«У МАЛАЙЗИИ И ТАТАРСТАНА ОЧЕНЬ МНОГО СХОЖЕГО»
Делиться с представителями республиканских министерств и ведомств опытом Малайзии в борьбе с бюрократией, коррупцией, нищетой и преступностью в Татарстан прибыли два эксперта малазийского института развития PEMANDU: директор по направлению электронной промышленности и инноваций Крис Тан и его коллега Джон Тох, директор проектного направления данной организации. При этом Крис Тан не впервые посещает наш регион: так, он принимал участие в «КазанСаммит-2011», где выступил с докладом о достижениях PEMANDU.
Напомним, что PEMANDU – это правительственная организация, созданная в Малайзии в 2009-м году для реализации стратегии развития «Видение -2020»: данная стратегия принята в 1991-м году с целью достижения Малайзией статуса экономически развитой страны (в настоящее время она, как и Россия, считается развивающейся экономикой – ред.). Хотя малазийская стратегия-2020 стартовала в далеком 1991-м году, первые ощутимые результаты страна получила лишь после включения в работу PEMANDU.
Выбор в пользу данного опыта неслучаен - главный «идейный вдохновитель» внедрения малазийского опыта на татарстанской земле, руководитель АИРа РТ Линар Якупов (сам, к слову, обучавшийся и работавший в Малайзии) неоднократно указывал на явное, по его мнению, сходство Малайзии и Татарстана по ряду геополитических признаков, в том числе по существующей и там, и там, практике влиятельности «административного ресурса». Он также напомнил, что президент Татарстана Рустам Минниханов познакомился с деятельностью PEMANDU в 2010-м году в ходе визита в Малайзию, а в начале этого года состоялся повторный визит.
«Когда мы впервые познакомились с этой группой, они были в самом начале пути. В ходе нашей последней поездки в Малайзию в январе этого года нам удалось понять, чего достигла эта страна, используя данные механизмы. Нас, прежде всего, заинтересовало, что основная идея малазийского правительства была услышать бизнес. Ввиду того, что АИР решает вопросы инвестиционного характера и требуется взаимодействие государства и бизнеса, а у нас диалог пока не на должном уровне, нам интересен опыт Малайзии, где программа трансформации экономики разрабатывалась с учетом мнения бизнеса. Важно посмотреть, что мы можем из этого опыта применить в Татарстане», - пояснил, открывая семинар, глава АИРа РТ.
Вместе с тем, в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Якупов отметил, что задача внедрить в Татарстане все, что практикуется в Малайзии, не стоит. «У нас как у агентства инвестиционного развития есть определенные вызовы, на которые мы должны найти решения. И мы смотрим не только малазийский опыт. Адаптивность у нас того или иного стороннего продукта и опыта зависит от того, насколько похожи исходные точки. Те вызовы, которые стояли перед ними, например, в мониторинге инвестиционных проектов, такие же, как у нас. Сегодня для нас очень важно из всего большого выбора удачных практик определить то, на чем Татарстан будет концентрироваться. От этого зависит привлечение инвестиций в республику, в том числе внутренних – наш бизнес тоже должен понимать, в каком направлении ему двигаться», - прокомментировал глава АИРа РТ.
«МЫ ХОТИМ СТАТЬ БОГАТОЙ СТРАНОЙ – ДЛЯ ВСЕХ И НАДОЛГО»
Оказывается, ментально малазийцы не так уж страшно далеки от татарстанцев. При том, что у них, по словам Тана, около 40% ВНП дает такая высокотехнологичная отрасль, как производство комплектующих для электроники, одной из проблем национального масштаба является загрязнение мусором и сточными водами Реки Жизни в столице страны, Куала-Лумпуре (на фото, которые продемонстрировал Тан, это настоящая Река Мусора – даже воды не видно! – авт.). Их также беспокоит проблема коррупции и преступности.
