артем-захаров-и-наумов.jpg
Организаторы ярмарки франшиз - директор «Франчайзинг-5» Артем Захаров и руководитель недавно созданного центра предпринимательства минэкономики РТ Артем Наумов

МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ СИЛЬНО ИНТЕРЕСУЕТ ТЕМА ФРАНШИЗ

В зале «Адмиралтейский» отеля «Ривьера» накануне наблюдалась высокая концентрация предпринимательского духа. Изучить предложения и послушать презентации франчайзоров приехали не менее сотни потенциальных франчайзи - весьма успешного, но при том достаточно демократичного вида люди, которых интересовала конкретика построения бизнеса и минимизации рисков. Презентации проходили одновременно с переговорами у стендов, в связи с чем аудитория напоминала улей, озабоченно, но мирно гудящий о чем-то насущном.

Старт мероприятию был дан организаторами, которыми выступили «ОПОРА России», Сбербанк и компания «Франчайзинг-5». Как рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» сопредседатель татарстанского отделения «ОПОРА России» Артем Наумов, будучи в новом качестве - руководителя недавно созданного центра предпринимательства минэкономики РТ, в организации создан комитет по франчайзингу, который возглавляет директор «Франчайзинг-5» Артем Захаров. По словам Наумова, интерес к франчайзингу, как одной из форм поддержки малого и среднего бизнеса, сегодня проявляет минэкономразвития.

- Их сильно интересует тема франшиз. Они хотят развивать эту тему в российском масштабе. Это новая фишка, которую они хотят сделать, пока идет проработка вариантов. Мы договорились о полном обмене информацией, в том числе по итогам данного мероприятия, и я очень надеюсь, что удастся создать программу, как с «Лизинг-грантом», который сначала появился в Татарстане, а затем был распространен на российском уровне, - намекнул Наумов.

сбербанк.jpg
Сбербанк России выступил с презентацией возможностей по кредитованию стартапов в рамках готовых франчайзинговых предложений

ФРАНШИЗА В КРЕДИТ. БЕЗ ПЕРВОГО ВЗНОСА?

Подробнее об этой идее рассказал начальник управления продаж малому бизнесу отделения «Банк Татарстан» Сбербанка России Ирек Садыков, выступивший с презентацией возможностей крупнейшего банка страны по кредитованию стартапов в рамках готовых франчайзинговых предложений. Он заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online» не просто о неких переговорах и обмене информацией, а о проработке с минэкономразвития целой пилотной программы компенсации затрат заемщика по кредитам на открытие своего дела с использованием франшизы.

- Наше предложение ориентировано на начинающих предпринимателей, но четкое условие по данному продукту – 80 процентов финансирует Сбербанк, 20 процентов – собственные средства заемщика. Однако для многих наемных работников, которые хотели бы открыть свое дело, или, например, студентов старших курсов средние 100 тысяч – тоже немалые средства. На данный момент мы прорабатываем очень тесно с минэкономики РТ возможность разработки и пилотной реализации в Татарстане программы субсидирования части затрат на открытие данного франчайзингового бизнеса, - рассказал Садыков. Впрочем, потом он признался, что пока в этом вопросе никакой конкретики нет.

ирек-садыков.jpg
Ирек Садыков: «Наше предложение ориентировано на начинающих предпринимателей, но четкое условие по данному продукту – 80 процентов финансирует Сбербанк, 20 процентов – собственные средства заемщика»

На вопрос, насколько программа пользуется спросом, представитель Сбербанка отметил, что она популярна. Впрочем, статистика говорит об обратном. «На данный момент у нас в Татарстане «выстрелило» 7 клиентов по данной программе, очень много заявок находятся на рассмотрении. Продукт пользуется спросом», - отметил Садыков.

