Бурное развитие гостиничного бизнеса в столице Татарстана переживает свой финал. Шикарные отели, гостиницы эконом-класса - практически все без исключения несут финансовые потери. Главная причина - компании сокращают количество деловых поездок, плюс идет падение спроса на туристическом рынке. Казанские отельеры отмечают снижение спроса на услуги до 25% и перемещение приоритетов в сторону номеров эконом-класса. Но при этом бизнес-элита, привыкшая к высокому классу обслуживания, держится и своих привычек не меняет. Во всяком случае, пока.

ДЕЛОВЫЕ ТУРИСТЫ ВЫБИРАЮТ ГОСТИНИЦЫ 2-3 ЗВЕЗДЫ

"Постояльцев, приехавших в наш город с деловым визитом, и туристов стало заметно меньше,рассказала корреспонденту газеты «БИЗНЕС Online» Елена Савеличева, заместитель директора "АМАКС Сафар отель". - В результате по сравнению с аналогичным периодом 2008 года спрос на наши услуги упал на 20-25 процентов".

Кроме того, по словам Савеличевой, многие постояльцы начали экономить. Например, если раньше командированные останавливались на 5-6 дней, то теперь время их пребывания в гостинице сократилось до 2-3 суток. Изменился и численный состав командированных. Если два месяца назад на форумы и выставки в Казань компании направляли целые группы специалистов, то теперь они ограничиваются двумя-тремя сотрудниками.

Такие же наблюдения сделали в и других гостиницах.   "На многих предприятиях оптимизируют расходы на деловые поездки: снижается время пребывания в гостинице, уменьшается бюджет, выделенный на гостиничное проживание с 3-3,5 тысяч до 900 рублей - 2,5 тысяч. Многие из командированных пересели с самолетов на более экономичные поезда", - говорит Гульнара Сафина, исполнительный директор гостиничного комплекса "Гольфстрим".

Если до кризиса деловой туризм обеспечивал стабильный спрос на отели категории 4-5 звезд, говорит Сафина, то теперь спрос частично перейдёт на отели категории 2-3 звезды.

"Думаю, если кризисный период затянется, то данная ситуация станет опасна демпингом цен со стороны крупных отелей, которых уже немало в нашем городе. Это может отрицательно сказаться на перспективном и развивающемся в Казани сегменте малых отелей", - считает Сафина. Однако снижать цены вслед за московскими гостиницами и отелями здесь не торопятся, стараясь ограничиться индивидуальными скидками.

"Снижение цен на гостиничные услуги возможно лишь при снижении цен на энергоносители, коммунальные услуги, связь, а так же при снижении налогового бремени, - считает Надежда Исхакова, генеральный директор ОАО гостиница "Волга". Однако в настоящее время этого не наблюдается. Напротив, цены на продукты питания и коммунальные расходы растут".

Поэтому в "Волге" надеются на проведение в Казани Универсиады, которая, по их мнению, не даст затухнуть деловой активности в городе.

ПОСТОЯЛЬЦЫ РЕЖЕ ВЫБИРАЮТ ЛЮКСЫ

Не так остро снижение спроса на гостиничные услуги ощутили в гостинице "Булгар", отметив лишь резкое смещение в сторону номеров эконом-класса.

"Смена приоритетов происходит только со стороны представителей среднего класса, -   говорит Аниса Валетдинова, менеджер по внешним связям гостиницы "Булгар". - Те, кто привык к высокому уровню, своих привычек не меняют".

Об этом же говорят и представители других казанских отелей.

"Наши клиенты – люди определенного уровня. Если они удержались на плаву в этот сложный экономический период, то уж точно не будут ужимать время своей деловой поездки по срокам или комфорту. Напротив, им выгодно укреплять свои позиции за счет этих поездок. Поэтому они как приезжали, так и приезжают к нам, несмотря на происходящие в мире события, - отмечает Мария Амбросенок, pr-менеджер гостиниц "Шаляпин Палас Отель" и "Гранд Отель Казань". - Одно из наших приоритетных направлений – расселение спортивных команд. Думаем, что в связи с приближением Универсиады у нас не будет недостатка в этих клиентах. Плюс ко всему наличие двух отелей позволяет нам привлекать постояльцев всех уровней, поскольку цены в "Гранд Отель Казань" более приемлемые, чем в "Шаляпин Палас Отель".

