ПРОШЛОГОДНЯЯ ПРАВДА

Арбитражный суд РТ на днях рассмотрел иск «дочки» ОАО «ТАИФ» - ТАИФ-НК - на действия антимонопольной службы. Компания требовала признать недействительным приказ УФАС о включении ее в реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее (с долей более 35%) положение на рынке дизельного топлива. Как выяснила в ходе судебного заседания побывавшая на нем корреспондент «БИЗНЕС Online», приказ об этом был издан антимонопольной службой РТ, которой руководит Александр Груничев, еще 19 сентября прошлого года.

На судебном заседании представитель ТАИФ-НК Дмитрий Толкачев заявил, что у антимонопольщиков не было никаких оснований для вынесения такого приказа.

Одним из оснований для включения компании в реестр как монополиста послужил аналитический отчет УФАС за период с января 2010 года по март 2011 года. Согласно документу, доля ТАИФ-НК на оптовом рынке дизельного топлива РТ составила 71%, то есть она является доминирующей.

2_small.jpg
Для увеличения нажмите на картинку

«Это неправомерно. Нельзя брать документы из прошлого и пытаться доказать, что у нас ничего не изменилось. Факт, который судом установлен, никакого значения не имеет, тем более что он был в 2011 году!» - возмутился Толкачев. Также, по словам юриста, антимонопольная служба пренебрегла специальной процедурой и сроками, которые необходимы для внесения организации в реестр. «Мы считаем недопустимым по прошествии более чем полутора лет с момента составления аналитического отчета делать выводы о доминировании на рынке и на этом основании включать ТАИФ-НК в реестр», - подытожил он свою позицию.

Однако антимонопольщики продолжали стоять на своем. Представитель УФАС Айгуль Шагивалеева отметила, что правота ведомства подтверждена судебными решениями. По ее мнению, включение ТАИФ-НК в реестр после того, как факт его доминирования подтвердили суды, было само собой разумеющимся. «Именно судебные решения должны быть основанием доказывания, что общество действительно имеет такую долю на рынке и его необходимо внести в реестр», - подчеркнула она.

Надо отметить, что борьбе ТАИФ-НК с ФАС предшествовала тяжба в татарстанском арбитраже, которая была в феврале 2012 года. Тогда Арбитражный суд РТ признал приказ УФАС о доминировании ТАИФ-НК на рынке незаконным, но в апреле того же года суд апелляционной инстанции отменил это решение, признав тем самым законность действий антимонопольщиков.

Как утверждала на судебном заседании представитель УФАС, именно продолжающаяся судебная тяжба помешала ведомству своевременно включить ТАИФ-НК в реестр.

Она высказала уверенность в том, что положение ТАИФ-НК не изменилось с прошлого года: «Доля его присутствия на рынке не могла в течение года снизиться до 35 процентов, потому что на этом рынке иных крупных хозяйствующих субъектов нет».

В результате Арбитражный суд РТ отказал в удовлетворении требований ТАИФ-НК. Впрочем, компания намерена продолжить борьбу. Толкачев заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что это решение суда будет обжаловано в суде апелляционной инстанции.

Получить комментарий ни в материнской компании ТАИФ, ни в самом ОАО «ТАИФ-НК» газете не удалось. К моменту выхода материала ответ на запрос газеты «БИЗНЕС Online» получен не был.

ПРЕЗУМПЦИЯ ДОМИНИРОВАНИЯ

Отметим, что судебную тяжбу ТАИФ-НК и татарстанского управления ФАС следует рассматривать в рамках глобальной кампании ведомства Игоря Артемьева по борьбе с вертикально-интегрированными нефтяными компаниями, а точнее, по ослаблению их позиций рынке автомобильного топлива. Кампанию условно разделяют на три этапа.

Первая волна началась в 2008 году, когда ФАС России признала, что в четвертом квартале 2007 года и первом полугодии 2008 года крупнейшие вертикально-интегрированные нефтяные компании («Газпром нефть», «ТНК-ВР Холдинг», «НК «Роснефть», «Лукойл») нарушили закон, установив монопольно высокие цены на нефтепродукты. Правда, на первом этапе все решения и предписания ФАС России были обжалованы нефтяниками в арбитражных судах.

