ЕЛАБУЖСКИЙ ПЕРВЕНЕЦ

Питерская сеть DIY «Метрика» вышла на рынок Татарстана, открыв свой первый магазин в Елабуге. Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» член совета директоров корпорации СБР (управляет «Метрикой») Алексей Иовлев, его торговая площадь - около 2 тыс. кв. метров.

«В текущем году мы рассчитываем открыть в Поволжье около 10 магазинов суммарной площадью 20 тысяч квадратных метров. Наш офис в Казани будет управлять развитием сети не только в Татарстане, но и по всему Поволжью. Его цель - заключение контрактов с локальными производителями и поставщиками по товарам с высокой логистической составляющей», - рассказал Иовлев.

В ближайшее время компания намерена открыть магазины в Зеленодольске, Бугульме, Альметьевске, Лениногорске, Азнакаево и столице соседней с Татарстаном Чувашии. Однако выходить на рынок Казани «Метрика» пока не планирует. По словам Иовлева, стратегия оператора предполагает открытие в городах с населением от 50 тыс. жителей магазинов стандартной площадью 2 тыс. кв. метров. Флагманский магазин ритейлера в Татарстане будет расположен в Зеленодольске. «Для обеспечения магазинов товаром мы планируем открыть в Зеленодольске небольшой распределительный центр», - добавил член совета директоров корпорации СБР.

Участники рынка отмечают, что «Метрика» в малых городах занимает площади, которые освободил свернувший бизнес старейший татарстанский ритейлер DIY «Евроинтерьер». К примеру, елабужский супермаркет «Метрики» находится по адресу закрывшегося магазина «Евроинтерьера» на ул. Нефтяников.

«КОМПАНИЯ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО СМОТРЕТЬСЯ НА РЫНКЕ ТАТАРСТАНА»

Газета «БИЗНЕС Online» спросила мнения участников рынка и экспертов о позициях нового ритейлера и его перспективах на татарстанском рынке.

Иван Федяков - директор ИА «Инфолайнм:

- «Метрика» - достаточно сильный игрок, входит в топ российских DIY-сетей, и по итогам прошлого года в нашем рейтинге компания заняла первое место как сеть, которая имеет самые высокие темпы развития. Причем по количеству открытых магазинов «Метрика» вообще вне конкуренции. По площадям компания незначительно уступила первенство «Леруа Мерлену», который открывает крупноформатные магазины. «Метрика» - очень агрессивный игрок, который работает преимущественно в низшем ценовом сегменте, ориентирован на высокую эффективность, активно занимается прямым импортом. В том числе у компании давно установлены взаимоотношения с Китаем, что важно в DIY-сегменте. «Метрика» будет сильным конкурентом для всех, кто работает в Татарстане. Развитие собственных торговых марок у компании ушло далеко вперед.

1.jpg

Другой вопрос в том, что «Метрика» работает в довольно специфичном сегменте. Для мегаполисов этот сегмент, возможно, сейчас не в самом интересе, потому что в мегаполисах активно растет объем продаж всего, что связано с интерьерными решениями (house hold). «Метрика» осознанно уходит от прямой конкуренции с крупными сетями – «Леруа Мерлен», OBI – и пытается работать в несколько другом сегменте – Hard DIY, что является ее основным конкурентным преимуществом. В этом плане компания будет интересно смотреться на рынке Татарстана – одном из наиболее привлекательных для работы DIY-ритейлеров. По итогам 2012 года Татарстан занимает пятое место среди 83 субъектов России по объему выданных ипотечных кредитов, а это говорит о том, что в республике идет строительство (приобретение нового, построенного жилья) и некой экономической активности в регионе со стороны потребителей. На фоне стагнации в других субъектах Татарстан демонстрирует очень неплохие показатели, и те индикаторы, которые важны DIY-сегменту, здесь они одни из лучших.

