БИЗНЕСМЕНЫ – «ЗА» СКАМЕЙКИ, ДА ЗАКОН НЕ ПОЗВОЛЯЕТ

Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы президента РТ Андрей Кузьмин, глава республики отправил в адрес вице-премьера РФ Игоря Шувалова письмо, в котором просит приостановить действие ГОСТа 2003 года «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения». Срок приостановки - до принятия нового регламента размещения наружной рекламы на автомобильных дорогах и в городах. Кузьмин пояснил, что письмо подготовлено по инициативе исполкома Казани «с целью преодоления несовершенств нормативной базы в связи с предстоящей Универсиадой, поскольку городу нужны дополнительные площади для размещения рекламы».

На переходный период в качестве национального стандарта Минниханов предлагает руководствоваться существующим, но до сих пор не принятым ГОСТом 2007 года. Как сообщает РБК daily, его проект одобрен ГИБДД и позволяет использовать городскую мебель в качестве рекламных конструкций. По действующим ныне правилам, наружную рекламу нельзя размещать на уличной мебели - велосипедных парковках, лавочках, урнах и так далее. Между тем, во время Универсиады уличная мебель будет востребована для создания комфортной городской среды, отмечает в письме президент Татарстана. Действующие ограничения, по его мнению, не учитывают особенностей инфраструктуры большинства региональных городов.

А между тем, у Казани в связи с предстоящей Универсиадой обширные планы по освоению новых рекламных поверхностей. Еще летом прошлого года крупнейшие рекламные компании Larisa-City и News Outdoor на встрече с руководством города заявляли, что готовы обеспечить город разнообразными элементами благоустройства. Тогда сообщалось, что, к примеру, вандалоустойчивая скамейка будет стоить порядка 12 тыс. рублей.

Эксперты считают, что интерес к затее должен проявить в первую очередь малый и средний бизнес, для которого реклама на еврощитах слишком дорога. Однако каких-то кардинальных перемен на рекламном поле затея не предвещает - по мнению экспертов, слишком невелик этот новый сектор по сравнению с общим объемом рекламного рынка. Вместе с тем, новые виды «наружки» смогут решить проблему с нехваткой в бюджете средств на городское благоустройство: и установку и содержание городской мебели и прочих объектов благоустройства бизнес мог бы взять на себя.

Но здесь возникает ряд специфических вопросов. Учитывая менталитет казанцев, многие из которых не прочь что-то подрисовать или оторвать в общественном месте, проблемой может стать и содержание тех же урн и лавочек в чистоте и порядке. Открытым остается вопрос о том, насколько будет высок спрос на такую рекламу - сложно представить, чтобы кафе или салон красоты разместили объявление, скажем, на биотуалете. Впрочем, эксперты на этот счет более чем оптимистичны, они верят, что в городе достаточно креативно мыслящих людей, которые смогут использовать такие непривычные нам пока рекламные поверхности, как фишку. Еще один спорный момент – не добавит ли реклама на уличной мебели излишней пестроты и аляповатости Казани, облик которой и без того неидеален. Специалисты видят решение этой проблемы в ограничении размещения такой рекламы в исторической части города.

ГОСТЫ К УНИВЕРСИАДЕ - ДЕЛО ПРИНЦИПА

Если взглянуть на вопрос шире, то не очень понятно, почему Татарстан решил инициировать приостановку ГОСТа именно сейчас. Ведь по признанию участников рынка, значительное количество рекламных конструкций в России сегодня не соответствуют госстандартам, но, тем не менее они продолжают существовать в городах и весях. «Схема размещения рекламных конструкций, на основании которой проводились аукционы 2012 года, далеко не всегда учитывает требования ГОСТ», - подтвердил газете «БИЗНЕС Online» директор компании «Неон-Арт» Алексей Мамаков.

К примеру, согласно нынешним стандартам нельзя устанавливать рекламную конструкцию ближе 25 м от маршрутных и автобусных остановок, пишет РБК daily. Однако реклама на остановках для Казани – привычное дело. В Москве тоже – «запрещенная» реклама на скамейках спокойно существует уже не менее трех лет. Отчасти такое положение можно объяснить тем, что из-за отсутствия соответствующего технического регламента участникам рынка приходится руководствоваться требованиями ГОСТа 2003 года. При этом его предписания можно исполнять в добровольном порядке – к исполнению обязательны лишь требования, касающиеся безопасности дорожного движения.

Как считают специалисты одного из ведущих российских операторов наружной рекламы - Rus Outdoor, проблема с изменением ГОСТа на размещение наружной рекламы назрела давно, а Татарстан как регион-пионер просто идет впереди. К тому же проблема с освоением новых рекламных площадей особо остро встала в Казани именно перед Универсиадой, которую, как известно, курирует вице-премьер Шувалов (видимо, поэтому ему и было направлено письмо). А для республики принципиально провести Игры по всем правилам, включая даже такие «необязательные» по всей Руси моменты, как соблюдения ГОСТа на размещение наружной рекламы.

