ОТ СТАТИСТИКИ ДО ТАМОЖНИ И ФИСКАЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Недавно довелось побывать в Бразилии на ежегодной встрече международных партнеров нашей профессиональной ассоциации. Кроме сугубо корпоративных вопросов меня, конечно, заинтересовали и вопросы поддержки предпринимательства в стране, которая по ряду показателей уже обогнала Россию и находится в стадии уверенного экономического роста. Конечно, у Бразилии не все идеально, есть и свои проблемы, но ее опыт поддержки предпринимательства, безусловно, заслуживает внимания.

Начать можно с того, что предпринятые руководством Бразилии в последние годы меры, включая совершенствование законодательной базы, направлены прежде всего на повышение конкурентоспособности бразильских предприятий, включая малое предпринимательство (МП).

Были предприняты следующие шаги по поддержке малого предпринимательства: упрощение и снижение налогообложения; создание фондов по льготному кредитованию; ускоренный порядок регистрации; снижение стоимости рабочей силы с сохранением прав работников; создание условий для значительного снижения расходов на энергоресурсы; снижение процентной ставки по кредитам на инвестиции, разработку проектов и оборотный капитал.

Но это еще не все. Декретом президента Бразилии создано агентство по стимулированию экспорта (АРЕХ), основной задачей которого является оказание содействия малым предприятиям по выходу на внешний рынок. Создана единая информационная сеть BIS (Business Information Sistem), в которую завязаны базы всех институтов, имеющих отношение к МП - от статистики до таможни и фискальных органов.

КАК НАЧАТЬ СОБСТВЕННОЕ ДЕЛО – В БРАЗИЛИИ

И нельзя не упомянуть, что для непосредственной поддержки МП в каждом штате созданы достаточно автономные отделения некоммерческой организации «Бразильская служба малых предприятий» (Sebrae). Обратите при этом внимание на состав советов, которые управляют отделениями. Так, из 13 членов совета Sebrae в штате Рио-де-Жанейро четыре представляют правительство штата: министерство промышленности, торговли и туризма; банк штата; «Организация по развитию науки и технологий штата» и «Технологическая сеть г. Рио-де-Жанейро». Остальные 9 - ассоциации, федерации и фонды, представляющие частный сектор.

Деятельность Sebrae весьма обширна: информационная и консультационная поддержка процедур создания и обеспечения льготного налогообложения; обеспечение участия МП в госзакупках и возможности получения льготных кредитов; техническая помощь в повышении производительности труда и улучшения качества продукции, вплоть до уровня, позволяющего получить сертификат ISO-9000; использование энергосберегающих технологий; предоставление лабораторий и оборудования для разрешения технологических проблем; проведение маркетинговых исследований в интересах МП; разработка и реализация программ взаимовыгодного сотрудничества крупных и малых предприятий; проведение и оказание содействия МП в участии в выставках и ярмарках; активное участие в разработке законопроектов о МП и лоббирование их интересов на всех уровнях законодательной и исполнительной системы страны. Добавьте сюда еще краткосрочные (четыре-пять дней) курсы по различным вопросам предпринимательской деятельности и круглосуточную справочно-консультационную службу.

Не могу не привести некоторые темы краткосрочных курсов: «Как начать собственное дело», «Общее руководство предприятием», «Управление финансами», «Как подбирать кадры», «Маркетинг на уровне МП», «Как использовать интернет для проведения маркетинга», «Как повысить качество выпускаемой продукции», «Основы организации экспортных и импортных операций».

ВСЯ ПОЛИЦИЯ ЕЗДИТ НА LOGAN

Но даже не это произвело на меня в Бразилии самое сильное впечатление. И не суперсовременные торговые центры в сердце Амазонии. И даже не то, что в этой далеко не бедной стране днем с огнем не найдешь на улицах дорогих машин, которыми переполнена наша Казань, а только скромные Fiat и Chevrolet. При этом вся полиция ездит на Logan, не испытывая при этом комплекса неполноценности, а в Рио можно спокойно гулять поздно вечером, не опасаясь получить тумаков от обитателей фавел, что несколько противоречит информации, полученной от знакомых и из СМИ.

Больше же всего впечатлило то, что говорили те бразильцы, с кем удалось неформально пообщаться. Как бразильское общество испытывает эмоциональный подъем, как доверяют руководству страны, как верят в собственное будущее…

Это видно даже на местном телевидении. Несколько телевизионных каналов, как федеральных, так и местных, одновременно постоянно передают разные трансляции заседаний парламента, выступления политиков, теледебаты между кандидатами в депутаты разных уровней, какие-то дискуссии и обсуждения…

В общем, жизнь кипит.

Подведем итог: за последние три года количество работающих на МП увеличилось в Бразилии на 32%, а расширение рынка продукции МП растет на 10% в год против 7% у крупных предприятий.

