DSC_2934.jpg

МЕСЯЦ – НА ДОСТУП В «АШАН»

В казанском «Ашане» вчера прошел день открытых дверей - представители власти, бизнес-сообщества и ритейла обсудили условия доступа на полки одного из крупнейших ритейлеров. Как выяснилось, еще в сентябре компания изменила правила входа для поставщиков. Если раньше для того, чтобы продавать свою продукцию в сети «Ашан», необходимо было вести переговоры в центральном московском офисе, теперь для этого достаточно обратиться в региональное подразделение. Как сообщили газете «БИЗНЕС Online» представители компании, с марта, после обучения персонала и «обкатки» документооборота, входной билет в гипермаркет можно получить в Казани. В итоге весь процесс доступа на полки ритейлера сокращается до месяца. Правда, при соблюдении ряда условий.

С правилами «обилечивания» поставщиков, журналистов и чиновников познакомила Татьяна Федорович - директор по региональным закупкам «Ашан Россия». На полках ритейлеров представлены около 3 тыс. поставщиков, из которых треть – локальные, при этом 80% всех товаров в «Ашане» - российского производства.

- Я хотела бы обратить внимание на то, что, выбирая партнеров, мы отдаем приоритет выбору клиентов, - подчеркнула Федорович. - На сегодняшний день мы сталкиваемся с ситуацией, когда, отталкиваясь от потребностей покупателей, наши партнеры не всегда идут навстречу.

СЌ.jpg

Одна из задач, которую ставит перед собой ритейлер, – представить на полках любимую локальную марку товара, но по ценам ниже, чем у федерального поставщика.

- Мы будем рады такому производителю, потому что ему будет рад наш покупатель, - отметила Федорович.

ЗА ПРЕДЕЛАМИ РТ РИТЕЙЛЕР РАБОТАЕТ ТОЛЬКО С «ВАМИНОМ»

«Ашан» работает только с «белыми» производителями, работающими абсолютно официально. Именно этим ритейлер объясняет возникающие у местных поставщиков сложности. Для подписания соглашения потенциальный поставщик должен представить пакет из 16 юридических документов.

- На сегодняшний день у нас существенные проблемы – 95 процентов производителей не готовы предоставить этот пакет сразу, - пояснила Федорович. - Многие занимаются этими регистрационными документами достаточно долго. Для нас наличие этого пакета документов – показатель качества отношения поставщика к собственному бизнесу и партнерским отношениям с нами как с крупной международной компанией, присутствующей на российском рынке.

Второе, что необходимо, – это соглашение по качеству. Зачастую местный бизнес не готов подписывать такой документ.

- Мы предполагаем, что они не готовы нести определенные издержки на внешний аудит производства, его улучшение, - пояснила Федорович. - На это необходимо выделять определенные средства, которых зачастую у производителя нет. Мы готовы на локальном уровне предоставить компенсацию производителю – например, на основании счета за аудит или определенного документа с планом мер по реализации рекомендаций аудита, чтобы производитель мог развиваться в этом направлении.

DSC_3013.JPG

Однако основной момент – это ориентир на потребности. Грубо говоря, если водки на полках – хоть залейся, достучаться до «Ашана» будет непросто. По-видимому, представителям «Татспиртпрома», который не прочь был бы продавать продукцию не только в казанском «Ашане», предстоят трудные переговоры…

- Сегодня у нас есть достаточно широкое предложение по водке, но это не основная жизненная потребность нашего клиента, - пояснила представитель «Ашана». - Но в то же время не можем предложить достаточное количество мяса, например, баранины местного производства.

В перечне товаров, в которых нуждаются сегодня покупатели «Ашана», свежие овощи и зелень, мясо, птица, мука и мучные изделия, сладости, бакалея, безалкогольные напитки, готовая кулинария (в частности, салаты). Сейчас в казанском гипермаркете представлена продукция 32 производителей. Среди них «Булочно-кондитерский комбинат», «Челны-Хлеб», «Казаньзернопродукт», Казанский мясокомбинат, «Пестречинка», Зеленодольский молочный комбинат и многие другие, всего они поставляют порядка 500 наименований товаров из 35 тысяч.

При этом, как сообщила директор по внешним коммуникациям «Ашан Россия» Мария Курносова, за пределами Татарстана в сети «Ашан» представлены лишь несколько местных производителей, в том числе… «ВАМИН».

Что же до развития «Ашана» в Казани, то, как отметила Курносова, в настоящее время ритейлер завершает сделку по приобретению сети гипермаркетов Real. Эта сделка уже получила одобрение ФАС РФ. Однако пока она не завершена, говорить о параметрах второго «Ашана» в Казани рано. По словам представителей компании, обычно сохраняется персонал, то есть работники купленной сети останутся на своих местах.

КАК ПРЕЗИДЕНТ ТАТАРСТАНА ПОСТАВЩИКОВ МУКИ «АШАНУ» ИСКАЛ

Представители ритейлера, отвечая на вопросы журналистов, опровергли информацию о каких-либо обязательных требованиях республиканских властей по присутствию местного товаропроизводителя на полках «Ашана». Вместе с тем, по их словам, ритейлер стремится к этому сам, идя навстречу пожеланиям покупателей. Однако далеко не всегда удается договориться.

