Сегодня в федеральных СМИ появилась информация, что комитет гражданских инициатив бывшего главы минфина РФ Алексея Кудрина распространил доклад, посвященный выборам глав исполнительной власти в регионах. В нем эксперты в пух и прах разнесли действующий порядок назначения губернаторов и предложили ввести в стране ассиметричную систему власти. Если вся Российская Федерация имеет президентскую форму правления, то в регионах кудринский комитет предложил ввести управление на основе парламентского большинства.

Эксперты комитета сослались на опыт ряда крупных государств, в том числе Германии и Италии, пишет газета «Известия». Из 35 стран с населением более 30 млн. человек в 13 работает парламентская модель, при которой сильный премьер, утвержденный парламентским большинством, отвечает за все, что происходит в стране, а президент при этом выполняет почти что декоративные представительские функции.

При этом авторы доклада подвергли жесткой критике действующий порядок избрания губернаторов и предложили принципиально новую для России модель руководства субъектами федерации. Предложенный ими асимметричный вариант, когда центральная власть сформирована в виде сильной президентской республики, а региональная – в форме парламентского правления, единственный в мире.

У существующей сейчас модели выборов губернаторов, пришедшей на смену прямых назначений президентом РФ, есть целый ряд недостатков, отмечают эксперты кудринского комитета. Их не устраивает отсутствие каких бы то ни было вариантов и жесткий муниципальный фильтр. Кандидатов в губернаторы закон обязывает заручиться поддержкой местных депутатов для того, чтобы получить право баллотироваться. Находящийся сейчас в Госдуме законопроект, разрешающий регионам отказываться от прямых выборов и заменить их голосованием в парламенте за кандидатуру, предложенную президентом России, также не устраивает комитет Кудрина.

Они предложили свой вариант. Во-первых, полный отказ от муниципального фильтра. А во-вторых, передача власти в регионе главе правительства, которое формирует правящая коалиция по итогам парламентских выборов. Наиболее оптимальной эксперты считают предоставить регионам право вводить вместо президентской парламентскую форму правления.

460_24.jpg
Кудрин ссылается на опыт других государств. Из 35 стран численностью более 30 млн. человек в 13 действует парламентская модель, «при которой исполнительная власть в регионе формируется на основе принципа парламентского большинства» (фото: tatarstan.ru)

«ТО, ЧТО ПРЕДЛАГАЕТ КУДРИН, ПРИВЕДЕТ К ПОЯВЛЕНИЮ ХАНОВ НА МЕСТАХ…»

Мнения экспертов, опрошенных корреспондентами «БИЗНЕС Online», оказались сходными – никто не высказался за дисбаланс между президентской республикой и парламентскими регионами.

Марат Галеев - председатель комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Госсовета РТ:

- Принцип выборности глав регионов – дело самих регионов, тем более что сложно под один шаблон подогнать все субъекты в Российской Федерации. Предложение Кудрина хорошо лишь для обсуждения, и в той части, что оно усиливает роль партии в формировании вертикали власти. Другое дело, что партий в России нет вообще.

Сергей Сергеев – профессор кафедры социальной и политической конфликтологии КНИТУ-КХТИ:

- Не могу не выразить своего недоумения и раздражения в связи с тем, что элита до сих пор не может прийти к определенному согласию по поводу того, как будет избираться глава региона.

Может быть, в России парламентская форма была бы и хороша, но пока что она не приживается. В свое время нынешний премьер-министр РФ довольно резко высказывался по поводу того, что нашей стране не подходит эта форма. Не скажу, что полностью с ним согласен, однако думаю, что эта парламентская форма выборов встретит отторжение со стороны сегодняшней правящей элиты. Отмечу, впрочем, что нынешняя сверхцентрализация, которая привела к президентской диктатуре или сверхпрезидентской республике, связана как раз с такой формой как президентская республика.

Есть опасение, что при парламентской республике регионы и в целом страна будут трудноуправляемыми. Когда-нибудь мы к этому придем, а пока что не готовы.

Считаю, что на обозримое будущее не будет ничего страшного, если сохранится нынешняя форма назначения. Прямые выборы могут привести к появлению ханов, которые попытаются сосредоточить в своих руках все рычаги управления. Сейчас необходимо сосредоточиться на честных выборах и на создании другой политической культуры.

Марсель Шамсутдинов - председатель татарстанского отделения Республиканской партии России - Партии народной свободы:

- Считаю, что в регионах должны быть прямые губернаторские выборы, потому что в данный момент в обществе нет устойчивых партий. Только такие выборы губернаторов способны вызвать у главы чувство ответственности перед населением, а не перед небольшой прослойкой, которая его выдвинула. Он начинает служить обществу, а не федеральной бюрократии.