ПРО СНИЖЕНИЕ ЭНЕРГОЗАТРАТ КАК-ТО ДАЖЕ ГОВОРИТЬ НЕУДОБНО

Вернемся в Россию. Спросите у рядового предпринимателя, что он думает про государственную политику в области поддержки МП. Вряд ли вы услышите в его голосе восторг, хотя все уровни власти выступают за малый бизнес, принимаются различные меры в его поддержку, выделяются реальные средства, но упрямая статистика почему-то никак не фиксирует резкого всплеска деловой активности.

Попробуем теперь сопоставить сегодняшние российские реалии в отношении МП с тем, что делает Бразилия.

Во-первых, что-то у нас многие годы не было слышно, что поддержка российского малого бизнеса должна заключаться прежде всего в повышении конкурентоспособности производимых им товаров и услуг. В лучшем случае - говорили про увеличение рабочих мест и пополнение бюджета. И это при том, что Россия сейчас вступила в ВТО, и конкуренция с внешним рынком будет все более обостряться.

Про снижение энергозатрат как-то даже говорить неудобно. Бензин стал дороже, чем в Америке. Ежегодно, даже дважды в год повышаются тарифы на газ, электричество и тепло. Даже как-то неловко при этом смотреть рекламу про «самую прибыльную в мире компанию», которую крутят по всем федеральным каналам.

Совершенствование законодательства в интересах малого бизнеса? Определенная подвижка в налоговом законодательстве произошла в свое время. Однако иные разделы законодательства малый бизнес вообще игнорируют и устанавливают одинаковые требования ко всем организациям. В частности, требования десятков контролирующих органов и сотен нормативных правовых актов одинаковы как к КАМАЗу, так и к индивидуальному предпринимателю.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ УЖЕ СТОНУТ - РАБОТАТЬ НЕКОМУ

Снижение ставок по кредитам? Какие-то меры по субсидированию части процентных ставок для МП погоды на рынке не делают. Хотя посмотрим, что будет в ближайшей перспективе. Некоторые многообещающие заявления вроде бы начинают звучать.

Снижение стоимости рабочей силы? Откуда же взяться этому снижению, если только отчисления от фонда оплаты выросли с 2010 года для малого бизнеса почти в 2,5 раза? И если само повышение ставок отчислений в социальные фонды еще с большим скрипом как-то можно логически объяснить дефицитом средств в пенсионном фонде, то как объяснить то, что для малых предприятий производственной сферы были установлены аж три разных уровня ставок отчислений в эти фонды. Для IT-шников - 14%, для производителей гнутого металлического профиля и арендного бизнеса - 20%, а для многих остальных - более 30%. Да и как снижать стоимость рабочей силы, если сами предприниматели уже стонут - работать некому, а если физически и есть кому, то предпринимателю необходимо вкладываться в обучение этого персонала без всяких гарантий защиты этих инвестиций.

На стоимости рабочей силы не могло не сказаться и повышение зарплат в бюджетной сфере. Слов нет, зачастую уровень зарплат в бюджетной сфере был беспредельно низок. Но вот это повышение произошло очень серьезное. Кое-где в разы. И это отразилось на реальном секторе. Например, наша компания сама в конце прошлого года два месяца не могла найти офис-менеджера на оклад в 17 тыс. рублей.

Необходимо вспомнить и безнадежно устаревший Трудовой кодекс, который связывает по рукам и ногам любого работодателя.

ДЛЯ ОЛИГАРХА И АЛКОГОЛИКА НОВЫЙ НАЛОГ БУДЕТ НЕЗАМЕТНЫМ, А ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ…

Что касается уверенности предпринимателей в завтрашнем дне, то государство само сделало первый шаг по снижению этой уверенности, отказавшись от принципа стабильности условий предпринимательской деятельности и осуществив «реформу» ЕСН.

И вот здесь, в части уверенности в завтрашнем дне, в перечне грядущих потенциальных проблем для предпринимателей выходит на первое место предполагаемое введение с 2014 года налога на недвижимость.

Сама идея правильная. Существующий налог на имущество при применяемой инвентаризационной стоимости и нулевой ставке налога на наследство работает слабо. Но вот озвучиваемые в СМИ подходы, которые предусматривают незначительное изменение налогового бремени для основной части электората и резкое увеличение налоговой нагрузки на тех, кто обременен недвижимостью выше социального норматива, настораживают. Для олигарха или алкоголика введение нового налога будет незаметным, а для предпринимателя, заработавшего своим трудом на хороший дом или квартиру и вышедшего на пенсию, новый налог может стать фактической экспроприацией.

