МИНИСТР СДЕРЖАЛ ОБЕЩАНИЕ 

Напомним, что минэкономики, получившее в октябре прошлого года задачи по господдержке предпринимательства «в наследство» от агентства инвестиционного развития РТ, получило заодно и весь объем критики в адрес несовершенства механизма выдачи субсидий. На фоне скандала, разразившегося в АИРе в ходе выдачи субсидий по направлению «Социальный бизнес», грантополучатели этой и других программ критиковали нового оператора господдержки за массовый и, по их мнению, необъективный отсев по формальным признакам, отсутствие должного контроля за уже профинансированными проектами и т.п. Однако, как в то время неоднократно подчеркивал начальник департамента поддержки предпринимательства, замминистра экономики РТ  Рустем Сибгатуллин, министерство не имело права на ходу менять условия положений по реализации программ-2012, запущенных еще АИРом.

Впервые подтверждение тому, что механизм выдачи субсидий будет пересмотрен с учетом мнения бизнес-сообщества, прозвучало в конце марта этого года на встрече совета ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса (АПМСБ РТ) с министром экономики Мидхатом Шагиахметовым. В частности, Шагиахметов сообщил, что еженедельно ему приходят три - четыре письма от грантополучателей с просьбами как-то «скорректировать» выданные им гранты (что, в общем-то, еще раз возвращает министерство к проблеме контроля гратополучателей – ред.). По его словам,  минэкономики разработало и готово опубликовать новый регламент выдачи субсидий, учитывающий прежние ошибки и недочеты. Действительно, уже спустя три дня после встречи с АПМСБ РТ новый порядок в виде проекта постановления кабмина РТ был размещен на сайте минэкономики, а в начале апреля – предложен для общественного обсуждения.

33495.jpg
Мидхат Шагихаметов (в центре) 

ПО ФОРМАЛЬНЫМ ПРИЗНАКАМ ОТСЕЕТ ЦПП

Собственно, положения предлагаемого проекта во многом повторяют прежний регламент. Однако есть ряд принципиальных моментов.

В частности, п. 3.4. предусматривает, что конкурсная заявка представляется в представительство Центра поддержки предпринимательства РТ в муниципальном образовании по месту регистрации (осуществления деятельности) субъекта предпринимательства (а не в минэкономикиред.) в бумажном и электронном виде (при наличии). Далее также отмечается, что именно на уровне ЦПП будет происходить отсев заявок по формальным признакам, и, следовательно, на рассмотрение комиссии в минэкономики будут поступать проекты «по существу». Однако возможность для заявителя «доработать» пакет документов на стадии подачи пока однозначно не прописана. Зато он, узнав, что попал в список не прошедших по формальным признакам, имеет право в течение месяца затребовать в ЦПП поданные документы обратно.

Четко определен период, в течение которого претенденты на гранты-2013 могут подать заявки - с 10 января по 30 октября текущего финансового года включительно. Кроме того, п.5.2 указывает, когда будут рассматриваться заявки, поданные в тот или иной период (так, документы, поступившие в срок с 2 апреля по 1 июля текущего финансового года включительно, рассматриваются конкурсной комиссией в срок до 30 июля текущего финансового года). И хотя однозначных условий по программам-2013 от минэкономразвития, насколько это известно газете «БИЗНЕС Online», пока не поступало, проект описывает пять основных программ.

Это, во-первых, "Лизинг-грант" (максимальная сумма по которому понижена до 3 млн. рублей, а виды деятельности теперь определены ОКВЭД). Во-вторых, субсидирование затрат субъектов предпринимательства (в том числе участников инновационных территориальных кластеров), связанных с внедрением инноваций. Отдельными программами идут субсидирование инновационных компаний и компенсация затрат субъектов предпринимательства по оплате технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, а также затрат, связанных с приобретением оборудования (пользуется спросом у резидентов промплощадокред.). Новинкой этого года, возможно, станет программа субсидирования части процентной ставки по кредитам, выданным субъектам предпринимательства на приобретение производственного оборудования в целях создания/развития/модернизации производства товаров.

Сохранен и принцип публичности заседания конкурсной комиссии, которая обеспечивается «путем проведения оnline-трансляции на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети интернет.

