗНЕС Online» председатель политической партии «Национальная безопасность России» Александр Федулов. – В настоящее время мы представлены в 49 регионах России и планируем присутствие всего в 63 регионах страны. Мы рассчитываем, что у нас будет в каждом регионе не более 20 членов партии, и будем больше делать ставку на развитие института сторонников. Мы все помним историю, когда партия Михаила Прохорова из-за большого количества участников приобрела неуправляемый характер – у нас такого не будет. Татарстан – крайне важный для нас регион, ведь мы планируем развивать направление межконфессионального и межнационального мира и согласия. Причем наша партия делает ставку на поддержку действующего руководства региона, с которым мы хотим сотрудничать, реально продвигая при этом свою программу. У нас нет цели пройти в Госдуму, мы хотим созидательного диалога с властью, митинги и шествия, которые дестабилизируют обстановку в стране, тоже не для нас. Председатель регионального отделения нашей партии в Татарстане – очень уважаемый человек и является членом президиума нашей партии».

А председатель регионального отделения «Монархической партии» в республике Андрей Турапин рассказал газете «БИЗНЕС Online», что в ближайшее время их сторонники не будут вести активную политическую борьбу в Татарстане и займутся просветительской деятельностью.

– В наших рядах в Татарстане сейчас насчитывается 30 человек, – объяснил Турапин. – Для нас главное – проводить в массы идеи монархизма. Мы будем делать это через публикации в СМИ и публичные лекции. Активно хотим работать с молодежью.

ПАРТИИ ОДНОГО ПОДЪЕЗДА

Коллеги из крупных партий между тем считают, что небольшие партии в большинстве своем созданы с целью «отъема голосов».

Артем Прокофьев – депутат Госсовета РТ, член ЦК КПРФ:

– Безусловно, на многое эти небольшие партии рассчитывать не могут, потому что в основном это партии, образно выражаясь, одного подъезда. Их действительно организовала совершенно незначительная кучка людей. Более того, мы знаем, что отдельные политтехнологические структуры, как например центр Богданова, уже создали более десятка таких партий и, собственно говоря, используют их в выборных кампаниях. Вплоть до того, что в последней выборной кампании 2012 года некоторые из них выставляли одновременно в девяти регионах партии один и тот же список людей, то есть у них даже кандидатов нет.

Я могу сказать, что основная задача такой облегченной регистрации партий состоит в том, чтобы запутать избирателей. Конечно, на места они рассчитывать не могут, но все равно то или иное количество граждан отдаст за них свои голоса порой просто по ошибке. Все, кто будет отдавать свои голоса за эти малые партии, по сути, поддержат «Единую Россию». В этом, собственно говоря, и кроется подлинный интерес – почему такой упрощенный режим регистрации партий и был введен.

Я не говорю, что среди мелких партий не может быть реальных игроков. Мы можем посмотреть партию, которую поддерживает Алексей Навальный, какой-то потенциал у нее есть, хотя ее регистрация сейчас и заморожена. Есть и другие интересные проекты, но должны быть определенные условия, чтобы это была именно партия, чтобы регистрацию могли проходить серьезные группы людей, которые имеют программы, имеют устав, четкие политические цели и имеют определенное количество людей, ее поддерживающих, и ресурсы, чтобы бороться за власть и отстаивать интересы граждан. Но когда это спускается на такой уровень, что любой подъезд может в России создать свою партию, то это мешает всем в том числе и новым силам, которые могли бы выйти на политическую арену, потому что они тонут буквально в этом хаосе.

Азат Газизов – председатель татарстанского регионального отделения «ОПОРА России»:

– Долгое время президента и правительство упрекали в том, что не проявляется политическая активность. Мы все помним, как возникли четыре парламентские партии и три непарламентские. Потом были косметические изменения, которые внес Медведев: для регистрации понадобились не 50 тысяч участников, а 45 тысяч. Но это никого не удовлетворило, и тогда срезали до «ниже некуда» – теперь партия может быть зарегистрирована на федеральном уровне, если имеет до 500 человек. Сразу же в социальных сетях началась другая волна: люди сочли, что новые «экзотические» партии будут созданы для того, чтобы их голоса забрали, когда они не преодолеют пятипроцентный барьер. На чем основано это суждение? Согласно закону «О выборах», если та или иная партия не прошла необходимый барьер, то эти голоса распределяются между партиями, которые его преодолели. Но я считаю, что эти новые независимые партии необходимы. Обратите внимание, на последних выборах явка избирателей составила не более 60 процентов. Основная масса – бюджетники и люди пенсионного возраста, а наиболее активная часть добровольно себя исключила из политической жизни страны. А что представляет из себя партия? Это некая идеология, которую поддерживают люди. Вспомните хотя бы «Пиратскую партию», которая уже представлена во многих европейских парламентах. И появление новых партий, к примеру в нашей республике, должно оживить политическую жизнь, потому что молодежь и люди среднего класса предпочитают сейчас не голосовать. Должны появиться партии, которые затронут интересы этих людей.