Однако в Малайзии достижение собственного «экономического чуда» к 2020-му году или даже на пару лет раньше - не пафосная самоцель, понятная лишь разработчикам программы ETP, а улучшение качества жизни в стране, прежде всего, рост реальных доходов граждан. В том числе экспатов, как неоднократно в ходе семинара отмечали спикеры, в Малайзии приветствуют приход иностранного интеллекта и финансов, хотя бы тем, что здесь разрешено создавать компании со 100-процентным иностранным капиталом. «Новая экономическая модель призвана превратить Малайзию в богатую страну для всех и на долгое время», - подчеркнул в ходе доклада Тан.
Главной задачей «Видения-2020» - малазийской стратегической программы экономического развития (ETP) - является достижение к 2020-му году ежегодного дохода на душу населения в размере не менее $15 тыс. (или, в переводе на рубли, около 40 тыс. «целковых» в месяц – неплохо по российским меркам! - авт.), ежегодного 6-процентного роста ВВП и создание более 3 млн. рабочих мест. Собственно, по грандиозности поставленных задач российская «Стратегия-2030» может дать фору малазийской, однако в части эффективности реализации, похоже, юго-восточные коллеги уже дают нам фору.
«СРЕДНЕДУШЕВОЙ ДОХОД ЗА ПЯТИЛЕТКУ ВЫРОС ВДВОЕ»
Как рассказал Тан, в рамках стратегии в Малайзии определены 6 основных направлений государственного реформирования. На переднем фронте – борьба с коррупцией и преступностью, сокращение нищеты, улучшение образования, сельской инфраструктуры и системы общественного транспорта. Кроме того, в качестве приоритетных выделены 12 отраслей экономики, развиваемых с позиции кластерного подхода. В их числе спикеры особо выделили сельское хозяйство. По их словам, именно эта отрасль является источником тысяч рабочих мест. «Проблему села» в Малайзии решают за счет развития сельской инфраструктуры. Как отметил Тох, данная реформа затронула свыше 4 млн. малазийцев, живущих в сельской местности.
Малазийские эксперты убеждены, что поставленные к 2020-му году задачи буду достигнуты раньше, к году 2018-му. Чем-то напоминает советскую «пятилетку в три года», тем более что в Малайзии планирование действительно идет по пять лет, сейчас действует так называемый 10-й пятилетний план, хотя намеренное использование опыта СССР малазийские спикеры отрицали. При этом главный показатель эффективности программы, среднедушевой доход, за последние пять лет вырос вдвое – согласитесь, веский аргумент, чтобы поверить в успех кампании. Такими же темпами в Малайзии снижают дефицит бюджета: в 2009-м году – 6,6%, в 2012 – 4,5%. На этом фоне задача достичь абсолютно бездефицитного бюджета к 2020 году (а, может, и раньше) не кажется надуманной. При этом ВВП вырос на 5,6%, рост пришелся на период глобального экономического кризиса, когда, например, в Тайване ВВП увеличился лишь на 3%, в Сингапуре – на 1,3%.
Предмет особой гордости малазийцев – резкое снижение индекса преступности, который с 2006 по 2009 год (то есть до создания PEMANDU - авт.) демонстрировал постоянный рост. Причем, по словам Тана, среди преступлений доминировали кражи, угоны и другие криминальные инциденты ради мелкой наживы. Однако уже в 2010-м году индекс преступности упал на 15%, за 2011 сократился еще на 11% и продолжает идти вниз.
«У НАС МНОГО ХОРОШИХ ЭЛЕКТРОНЩИКОВ, НО ОНИ В ОСНОВНОМ РАБОТАЮТ В АМЕРИКАНСКИХ КОМПАНИЯХ…»
В рамках программы экономической трансформации ETP в Малайзии за два последних года реализовано 149 проектов с инвестициями более чем на $70 млн., поступления в ВНП от них составили $45,9 млн., создано свыше 400 новых рабочих мест. При этом 15 наиболее крупных проектов реализованы в таких областях приложения инноваций, как производство полупроводников, солнечная энергетика, энергосберегающие технологии и промышленная электроника. Как отметил Тан, основным показателем инвестиционной привлекательности страны стал рост частных инвестиций на 25% в год, а также увеличение объема капитализации рынка с 340 млн. до 1,46 трлн. ринит. Акцент сделан и на создании новых рабочих мест. «Как ни парадоксально, у нас много хороших электронщиков, но они работают в основном в американских компаниях», - поделился спикер. Просто дежавю какое-то…
«Все, что я вам показал сегодня, подтверждено оценкой аудиторов Price Waterhouse Coopers, а также мнением авторитетных экспертов», - подчеркнул Тан. В подтверждение этой мысли коллега Тана - Тох - во второй части семинара сосредоточился на практических деталях технологии быстрого достижения результатов, где значительная роль отведена ведомственному и общественному контролю (именно здесь прозвучали пресловутые KPI – индикаторы оценки эффективности работы чиновников, которые пока экзотичны для татарстанской среды, но все чаще проскальзывают в выступлениях Якупова – авт.). «Люди могут выполнить то, что вы ожидаете. Но выполнят то, что вы проверяете», - подчеркнул спикер. Тох также рассказал о практике выработки решений в рамках рабочих групп, когда экспертов от власти и бизнеса объединяют в команду и «закрывают» на 6 недель для выработки креатива.