«Это письмо возникло, потому что в этом ГОСТе, против которого, кстати, все давно выступают, вообще не предусмотрено размещение рекламы на уличной мебели в городах, - сообщили газете «БИЗНЕС Online» в департаменте внешних коммуникаций Russ Outdoor. - Там, к примеру, говорится, что остановочный павильон в городе должен располагаться на расстоянии 5 метров от бордюрного камня. Но не на всех же улицах вообще имеется тротуар шириной 5 метров! Во всем мире остановочные павильоны ставят рекламные компании, да еще и городам платят аренду. Так что, изменения ГОСТа давно назрели. Сейчас все прекрасно понимают абсурдность требований существующего ГОСТа, и, по сути, проходят мимо, видя его нарушения. Как говорится, строгость законодательства компенсируется необязательностью его исполнения».

Представитель Russ Outdoor обозначил еще одну проблему: закон «О рекламе» предусматривает срок договоров между операторами наружной рекламы и муниципальными властями – до 5 лет. В случае с традиционные еврощитами это оправдано, поскольку они достаточно быстро окупаются. «Но городу интереснее, конечно же, уличная мебель и туалеты, поскольку это элемент городской инфраструктуры. Город ничего за них не платит – они красивые и чистые (рекламные компании и обслуживают свои скамейки – их нужно просто каждый день мыть!), что тоже замечательно! Но для их окупаемости срок договора должен быть больше – 15 - 20 лет, во всем мире так и есть», - говорит собеседник. Сейчас в Госдуме рассматриваются поправки в закон «О рекламе», согласно которым муниципальным властям будет передано право самим определять, на какой срок заключать договоры.

«Что касается содержания рекламы на скамейках, у нас есть трехлетний опыт в Москве. Не скажу, что такая реклама продается так же бодро, как обычные рекламные конструкции, но загруженность более 50 процентов обеспечена всегда», - уточняют в Russ Outdoor, но отмечают, что такая реклама - не для центральной части города, в центре лучше ставить скамейки вообще без рекламы.

«МОЖНО С ПРИКОЛОМ РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ НА ПОМОЙКЕ!»

Газета «БИЗНЕС Online» предложила участникам рынка высказать свое мнение об инициативе президента РТ.

Сергей Насекин - директор дизайн-студии «Айбат»:

- Считаю, что количество рекламных щитов в Казани надо сократить - как в любом уважающем себя городе, это однозначно. И баннеры, которые завешивают фасады зданий целиком, - это, конечно, безобразие. Если это частично «перетечет» на урны и все прочее, то почему нет? Но все должно быть в разумных пределах.

Павел Савицкий - директор рекламного агентства «Пи Арт»:

- 12 лет назад я писал в мэрию письмо с предложением принять определенный стандарт по скамейкам и урнам, разрешить людям за свой счет изготавливать по принятому стандарту лавки и урны, при этом получая их себе в собственность на какой-то длительный срок, скажем, на 50 лет, с правом продажи. То есть, хочешь ты обзавестись рекламным бизнесом, пожалуйста, поставь 100 урн, вложись деньгами - и городу хорошо, и тебе. Город разгружается от каких-то забот за счет предпринимателей, которые в этом заинтересованы. Тогда меня не поддержали. Не думаю, что это последствия моего письма (смеется - ред.), но в каком-то виде моя идея сейчас воплощается и, естественно, я могу это только поддержать.

По урнам Казань не на самом плохом счету в стране, но лавок у нас нет совершенно. При планировании рекламных кампаний мы используем все существующие сегодня рекламные инструменты, будут урны – будем размещать на урнах. Будут, ли такие рекламные поверхности пользоваться спросом – все зависит от цены и от оживленности места их расположения. Если размещение будет дешево, почему не разместиться? А то, что не каждая компания захочет разместить рекламу на помойке – это ведь простор для творчества, можно с приколом разместить такую рекламу! Не станет ли наш город аляповатым? Пока торговый центр «Кольцо», стены которого состоят из рекламных баннеров, стоит в центре, не нужно задавать мне вопросы об аляповатости города! Как могут урны испортить город?! Просто этим должны заниматься специалисты, дизайнеры, люди с представлением о красоте. К переменам на сложившемся рекламном рынке это вряд ли приведет, поскольку это мелкий рекламный носитель, мелкий бизнес.

Назиб Нурутдинов - ООО «Экосервис-Татарстан»:

- По заказу исполкома города мы изготовили 23 туалетных модуля, на них предусмотрены рекламные площади. Помимо этого, изготавливаем туалетные модули и кабины для Универсиады. Если в Москве это работает, почему в Казани не сделать? Конечно, такая реклама будет работать. Я бы на месте рекламодателей давно обил бы все пороги и взял бы эти места, ведь это намного дешевле, чем на щитах.

Справка


Всего в Казани к Универсиаде планируется добавить 434 элемента благоустройства - это скамейки, урны, вазоны для цветов, опоры светофоров, информационные пилларсы, щиты с картой Казани, туристические указатели, мусорные контейнеры и др.