«НАКОНЕЦ, МЫ ДОЕХАЛИ ДО ТАТАРСТАНА, И СЛАДОК ПЛОД»

Сегодня в Набережные Челны прибыл заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин - по сути, с 2012 года ключевая фигура в системе гособоронзаказа России. Не удивительно, что встречать его в автоград прилетел лично президент РТ Рустам Минниханов (отменив совместное мероприятие с вице-спикером Турции в «Манеже», где ранее планировалось открытие турецкой выставки), а также министр промышленности и торговли РТ Равиль Зарипов, гендиректор ОАО "КАМАЗ" Сергей Когогин, мэр Набережных Челнов Василь Шайхразиев.

Напомним, это не первый визит Рогозина в Татарстан. В качестве зампредправительства он посещал республику 21 января 2012 года. Кстати, тогда благодаря визиту в интернете впервые появились фотографии строящихся на КВЗ Ми-17В-5 американского заказа.

«Когда Дмитрий Олегович Рогозин был назначен на пост вице-премьера, он первым делом приехал в Татарстан, поскольку у нас здесь большой оборонно-промышленный комплекс, - так комментировал ранее газете «БИЗНЕС Online» президент ассоциации предприятий и предпринимателей РТ Александр Лаврентьев. - Мы показали ему, что такое предприятия ОПК в нашей республике, какую продукцию они производят, в каких объемах и какого качества. И мы подняли вопросы, которые возникают у предприятий во взаимоотношении с министерством обороны. Сюда даже приезжали ведущие конструкторы сторонних разработок. Рогозин все внимательно посмотрел. У нас с ним состоялся откровенный разговор при «живом» министре обороны. Мы рассказали ему, что у нас происходит совсем не то, что нужно для развития и промышленности, и самой техники, и для министерства обороны».

Что касается сегодняшнего визита, то его главные цели особо не афишируются, но очевидно, что одна из целей визита – посещение КАМАЗа, знакомство с новыми образцами техники. Ну и центральное событие дня - заседание совета военно-промышленной комиссии при правительстве РФ, ключевого места, куда Путиным – Медведевым переданы все полномочия по реформированию российской машины. Многие эксперты, как рассказал на условиях анонимности источник «БИЗНЕС Online» из оборонной промышленности РТ, считают, что именно Рогозин, инициировавший коррупционные дела в минобороны РФ, стоит за отставкой шефа минобороны Сердюкова. Интересно, что с последним были также выстроены противоречивые отношения у группы Чемезова, куда входит и КАМАЗ. В кризис КАМАЗу удалось продать МО тысячи и тысячи машин, что помогло челнинцам устоять. Были у них и противоречия по закупкам новой техники.

Однако с уходом Сердюкова группе Чемезова, считающейся очень близкой к Путину, необходимо выстраивать новые отношения именно с Рогозиным. Знающие люди говорят о чрезвычайных полномочиях, которые переданы Рогозину. Тем интереснее десант комиссии ВПК в Челны. Пока Чемезов не был замечен в группе встречающих (по крайней мере, корреспонденты «БИЗНЕС Online» его пока не видели сегодня). Похоже, Когогину, сделавшему ставку на отношения в Ростехе, приходится учитывать новую реальность и пытаться найти прямой путь к комиссии ВПК.

Кстати, делегация приехала в Челны в составе двух групп. Отдельно от первых лиц производство осмотрела та самая военно-промышленная комиссия - около 40 человек, в том числе представители оборонных предприятий, передает корреспондент «БИЗНЕС Online» из Челнов. После чего делегация посетила цеха производства СП «КАММИНЗ КАМА», автомобильный завод и научно-технический центр КАМАЗа, где Рогозин осмотрел технику, в первую очередь военную, в том числе модификации под грифом «секретно». Что именно показывали Рогозину, остается загадкой, поскольку журналистов до нее не допустили. Зато к прессе зампредправительства подъехал на автомобиле «Тайфун», сев сам за руль.

«Тайфун» вызвал мальчишеский восторг», - дипломатично заявил Рогозин ожидающим его журналистам, сравнив этот универсальный бронированный автомобиль повышенной защищенности с боевым слоном.

«Сегодня мы увидели производство для разных потребностей страны, с выходом на мировые рынки, - начал подводить предварительные итоги визита на КАМАЗ Рогозин. - Надо думать, как поразить агрессора, не теряя жизни солдат. КАМАЗ работает над техникой, которая может перевезти вплоть до отделения и уберечь от фугасной мины и стрелкового оружия, даже крупнокалиберного. То есть КАМАЗ решает эту задачу».

Рогозин также посоветовал другим производителям брать с челнинского предприятия пример, заявив, что тут есть чему поучиться.

«Сегодня, надеюсь, будут приняты решения, которые позволят поставить на вооружение существующие технологии. Наконец, мы доехали до Татарстана, и сладок плод, - отметил Рогозин. - Если сегодня на заседании нам удастся решить проблемы, возникающие на старте государственной программы вооружения, то программа будет завершена в срок».

В целом Рогозин позитивно отозвался о КАМАЗе: дважды акцентировал внимание на скорости исполнения заказа, сообщив, что предприятие часто своими идеями опережает поручения минобороны, предлагая решения, которые еще только формируются в госзаказе. Однако, похвалив КАМАЗ, Рогозин многозначительно отметил, что крайне важно сохранять конкуренцию идей и талантов.

