ВОЗИТЬ ЛЕКТОРОВ БУДЕМ С РЕНТАБЕЛЬНОСТЬЮ И БЕЗ

Исполком автограда накануне презентовал годовую образовательную программу для предпринимателей города – 48 лекций разного характера, от основ бухучета до психологических тренингов. Об этой программе рассказал на пресс-конференции ее идейный вдохновитель, начальник отдела по поддержке и развитию предпринимательства исполкома (челнинский аналог АИРа) Радмир Беляев.

Проект под названием «Центр образования предпринимателей» внедряется отделом Беляева в партнерстве с несколькими организациями, вошедшими в структуру поддержки предпринимательства в этом году. Из 40 предприятий и организаций, приписанных к структуре, образованием бизнесменов займутся четыре, у которых, по мнению Беляева, есть свои интересы в проекте. Так, бизнес-отель «Татарстан» ориентируется на семинары для крупного и среднего бизнеса, и приглашать будет лекторов и тренеров федерального и международного уровня. Несколько зарубежных бизнес-консультантов уже заявлены в программе на этот год.

Как пояснил Беляев корреспонденту «БИЗНЕС Online», «Татарстан» недавно построил конференц-зал на площадях бывшего фитнес-клуба и намерен отбивать инвестиции. Поэтому лекторы сюда будут привозиться при условии рентабельности для владельца зала.

Фирма «Аудит ТД» займется просвещением в правовых и бухгалтерских основах, заодно привлекая клиентов из числа аудитории лекций. Преподаватели института управления, экономики и права готовы преподавать вузовскую теорию будущим студентам, присматривая толковых и платежеспособных абитуриентов. Ассоциация начинающих предпринимателей подключилась к проекту почти бескорыстно, в соответствии с концепцией своего существования. Впрочем, первый мастер-класс, который проведет президент ассоциации Рустам Валеев, пройдет в челнинском антикафе, посетители которого оплачивают время пребывания в заведении, но плата весьма скромная. Аудитория ассоциации, по словам Беляева, сформируется из тех, кто только планирует начать свой бизнес. Лекция Валеева так и озаглавлена: «Как построить свой бизнес с нуля».

БЮДЖЕТА НАШ ПРОЕКТ НЕ КАСАЕТСЯ

В прошлом году мы уже занимались проведением семинаров, но делали это хаотично, – рассказал Беляев на пресс-конференции. – А теперь у нас есть система, годовой план, единый call-центр, в котором можно оставить заявку на интересующую лекцию хоть за несколько месяцев. Мы хотим, чтобы бизнесмен, чувствуя теоретический пробел в своем образовании, – не важно, академическом или самостоятельном – знал, где и когда он сможет его восполнить. И все, что для этого нужно – иметь номер call-центра. На сегодня из 32 тысяч предпринимателей города мы довели информацию уже до 5,5 тысяч человек. И доведем до всех без исключения.

В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Беляев добавил, что впоследствии его отдел планирует приглашать на лекции и бизнес из других городов. Число семинаров в последующие годы также планируется увеличивать.

– Все мероприятия, которые будут проходить с участием спикеров местного уровня, будут бесплатными. При необходимости финансово может поучаствовать организатор семинара или спонсор из числа предприятий, вошедших в городскую структуру поддержки бизнеса. Бюджета этот проект никак не касается. Само собой, расходов потребует привоз тренеров федерального и международного статуса, поэтому часть семинаров будет платной. Потолок цен мы видим на уровне 7 тысяч рублей. Однако начинающих предпринимателей мы планируем обеспечить определенным количеством квот и на платные лекции.

Сегодня контактный номер центра образования уже работает. К примеру, на 16 марта отель «Татарстан» привозит из Москвы Ларису Лобову – эксперта российского подразделения американской инвестиционной компании Money Management Solutions. При цене в 5 тыс. рублей на ее семинар «7 роковых ошибок в управлении финансами» call-центр на сегодняшний день получил уже 35 заявок. Всего на март запланировано 17 (!) акций.