У «Метрики» есть опыт конкуренции с крупноформатными магазинами, например, в Петербурге. Один из ключевых элементов концепции в том, чтобы уходить от прямой конкуренции с крупноформатными коробками типа «Леруа Мерлен», «Максидом». Уходить за счет того, что есть некий ассортимент продукции, за которой не поедешь в гипермаркет, например, коробка гвоздей или молоток. «Метрика» даже реализовывала проект по сезонным стройбазам, правда, пока развития этого проекта не ожидается. Опыт «Метрики» за 10 лет, хороший менеджмент помогают реализовывать компании оптимальную стратегию.

Анна Синявская - ведущий аналитик департамента консалтинга РБК, руководитель исследований food/non-food сетей:

- В Татарстане наблюдается явная централизация DIY-ритейла, за счет чего рынок Казани можно считать практически насыщенным, а вот в других городах (Елабуга, Набережные Челны) пока что проникновение сетевого ритейла существенно ниже.

Рынок Татарстана – один из лидеров по темпам прироста розничных продаж строительных материалов в 2012 году, по данным Росстата, прирост составил 54 процента. За счет роста индивидуальной жилой застройки можно ожидать увеличения продаж и в 2013 году.

Трудно оценить долю компании в новом для нее регионе, думаю, что в среднесрочной перспективе можно занять долю около 5 процентов на рынке Татарстана. Данная сеть очень динамично развивается, кроме того, в ее активе два формата: супермаркет и гипермаркет, что позволяет открывать магазины как в крупных, так в средних и небольших городах.

Самат Алишев - директор журнала «BLIZKO Ремонт» в Казани:

- «Метрика» – одна из крупнейших DIY-сетей в России, которая успешно конкурирует с иностранными лидерами ритейла (OBI, "Леруа Мерлен", Castorama). Она уверенно чувствует себя как в мегаполисах, так и в небольших городах, где конкуренция гораздо слабее.

Сейчас управление компанией происходит из трех офисов: в Москве, Санкт-Петербурге и Казани. Из этого можно сделать вывод, что у сети серьезные планы на Татарстан. Приход такого серьезного игрока на рынок DIY положительно скажется на конкуренции в регионе и развитии рынка строительных материалов в целом. Принцип работы «Метрики» – скорость в принятии решений, тесный контакт с поставщиками и максимальная оперативность доставки товаров от производителя к конечному потребителю. Мы считаем, что расширение сети «Метрика» принесет пользу как конечным потребителям строительно-отделочных материалов, так и другим игрокам рынка, которые будут вынуждены развиваться активнее.

«НА ПЕРВЫХ ПОРАХ У ИГРОКА МОЖЕТ БЫТЬ НИЗКАЯ ОПЕРАЦИОННАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ»

Айрат Гайнуллин - директор сети ООО «Колорит»:

- В первую очередь «Метрика» - самая крупная сеть DIY в России. На данный момент она насчитывает 85 магазинов, и в планах компании к середине 2013 года довести это количество до 99. Наиболее сильные позиции сети в Северо-Западном регионе и непосредственно в Санкт-Петербурге, откуда она и берет свое начало. Формат, в котором сеть преимущественно работает в Питере, - это гипермаркет площадью около 6 тысяч квадратных метров. В ассортименте сети присутствуют все необходимые строительные группы товаров, и она насчитывает порядка 35 тысяч SKU. Формат, в котором сеть выходит в регионах и небольших городах, как Елабуга, - супермаркет площадью около 2 тысяч квадратных метров и, соответственно, значительно ограниченный ассортимент. Ценовая политика сети не относится к категории дискаунтера, скорее, цены даже выше средних по рынку. Возможно, это объясняется проблемами логистики из Санкт-Петербурга до Татарстана, ведь до Закамья из Санкт-Петербурга порядка 2 тысяч километров. Вероятно, до открытия логистического центра в Поволжье это будет оставаться одной из серьезных проблем компании.