Минниханов сказал, отвечая на вопрос газеты «БИЗНЕС Online», что тема сотрудничества с другими татарстанскими предприятиями еще будет обсуждаться сегодня на совещании. «Мы надеемся получить задачи от минобороны и поставить вопросы, которые волнуют нас», - сказал президент.

Затем гости отправились на заседание совета военно-промышленной комиссии при правительстве РФ.

ОБЪЕМ ГОСОБОРОНЗАКАЗА У КАМАЗА НЕВЕЛИК, НО…

Эксперты оценили газете «БИЗНЕС Online», что стоит ждать КАМАЗу от визита Рогозина.

Андрей Фролов - главный редактор журнала «Экспорт вооружений»:

- В настоящее время объем гособоронзаказа у КАМАЗа невелик, порядка 3 - 4 процентов от выпуска. Но на КАМАЗе завязан ряд важных НИОКРов, в частности, разработка новой многоосной платформы. Точнее, шасси для замены минских шасси, на которых монтируется ряд ключевых систем, в первую очередь межконтинентальная ракета "Ярс". КАМАЗ является головным разработчиком. Насколько можно судить, опытный образец уже готов.

Второй момент: КАМАЗ по контракту с «Оборонсервисом» ведет сборку «Рысей», на этот год заказано 207 машин. Данный вопрос тоже, скорее всего, будет активно обсуждаться, как и вся программа «Рысей». Вероятно, будут обсуждаться и другие вопросы. Например, состояние компонентной базы. Как известно, с этим существует ряд проблем – это и производство автоматических коробок передач, наличие импортных комплектующих, лампочки, прокладки резиновые и так далее. Может обсуждаться вопрос сервисного обслуживания, этим занимается ЗАО «Ремдизель», и объемы ремонта и технического обслуживания техники очень велики, для КАМАЗа это интересное направление деятельности.

Что касается «Тайфуна», то это инициативная разработка КАМАЗа. Минобороны его, в общем-то, не заказывало, поэтому теоретически, если эту конструкцию удастся довести, то и она может быть заказана.

Что касается «Рысей», определенная правда есть и в словах КАМАЗа, что «Тигр» - это машина другого класса, и есть вопросы к ее защищенности. В этом году должны были принять на вооружение «Тигр-М», но это не исключает того, что «Тигр» - машина другого класса. Армии такие машины нужны, и сколько их сможет АМЗ с учетом экспорта выпускать – тоже вопрос. В любом случае есть перспективные задачи, есть тактические. Тактические - будет ли у КАМАЗа заказ на оставшиеся 100 «Рысей», которые и так уже Россия закупила у итальянцев. А в дальнейшем, насколько вообще будет у «Рысей» ниша.

Борис Кузнецов - профессор, заведующий кафедрой "Экономика, организация и управление производством" филиала КФУ в Набережных Челнах:

- Задачи, которые стоят перед нашим ОПК, чрезвычайные. У нас там образовалось технологическое отставание, есть очень серьезные проблемы с кадрами. Нам нужен прорыв.

Я знаю, что сейчас идет большая нестыковка по ценообразованию между министерством обороны и предприятиями ВПК. В бытность министром обороны Сердюкова конфликт был доведен до точки высшего кипения. Он не считал, что нужно проплачивать развитие, НИОКР, а деньги нужно давать только на производственные затраты. При таком подходе ОПК мог только деградировать. Я не хочу гадать, что следует ждать КАМАЗу от визита Дмитрия Рогозина, но можно предположить, что сейчас как раз решается вопрос о том, как решить все эти острые проблемы.

Военно-промышленная комиссия из-за какой-то модели бронетранспортера в Набережные Челны однозначно не приедет. Думаю, решаются какие-то более обширные вопросы - возможно, об открытии новых направлений, потому что городу нужна диверсификация. На одной автомобильной промышленности автоград уже не может прожить, и вопрос диверсификации экономики города уже не какой-то отдаленный, а насущный. Они могут рассмотреть сегодня и вопрос о создании вооружения и техники в Челнах. У нас для этого все есть - рабочий класс, огромные неиспользуемые производственные площади.

Справка

«Тайфун»

Высота - 3120 мм (по кабине), 3300 мм по фюзеляжу, длина - 8990 мм, ширина - 2550 мм, клиренс - от 185 до 575 мм, масса снаряженного автомобиля - 21 т, полная масса - 24 тонны.

Колесная формула - 6х6, два передних моста, один задний, что обусловлено соблюдением нормальной развесовки машины (кабина очень тяжелая).

Полностью оригинальное шасси производства КАМАЗ, отечественный двигатель - 450 л.с., коробка-автомат (ее использование позволяет улучшить управляемость машины в сложных условиях), автоматическая блокировка дифференциалов, антиблокировочная система.

Угол свеса спереди - 45 градусов, сзади - 40 градусов.

Угол поворота колеса - 39 градусов, радиус разворота машины - менее 10 метров.

Шины боестойкие - 16.00R20, со специальными вставками, отводящими взрывную волну. Реализована автоматическая подкачка шин и изменение уровня давления в шинах (от 1 до 4,5 атм.) в зависимости от дорожного покрытия.