Стоит отметить, что за весь прошлый год Сбербанку удалось профинансировать по программе «Бизнес-старт» всего лишь 6 франчайзинговых проектов, тогда как количество вариантов различных франшиз уже почти достигло 60. Управляющий «Банка Татарстан» Рушан Сахбиев отказался признавать провал программы, сославшись на то, что 6 кредитов в Татарстане – лучший результат Волго-Вятского отделения Сбербанка. Впрочем, косвенно Сахбиев со слабостью продвижения программы согласился, назвав ее «не столько способом заработать, сколько в какой-то степени элементом вовлечения самых широких слоев населения в предпринимательскую активность».

И теперь банк, если верить Наумову и Садыкову, делает попытку зайти на франчайзинговое поле с другой стороны, предложив потенциальным заемщикам воспользоваться господдержкой…

ГОРЬКИЙ ОПЫТ «ПЯТЕРОЧКИ»

Как это характерно для подобных мероприятий, были представлены франчайзинговые предложения по общепиту, причем компания «Планета гостеприимства» представляла сразу несколько брендов кафе, в основном для фуд-кортов. Однако, как ни были заманчивы предложения, общепит по франшизе – достаточно дорогое удовольствие, один только паушальный взнос в среднем составляет $12 тыс. (впрочем, договор заключается также долгосрочный), роялти – в среднем 8%, инвестиции – порядка 2,5 - 5 млн. рублей, в зависимости от бренда и формата. Однако стенды «общепитовцев» были плотно оккупированы, так что, возможно, в Казани в скором времени полку сетевых кафешек прибудет.

DSCN0439.jpg
Изучить предложения и послушать презентации франчайзоров приехали не менее сотни потенциальных франчайзи

Формат «магазины у дома» представляла компания X5 Retail Group, уже имеющая определенный опыт франчайзинговой работы в Татарстане. Однако история взаимодействия с местным франчайзи – ООО «Ак барс Торг» – в конце сотрудничества имеет несколько скандальный оттенок, и соответствующего вопроса от аудитории руководителю проектов обратного франчайзинга X5 Retail Group Николаю Цибульскому избежать не удалось. По его словам, их новое предложение несколько отличается от прежнего, по которому, в частности, работал татарстанский франчайзи: «Мы предоставляем товары на реализацию под нашим брендом, в данном случае предприниматель выступает как агент». На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», изучают ли в компании насыщенность локальных рынков на предмет конкуренции (поскольку магазины данной сети и ее главного конкурента из Краснодара сегодня буквально на каждом углу), Цибульский отметил: «Да, и пока мы первые. Более того, нам еще 1 тысячу магазинов надо открыть в России в этом году».

DSCN0448.jpg

ТОВАРООБОРОТ В СИСТЕМЕ ФРАНЧАЙЗИНГА В СООТНОШЕНИИ С ОБЩЕРОССИЙСКИМ – ДОЛЯ ПРОЦЕНТА

Красочно, а главное, аппетитно смотрелся стол Звениговского городского молочного комбината (Марий Эл), где для дегустации предлагались разнообразные сырные и молочные яства. Удивившись и порадовавшись (у нас уже не только общепит, торговля и микрофинансирование, но и производство готовит франчайзинговые предложения для МСБ), корреспондент «БИЗНЕС Online» направилась к сырной дегустации.

Однако все оказалось проще и сложнее одновременно. Как любезно пояснила технолог Звениговского ГМК Оксана Лягалова, они находятся в поиске регионального дилера, так как с прежним местным представителем вышел некий конфликт интересов, а данная выставка – шанс найти надежных партнеров. Собственно, как отметил далее один из экспертов, франшиза в России стала развиваться именно как альтернатива региональному дилерству, поэтому, возможно, не за горами и то время, когда по франшизе будут предлагаться целые производства.

- Интерес к теме фанчайзинга растет, поскольку это действительно выгодно предпринимателю. Используя франшизу, люди увеличивают скорость, темп роста своего личного профессионализма и своего бизнеса. Мы понимаем, что сегодня товарооборот в системе франчайзинга в соотношении с общероссийским – доля процента. Но, глядя на Америку, где этот процент – около 40, мы понимаем, что за 10 - 20 лет мы этот путь пройдем. Возможно, и с помощью таких мероприятий, как сегодняшнее, - прокомментировал Захаров.