Другой момент - ассортимент формата супермаркет имеет одну особенность: вроде бы все здесь присутствует, но трудно сказать, на чем компания специализируется, на что делает упор. Казалось бы, все есть, но всего понемногу. В небольших городах, таких как Елабуга, Азнакаево, Чистополь, Бугульма, после ухода «Евроинтерьера» нет крупных игроков DIY-профиля, и это будет основным преимуществом «Метрики». Но с другой стороны, сказать, что стройматериалы отсутствуют в данных городах, будет неправдой – за послеперестроечное время выросло поколение мелких и средних предпринимателей, имеющих небольшие, зачастую специализированные, магазины, которые четко держат руку на пульсе рынка, контролируют цены, компетентны в своих товарных направлениях. Они-то и будут основными конкурентами сети.

Еще одна проблема данных городов – это сравнительно невысокий покупательский потенциал. Здесь ниже заработная плата по сравнению с мегаполисами, инвестиции в эти города никак не сравнятся с инвестициями в столицу Татарстана. Все это может привести, особенно в первое время, к низкой операционной эффективности. Но в целом появление нового серьезного игрока - это толчок в развитии рынка, это сигнал к действию для остальных участников, и, как всегда, в выигрыше остаются покупатели, получающие еще больше выбора хороших и качественных товаров.

Искандер Юсупов - директор по развитию ООО «Риэлти»:

- Приход "Метрики" в Татарстан ожидался давно, учитывая объемы строительства и в целом благополучную экономическую ситуацию в республике, регион является очень интересным для игроков сегмента DIY. Это подтверждается как ростом количества магазинов уже существовавших операторов, "Мегастрой", например, так и приходом новых - "Леруа Мерлен".

Питерская "Метрика" уже имеет развитую сеть, поэтому открытие магазина а РТ было делом времени. Конкурентами ее здесь станут вышеобозначенные бренды плюс OBI, "Азбука Дома" и другие. Особенно прочны, на мой взгляд, позиции "Мегастроя" (популярность среди горожан обеспечивается удобным и продуманным расположением гипермаркетов по городу). Почему Елабуга? Думаю, этот выбор объясняется сильной конкурентной средой в столице республики, возможно, сеть просто решила прощупать почву, так как в Елабуге конкуренция выражена не так ярко.

Еще одним из немаловажных моментов для сети при входе в Казань будет подбор земельного участка, в городе это сделать не так просто, нужно найти подходящее место и в соответствующей для этого зоне градостроительного регламента. Если говорить о рынке в целом, то о перенасыщении я бы пока не говорил, но чувствуется, что ситуация движется к этому. В целом сеть является одной из самых динамично развивающихся в стране, в конечном итоге конкуренция идет лишь на пользу конечному потребителю.

Владислав Борисов - исполнительный директор «Супермаркета недвижимости» (ASG):

- В целом приход компании в регион оцениваю положительно, другой вопрос: насколько повлияет на рынок открытие первого магазина «Метрики» в Елабуге? Формат супермаркета, который выбран для стартовой точки, достаточно стандартный, и резкого изменения на рынке он не принесет. Ситуация может измениться, если сеть откроет еще и планирующиеся магазины по РТ, и скорее всего, хотя бы один из них будет расположен в Казани. Конкуренцию ему составят «Мегастрой», «Максидом», OBI, а в перспективе - и «Леруа Мерлен».

Рынок DIY в Казани пока далек от перенасыщения - достаточно вспомнить про постоянный рост продаж квартир и напрямую зависящий от него спрос на строительно-отделочные материалы. Конкуренция между вышеназванными операторами достаточно высока, и особые отличия у «Метрики» выявить сложно. Поэтому, продумывая концепцию выхода на казанский рынок, стоит обдумать какие-то оригинальные подходы и учесть, что ощутимого влияния на рынок можно добиться только в формате гипермаркета. От площади нового магазина будет зависеть и объем инвестиций – в непосредственное строительство, в земельный участок и так далее. Нужно учитывать тот факт, что, как правило, такие гипермаркеты располагаются на объездных трассах и оживленных магистралях, а там свободных участков осталось крайне мало.