КРИЗИС ДОБРАЛСЯ ДО ГАЗПРМОВСКОГО ПОСТАВЩИКА

Передача власти на одном из крупнейших татарстанских предприятий ОАО «Казанькомпрессормаш» совпала, а, может быть, спровоцировала финансовый крах на предприятии. Возможно, такая характеристика итогов минувшего года звучит слишком громко и трагично, но судите сами. Согласно опубликованной на днях бухгалтерской отчетности, выручка «Казанькомпрессормаша» сократилась почти на четверть. Операционная прибыль рухнула более чем вдвое.

Руководство предприятия в минувшем году, похоже, пыталось хоть как-то выправить ситуацию. Однако в основном, судя по бухотчету, за счет самих себя. Управленческие расходы были снижены на 6 млн. рублей. Впрочем, на те же 6 млн. возросли коммерческие расходы. При этом процентные платежи «Казанькомпрессормаша» по долгам и кредитам взлетели более чем в два раза. Сумма небольшая (всего 29 млн. рублей при 2,16 млрд. рублей выручки от реализации), и все бы ничего, если бы не низкая рентабельность бизнеса. В сухом остатке предприятие сумело показать чистую прибыль по итогам 2012 года в объеме смешных 9 млн. рублей. Тогда как в 2011 году заработало 133 млн. рублей или почти в 15 (!) раз больше.

В общем, так плохо, как в прошлом году, «Казанькомпрессормаш» не чувствовал себя ни разу за последние 6 лет. Дела у производителя компрессорных установок для «Газпрома», «Лукойла» и других крупняков нефтегазохимической отрасли страны шли лучше даже во времена финансово-экономического кризиса...

11.jpg

Чистая прибыль ОАО «Казанькомпрессормаш», млн. рублей

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПРОСЧЕТ?

Напомним, что московская группа ГМС получила контроль над «Казанькомпрессормашем» в июле прошлого года. Правительство Татарстана продало ей весь пакет акций, а «золотая акция», ранее принадлежащая республике, была отменена. ГМС приобрел 50,001% от уставного капитала завода, в том числе 49,999% акций, которыми с начала 2012 года владела созданная холдингом «Связьинвестнефтехим» компания Sinek Investment&Development Limited, зарегистрированная на острове Джерси. Всего группа ГМС приобрела 77,8% голосующих акций примерно за $168 миллионов. Часть пакета была выкуплена у менеджмента завода, в том числе и у возглавлявшего завод с 1996 года его бывшего гендиректора Ибрагима Хисамеева, которому принадлежало около 2,5% акций. Ожидалось, что новый стратегический инвестор выведет предприятие на новый уровень эффективности. Однако эффект, с учетом итогового результата, похоже, получился прямо противоположный.

Что же стало реальной причиной такого обвального падения ниже кризисных уровней? Оговоримся, что бухгалтерская отчетность полной картины о делах на предприятии не дает, поскольку содержит пусть и красноречивые, но недостаточно информативные финансовые показатели деятельности. Так что полный анализ – впереди. Впрочем, понять кое-что о реальной ситуации на «Казанькомпрессормаше» можно по пояснительной записке к отчету, опубликованной предприятием вместе с ним. В документе указано, что решением внеочередного общего собрания акционеров предприятия, которое прошло 19 сентября 2012 года, было принято решение о досрочном прекращении полномочий Хисамеева и всего совета директоров предприятия.

Похоже, что именно во время переключения на себя управления заводом новый акционер и допустил «замыкание», поскольку взять и единолично принятым волевым решением поставить во главе столь важного для Татарстана предприятия чуждого местной элите человека оказалось невозможно. Хисамеев просидел в кресле гендиректора после сентябрьского отстранения еще пять месяцев – до февраля 2013 года. А уходя, посадил на свое место бывшего зама Евгения Ибрагимова, которого, по собственному признанию, «10 лет выращивал для этой должности».

СОРОКИН, ВЕРНИ МИЛЛИОН!

Новому акционеру не осталось ничего, кроме как смириться с преемственностью на недавно купленном предприятии. «Новое руководство продолжит ответственную социальную политику предприятия, которая закреплена в стратегическом соглашении с Республикой Татарстан», - сообщила группа ГМС в распространенном по случаю смены гендиректора компрессормаша пресс-релизе. Впрочем, изначально было понятно, что почувствовавшему себя полноправным хозяином завода «стратегу» навязанные местными властями правила игры пришлись не по душе и терпеть их долго он не намерен.

Тревожный звонок прозвенел в минувший понедельник – в федеральные СМИ была вброшена информация о том, что группа ГМС может пересмотреть прошлогоднюю сделку по покупке компании «Казанькомпрессормаша». К такому развитию событий нового владельца предприятия подтолкнули результаты перепроверки финансовой отчетности завода. Аудиторы нашли в ней неточности: капитал ОАО «Казанькомпрессормаш» на начало 2012 года составлял чуть более 965 млн. рублей, а не 1 миллиард. Кроме того, чистая прибыль, по оценкам аудиторов ГМС, составила не 157,2 млн. рублей, как ранее сообщал завод, а меньше на 18% - лишь 132,8 млн. рублей. Теперь у ГМС как у покупателя есть основания для того, чтобы требовать «соразмерного уменьшения продажной цены». Следовательно, группа может потребовать у «Связьинвестнефтехима» во главе с Валерием Сорокиным примерно $1 миллион.

Возможно, такие новости являются отголоском конфликта, возникшего у новых собственников «Казанькомпрессормаша» с бывшим топ-менеджментом во главе с Хисамеевым и, что не исключено, стоящими за ним татарстанскими властями. Завод же все это время попросту лихорадило.

12.jpg

Авансы, оплаченные в 2012 году,
подлежащие включению в капвложения в 2013 году

СОФТ ЦЕНОЮ В МИЛЛИАРД

Тем временем аналитическому центру «БИЗНЕС Online» удалось обнаружить в отчетности еще одну любопытную деталь, которая нуждается в отдельном изучении и обосновании. Речь идет об авансах, выданных руководством «Казанькомпрессормаша» в преддверии и в ходе продажи предприятия – в 2011 и в 2012 годах.

К примеру, за некое программное обеспечение партнер предприятия – ООО «Продуктивные технологические системы» из г. Москва – получило в ноябре 2011 года авансом сразу 962,5 млн. (!) рублей. При этом полная сумма договора, который был, надо сказать, стремительно исполнен уже к марту 2012 года, составила 1,03 млрд. рублей. Вообще, завод перед сменой акционеров не скупился на капитальные вложения и суммарно выделил на эти цели только в виде авансов 4,48 млрд. рублей – иными словами, в два раза больше (!) годовой выручки. При этом согласно договорам поставок общие затраты на капвложения компрессормаша должны были составить 7,77 млрд. рублей.

14.jpg

Основные экономические показатели ОАО «Казанькомпрессормаш»

Трудно сказать, насколько обоснованы и рыночно справедливы такие покупки. Возможно, речь идет о модернизации производства, совершенствовании корпоративного управления и тому подобном, ведь для того, чтобы соответствовать требованиям заказчиков из числа крупнейших нефтегазохимических концернов России, казанское предприятие должно быть оснащено по последнему слову техники. Так или иначе, ситуация, когда у менеджмента завода начинается внезапная «авансовая лихорадка», в разы превышающая годовую выручку, однозначно требует отдельного рассмотрения.