DSCN0451.jpg
Аппетитно смотрелся стол Звениговского городского молочного комбината (Марий Эл), где для дегустации предлагались разнообразные сырные и молочные яства

«ШАБЛОНЫ НЕ РАБОТАЮТ, И КАК БЫ ФРАНЧАЙЗЕРЫ НЕ УТВЕРЖДАЛИ ОБРАТНОЕ, РИСК ВСЕГДА СОХРАНЯЕТСЯ»

Перспективы развития франчайзингового бизнеса газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали участники выставки и эксперты.

Надим Хабибуллин – гость выставки, потенциальный франчайзи:

- Я не предприниматель, как говорится, работаю на шефа, но мы хотим прикупить франшизу, открыть направление «кафе-ресторан» и заниматься им как второстепенным бизнесом, который не менее важен будет для нас. Сейчас сложновато открывать, придумывать что-то свое, поэтому я уверен, что для начала следует воспользоваться франчайзингом. А потом, в будущем, когда уже встанем на ноги и поймем, что это за бизнес, уже можно будет разработать собственную концепцию.

Александр Игнатьев - предприниматель:

- Что касается франшиз вообще, и на кого они настроены, во-первых, давайте посмотрим, откуда они приходят. Если они пришли из Москвы, то публика московская создает предложение по своему менталитету. Ни для кого не секрет, что Казань отстает по развитости спроса от Москвы лет на пять-восемь. Сегодня они это придумали там, на своем уровне, и пришли в Казань, но у нас не готовы к подобным форматам в таком количестве. Шаблоны не работают, и как бы франчайзеры не утверждали обратное, риск всегда сохраняется. Если бы все были в равных условиях… А пока в части малого бизнеса, спроса и влияния внешних факторов все настолько зыбко, особенно в Казани, особенно сейчас.

АССОЦИАЦИЯ СРЕДНЕСТАТИСТИЧЕСКОГО МОСКВИЧА С ТАТАРСТАНОМ – ЭТО ТРИ БРЕНДА: «РУБИН», «АК БАРС» И «КАМАЗ»

Сергей Маслехин - руководитель консалтинговой компании «Верное решение»:

- Большинство представленных франшиз – федеральные, москвичи первые научились их делать. Начиналось все с механизма дилерства, но Москва вовремя поняла, что по этой схеме работы с регионами есть определенный предел, потому что все риски по реализации и продвижению полностью перекладывается на плечи дилера. И тогда возникла эта «конфетка» – франшиза. Плюс – сайт, визуалистика, бизнес-модель, внешний вид персонала, интерьер помещения, технология продаж и так далее, что позволило лучше продавать в регионах.

Собственно, как мы отличаем хорошо проработанные франшизы от «сырых»? У нас есть определенная таблица критериев. По-нашему мнению, у хорошей франшизы прописаны все юридические моменты, есть все договора с партнерами, персоналом, есть возможность дистанционного обучения с помощью аудио-видео, хороших, объемных инструкций, где прописаны все детали ведения данного бизнеса. Кроме того, хорошая франшиза должна тратиться на адаптацию к регионам. К сожалению, все франшизы идут по пути универсализации стандартов, чтобы их можно было продавать в любом регионе. Но, как показывает практика, вообще Москва, как инициатор продвижения франшиз, о регионах знает крайне мало. Наша компания проводит маркетинговые исследования, поэтому, насколько я могу судить, ассоциация среднестатистического москвича с Татарстаном – это три бренда: «Рубин», «Ак Барс» и «КАМАЗ».

Есть еще одна тенденция – мода на предпринимательство. На мой взгляд, сегодня мотив становиться бизнесменом не столько вынужденный, сколько модный. Большинство молодежи, с которой общаемся, по найму работать не хочет, хочет свое дело, но может ли? Хочется купить «конфетку», предлагаемую как некая готовая бизнес-модель: «Вот я сейчас нажму на кнопку «старт», и она начнет работать». Понимание того, что все немножечко не так, придет несколько позже.