Основными-спикерами-стали-Венера-Р�ванова,-Наталия-РљСЂРѕР
Основными спикерами стали Венера Иванова, Наталия Кропотова, Радмир Беляев и Рамиль Хусаинов

КЛИЕНТЫ БАНКОВ ХОТЯТ ИНВЕСТИРОВАТЬ В ПРОИЗВОДСТВО

Создание клуба бизнес-ангелов стало темой очередного делового обеда, прошедшего вчера в Набережных Челнах. О том, кто такие бизнес-ангелы и зачем они нужны челнинцам, рассказывали председатель правления ЗАО «Автоградбанк» Венера Иванова, гендиректор сети магазинов автозапчастей «Гамбринус-авто» Рамиль Хусаинов и представители экономического управления исполкома города – начальник Наталия Кропотова и ее заместитель Радмир Беляев. Беседа оформилась в подобие предварительного маркетингового исследования – сидящие за председательским столом инициаторы пытались выяснить мнение бизнесменов о необходимости клуба, собрать их пожелания и предложения. В итоге они достигли своей цели – публика встретила инициативу позитивно.

Для начала Иванова напомнила из истории, что в 2009 году подобный проект хотели запустить в стенах технопарка «Идея», однако время оказалось неподходящим: начался экономический кризис. В Челнах, однако, по мнению банкира, проект имеет все шансы состояться.

– Мы как банк сегодня финансируем стартапы, и берем риски на себя, – сообщила Иванова. – Должна сказать, что не все они прибыльны. Когда проекты берется инвестировать бизнес-ангел, обычно из 10 прибыльными оказываются два-три. Но они, как правило, достаточно успешны, чтобы отбить все вложения. Насколько я знаю, сегодня ближайший к нам подобный клуб существует в Нижнем Новгороде. Если же рассматривать опыт США, образ американского бизнес-ангела, то это человек примерно 47 лет с годовым доходом порядка 90 тысяч долларов. Его вложения – это суммы и в 50 долларов, и в 300 тысяч. Причем многие вкладывают, не наблюдая впоследствии за своими деньгами.

Челнинский же клуб, по мнению Ивановой, должен включать в ряды своих членов не только инвесторов, но и специалистов разных профилей: юристов, бизнес-аналитиков, управляющих. Наличие же собственно инвесторов в Набережных Челнах Иванова обосновала на примере своей практики:

– Бывает, люди приносят деньги для вклада, и хотят больше процентов, чем могут предложить банки – самая высокая ставка по вкладу сегодня в городе 11 процентов годовых. Они не хотят ценные бумаги, не хотят вкладывать в валюту, они хотят инвестировать в определенное производство. И это хорошо. Если таких людей собрать, создание успешного клуба определенно возможно.

НАЛОГОВЫХ ПОСЛАБЛЕНИЙ НЕ ЖДИТЕ

Беляев со своей стороны подтвердил наличие портфеля проектов, которые могут заинтересовать состоятельных горожан:

– В наш отдел постоянно приносят идеи начинающие предприниматели. По одним только программам господдержки за год накапливается порядка 200 - 250 бизнес-планов. Почему бы не предлагать эти идеи действующим крупным и средним предпринимателям, которые могли бы так или иначе их поддержать? Ведь существуют коммерческие организации, куда человек приносит идею и платит за право защититься на совете инвесторов. Мы же говорим о социальном проекте с участием исполкома и торгово-промышленной палаты.

Р�дею-создания-клуба-бизнес-ангелов-выдвинул-Рамиль-РҐСѓС
Идею создания клуба бизнес-ангелов выдвинул Рамиль Хусаинов

По словам Беляева, идею клуба принес в исполком директор «Гамбринус-авто» Хусаинов. Сидящий рядом Хусаинов тут же отметил, что, высказав идею, сам он стать бизнес-ангелом пока не готов. И добавил, что российская модель работы бизнес-ангелов не может целиком ориентироваться на западную:

– Если на Западе вам дадут процент за год содержания ваших денег в банке, то в России – больше 10 процентов. Поэтому предприниматели при высоких ставках по депозитам не хотят рисковать – им проще отнести деньги в банк. Кроме того, в России нет юридической базы для поддержки бизнес-ангелов. На Западе это движение поддерживается государством.

