ВСЕМУ ВИНОЙ НИЗКАЯ ПРИБЫЛЬ

ОАО «Татнефть» готовится продать часть своих автозаправочных станций на Украине, сообщили газете «БИЗНЕС Online» в самой компании.

«Информацию о продаже отдельных АЗС в Украине подтверждаем. Определяются потенциальные покупатели, сделка находится на стадии due diligence, то есть ведется комплексная правовая подготовка», - отметили газете «БИЗНЕС Online» в пресс-службе ОАО «Татнефть».

В настоящее время сеть «Татнефти» в Украине составляет порядка 127 АЗС. Предполагаемые к продаже 43 автозаправочные станции расположены в Полтавской и Харьковской областях. Из них 24 работают под брендом «Татнефти», еще четыре сдаются частным компаниям, 15 станций законсервированы. Общий объем реализации через 24 действующих АЗС «Татнефть» в 2011 году составил около 6,2 тыс. тонн, сообщили корреспонденту «БИЗНЕС Online» в ИФК «Солид». Данная компания занимается реализацией активов «Татнефти».

Также компания из РТ намерена реализовать 10 нефтебаз: четыре в Полтавской области и 6 в Харьковской. Общий объем хранилищ – около 117 тыс. куб. метров. 6 нефтебаз находятся в непосредственном управлении «Татнефти», еще одна сдана в аренду, три оставшихся законсервированы.

Сегодня Виталий Аристархов - заместитель генерального директора ИФК «Солид» - отметил в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online», что предварительные сроки завершения сделки - второй квартал этого года. Однако они могут быть перенесены из-за «различных факторов». Он также не стал называть компании, которые проявили интерес к республиканским активам, сославшись на конфиденциальность информации.

Безимени-1.jpg

Текущая прибыльность АЗС «Татнефти» находится на низком уровне, поскольку не предлагаются дополнительные услуги, не ведется рекламная кампания и другие меры по стимулированию продаж, отмечают в «Солид». Приобретение существенного пула АЗС и нефтебаз позволит покупателю немедленно выйти на рынок Полтавской и Харьковской области, избежав вопросов выделения земли, оформления арендных договоров, строительства АЗС, поставок оборудования и прочего, считают в ИФК "Солид".

По данным издания MoneyJournal, к активу «Татнефти» уже проявили интерес ряд западных компаний. Это же издание со ссылкой на источники, сообщает, что в переговорах принимают участие несколько десятков резидентов, а предполагаемая сумма сделки составляет порядка $20 - 40 миллионов. На данный момент подтверждается готовность определенных компаний приобрести все активы без дробления, единым лотом и за указанную цену. Наиболее крупным участником украинского бензинового рынка является компания Shell, пишет издание. По мнению украинских аналитиков, именно для Shell вышеупомянутые активы могли бы стать весьма перспективным приобретением. Особенно учитывая то, что компания подписала соглашение с украинским правительством, касательно освоения месторождений сланцевых углеродов.

В «Татнефти» газете «БИЗНЕС Online» не стали уточнять сумму предполагаемой сделки.

Сегодня у "Татнефти" в общей сложности 641 АЗС. Основная часть – более 500 – сосредоточена в России, остальные – в Украине и Белоруссии. На украинском рынке "Татнефть" начала свою деятельность в 2003 году.

В компании Shell газете «БИЗНЕС Online» не удалось получить комментарий на момент публикации материала.

КОМПАНИЯ ИЗ РТ ПОДТВЕРЖДАЕТ ОБЩЕРОССИЙСКИЙ ТРЕНД

Эксперты, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», считают озвученную стоимость реальной.

«Средняя стоимость одной АЗС в России составляет $1 - 1,1 миллиона, - говорит Юлия Войтович, аналитик Инвесткафе. - Соответственно, учитывая меньшую рентабельность украинских АЗС, можно сделать вывод, что сделка уложится в диапазон цен в $20 - 40 миллионов, в зависимости от состояния и расположения заправок».