«ИНФОРМИРОВАНИЕ О НАЧАЛЕ КОНКУРСНОГО ОТБОРА ДОЛЖНО БЫТЬ ЗАБЛАГОВРЕМЕННО» 

Тема несовершенства прежнего механизма грантовой поддержки поднималась также на недавнем совещании в «Химграде», в рамках ежеквартальной встречи резидентов технополиса. Отметим, по совокупному объему грантов, выданных резидентам, «Химград» является крупнейшим грантополучателем в РТ. Как уточнила корреспонденту «БИЗНЕС Online» заместитель директора по маркетингу и PR технополиса Эльвира Моисеева, всего резиденты получили финансовой господдержки 65 млн. рублей, в том числе по «инновационному» гранту – 9 грантообладатей с общим объемом средств в 41 млн. рублей, по «Лизинг-гранту» - 23 получателя с общим объемом средств в 24 млн. рублей.

Свои предложения по совершенствованию прежнего (еще не отмененногоред.) порядка предоставления субсидий корреспонденту «БИЗНЕС Online» предоставил генеральный директор ГК «Футура» (резидент «Химграда, грантополучатель по «Лизинг-грант» - ред.) Дмитрий Куринов.По его мнению, прежде всего, необходимо, чтобы при принятии документов принимающий их человек сразу смотрел оформление документов и наличие всех справок, чтобы потом избежать отказа по формальным признакам. Второе предложение касается фактора авральности проведения конкурса, на который указывают многие грантополучатели и который, во многом по не зависящим от республиканского минэкономики причинам, пока не удается предотвратить. «Информирование о начале конкурсного отбора должно быть заблаговременно, минимум за 60 дней до начала отбора. Кроме того, необходимо согласовать отчетный период и количество месяцев, за которые мы должны выйти на проектные мощности», - отмечает предприниматель. Также производственник среди условий "Лизинг-грант"-2013 хотел бы видеть увеличение доли субсидий от суммы проекта до 40% для крупных организаций и до 50% - для начинающих субъектов.

«Несмотря на имеющийся у нашей компании опыт по получению субсидий, прохождение конкурсного отбора и дальнейшая защита проекта - дело непростое. Побеждают предприятия, предоставившие интересный и полезный обществу проект, при этом необходимо уделить много внимания различным аспектам, начиная от точного оформления всей документации и заканчивая успешной реализацией проекта. И хотя часто высказываются мнения, что гранты жизнеспособному бизнесу не нужны, наша компания, которая всесторонне развивает и внедряет инновации, благодарна за оказываемую поддержку со стороны государства, - комментирует Куринов.

ТWITTER-ТЕСТ: ПРОВЕРЬ СЕБЯ НА ЗНАНИЕ «ЛИЗИНГ-ГРАНТА» 

Тем временем, механизм отбора и рассмотрения проектов для получения субсидий минэкономики активно обсуждается в соцсетях. В Тwitter есть аккаунт «Гранты РТ», позиционирующий себя как «неофициальный Тwitter о грантовых программах в Татарстане». Автор аккаунта активно следит за происходящим в обозначенной теме и даже разместил тест для всех желающих на знание особенностей наиболее популярной программы – «Лизинг-грант» (по условиям 2012 годаред.). В частности, предлагается угадать, сколько именно лизинговых компаний аккредитованы на участие в программе (предложены варианты), может ли предприятие, признанное победителем конкурса «Лизинг-грант» в 2010 году, получить грант в случае признания проекта успешным и т.п. Отметим на личном опыте, что пройти тест достаточно трудно.

Помимо этого, в части просвещения грантополучателей действует и само минэкономики РТ. Так, на страничке департамента по поддержке предпринимательства (на сайте министерства ред.), в разделе «Лизинг-грант» есть файл под названием «Обратите внимание на типичные ошибки, которые допускаются при формировании конкурсной заявки». Ошибки, казалось бы, банальны, но насущны. В частности, в документах должны быть заполнены все пункты (даже те, которые для данного заявителя не применимы, например, графа «КПП» для индивидуального предпринимателя должна содержать прочерк, на этом в прошлом году «зарезалось» более половины заявителей по «социальному бизнесу» - ред.), договор лизинга должен быть заверен лизинговой компанией и т.д.

ЧЕТЫРЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ОТ МИНЭКОНОМИКИ

Как рассказали газете «БИЗНЕС Online» в пресс-службе минэкономики РТ, разработанный единый порядок отбора субъектов МСБ для предоставления государственной финансовой поддержки в форме субсидий имеет, на их взгляд, ряд преимуществ.