В "АМЕКС Сафар отеле" перемещения из дорогих номеров в более дешевые пока не отмечают. А вот в "Сулейман Паласе" рассказали, что сегодня выбор бизнесменов все чаще падает на стандартные номера, реже люксы и еще реже на полулюксы.

Едва ли не единственной компанией, сохраняющей позитивный взгляд на происходящее, остается "Ривьера".

"Нам, как отелю, открывшемуся всего полгода назад, сложно провести аналогию с загрузкой в 2008 году. Но благодаря тому, что "Казанская Ривьера" обладает развитой инфраструктурой, отель набирает обороты, выручка растет. В условиях кризиса желание выехать заграницу не всегда соответствует финансовым возможностям населения, поэтому наш комплекс приобретает все большую популярность и привлекательность в глазах туристов. Происходит смещение приоритетов с внешнего туризма на отдых в аналогичных условиях внутри страны, - оптимистично отмечает Марина Давыдова, начальник отдела продаж гостинично-развлекательного комплекса "Казанская Ривьера". - Что же касается выбора номеров, то менее дорогие номера пользуются наибольшим спросом во все времена. Однако наши гости наряду с номерами категории комфорт, активно бронируют и более дорогие номера.

ЗА ДВА МЕСЯЦА - ДВА БАНКЕТА

Большинство казанских отелей и гостиниц предоставляют не только номера для постояльцев, но и активно занимаются организацией банкетов, конференций и других мероприятий. На этом направлении также наблюдается спад.

"Все чаще организаторы либо сокращают бюджет мероприятия, либо совсем от него отказываются, - рассказывает Наталья Кирилина, руководитель службы приема и размещения "Сулейман Палас".

"Число проводимых мероприятий и различных конференций заметно снизилось. Кроме того, качественно мероприятия стали гораздо дешевле", - отмечают в "АМАКС Сафар отеле".

Не лучшие времена переживают и в гостинице "Татарстан".

"Несмотря на то, что мы ведем гибкую ценовую политику и предоставляем номера от 400 до 1400 рублей в сутки, поток командированных заметно снизился. Прошлый февраль был гораздо лучше. Что же касается предоставления других услуг, то здесь особенно тяжело. С Нового года было проведено всего 1-2 банкета", говорит Наиля Зиятдинова, главный бухгалтер гостиницы.

Елена Шапиро,
фото Марии Зверевой

СКОЛЬКО СТОИТ

Гостиница

Минимальная стоимость
однокомнатного одноместного номера

Гостиничный комплекс "Гольфстрим"

Стандартный улучшенный номер 2800 рублей.

Гостинично-развлекательный комплекс "Казанская Ривьера"

От 2900 рублей, в стоимость входит посещение катка и аквапарка

"АМЕКС Сафар отель"

Самый дешевый номер категории "Сафар" -2200 рублей. При этом персонал отеля отмечает, что торг уместен.

Гостиница "Булгар"

Стандартный номер эконом класса - 2000 рублей.

Гостиница "Татарстан"

Одноместные номера в гостинице только высшей категории - от 2200 рублей.

"Шаляпин Палас Отель"

Минимальная цена номера 3300 рублей + услуги фитнес-центра.

"Гранд Отель Казань"

Стандартный номер 2500 рублей.

Гостиница "Регина"

Стандартный номер 1500 рублей.

Гостиница "Волга"

Стандартный номер от 1300 рублей, номер эконом-категории (без душа) 850 рублей.

Гостиница "Корстон"

Стандартный номер категории "Комфорт" 4000 рублей.

Отель "Сулейман Палас"

Стандартные номера от 2520 рублей.

Таблица составлена по результатам телефонного обзвона гостиниц.