За Минский завод колесных тягачей (МЗКТ), входящий в перечень пяти белорусских предприятий для объединения с российскими гигантами, в РФ развернулась нешуточная борьба. Свои притязания на МЗКТ огласили как минимум две российские структуры.

Принципиальное согласие о включении Минского завода колесных тягачей в белорусско-российский альянс было достигнуто 11 марта на встрече вице-премьера правительства России Аркадия Дворковича и первого вице-премьере Беларуси Владимира Семашко. Однако минскому заводу колесных тягачей прочили слияние "с российским оборонно-промышленным комплексом" в целом. Данная формулировка возникла потому, что есть разные точки зрения по поводу партнеров по объединению. В настоящее время спор идет между ОАО "КАМАЗ" и ПВО "Алмаз-Антей".

Одним из первых, кто озвучил информацию об интересе КАМАЗа к МЗКТ, был посол России в Беларуси Александр Суриков. В декабре 2012 года он в беседе с журналистами сказал: "Руководители МЗКТ и Беларуси с одной стороны и КАМАЗа, "Ростехнологий" - с другой, считают не лишним объединить КАМАЗ и МЗКТ в единый холдинг". Однако в белорусском военпроме придерживаются мнения, что "КАМАЗ и МЗКТ являются конкурентами, поэтому надо застраховать себя от непредвиденных последствий путем объединения с иной российской компанией". Среди претендентов значились корпорация "Московский институт теплотехники", НПО "Сплав", концерн ПВО "Алмаз-Антей".

Впрочем, по словам профильного чиновника, сообщает белорусский сайт TUT.BY, "КАМАЗ очень настойчиво желает получить контроль над ведущими белорусскими предприятиями по производству гражданской (МАЗ, совместный холдинг "Росбелавто") и военной техники (МЗКТ)". По словам источника, КАМАЗу поведение отдельных белорусов и их российских лоббистов не нравится, и он организовал в прессе серию материалов что называется с намеком. В частности, появилась информация, что российские войска намерены к 2014 году отказаться от дальнейших закупок белорусских военных шасси, на которых должны перевозить новые грунтовые ракетные комплексы "Авангард" и "Ярс", в пользу разрабатываемых КАМАЗ новых грузовых шасси "Платформа".

Справка

Минское предприятие находится в подчинении Государственного военно-промышленного комитета Беларуси (ГВПК). В МЗКТ государству принадлежит 100% акций. Помимо гражданской спецтехники, выпускаемой под маркой Volat, предприятие поставляет шасси для ракетных комплексов "Искандер", реактивных систем залпового огня (РСЗО) "Ураган", "Смерч", "Град", а также ряд зенитно-ракетных систем. К 2017 году МЗКТ намерен увеличить годовой объем производства в пять раз до $500 миллионов. Инвестпрограмма на 2012 - 2016 годы запланирована в сумме $33 миллионов. Однако для наращивания мощностей нужны дополнительные вливания и стабильный доступ на российский рынок.