Кроме этого, должна быть проведена глубокая политическая реформа, начинающаяся с ликвидации государственного телевидения и пересмотра федерального бюджета.

Руслан Зиннатуллин - председатель регионального отделения партии «Яблоко» в Республике Татарстан:

- Я бы начал не с регионов, а со страны. Не во всех регионах есть адекватные представители политических партий, которые могли бы управлять регионом. На российском уровне политическое поле сформировано более качественно.

Дисбаланс между президентской формой в стране и парламентской в регионах может возникнуть. Тем более наша страна ориентирована на конкретного лидера, а не на конкретные идеи. Возможно, будет не хватать грамотных кадров. Во многих регионах политическое поле зачищено, разные политические партии в парламенте на самом деле являются одной политической группировкой просто в разных лицах. В центре тоже такое бывает, но это не так заметно. Есть регионы, где большинство политических партий, представленных в парламенте, сформировано аппаратом губернатора. Во-первых, как я уже сказал, возможна нехватка толковых депутатов на местах, во-вторых, за вывеской демократии все останется так же.

Я думаю, что такая форма правления в России не приживется. Парламентская форма правления, возможно, подходит России на федеральном уровне. На региональном – нет. Этому должно способствовать развитие парламентаризма в России, увеличение возможности для политических партий попасть в парламент, возможности выбирать своего мэра. Иначе все диктовать будет одна партия.

Естественно люди не смогут сравнить, что могли бы сделать другие партии, потому что их фактически не допускают. Перед людьми, которые хотели бы проявить себя в политике, встает вопрос либо идти в партию, скажем, «Единая Россия» и пересматривать свои взгляды, либо не пересматривать свои взгляды и очень долго пытаться прийти к власти через те партии, которым они симпатизируют. Многие не идут из-за этого в политику. Поэтому политика должна стать более открытой. У людей должны появиться шансы на прохождение в органы власти. У нас же институт парламентаризма пытаются развить большим количеством партий по 500 человек.

Основной вопрос – это выборы. Необходимо сделать выборы такими, чтобы люди им доверяли. Как известно, выборы фальсифицируются, люди не доверяют результатам. Я считаю, что схема выборов должна быть смешанной: должны быть партии, которые будут способствовать развитию парламентаризма. И должны быть одномандатные округа, чтобы граждане знали депутата в лицо и могли к нему обратиться.

Леонид Иванов – депутат Госсовета РТ (КПРФ):

- Если мы двигаемся к демократии, то демократические республики в большинстве своем – это парламентские республики. Функций у такого парламента больше, чем у нашего парламента. Если централизованно двигаться в область парламентской республики, увеличивать функции парламента и уменьшать функции президента, то нужно это делать в целом по России. Не может же быть так, что республики парламентские, а Россия – президентская. Я думаю, Кудрин просто не договорил. Вертикаль власти должна присутствовать, это обеспечит оптимальную управляемость.

В перспективе этот путь правильный, с другой стороны, у каждого региона свои особенности. Например, наша республика, наше понимание суверенитета, наше понимание борьбы за звание президента, а не главы, как это в других регионах.

Насколько применима такая форма правления к России – отдельный вопрос. Надо брать европейскую парламентскую республику и сделать у нас также. Резкий переход невозможен, вреден и опасен, нужен постепенный перевод части функций и усиление роли парламента.

Схему выборов в регионах Прокофьев для газеты «БИЗНЕС Online» уже озвучил. Это позиция большинства фракций КПРФ. Парламент в республике должен быть меньшего состава и на профессиональной основе.

Рафаэль Хакимов - вице-президент академии наук РТ:

- Прямые выборы более демократичны, это аксиома. Население больше доверяет власти, а сами главы более ответственны по отношению к людям. А вопрос ответственности - один из ключевых вопросов в демократии. Если Кудрин предлагает ограничить демократию, нужны веские аргументы. Не очень ясно, почему нужно исключить прямые выборы именно сегодня.

Прямые выборы были во время Ельцина. Этот опыт был неплохой. У демократии, конечно, много недостатков, но лучшей формы человечество пока что не придумало.

Почему бы не оставить все также, как есть? Шаймиева же избирали. Пусть партию какую-нибудь представят, чтобы ввести определенную форму контроля за кандидатами и прочее. Этот вопрос должны регулировать партии. Но чтобы случайный человек при таком населении, как в Татарстане, стал президентов, практически нулевая.