Мысль Хусаинова поддержал и дополнил Михаил Надеждин – директор юридической компании «Надеждин и партнеры»:

– В конце 1990-х годов на съезде предпринимателей РТ депутат госдумы Иван Грачев выдвигал предложение о создании подобной структуры. В свое время шла передача на ОРТ «Клуб миллионеров» на ту же тему. Но идея в России не закрепилась. Причина: в России, в отличие от Запада, нет законодательной базы, нет защиты авторских прав. Богатые люди просто воровали идеи, которые им приносили. Эти риски остаются. Поэтому главная задача – убедить молодых предпринимателей, что их идеи не будут похищены. Администрация города, ТПП должны выступать гарантом в этом вопросе. Кроме того, бизнес-ангелам, как меценатам, нужны налоговые послабления, хотя бы на уровне муниципалитета.

Возможность послаблений со стороны государства сразу поставила под сомнение Иванова, сообщив, что вопрос об освобождении от налогов на доходы бизнес-ангелов стоит на повестке дня в России уже года три – и безрезультатно.

ПЕНСИОНЕРЫ - БИЗНЕС-АНГЕЛЫ

Поддержала идею клуба и Торгово-промышленная палата города и региона Закамья в лице недавно назначенного заместителя председателя правления Ивана Шигина. Шигин, в принципе разделяя инициативы исполкома, как резидент курируемого городом промпарка «Развитие» и председатель совета молодых предпринимателей, предложил не создавать отдельную структуру, а разместить объединение бизнес-ангелов на площадке ТПП. Он также доложил, что и через ТПП проходят интересные проекты, которые стоят больше 500 тысяч, что затрудняет получение банковского кредита и оправдывает появление бизнес-ангелов.

Следующим свою лепту в понимание целей и задач внес директор ООО «Магнат» Радик Ахметов:

– У меня есть опыт участия в венчурных ярмарках в Казани, я реализовал некоторые проекты и сталкивался с бизнес-ангелами. От них я знаю, что всего лишь 3 процента проектов, профинансированных бизнес-ангелами и венчурными фондами, являются производственными. Остальные 97 процентов – это финансы, торговля, IT. У нас, в промышленном городе, логичнее было бы организовать клуб инвесторов, потому что бизнес-ангелы рассчитывают на возврат инвестиций от 40 процентов годовых. Производство такого выхлопа обычно не дает. Бизнес-ангелы, как правило, рискуют деньгами, которых не жалко – это 3 - 5 процентов от личного дохода. Бизнес-ангел вкладывается в десяток проектов, но наши инвесторы, скорее всего, захотят вкладываться в один проект – в знакомый им бизнес. Причем вкладываться не единолично, а вскладчину, деля и снижая риски.

Некоторые-из-предпринимателей-заявили-о-готовности-сп
Некоторые из предпринимателей заявили о готовности спонсировать стартапы

В том, что бизнесмены, если и готовы расставаться с деньгами, то понемножку, Ахметов оказался прав. Когда присутствующих попросили заявиться, кто готов инвестировать в стартапы, к примеру, от миллиона, в зале это вызвало разве что негромкие смешки. Однако после того, как сумма была снижена до 100 тыс. рублей, над головами поднялись руки. Свою готовность вкладываться заявили Ахметов, Надеждин, руководитель проекта городского информационного справочника «2ГИС» Тимур Никонов и еще несколько человек.

Напоследок интересную мысль, созвучную словам Ивановой о желающих инвестировать под высокие проценты, высказал Надеждин, предложив привлечь к вложениям в реальные проекты… пенсионеров, «тех самых, которые несут вклады в МММ». Правда, комментировать идею никто не отважился. Уже в завершение встречи, удостоверившись во взаимном желании создать клуб бизнес-ангелов, предприниматели задумались об организационной составляющей. Тут на выручку пришел Беляев, заявив, что все предложения протоколируются, и в любом случае всем понятно, что организационные моменты лягут на плечи отдела поддержки предпринимательства.

КЛУБ МОГУТ СОЗДАТЬ ТОЛЬКО САМИ ИНВЕСТОРЫ

В попытке создания клуба бизнес-ангелов 2009 года вместе с Ивановой участвовал и ныне первый вице-президент «ОПОРЫ России» по региональному развитию Павел Сигал, который поделился с газетой «БИЗНЕС Online» мыслями о нужности таких проектов:

– Когда подобную организацию пытались создать на уровне республики, идея прожила пару заседаний, которыми все и закончилось. Сложно назвать причины фиаско, видимо, людям просто не хватило интереса или энергии, возможно не так уж и нужен был им этот клуб. Лично я продолжаю заниматься инвестиционной деятельностью самостоятельно, как венчур. Но подобный клуб безусловно полезен и нужен в том случае, если предприниматели понимают, чего они хотят и готовы инвестировать. Если же это обсуждают люди, которые сами не готовы вкладывать деньги в чужие проекты, то не о чем и говорить. Создать клуб и пригласить в него инвесторов нельзя, так не бывает. Другой вопрос, если, к примеру, у меня есть миллион, и я зову других обладателей миллиона, чтобы сколотилась нужная сумма, – вот это получается клуб, он работает как акционерное общество. Причем минимального порога как такового нет, поскольку некоторым проектам достаточно и 100 тысяч рублей для запуска.