Во-первых, он упорядочивает тот объем нормативно-правовых актов, который имеется в настоящее время в республике по финансовым программам поддержки. К примеру, по программе «Лизинг-грант» предпринимателю, желающему подать заявку, до введения в действие настоящего постановления, необходимо изучить два документа: постановление КМ РТ от 18.05.2011 №403 «Об утверждении порядка предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан на частичное финансирование затрат, связанных с уплатой платежей по договору финансовой аренды (лизинга) оборудования ("Лизинг-грант")», а также приказ минэкономики РТ от 20.11.2012 №443 «О порядке работы экспертного совета, а также о порядке подачи и рассмотрения заявок на предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан на частичное финансирование затрат, связанных с уплатой платежей по договору финансовой аренды (лизинга) оборудования ("Лизинг-грант")». По ряду положений эти нормативные акты дублируют друг друга.

Во-вторых, планируется ряд нововведений на этапе приема документов. В целях сокращения числа заявок, отклоненных по формальным требованиям (отсутствие обязательных документов в составе заявки, ненадлежащее заполнение обязательных форм документов) все заявки будут проходить предварительную проверку и в случае выявления несоответствий требованиям будут, не дожидаясь отклонения конкурсной комиссией, возвращаться заявителю для доработки. Заявки планируется принимать в период с января по ноябрь, а заседание конкурсных комиссий проводить по мере их поступления и в соответствии с объемами финансирования по каждой программе, но не реже одного раза в квартал. Отменяется процедура вскрытия конвертов. Все заявки будут регистрироваться в специально разработанной информационно-аналитической системе, что повысит прозрачность этой процедуры. Заявителю по электронной почте будет направляться уведомление о допуске его заявки к конкурсу, либо о необходимости ее доработки.

В-третьих, уточняются виды экономической деятельности, осуществляя которые заявитель может претендовать на получение субсидии. Теперь их названия изложены в строгом соответствии с ОКВЭД. Это, по нашему мнению, позволит, снять ряд вопросов возникавших у предпринимателей в ходе рассмотрения их заявок, уточнили в минэкономики.

В-четвертых, проект постановления разработан в соответствии с новыми требованиями минэкономразвития. К примеру, по программе «Инновации», начиная с 2013 года, наличие документов, подтверждающих обеспечение правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, является обязательным как для действующих, так и для начинающих инновационных компаний.

Что касается участия республики в конкурсе минэкономразвития 2013 года, то в настоящее время министерством экономики ведется подготовительная работа по формированию заявки Республики Татарстан для участия в конкурсном отборе субъектов РФ. Однако, как отметили в минэкономики, до настоящего времени нормативные правовые акты, регламентирующие перечень мероприятий поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также условия участия субъектов Российской Федерации в конкурсном отборе 2013 года не утверждены минэкономразвития.

«ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ ПРОШЛОГОДНИЕ ПОЖЕЛАНИЯ БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА УЧТЕНЫ»

Проект минэкономики газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали эксперты.

Азат Газизов - вице-президент «ОПОРЫ России»:

- Мы тщательно изучили документ. Он очень хорош как «рыба», которую, конечно, необходимо доработать. Мы уже направили свои предложения в министерство экономики Республики Татарстан. Получилась довольно массивная записка. Когда удастся собрать все предложения по данной программе, думаю, начнется работа по его доведению.

Среди наших предложений - это и более четкая регламентация конкурса, чтобы не получилось ситуации, аналогичной прошлому году. Также мы считаем, что необходимо ввести механизм предварительного анализа бизнес-проектов, чтобы на комиссию они выходили с понятными целями и задачами. Один из аспектов, который нельзя упустить - это сам пакет документов. Кое-какие документы, как мы считаем, не нужны, однако полагаем, что нужно вернуть такие бумаги, как резюме проекта, переработать кардинально бальную систему и другие необходимые для нормального бизнес-проекта вещи.

В этом году министерство, на наш взгляд, сосредоточилось на правильном направлении поддержки МСБ РТ. Так, не будет «социального гранта», что, на наш взгляд, абсолютно правильное решение. Вместо этого будет субсидирование процентных ставок по кредитам для производителей. В сочетании с программами гарантийного фонда можно будет получить просто великолепную картину.