DSC_3004.jpg

В качестве примера Курносова рассказала ситуацию с мукой, возникшую при открытии «Ашана». Тогда в магазин приехал президент РТ Рустам Минниханов. И, как оказалось, муку для собственного производственного участка хлебной продукции поставляли из Уфы – в республике менеджеры ритейлера желающих просто не нашли.

- Через 15 минут после того, как это выяснилось, к нам выстроилась очередь из производителей, - вспомнила Курносова.

«ЕСТЬ ПРОБЛЕМЫ С ВВОДОМ НА ПОЛКИ НОВИНОК…»

Участники рынка, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», сошлись во мнении, что никаких бонусов за доступ на полки «Ашан» не требует. Однако отметили, что ассортиментная выкладка и политика ввода новинок не всегда соответствует интересам поставщика.

Фирдавес Кашина – генеральный директор ООО «Алкоторг»:

- В Ашане представлены практически все основные бренды производства ОАО «Татспиртпром». Но имеются проблемы по вводу новинок, так как дополнительное место на полке не выделяется, а предлагается ротация.

Кроме этого, по существующей планограмме продукция Татспиртпрома разбросана по полкам, нет корпоративной блочной выкладки. Клиенту трудно найти необходимый продукт, в прочих сетях наша продукция выложена блочно.

Евгения Городецкая - замгендиректора по коммерческим вопросам компании «Белая Дача Трейдинг»:

- Наш опыт сотрудничества с сетью «Ашан» положителен. Могу сказать, что «Ашан» дает развиваться местным поставщикам. У нас с ними нет никаких проблем, там работают люди разумные и, если поставщик находится в регионе их присутствия, то они дают возможность присутствовать на полке местным производителям. В первую очередь для того, чтобы на полке всегда был только свежий товар.

Так как мы являемся поставщиком салатной переработанной продукции, срок годности которой всего пять суток, поставки мы осуществляем в «Ашан» два раза в неделю.

У нас есть два завода по производству салатной продукции в стране. Мы поставляем в Поволжье и на Урал продукцию с завода «Белая Дача», расположенного в ОЭЗ «Алабуга», и «Ашан» входит в число лидирующих по объемам продаж среди наших клиентов.

Я не могу сказать, что от нас требуют каких-то бонусов, чтобы открыть какую-то позицию. Раз в год они пересматривают свою ассортиментную матрицу, какие-то позиции выводят, а какие-то вводят. Любые новинки, которые у нас появляются, мы всегда предлагаем. Они могут, конечно, не все ввести, но большую часть вводят в свою ассортиментную матрицу. Здесь нет никаких проблем, поэтому говорить о том, что нам выламывают руки, нельзя. И в этом смысле сотрудничество с «Ашаном» для нас практически ничем не отличается от сотрудничества с каким-то другим крупным игроком на рынке. Если это крупная федеральная сеть, то практически все стандартно. Все работают в определенных рамках, могут быть небольшие отклонения, но они очень незначительны.

Дина Кабачова - начальник отдела по работе с торговыми сетями и прямыми продажами ООО «Пестречинка»:

- Мы сотрудничаем с «Ашаном» с июня 2011 года. Поставляем в эту торговую сеть мясо птицы, разделку, колбасы, копчености. Каждый месяц мы отгружаем в «Ашан» продукты на сумму 10 - 12 миллионов рублей. Например, в феврале мы поставили 120 тонн продуктов. Поэтому условия сотрудничества с «Ашаном» нас устраивают. Сейчас идет договорная кампания об увеличении объемов поставок вдвое.

Денис Ишков - менеджер коммерческого отдела компании «Дивный берег»:

- Мы работаем с «Ашаном» с момента открытия гипермаркета в Казани. Не сказал бы, что в работе с ним есть какие-либо сложности - поставки осуществляются четко, разгрузка производится по графику… Да, конечно, на этапе вхождения довольно долго пришлось оформлять документацию, но после этого затруднений не было.

Помимо Казани, наша продукция продается также в гипермаркетах Уфы и Ульяновска. Конечно, нам бы хотелось быть представленными и в других регионах, однако везде есть свои локальные поставщики, а полки даже такого крупного гипермаркета все-таки не резиновые. Именно поэтому разная и ассортиментная матрица: например, то, что хорошо берут в Казани, не всегда так же хорошо продается в Уфе или Ульяновске. Матрица продукции составляется исходя из интересов покупателя - мы ведь тоже заинтересованы поставлять только то, что будет реализовано.

Справка

Гипермаркет «Ашан» в Казани был открыт 6 октября 2011 года в ТРЦ «Южный. Он стал 46-м гипермаркетом «Ашан» на территории России, сейчас их уже 58. Официальную церемонию открытия посетили президент Республики Татарстан Рустам Минниханов и мэр Казани Ильсур Метшин. В гипермаркете «Ашан Казань» представлено 35 тыс. наименований товаров. Торговая площадь 9,3 тыс. кв.м, для обслуживания клиентов предусмотрена линия из 59 касс, всего работают 400 человек. Все наименования отделов и указатели приведены на двух языках - русском и татарском.

За год количество покупателей в казанском «Ашане» выросло на 25%.

В целом по всему миру в сети Aushan около 600 гипермаркетов, ежегодно сеть обслуживает 1,5 млрд. покупателей. Первый магазин компании, основанной во Франции Жераром Мюлье, открылся в 1961 году, первый гипермаркет открыт в 1967 году. Первый гипермаркет сети в России открыт в 2002 году. Годовой оборот Aushan в 2011 году составил 44,4 млрд. евро.