Ведь все знают, что сегодняшняя система пенсионного обеспечения ориентирована на слои населения с доходами не выше среднего уровня, а для предпринимателя, имеющего более высокий уровень доходов, эта система крайне несправедлива. Предприниматель может многие годы отчислять немалые суммы со своего официального дохода в пенсионный фонд, но его пенсия от этих сумм зависеть не будет. Уровень примерно 10 - 12 тыс. рублей – вот максимальный потолок пенсии для любого предпринимателя, отчисляющего в пенсионный фонд со своих доходов хоть миллион каждый месяц. Этой пенсии живущему в своем (не самом большом) доме предпринимателю на пенсии хватит только на электричество, газ, ну и на хлеб с картошкой, если ничем больше не питаться и донашивать старую одежду. А вот из чего платить налог на недвижимость, да еще и от кадастровой цены?

nikiforov-fbk.jpg
Сергей Никифоров

ТЕОРЕТИЧЕСКИ НАС МОЖНО ОБРАТНО ЗАГНАТЬ В «ХРУЩЕВКИ»

Крайне напрягает и разброс в предполагаемых ставках налога - от 0,05% до 2%, называемых различными ведомствами. А что такое 2% от кадастровой (имеем в виду рыночной) стоимости для дома в пригороде Казани площадью 200 кв. метров? Это 240 тыс. рублей налога в год, даже без учета стоимости земли. Настоящий какой-то Эйяфьядлайкюдль (помните этот исландский вулкан?) получается. Этак теоретически нас можно обратно загнать в «хрущевки» и «домики для хранения сельхозинвентаря» на 6 сотках.

Многие сейчас стараются прикупить себе какую-нибудь скромную недвижимость, чтобы хоть какой-нибудь доход был на пенсии. Не стоит забывать, что сейчас не так уж редки случаи, когда у пенсионера могут быть несовершеннолетние дети, которым в обозримом будущем тоже может понадобиться квартира. И тут на тебе! Больше социальной нормы? Имеешь две квартиры? Получи, мироед, по полной программе!

Так что будем надеяться на здравый смысл наших чиновников и депутатов Госдумы. И положительные стороны введения налога на недвижимость возобладают над популистской идеей фактической экспроприации собственности у пенсионеров.

СТРУКТУРЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА ТО ПОЯВЛЯЮТСЯ, ТО ИСЧЕЗАЮТ

Что касается структур поддержки малого бизнеса и различных общественных организаций… То появляются, то исчезают. А каков реальный результат? Сами предприниматели, если и рвутся в политику или в какие-либо общественные организации, занимающиеся поддержкой и координацией деятельности МП, то зачастую, и это не секрет, либо для закрепления своего достигнутого социального статуса, либо из желания пропиарить себя или пролоббировать интересы своего бизнеса. А куда деваться? Реалии жизни в России таковы, что любой бизнес можно закрыть на совершенно законных основаниях.

Так что, с одной стороны, такую активность некоторых предпринимателей еще можно оправдать, но с другой стороны, никакой ротации в иных общественных организациях может и не происходить, и основная масса предпринимательского сообщества остается в роли статистов, и их интересы остаются за кадром.

Факт остается фактом - предпринимателям в нашей стране приходится надеяться прежде всего на самих себя. Абсолютное большинство их не принимает какого-либо участия в принятии решений, непосредственно затрагивающих их интересы. В прошлом году ряд предпринимателей направили от Общественной палаты РТ предложения по изменениям в Трудовом кодексе, по совершенствованию технического регулирования деятельности МП по длинному списку различных ведомств. Реакция оказалась прогнозируемой – никто не ответил.

СЕГОДНЯ НЕТ НИ ОДНОЙ СЕРЬЕЗНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИЛЫ, РЕАЛЬНО ОТСТАИВАЮЩЕЙ ИНТЕРЕСЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Процент вовлеченных в предпринимательскую деятельность не очень впечатляет, и всего 4% населения готовы открыть свое дело.

И рост или снижение этого процента будет зависеть от того, какая в ближайшее время сложится система приоритетов в стране, и впишется ли туда свободное предпринимательство.

С одной стороны, складывается ощущение, что некоторые решения, принимаемые в последние годы, могут объясняться только логикой избирательной кампании, логикой борьбы за голоса электората, зависимого от бюджета и мер господдержки. Так и всплывает в памяти: «И вновь продолжается бой…» Вот и учителя с врачами (ничего, конечно, не имею против них лично) объявляются «костяком среднего класса». Кто-то из врачей, например, частнопрактикующие специалисты, безусловно, входят в число представителей среднего класса. Но вот можно ли считать полноценными представителями среднего класса учителей, получающих за счет бюджета 300 - 400 тыс. рублей в месяц в некоторых московских школах? Сегодня есть, а завтра…?

Можно понять при этом, что предпринимательское сословие, как незначительная часть электората (без учета наемных работников), вызывает довольно слабый интерес у основных игроков политического поля. Сегодня нет ни одной серьезной политической силы, реально разделяющей и отстаивающей интересы предпринимательского сословия.