Безимени-2.jpg

Она напомнила, что российские компании уже начали выходить из украинской нефтепереработки. Недавно «Лукойл» продал Одесский НПЗ украинской компании ВЕТЭК. «Роснефть» также рассматривает возможность продажи Лисичанского НПЗ на Украине.

«Отмечу, что в 2012 году объемы переработки нефти на Украине сократились на 50,8%, до 4,3 млн. тонн. Падение собственного производства нефтепродуктов связано с дороговизной импортируемого сырья и с ценами на топливо, которое поставляется в Украину из Белоруссии. Потому можно понять и «Татнефть», которая приняла решение продать свои АЗС на украинской территории. Полагаю, что группа «Газ Украина 2009» также может стать одним из основных претендентов на покупку сети АЗС Татнефти в Украине», - считает Войтович.

«Возможно, «Татнефть» в связи с реализацией крупнейшего проекта по переработке нефти - ТАНЕКО - решила сосредоточиться главным образом на активах в Татарстане, а также некоторых регионах России. Продажа сети АЗС в Украине позитивна для компании», - заключает аналитик Инвесткафе.

«БОРЬБА ЗА АКТИВ МОЖЕТ РАЗВЕРНУТЬСЯ НЕШУТОЧНАЯ»

200-1.jpg

«Украинский рынок АЗС пока не столь структурирован, как российский, на нем присутствует множество игроков, и с приобретением этого актива, каждый из них может либо укрепить свои ведущие позиции, либо приблизиться к лидерам, перейти, что называется, в другую «весовую категорию». И очевидно, что борьба за актив может развернуться нешуточная», - высказал мнение газете «БИЗНЕС Online» ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов.

По его мнению, сумма в $20 - 40 млн. вполне адекватная, и не исключено, что если не будут меняться условия продажи, в частности, заправки не будут продаваться по отдельности, то сделка состоится именно в этом диапазоне. А учитывая, что интерес к активу большой, она может пройти к верхней границе оценки актива, то есть к $40 миллионам.

«Решение «Татнефти» продать актив, вполне рядовое. Подобные решения по продаже или приобретению активов ежедневно принимают тысячи компаний по всему миру, и в этом нет ничего необычного. В полной мере это относится и к Татнефти. Что касается возможных причин, то их может быть несколько. Во-первых, компания могла поменять стратегию развития на Украине, постепенно сократить свое присутствие в стране и продажа части АЗС как раз и является шагами в этом направлении. Во-вторых, это может объясняться тем, что компанию не удовлетворяют показатели работы ее украинских подразделений, а резервов для повышения производительности в компании не видят. В-третьих, продажа части АЗС может объясняться тем, что компанию не устраивают условия для бизнеса на Украине, мог измениться в негативную сторону инвестиционный климат в республике, могло ужесточиться отраслевое законодательство. Но, повторю, какими бы причинами это решение не объяснялось, в нем нет ничего особенного, и «Татнефть» продолжит свою работу дальше. И, кстати говоря, не исключено, что компания еще может вернуться на Украину в среднесрочной перспективе», - считает Баранов.

200-2.jpg

ЖЕЛАНИЕ СКОНЦЕНТРИРОВАТЬСЯ НА ОТЕЧЕСТВЕННОМ РЫНКЕ

«Интерес к подобным активам со стороны потенциальных покупателей обусловлен, с одной стороны, относительно стабильным денежным потоком, с другой - консервативным и устойчивым характером спроса на нефтепродукты, - рассказывает управляющий директор ГК "АЛОР" Сергей Хестанов. - Поскольку предполагаемая покупка происходит на фоне стагнации украинской экономики, озвученный диапазон цен выглядит достаточно адекватно. Вероятно, желание "Татнефти" продать сеть АЗС на Украине связано с желанием менеджмента сконцентрироваться на отечественном рынке».