Но в мае 2010 года президиум Высшего арбитражного суда РФ подтвердил правоту антимонопольного ведомства в отношении ТНК-ВР и признал постановление о наложении штрафа в размере 1,1 млрд. рублей.

Как рассказал один из участников топливного рынка РТ, после это решения ВАС создалось ощущение, что в России появилось прецедентное право. «ВАС принял решение, и складывается ощущение, что в стране появилось прецедентное право. Решения принимаются, словно по одному шаблону. Для Татарстана и нас, операторов, новый доминирующий статус ТАИФ-НК не есть хорошо, - считает собеседник. - Для нижнекамского НПЗ это может грозить как минимум двумя вещами. Либо последующие огромные оборотные штрафы (до 2% от годового оборотаред.), а, как известно, ни один собственник не оплачивает штрафы из своей чистой прибыли, а закладывает в конечную цену продукции. Для операторов АЗС, работающих на рентабельности в 2 процента, любое повышение отпускных цен на топливо - это удар. Либо теперь ТАИФу придется бегать в УФАС и согласовывать цену».

Представитель информационно-аналитического центра "Кортес" Александр Шкурин отметил в разговоре с газетой «БИЗНЕС Online», что действительно в последнее время суды встают на сторону ФАС. «Так, по результатам рассмотрения дел в конце 2010 и начале 2011 года: факт нарушения антимонопольного законодательства подтвердился в 51 случае (из них по статье 10 – 33 дела, по статье 11 – 18 дел)», - говорит эксперт. Юлия Войтович - аналитик "Инвесткафе", прогнозирует: «Если будет выявлено неоправданное завышение цен на нефтепродукты на территории Республики Татарстан, то УФАС может обязать компанию снизить цены на дизель, а также обязать применить к компании штрафные санкции».

3_small.jpg
Для увеличения нажмите на картинку

«Коммерческие организации, состоящие в реестре хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке определенного товара более 35 процентов, обязаны уведомлять антимонопольный орган обо всех сделках по приобретению акций (долей), основных средств самой коммерческой организацией либо участником ее группы лиц», - подтвердила пресс-секретарь татарстанского УФАС Резеда Мазитова.

Отметим, что «доминирующий статус» появился перед началом первой волны наступления антимонопольщиков на ВИНК. В свет выходит так называемый «Второй антимонопольный пакет» (2009 год), который приносит в законодательство санкции «в части пресечения злоупотребления доминирующим положением». Эти меры дают «возможность признания доминирующим положения компании, доля которой на рынке составляет менее 35%», признается «презумпция доминирования естественных монополий».

ТАТАРСТАН НАКРЫЛА ТРЕТЬЯ ВОЛНА

Третья волна, стартовавшая в июле 2011 года с признанием компании «Газпром нефть» виновной в нарушении антимонопольного законодательства, затем задела «Лукойл», «НК «Роснефть», «Башнефть» и ТНК-ВР. Отметим, что по итогам кампании ФАС нефтяные компании оплатили в федеральный бюджет штрафов на сумму более 15 млрд. рублей.

Эта третья волна задела и ТАИФ-НК. Так, в августе 2011 года комиссия УФАС пришла к выводу, что компания нарушила закон «О защите конкуренции». Это выразилось в установлении завышенных цен на дизельное топливо зимнее.

По данным ведомства, стоимость дизтоплива в республике начала расти в декабре 2010 года. В январе 2011 года цифры на ценниках продолжали стремительно ползти вверх и к середине месяца достигли максимума - цена топлива превысила 28 тыс. рублей за тонну. Что интересно, ФАС в похожем нарушении уличила "Роснефть". Она была признана виновной «в установлении и поддержании монопольно высокой цены на дизельное топливо и авиакеросин в четвертом квартале 2010 года – январе 2011 года». Правда, что касается ТАИФ-НК, то в феврале наметилась обратная тенденция – нижнекамский НПЗ начал снижать стоимость этого вида топлива. Тем не менее, по данным антимонопольной службы, к концу марта цены на солярку так и не вышли на уровень октябрьских значений прошлого года.