В общем, практически все прошлогодние пожелания бизнес-сообщества учтены. Коллегами из МЭ РТ проведена серьезная работа. Думаю, в скором времени мы увидим существенно доработанный порядок, который учтет максимальное количество интересов как государства, так и для предпринимателей Татарстана.

Джаудат Латыпов - генеральный директор ООО «Казанский юридический центр»:

- Главное – верно расставить приоритеты. Дело в том, что на рассмотрение экспертов поступает слишком много заявок, и они в итоге не могут все их качественно рассмотреть. По большому счету, нужно сделать систему, как в банках: идет подача заявки, служба безопасности проверяет, юристы проверяют, экономический отдел проверяет, и только потом заявка подается на кредитный комитет. Они смотрят, на что берутся деньги, насколько это реально, и занимает это не пять минут. По большому счету для системы выдачи субсидий субъектам МСП сегодня нужна некая организация, и это может быть как раз Центр поддержки предпринимательства, которая сможет в течение года готовить заявки, осуществлять проверку. И в дальнейшем на конкурс заявки должны идти уже с визой ЦПП – проверены параметры, бизнес-план одобрен и так далее.

Минэкономразвития очень долго согласовывает сами программы, времени на раздачу денег получается очень мало и под конец года. ЦПП может работать круглогодично и в течение года эти заявки спокойно собирать и готовить!

Второй важный момент – это контроль. Я сам был получателем субсидии, и меня немножко смутило, что осуществляется весьма слабый контроль за тем, как используются полученные средства. Это провоцирует недобросовестных заявителей. Контроля реального нет, а заявки приходится рассматривать интуитивно, за пять минут, в авральном режиме. Контроль должен быть и на начальном, и на конечном этапе. В этом направлении больших подвижек нет, к сожалению. Еще один тонкий момент – необходимость контроля за лизинговыми компаниями, задействованными в программе. Все скандалы, случившиеся в процессе реализации «Лизинг-гранта», без лизинговой компании невозможны, а доходность у них здесь просто космическая, на уровне микрофинансирования.

В целом проект вызвал у меня много вопросов. Например, странный пункт в заявке – «количество сохраненных рабочих мест». Не созданных, а сохраненных! (например, п. 10.5.6ред.). Это как считать, относительно чего? Вроде того: «Я сохраняю столько-то рабочих мест, а вообще так собирался увольнять?! Давайте поверим мне на слово!» Такие критерии не совсем четкие. Лучше вообще убрать все, что невозможно проверить.

Ярослав Муравьев – директор регионального общественного фонда «Фактор будущего», член экспертного совета по предоставлению субсидий субъектам МСП:

- В предложенном проекте есть демократизация в том, что теперь предлагается проверять заявки на соответствие требованиям до рассмотрения экспертной комиссией и доводить эту информацию до заявителей. Соответственно, у предпринимателя будет время изучить рекомендации, дополнить заявку, устранить все формальные нарушения до оценки проекта по существу. Я по опыту прошлого года помню, что было очень обидно, когда явно жизнеспособные, очевидно работающие и требующие поддержки проекты не прошли по формальным признакам.

Кроме того, в новом порядке отбора более четко сформулированы виды деятельности – они должны соответствовать указанным ОКВЭДам. Раньше были разночтения, например, по инновациям. Да, инновации, а какие, в чем? Четко обозначены приоритетные направления – это производство и сельское хозяйство. Расширена сфера переработки – даже если проекты не попали в приоритетные, они смогут быть заявлены на рассмотрение комиссии, шанс есть. Раньше же, если проект не относился к приоритетным, комиссия его попросту не рассматривала.

Социальных грантов в этом году не будет. Наверное, это кого-то огорчит, но я с этой позицией отчасти согласен, потому что, скажем так, есть некрасивый эмоциональный фон. По своей работе я понимаю, что в сфере именно социально ориентированных грантов есть достаточно много недобросовестных людей, которые не планируют этим заниматься. Им главное – освоить средства, и формально все очень хорошо получается. В сфере переработки и конкретных производств намного проще проконтролировать (целевое использование субсидииред.). Все-таки для республики сегодня развитие производственного сектора является наиболее важным. Те, кто не прошли по «социальному бизнесу», я рекомендую посмотреть другие, «бизнесовые» программы поддержки минэкономики, а также гранты по линии минтруда РТ.