Рушания Бильгильдеева – руководитель регионального отделения партии «Справедливая России»:

– Рассчитывать на что-то серьезное эти партии, по моему мнению, не могут. Созданы они с определенной целью: чтобы внести «размывание» голосов, это не реальные игроки. Сегодня очень тяжело бороться за голоса избирателей, потому что в обществе очень велико недоверие к власти и вообще к политическим партиям. Эти партии, которые созданы, даже не отчитываются сегодня в минюсте, у них нет никаких финансов, и для чего они их создали? Для того чтобы прийти и «потусоваться» в политической жизни.

Марсель Габдрахманов – председатель контрольно-ревизионной комиссии ЛДПР:

– Создание этих партий – это просто момент самовыражения, проявления гражданской активности. Конечно, они не могут ни на что рассчитывать. Но они выгодны партии власти. Сейчас у нас создан «Общероссийский народный фронт». Изначально это были разные общественные движения, и даже бомжи входили туда. Закон о политических партиях отчасти направлен на их упорядочивание в юридическом отношении. Но многие из мелких партий создаются искусственно, и они тоже войдут под крыло «Общероссийского народного фронта». Партия сильна количеством своих членов, объединенных идеей, а в этих мелких партиях и не разберешь, кто за кого, кто чего хочет. Активных граждан и так мало, а теперь становится еще меньше, потому что часть из них пропадает в новых политических образованиях.

Лично мне много раз звонили из Москвы, предлагали возглавить разные партии. Зачем? Я не вижу смысла. Оппозиция у нас вся в одной лодке, но с разными веслами. Все они хотят улучшить условия жизни, все они патриоты государства, но на что рассчитывают создатели мелких партий, я даже не знаю. Это, грубо говоря, понты.

У меня есть знакомые в аппарате президента России, и когда я их спрашиваю, какие политические движения могут рассчитывать на какой-либо эффект от своей деятельности, – ответа не получаю. Я считаю, что среди этих партий процентов 75 - 80 созданы искусственно по чьему-то указанию и при некотором финансировании. А активные движения, кстати, особо и не регистрируют. Взять хотя бы Навального – в чем-то он прав, в чем-то нет, но его партию не регистрируют, и он не единственный. Регистрируются безобидные полуполитические образования. По факту мы живем в феодальном обществе, в каждом кресле сидит свой Батый – один в Москве, другие в регионах, остальные, помельче, в городах. Вертикаль власти выстраивается как-то непонятно. Вот говорят – у руководителя должна быть команда. Но это же не значит, что команда должна быть с одного села – она должна быть профессиональной, а профессионалов у нас нет. Российское правительство критикуется без остановки, в Татарстане один президент работает, носится как торпеда, остается ли у него время подумать?

Руслан Зиннатуллин – председатель регионального отделения партии «Яблоко» в РТ:

– Какие-то партии созданы для того, чтобы оттягивать голоса, какие-то поднимают интересную им, но не массам, проблематику, например, монархическую. Люди хотят повысить свой статус, стать руководителями: во многих созданных партиях количество членов – от 5 до 15. Их и партиями трудно назвать. Мы с самого начала говорили, что либерализировать законодательство нужно, но не нужно превращать это в фарс. В партии должно состоять порядка 10 тысяч человек, минимум – 5 тысяч, но никак не 500 человек.

Я думаю, что для собственного удовольствия созданы на сегодня не менее половины партий. А электорат оттягивают в основном партии коммунистической направленности, хотя, конечно, идеологически многие из них выросли из недовольства политикой Зюганова. Но первоначально, я считаю, целью их создания был отбор голосов у коммунистов. То же касается и демократических партий, которые лишают голосов то же «Яблоко» и в целом размывают демократический электорат.

В Краснодаре, например, было три или четыре коммунистических партии, которые суммарно набирали что-то около 13 - 15 процентов голосов, а сама КПРФ набрала около 8 процентов.