333.jpg
Корпуса аграрного факультета КГАУ просто пронизаны духом истории

ИСТОРИЯ «ФЕРМЫ-I»: ОТ «СТАРТАПА» НИКОЛАЯ I ДО ВЕДУЩЕГО АГРОФАКУЛЬТЕТА

- Вы никогда не задавались вопросом: почему в Казани есть район «Ферма-2», но нет «Фермы-1»? – начал с вопроса разговор с корреспондентом «БИЗНЕС Online» декан аграрного факультета Казанского ГАУ Рагат Миникаев. – Действительно, по логике, если что-то существует под номером «2», то точно должно быть и под номером «1». Однако история названия места, где в том числе находится и аграрный факультет, уходит корнями в XIX век.

Декан факультета провел любопытный исторический экскурс.

«Вопросы сельского хозяйства в России всегда стояли остро. Во времена царствования Николая I, в 1841 году российские власти решили создать в стране пять учебно-опытных ферм для обучения крестьянских детей ведению фермерского хозяйства, - рассказал Миникаев. – Это была предтеча сегодняшних аграрных вузов. И первая из них – Северная – была открыта для Архангельской, Вологодской и Новгородской губерний, а вторая, Северо-Восточная – здесь, в Казани. Отсюда и название – «Ферма-2». Как рассказал декан, уже в 1846 году первые 20 крестьянских детей поступили учиться на «Ферму-2». Через четыре года, по окончании учебы, каждый из них получил «подъемные» - денежное пособие, орудия труда, семена. «Это была такая поддержка стартапу на селе», - заключил декан. Со временем на месте будущего аграрного факультета появились земледельческое училище. Так что, корпуса факультета просто пронизаны духом истории одного из старейших земледельческих вузов страны.

Со временем факультет стал поставлять агропромышленному комплексу специалистов с высшим образованием. Правда, по словам Миникаева, потребность в кадрах забуксовала в 1990-е годы прошлого столетия, когда сельское хозяйство оказалось в загоне. Бывшие председатели колхозов и совхозов, попытавшиеся пересесть на рыночные рельсы, вдруг решили, что агрономы и агрохимики их хозяйствам не нужны, предпочитая брать специалистов «на аутсорсинг», то есть только на посевную и уборочную. А ведь до весны нужно готовить семена, следить за полями, за пашней… Результат всем известен: к концу 1990-х - началу 2000-х село оказалось в упадке.

111.jpg
Рагат Миникаев: «Востребованность профессий агронома, агрохимика растет с каждым годом. Руководители районов и хозяйств понимают, что без специалистов село умрет, умрет и агробизнес, который кормит тысячи людей»

БЕЗ СПЕЦИАЛИСТОВ УМРЕТ СЕЛО И АГРОБИЗНЕС

«Сегодня ситуация в корне изменилась, - сообщил декан факультета. – Востребованность профессий агронома, агрохимика растет с каждым годом. Руководители районов и хозяйств понимают, что без специалистов село умрет, умрет и агробизнес, который кормит тысячи людей».

Миникаев рассказал, что, к примеру, в Мамадышском районе власти твердо обещают молодым специалистам - тем, кто после окончания вуза вернется в село, сразу же выделить землю и средства на постройку дома. И это плюс к той государственной поддержке в виде субсидии в 100 тыс. рублей, которые получают выпускники сельскохозяйственного вуза. Мало того, некоторые районы предлагают дополнительно к госстипендии именные стипендии студентам, которые поступили по целевому назначению.

Да и сами будущие специалисты гораздо увереннее смотрят в будущее. За последние насколько лет популярность факультета резко выросла, и сейчас на очном отделении факультета учатся 550 студентов. По словам декана агрофака, сегодня к ним поступают молодые люди с четкой позицией и желанием вернуться в село, причем половина студентов – девушки, что до недавнего прошлого было редкостью.

«Это мирная, умственная, красивая профессия, - говорит Миникаев. - Многие девушки, что поступают на наш факультет, связывают свое будущее именно с работой на земле».

Вуз специально разработал программу для специалистов-прикладников. Теперь по системе бакалавриата студенты получают высшее образование за четыре года, и сразу на практике могут применять полученные в вузе знания. По словам декана факультета, некоторые ребята, еще будучи студентами, проходили практику в качестве ведущих и главных агрономов. И сегодня районы ждут-не дождутся, когда молодые специалисты к ним приедут. Тот, кто желает проходить образование далее, в магистратуре, как правило, готовятся к научно-преподавательской деятельности.

8.jpg
Студенты обучаются на самой современной технике

НЕ ЗРЯ ЖЕ НАМ ПРЕДКИ ЭТУ ЗЕМЛЮ ОСТАВИЛИ

«Агрономы сегодня нужны, их не хватает, – отметил декан факультета. - Вы посмотрите, кто работает в хозяйствах: многие специалисты уже предпенсионного возраста, некоторые – без высшего образования. А технологии сейчас ушли далеко вперед. Наши же студенты обучаются по самой современной системе, изучают последние научные и прикладные разработки в области агрономии и агрохимии».