Да и власть здесь тоже можно понять. Одно дело - управлять сотней олигархов и привычным электоратом, другое дело - будущими миллионами мелких собственников, каждый из которых себе на уме.

Может быть, власть с подозрением относится к предпринимателям, не без оснований считая, что самодостаточные люди иногда могут иметь какие-то свои взгляды, какую-то свою самостоятельную позицию? А если страна так и до полноценного гражданского общества дорастет? И в Государственной Думе вместо профессиональных артистов и спортсменов появятся профессиональные юристы и экономисты?

ОРГАНИЧЕСКИ ВЫСТУПАЮТ ПРОТИВ ВСЯКОЙ СМУТЫ

Удивительно при этом то, что вроде бы общепринятым считается, что предприниматели – малый и средний бизнес, как основа среднего класса (в классическом понимании), являются основой стабильности любого демократического общества. Оно и понятно, людям есть что терять, и они органически выступают против всякой смуты.

Новоназначенный же средний класс в России зависит от доходов бюджета, а он, как известно, - от цен в мире на нефть и газ. Сможет ли «новый» средний класс обеспечить стабильность в стране, если с изменением цен на нефть и газ снизятся доходы бюджета и ухудшится благосостояние многих людей? Будем надеяться.

Но с другой стороны, в конце января этого года были озвучены основные направления деятельности правительства России на период до 2018 года. И там говорилось много правильных вещей и про деловой климат, и про конкретные направления поддержки предпринимательства. Можно привести и другие обнадеживающие сигналы.

И вот в этой связи можно по-иному посмотреть на задачу, поставленную президентом Татарстана Рустамом Миннихановым, о фактическом удвоении в ближайшие годы удельного веса малого и среднего бизнеса в ВВП республики и задуматься о последствиях ее решения в масштабе всей страны.

Действительно, пока малый и средний бизнес не станет серьезной составляющей экономики, пока увеличивающийся предпринимательский класс не ощутит себя как влиятельную и активную социальную группу, не осознает свои интересы, ситуация с предпринимательским климатом всецело будет зависеть от воли государства.

Представьте, какое отношение будет к малому и среднему бизнесу, если его вклад в экономику существенно возрастет, и он осознает свою реальную возможность влиять на принимаемые в стране решения.

ТРЕБОВАНИЯ К МАЛОМУ БИЗНЕСУ ДОЛЖНЫ БЫТЬ РЕАЛЬНО ВЫПОЛНИМЫМИ

Но для этого, увы, как это ни парадоксально, без господдержки сегодня, по-видимому, не обойтись. Причем господдержка в своей основе для малого бизнеса может быть даже и не связана с какими-то финансовыми вливаниями из бюджета. Необходимо привести все требования к малому бизнесу к такому уровню, чтобы они стали реально выполнимыми, учитывая ограниченные финансовые, кадровые и технические ресурсы этой группы предпринимателей.

Вот только можно ли решить задачу существенного роста малого и среднего бизнеса в рамках одной республики? С одной стороны, возможности в этом вопросе у республики ограничены, но с другой стороны, нашей республике, как известно, многое по силам.

Приходится констатировать, что сегодня почти все рычаги развития малого и среднего бизнеса находятся у государства, у федерального центра. Формула же господдержки предпринимательства предельно проста - повышай мотивацию для занятия предпринимательской деятельностью и снижай риски в предпринимательстве. И рано или поздно федеральная власть поймет, что альтернативы ускоренному развитию малого и среднего предпринимательства у страны нет. Это важнейшая гарантия социальной и политической устойчивости любого демократического государства. Вот только упрощение регистрации и рост числа бизнес-инкубаторов вряд ли полностью закроют вопрос мотивации, а ставка в 13% налога на доходы физлиц вряд ли перевесит все риски в предпринимательстве.

Действия федеральной власти в последние годы напоминают знаменитое ленинское - «шаг вперед, два шага назад». Вроде бы и надо применить взвешенные подходы к малому и среднему бизнесу, но тут вдруг начинают одолевать макроэкономические проблемы, или приближается очередная избирательная кампания, и надо привлекать голоса электората.

Стране необходима внятная и продуманная государственная политика в отношении развития малого и среднего предпринимательства, причем политика, направленная как в части развития инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, так и отдельных приоритетных направлений его деятельности. При этом решение задачи по радикальному увеличению вклада малого и среднего бизнеса в экономику России может на долгие годы определить вектор развития нашей экономики и общества в целом. И возможно, даст то, чего не хватает многим нашим согражданам, – уверенность в завтрашнем дне, как ни банально это звучит.

Сергей Никифоров,

гендиректор «ФБК Поволжье (PKF Kazan)»