По словам Беляева, в стремлении организаторов привлечь на семинары аудиторию они намерены находить слушателей даже через данные налоговой службы, где регистрируются вновь создаваемые индивидуальные предприниматели: «Будем информировать, предлагать. Но подчеркиваю: никакого административного ресурса ради массовки использоваться не будет. Имидж должен придти сам».

НА РЫНОК ВЫВАЛИВАЕТСЯ МНОГО ПОДОБНЫХ УСЛУГ

Потребность предпринимателей города в подобной инициативе в исполкоме обосновывают социсследованиями, проводимыми Центром маркетинговых исследований и аналитики. Действительно, соцопросы челнинских предпринимателей, по данным центра, показывают, что 48% респондентов стремятся посещать лекции и семинары, для чего вынуждены обращаться к деловым справочникам и рекламным изданиям. Директор центра Елена Машкова прокомментировала газете «БИЗНЕС Online» образовательную инициативу отдела поддержки предпринимательства.

– Не было дня, чтобы я сама не училась – в вузе, на курсах, или занимаясь самообразованием. Ежедневно читаю профессиональную литературу, потому что в бизнесе все меняется постоянно. И если ты попадаешь к гуру маркетинга или иному эксперту, то у него всегда есть чему поучиться. Вчера только я брала интервью у директора группы компаний со сложным производством – ему за 60 лет, он высококлассный специалист и как раз собирается на сессию, потому что учится в академии народного хозяйства. Чем шире кругозор специалиста, тем выше его потребность в дальнейшем образовании.

Конечно, хотелось бы, чтобы бизнесу преподавали не банальные истины, а тонкости бизнеса, приглашали реальных профи. Но настоящие гуру есть и в Челнах. А предпринимателям я бы советовала не торопиться с выводами, вдумываться во все, что слышат. Вот недавно только появилась новая теория о точках контакта. Она позволяет финансово просчитывать отдачу от каждого контакта. Теория предполагает ежедневные упражнения, которые меня поначалу раздражали – до тех пор, пока я не увидела отдачу и не поняла, что эти занятия – часть моей работы. Новый бизнес – он как мутный камень, который и практикой, и теорией постепенно оттачивается в свой уникальный бриллиант.

Тем временем участники рынка консалтинговых и тренинговых услуг отнеслись к проекту челнинского исполкома неоднозначно.

Марина Гаралева – директор тренингово-консалтинговой компании «Академия делового развития»:

– Моя компания 8-й год на рынке тренингово-консалтинговых услуг, поэтому мы знаем, что личностный рост, коучинг, другие методики развития деловых качеств в формате семинара преподавать нельзя. Можно лишь информировать об их существовании. Для реальной отдачи от системы обучения ее и преподавать нужно системно, в виде курса, выстроенного в логической последовательности, с определенной коррекцией по ходу обучения.

Коучинг, к примеру, в Челнах многие специалисты проходили, в частности, камазовские. Многие из них теперь при слове «коучинг» бледнеют. Потому что недостаточно знать модное слово – нужно планомерно преподавать и изучать методики. И дефицита подобного рода услуг в городе я не вижу. Проблема консалтингового и тренерского рынка в Челнах – это бессистемность. На рынок вываливается много услуг различного формата – это и лидерские программы, и еще какие-то, в которых обыватель не ориентируется. Совсем недавно после одного тренинга двум участникам вызывали неотложку. Это не тренинговая программа, а манипуляция, и в этой сфере нужно соблюдать аккуратность.

АМЕРИКАНЕЦ НЕ МОЖЕТ НАУЧИТЬ НАШ БИЗНЕС УПРАВЛЕНИЮ ФИНАНСАМИ

Ольга Королева – директор и практикующий тренер тренинговой компании «Время перемен»:

– Я на рынке консалтинговых и тренинговых услуг работаю с 2003 года. Могу определенно сказать: чтобы человек добровольно пришел на семинар, его нужно серьезно замотивировать. Сегодня тренинги модны в организациях, но в таких случаях подключается административный ресурс, а чтобы самостоятельно… Большинство людей воспринимают слово «тренинг» как ругательство. И в принципе спрос на эти услуги остается невысоким – например, через мою компанию в год проходит максимум человек 500. Могу лишь добавить, что для меня и моих коллег из других компаний такая подача со стороны исполкома только на руку – хлеб у нас не отнимут, а отношение к нашим услугам только улучшится.