Участники семинара явно находились под впечатлением от услышанного и даже не источали традиционный скепсис. Поэтому сессия «вопрос-ответ» стала не менее увлекательной и объемной, чем сам семинар.
«В КАЖДОМ ПОЛИЦЕЙСКОМ УЧАСТКЕ – КНОПКА, И ГРАЖДАНИН НАЖИМАЕТ, ДОВОЛЕН ОН ИЛИ НЕ ДОВОЛЕН РАБОТОЙ ПОЛИЦЕСКОГО…»
Первый вопрос аудитории прозвучал так: «У вас было указано 6 приоритетов, но среди них нет медицинского и пенсионного обеспечения. Неужели в Малайзии не уделяют этому внимания?» (при этом по рядам прошелся смешок – мол, в Малайзии легко быть здоровым – авт.). Тан пояснил, что медицина не была выбрана в приоритеты потому, что она здесь уже well-class (высококлассная – англ.). «Мы – страна, в которой весь мир поправляет здоровье», - с улыбкой прокомментировал спикер. Однако он подчеркнул, что частное здравоохранение становится одним из приоритетных направлений развития малазийского бизнеса и, соответственно, экономического роста страны. Что касается пенсионного обеспечения, в Малайзии обязательные пенсионные отчисления в государственный ПФ производят как работодатель, так и сам работник – практически в сопоставимом объеме, при этом совокупная (!) ставка составляет 23%. Кроме того, по словам Тана, в рамках ETP значительное внимание уделено стимулированию развития сектора частных пенсионных фондов, в которых заинтересован бизнес.
Затем спикера спросили о кадрах – как, мол, решаете проблему по мере стремления к «экономическому чуду». Тан ответил, что в стране сосредоточились на интеллектуальной составляющей рабочей силы: «Достичь среднего уровня доходов несложно – достаточно просто больше производить. Но если вы хотите скакнуть со среднего сразу на высокий уровень благосостояния, вам следует перестать делать то, чем заняты все остальные». По нанотехнологии, на которые сегодня с той же целью делают ставку в России, малазийский эксперт не распространялся, но провел параллели с Татарстаном, напомнив, что «у вас, как и у нас, ограничены ресурсы».
Любопытным спикеру (но закономерным в свете российских реалий – авт.) показался вопрос об объективности показателей снижения индекса преступности - нет ли приписок и нужным образом интерпретированных данных? «Потрясающий вопрос! Вы говорите, как настоящий малазиец», - польстил вопрошавшему Тан. Спикер не стал отрицать, что подобные «особенности национальной статистики» проявляются и в Малайзии, но пояснил, что намеренное искажение ситуации было бы заметно общественности. «Главное – это анализ обратной связи со стороны граждан. Если преступность падает, но также падает и удовлетворенность жизнью, значит, есть проблема. У нас на каждом полицейском участке установлены кнопки «доволен-недоволен», на которые жертва преступления может нажать в зависимости от удовлетворенности полученной защитой», - отметил спикер.