Опасения по поводу законодательной базы – в том смысле, что инвесторы могут воровать идеи у стартаперов, а те – нецелевым образом тратить деньги – не стоит брать в расчет. Такие риски одинаково справедливы при любом законодательстве, если эти идеи не закреплены юридически грамотно. Если один боится за идею, а другой за деньги, незачем и собираться.

Михаил Надеждин – директор юридической компании «Надеждин и партнеры»:

– Принятие нового гражданского кодекса уберет все вопросы по авторским правам. Кодекс уже лет пять лежит на подписи у президента. В него заложена и защита авторских прав, и создание отдельных судов для этих целей. Европеизация законодательства постепенно идет. Если вступление в ВТО было первым шагом, то принятие нового гражданского кодекса станет следующим, и он изменит все федеральное законодательство. Постепенно бизнес будет восприниматься не как дойная корова, но и как партнер. На Западе бизнес-ангелы появились тоже не за день.

У нас есть средний класс, и сейчас самое время воспитывать бизнес-ангелов. Это некая новая прослойка, которая существовала в дореволюционной России в формате меценатства. Это было престижным, как и сейчас на Западе. Все мировые миллионеры, кинозвезды – они все меценаты. Бизнес-ангелы – это по большому счету не инвесторы, речь должна идти как раз о социально значимом проекте финансирования. Для инвестиций есть бизнес-сообщества, есть инсайдеры, которые скупают интересные проекты ради прибыли. Бизнес-ангел – это человек, который уже заработал и может часть денег безвозмездно выделять на развитие начинающих предпринимателей. Есть масса проектов, которые не требуют больших капиталовложений. У начинающего предпринимателя нет тех же самых 100 тысяч. Такие деньги готовы вложить некоторые из присутствующих – вот уже и набирается 500 тысяч или миллион. Это сумма нормального бизнес-ангельского проекта. Я думаю, идея клуба жизнеспособна, потому что люди снова хотят быть щедрыми и добрыми – я вижу это в своих клиентах.

ЭТО КЛУБ ДЛЯ СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Радик Ахметов – директор ООО «Магнат»:

– Я мог бы мог помочь в поиске инвестиций. В зависимости от идеи можно поискать до 5 миллионов. Мое мнение – вкладываться следует коллективно, разделяя риск, и инвестору лучше вложиться в пять проектов, чем в один. Опять же, решение о вложении средств при участии двух-трех инвесторов будет грамотнее. Эти механизмы надо прописывать в уставе клуба, как микрофонды, например. Участники все равно разобьются по интересам, каждой группе будут важны те или иные категории проектов по отраслям. Допустим, они коллегиально рассматривают проект, распределяют доли инвестиций и из этого получается некое ООО. Думаю, клубу потребуется опыт московских и питерских бизнес-ангелов, вступление в какие-то общие ассоциации для респектабельности.

Потенциальных инвесторов я вижу не в персонах крупного бизнеса уровня Когогина – они слишком заняты. Это средний бизнес, люди, у которых есть деньги и свободное время – такие, как Рачков, например. Такие компании, как «Расстал», обычно диверсифицируются, открывают новые направления, хотя в их правилах подхватывать новые бизнесы не на стартапе, а выкупать развивающиеся фирмы.

Руслан Якушев – гендиректор ОАО «Булгарпиво»:

– Лично мне такая перспектива не интересна, потому что я не считаю себя достаточно состоятельной персоной. А тем, у кого деньги есть, это может быть интересно, это ведь и возможность заработать. Теоретически это живой проект.

Тимур Никонов – руководитель проекта городского информационного справочника «2ГИС»:

– Три года назад мне требовалось 7 миллионов рублей на запуск «2 ГИС». У меня было 30 тысяч, и я не знал, где искать спонсоров. В какой-то момент мне удалось взять кредит, заложив квартиру. В итоге мне потребовалось из этих 7 всего 3 миллиона. За три года я отбил деньги, расширил проект уже за свой счет, и сейчас готов помогать ребятам, которые оказались в ситуации, аналогичной моей. Вложения-то нужны небольшие – зачастую достаточно 100 тысяч и советов по рекламной кампании, по юридическим моментам. Я готов вкладываться в проекты, полезные городу – для меня это важно.