Три варианта дальнейшего развития Камского автомобильного гиганта, национальная рыночная доля которого в производстве грузовиков составляет около 50 процентов, обсуждалась по вчерашним сообщениям информагентств на российско-сингапурском экономическом форуме, организованном компанией «Тройка Диалог».

По одному – само предприятие (33 процента акций подконтрольно ОАО «КАМАЗ-Капитал») готовится в 2009 году провести IPO . Это даст возможность получить средства, необходимые для финансирования самых разных проектов. Решение об IPO будет принято не ранее 2008 года, сообщила газете «Коммерсант» директор по корпоративному финасированиюб КАМАЗа Елена Милинова.

Второй - предусматривает слияние с белорусским конкурентом – Минским автозаводом. Однако вероятность этой сделки под большим вопросом. МАЗ находится в государственной собственности, а решение о его приватизации еще не принято. Наконец, третий путь - привлечение к сотрудничеству крупных зарубежных производителей, таких как Volvo , Scania , MAN . Правда, германский концерн MAN AG , как сообщило агентство Reuters , не имеет интереса к КАМАЗу.

Последний вариант – привлечение стратега - предполагается как наиболее вероятный. Благодаря помощи зарубежного партнера челнинский автозавод получит новые технологии и недостающие компоненты, что позволит ему реализовать стратегию до 2012 года. Ее стоимость оценивается в $1,5 млрд, планируется удвоение выпуска грузовиков до 100 тыс. в год и выход предприятия на рынки Европы и Азии. Этот вариант развития может быть осуществлен компанией «Тройка Диалог» (владеет 19 процентами акций автогиганта), имеющей опыт в подобных сделках. Именно она в конце февраля продала французскому Renault   блокпакет крупнейшего российского производителя легковых автомобилей Волжского автозавода.

Если одни аналитики появление у КАМАЗа стратегического партнера называют позитивной новостью, то другие оценивают приход иностранной компании в Челны проблематичным. Вряд ли крупную компанию заинтересует блокпакет КАМАЗа. А отдать иностранному стратегу контроль или даже делать его крупнейшим акционером   предприятия государство в лице «Ростехнологии» (38 процентов акций) не рискнет.