Татарстанский УФАС в итоге посчитало, что рост цен был спровоцирован повышением оптово-отпускных цен производителями нефтепродуктов, в том числе татарстанским производителем ТАИФ-НК. Тогда заместитель руководителя татарстанского УФАС Иван Щербаков заявлял СМИ: «Действия ОАО «ТАИФ-НК» по необоснованному повышению цен на зимнее дизельное топливо стали возможны вследствие доминирующего положения компании на рынке оптовой реализации дизельного топлива республики».

1_small.jpg
Для увеличения нажмите на картинку

По свидетельству УФАС, в марте 2011 года ТАИФ-НК исправился – он установил экономически обоснованные цены на дизельное топливо зимнее с учетом инфляции, роста цен на нефть и акцизов. В итоге УФАС прекратило дальнейшее рассмотрение дела и предписание о прекращении нарушения выдавать не стала. Но поскольку административное дело было возбуждено, то ТАИФ-НК грозил штраф на сумму от 1 до 15% от годового оборота. Но в итоге структура ТАИФ отделалась легким испугом: в мае прошлого года компания была оштрафована на «смешные» 650 тыс. рублей.

Однако ТАИФ-НК сопротивлялся и этому наказанию – оспаривал его в судах, но кассация поддержала антимонопольщиков. Как сообщила газете «БИЗНЕС Online» пресс-секретарь татарстанского УФАС Резеда Мазитова, компания штраф заплатила.

НАДАВИТЬ СО СТОРОНЫ АЗС?

Отметим, что сегодня на рынке дизельного топлива Татарстана работают несколько компаний, но ТАИФ-НК все же является крупнейшим игроком. Выручка компании по всем видам продукции в 2011 году составила 124 млрд. рублей.

"Для анализа объема оптового рынка дизельного топлива необходимо проводить довольно длительные исследования, но если судить по поставкам дизельного топлива в Татарстан, то по итогам 2012 года они составили более 900 тысяч тонн, при этом по объему поставок доля ТАИФ-НК составляет около 50 процентов. Помимо ТАИФ-НК на рынок Татарстана дизельное топливо поставляют "Башнефть", "Газпром нефть", "Лукойл", "Роснефть", - говорит Шкурин.

Другой участник рынка говорит о том, что дизель в Татарстане поставляют уфимские НПЗ, пермские и нижегородские предприятия "Лукойла", "Транснефть". «Что касается топлива ТАИФ, то его площадка намного современнее уфимской, топливо хорошего качества и имеет одну цену с башкирским топливом. Отсюда преимущество в логистике. Везти топливо из Уфы - это дополнительные расходы в 1 тысячу рублей на тонну», - говорит собеседник.

"Включение ТАИФ-НК в реестр может являться дополнительным рычагом воздействия на компанию", - считает другой участник рынка, пожелавший остаться неназванным. «Например, сейчас она пытается разместить больше своих АЗС в Казани, вытесняя «Татнефтепродукт». Следовательно, ТАИФ-НК в любом случае нужно ограничить. Поэтому включение общества в реестр в данном случае можно рассматривать как необходимый ограничитель, - говорит он. - Тем не менее никто не хочет быть уязвимым. ТАИФ-НК - не исключение. Поэтому она так упорно и оспаривает решение антимонопольной службы».

Источник считает, что решение УФАС никаких дополнительных штрафов и санкций для ТАИФ-НК не повлечет: «Приказ антимонопольной службы я бы определил как формальность – желание показать населению, что «вот, мы боремся с монополистами». Другой эксперт говорит, что обычно антимонопольщики и нарушители затем договариваются о дополнительных условиях, в том числе это может быть приостановка экспансии.