Леонид Иванов – генеральный директор научно-консалтингового центра «Аудитор-Ч»:

– Полагаю, на внешних игроков рынка бизнес-консалтинга инициатива исполкома не повлияет. Да и рынка как такого в городе я не вижу – нет спроса. Во всяком случае, сам я работаю за пределами республики. В Закамском регионе, если и интересуются консалтинговыми услугами, то в минимальном прикладном объеме. Причем предприниматели не только деньги экономят, но и собственно интереса не проявляют.

Если посмотреть на проект с точки зрения лекторов – они будут приходить и читать лекции с расчетом на то, что в дальнейшем спрос на их услуги вырастет, и это будет, скорее, иллюзией. Бесплатный семинар может собрать аудиторию, но только по причине бесплатности. Мы эту стадию уже проходили.

То, что исполком занялся проблемой грамотности бизнеса – это, конечно, хорошо, это часть развития бизнеса в городе. Но с другой стороны, совсем недавно ведь на инвестфоруме и Рачков, и Махеев говорили, что бизнесу нужны не консультации, а решение вопросов присоединения, выделения земель.

Личностный рост, просвещение, вложения в человеческий капитал всегда полезны и дают эффект – это аксиома. Насколько она будет работать у нас, зависит только от качества преподавания, тем и целей лекторов. Например, желание привозить зарубежных лекторов и тренеров не учитывает разницы в методах управления финансами в американских и российских компаниях. Их управление финансами и наше – это черное и белое. Читать лекции должны те, кто знают механизмы ведения бизнеса в России и хорошо ориентируется в российском законодательстве.

«НА НЕКУЮ МОСКВИЧКУ ЗА 5 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ Я, КОНЕЧНО, НЕ ПОЙДУ»

Предприниматели, опрошенные корреспондентами «БИЗНЕС Online», инициативу челнинского исполкома встретили без особого энтузиазма.

Владимир Иванов – гендиректор ООО «Бизнес-центр»:

– Если бюджетные деньги не участвуют в этом проекте, то и семинары никому не помешают. Для начинающих предпринимателей, думаю, это будет полезно. Когда я начинал бизнес в 1990-х годах, я ходил на все, что было бесплатно, на любые лекции и семинары. Мог бы и сейчас сходить, если бы увидел для себя что-то полезное, но на некую москвичку за 5 тысяч рублей я, конечно, не пойду. Это вовсе не символическая, а приличная сумма, которую можно заплатить за встречу с финансистом, чье имя хорошо известно. Вообще, платный семинар подразумевает уже некую рыночную борьбу за право выйти к аудитории. Словом, бесплатные семинары для начинающих предпринимателей – это нормально, остальное, думаю, мимо.

Александр Кислин – генеральный директор ООО «Атермал»:

– Части предпринимателей, безусловно, эти семинары будут интересны. Той части, которая не знает, чем заняться, чтобы много заработать. А кто занимается делом для себя интересным, тому управление финансами и личностный рост не нужны, потому что деньги для них не главное, а главное – делать что-то полезное за деньги. Я на эти семинары не пойду. Они, конечно, модные, но не все модное применимо в жизни.

У нас слишком много бизнесменов, которые зарабатывают на разнице цен, не напрягаясь в плане реального производства. На подобных семинарах декларируют именно этот принцип – как деньги делать из денег. Страну такая наука не развивает, а только стимулирует инфляцию. Инфляция ведь формируется желанием заработать чуть-чуть побольше – один торговец цену поднял, заработал излишек, а потом к нему это повышение вернулось в других товарах, он вынужден поднимать свою цену опять.

На самом же деле и заработку там реально научить не могут. Мало кто задумывается о том, что на Земле количество ресурсов ограничено, а значит и количество денег, потому что они обеспечены этими ресурсами. Если вы заработаете больше, то кто-то, включая и лектора семинара, заработает меньше. Вы считаете, эти люди будут вас учить, как отнять у себя деньги? Никто не учит конкурентов на свою голову, поэтому я в такие семинары и тренинги просто не верю – на них не вас учат зарабатывать, а зарабатывают на вас.