Отрасль остро нуждается в специалистах-земледельцах, констатирует заместитель директора департамента по АПК холдинга «АК БАРС» Ильшат Шакиров:

«У нас в холдинге порядка 500 тысяч гектаров сельскохозяйственных угодий, более 400 тысяч гектаров пашни - в среднем, на одного агронома получается около 4 тысячи гектаров. Конечно, людей не хватает». По мнению заместителя директора департамента, многое в первую очередь зависит и от самих выпускников – главное, чтобы было желание работать, а зарплата, условия для них есть…

В свой родной Мамадышский район обязательно вернется студентка третьего курса Венера Аксанова, которая учится на направлении «агрохимия и почвоведение».

студентка.jpg
Студентка третьего курса Венера Аксанова уже решила, что обязательно вернется в свой родной район

«Мои родители были против того, чтобы я поступала на агрономический факультет, - рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online» Венера, - дескать, агроном – это не женская работа. Но сейчас, когда я уже заканчиваю третий курс, они рады за меня. В этом году буду проходить практику в районе, а глава уже обещал выделить участок земли и грант на постройку дома».

Студент четвертого курса Раиль Давлетшин уже знает место своей будущей работы – в одном из хозяйств в Камском Устье. Молодой человек говорит, что у него не было и тени сомнений – возвращаться на родину дипломированным специалистом или искать счастья в Казани: «У меня брат работает главным экономистом на агроферме, родители всю жизнь на селе работали. Кто-то ведь должен село поднимать, не зря же предки нам оставили эту землю».

Сегодня студенты агрономического факультета получают образование по пяти направлениям: агрохимии и почвоведению, биотехнологии, животноводству и химии, землеустройству и кадастрам, общему земледелию, защите растений и селекции, растениеводству и плодоовощеводству. А в этом году абитуриентов вуза ждет новое направление - агробизнес.

«Это новый профиль в агрономии, - рассказал Миникаев. - Что дает данная специализация? Если коротко: современный аграрий должен уметь не только выращивать, но и считать, готовить бизнес-планы, просчитывать экономические риски. Это то, что называется конкурентоспособностью». По сути, студенты, которые получат образование по этой специализации, смогут самостоятельно управлять своим бизнесом, в частности, вести фермерское хозяйство.

222.jpg
Радик Сафин: «Условия земледелия остались прежними, но за счет того, что наука сделала серьезный рывок, мы сейчас многие риски не просто можем контролировать, мы можем их предотвращать»

В ЗЕМЛЕДЕЛИИ ДОЛЖНА БЫТЬ СИСТЕМА

Венец подготовки специалистов на факультете – системное земледелие.

Именно системы в аграрном секторе сегодня как раз не хватает, полагает заведующий кафедрой общего земледелия, защиты растений и селекции, профессор Радик Сафин. В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» профессор рассказал, как наука сегодня может влиять на риски в земледелии, что для Татарстана актуально.

– Во-первых, понятие рисков обусловлено временем. Для сравнения: возьмем лето 2010 года и лето 1921 года. Мы можем проводить аналогии на основе нашего опытного участка. Итак, в 1921 году, когда была засуха, с нашего участка было собрано 50 килограммов зерна. В 2010 году – 12 центнеров. То есть, условия земледелия остались прежними, но за счет того, что наука сделала серьезный рывок, мы сейчас многие риски не просто можем контролировать, мы можем их предотвращать. Есть такое понятие – управление формированием урожая. Это экономический менеджмент. Мы можем на разных этапах развития растения воздействовать таким образом, что степень влияние этих рисков будет минимальным.

– Радик Ильясович, как обстоит вопрос с системным подходом в земледелии? Ведь, помнится, у нас то кукурузу повсеместно пытаются засевать, то ратуют за рапс…

– Очень актуальный вопрос. Система земледелия в Татарстане в последний раз была разработана 21 год назад, с тех пор ничего не менялось. Мы в этом году впервые, спустя два десятилетия, разработали новый программный документ для каждой зоны республики: какие культуры необходимо выращивать в той или иной зоне, какие риски имеются. В программе указаны четкие мероприятия, рекомендации. В общем, это стратегический документ, разработанный для всех территорий Татарстана.

2.jpg
Студенты КГАУ обучаются по самой современной системе, изучают последние научные и прикладные разработки в области агрономии и агрохимии

На старейшем факультете аграрного университета ждут молодежь, мечтающую получить достойное профессиональное образование. Как сообщила руководитель центра довузовской подготовки Казанского ГАУ Гузель Фассахова, поступающим на агрономический факультет необходимо сдать ЕГЭ по биологии, математике и русскому языку. Документы можно подавать как лично, так и в электронной форме на сайте приемной комиссии вуза. На этом сайте можно получить подробную информацию для будущих абитуриентов.