К слову сказать, сейчас в недрах ФАС готовится законопроект «Об обороте нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации». Здесь, к примеру, "компаниям, доминирующим на соответствующем товарном рынке, запрещается совмещать оптовую реализацию и розничную реализацию нефтепродуктов", а также предлагается "не допускать сделок слияний и приобретений или выделение земельных участков под постройку АЗС тем компаниям, доля которых на рынке уже превышает пороговое значение". Так что ВИНК, видимо, следует ждать в скором времени следующей волны.

"ТАИФ-НК БОЛЬШЕ ОРИЕНТИРОВАН НА ЭКСПОРТ"

Газета «БИЗНЕС Online» спросила мнения экспертов о текущей ситуации на топливном рынке дизеля и ситуации с ТАИФ-НК.

5_small.jpg
Для увеличения нажмите на картинку

Ирек Сулейманов - президент ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ:

- Я не просчитывал объемы производства ТАИФ-НК, чтобы сказать, насколько они доминируют на рынке дизельного топлива. Но если УФАС, изучив рынок, пришло к таким выводам, значит так оно и есть. Ошиблись антимонопольщики, что тоже нельзя исключить, их действия можно обжаловать в суде. Но если факт доминирования подтвержден и на этот счет есть закон, ты обязан его соблюдать. Не сомневаюсь, что ТАИФ-НК - законопослушная компания и выполнит все, что от нее требуется.

Алмаз Зиятдинов - менеджер отдела продаж «МНК-Ресурс»:

- Я не считаю, что ТАИФ-НК - монополист на рынке дизельного топлива. Есть и другие крупные игроки. К примеру, «Башнефть». Я полагаю, что именно «Башнефть» и принадлежит большая доля на татарстанском рынке, ведь ТАИФ-НК ориентирован в большей степени на экспорт. Что же касается «высоких цен» у ТАИФ-НК, то они закономерны. Цены устанавливаются в зависимости от глубины переработки. У ТАИФ-НК она составляет 73 процента, в то время как у «Башнефти» - 85 процентов.

Роберт Хасанов - руководитель ООО «Руником»:

- На мой взгляд, ТАИФ-НК не является монополистом на рынке дизельного топлива, так как существуют альтернативные варианты его приобретения у других производителей. Например, у группы уфимских НПЗ. Во вторых, не стоит забывать, что ТАИФ-НК является частным бизнесом определенных лиц. Отсюда следует, что пристальное внимание надзорного органа - не очень приятное событие для данной компании. В свою очередь, ТАИФ-НК, являясь частной компанией, стремится отстоять свои интересы, так как понимает, что, если ее признают доминирующим субъектом, она попадет под действие антимонопольного законодательства, что повысит ответственность компании в вопросе ценообразования.

Шамиль Шарафиев - эксперт ООО «ЮрФинЭксперт»:

- Попадание в реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке, влечет для любого предприятия негативные последствия. Поскольку тем самым государство фактически констатирует, что предприятие способно оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на рынке, устранять с него других хозяйствующих субъектов или затруднять им доступ на него.

В связи с этим в отношении него устанавливается особый контроль со стороны госорганов. Он выражается в необходимости соблюдения многочисленных запретов, установленных антимонопольным законодательством. В частности, в согласовании с антимонопольной службой сделок с акциями (долями), имуществом, правами в отношении коммерческих организаций и действий, связанных, например, с созданием дочерних организаций, участием и прекращением участия в других организациях, с реорганизацией предприятия. В антимонопольный орган также будет необходимо предоставлять отчетность о финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

При этом любое лицо, права и интересы которого нарушены злоупотреблениями со стороны доминирующего на рынке предприятия, вправе обратиться в антимонопольную службу. Если заявление будет признано обоснованным, нарушитель может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафов на огромные суммы - от 1 до 15 процентов выручки от реализации товаров на этом рынке. В этом случае антимонопольной службе не придется еще раз доказывать в суде факт доминирования такого предприятия.

Причем, согласно позиции ВАС РФ, для квалификации злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий - недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Справка

ОАО «ТАИФ-НК»