Кроме того, нашу аудиторию заметно «задела за живое» рекомендация Тоха «держаться поближе к распределителям государственного финансирования, в частности, к минфину». Слушателей семинара чрезвычайно интересовало, как именно «держатся поближе» малазийские коллеги. Судя по выражению лица Тоха, он был несколько обескуражен, когда ему по этому поводу задали сразу несколько вопросов подряд, в том числе в части бюджетных корректировок. «Мы видим, что финансирование этих масштабных проектов не обязательно привязано к планке 2020-го года, как правило, идет пятилетнее планирование. Проекты часто накладываются друг на друга. Кроме того, у нас есть такой двухлетний переходящий план, который мы используем для управления бюджетным финансированием», - постарался объяснить этот аспект малазийский спикер. Отвечал он долго и обстоятельно, ему помогал коллега, однако корреспонденту «БИЗНЕС Online» показалось, что аудитория не совсем удовлетворилась объяснением.
«ПО СТАРТОВЫМ ПОЗИЦИЯМ НАМ С МАЛАЗИЙЦАМИ СОТРУДНИЧАТЬ НАИБОЛЕЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНО»
Эксперты и участники семинара по-разному оценивают рекомендации малазийцев.
Айрат Гимадутдинов – генеральный директор ООО «Аудэкс»:
- Я первый раз на таком семинаре. В Малайзии не был, но теперь захотелось побывать. Темпы развития впечатляют, как и организация менеджмента на уровне государства. Своеобразные критерии, цели поставлены и отслеживается их достижение в наиболее важных отраслях. Международными аудиторами одобрена программа малазийской экономической трансформации как эффективное решение для экономики. Как я понял спикера, результаты соответствуют ожиданиям.
Рафаэль Хакимов - вице-президент АН РТ:
- Тут очень конкретно надо смотреть. Вообще, любой опыт один к одному не переносится, это всегда выборочно. У каждой страны есть свой уровень, своя культура профессиональной подготовки в той или иной сфере. В Малайзии есть хороший опыт Большого Куал-Лумпура, там работают менеджеры международного уровня, в основном китайцы, которые отлично умеют продвигать продукцию на рынок. Именно этого опыта нам очень не хватает – допустим, хорошие изделия, а мы не умеем их продавать. Но это не перенос опыта, а, скорее, обучение наших.
В любом случае изучать их опыт нужно, поскольку в последние годы Малайзия сильно продвинулась. И под боком у них Сингапур, как хороший пример. А в части эффективности государственного управления Россия очень отстала. Сразу взять немцев – ну, я не уверен, что мы сможем как они работать, для этого надо быть немцами. А те переходные общества, развивающиеся, они вполне могут нам пригодиться, поскольку они тоже учатся у Запада, но учитывают стартовый свой уровень.
Рустам Вахитов – руководитель департамента налогового консультирования компании International Tax Associates B.V.:
- Я бывал в Малайзии, правда, с кратковременными деловыми визитами. Это очень комфортная страна для проживания, здесь чувствуется высокий уровень сервиса. Если приехать в соседнюю Индонезию – небо и земля, Малайзия гораздо более прогрессивна, чем другие страны региона.
Насколько я знаю, Линар Якупов довольно долго жил в Малайзии, не вижу причин не доверять его оценке в этих вопросах. Я вообще сторонник имплементации удачных решений. Вот вам понравилась идея с оценкой компетентности работников полиции? Это довольно просто у нас внедрить, хотя, возможно, нашим и не особо интересно этим заниматься. Сама по себе идея применения каких-либо успешных инструментов из сторонней практики удачная.
Вилора Авилова– заместитель председателя правления ТПП РТ, завкафедрой КНИТУ:
- В рамках КНИТУ мы проводили научную школу, где были два очень ярких малазийских профессора-химика, в том числе руководитель химического общества в Малайзии. И вот тогда мы поняли, как глубоко и фундаментально они ориентированы на инновации. Сегодняшний доклад – блестящий, очень структурированный показ, как коммерциализация инноваций дает очень серьезные экономические результаты.
Когда я была в Малайзии, я ощутила, как сильно сейчас эта страна конкурирует с Сингапуром. По ментальности, по взаимодействию людей, мне ближе малазийская концепция – она более социально-ориентирована, ближе к менталитету нашей страны. И по стартовым позициям нам с малазийцами сотрудничать наиболее целесообразно.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 24
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.