ЦЕНА ВОПРОСА – СБЫТОВАЯ НАДБАВКА

Информация о том, что компания может предпринять неординарный шаг для удержания своих крупных потребителей, просочилась еще за несколько недель до принятия официального решения.

30467.jpg
Хамза Багманов заметил, что такие шаги «Татэнергосбыта» вполне закономерны

Еще в начале февраля на совместной коллегии минпромторга и минэкономики заместитель министра промышленности и торговли РТ (курирует ТЭК) Хамза Багманов сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что ему известно о планах «Татэнергосбыта». Багманов заметил, что министерство не влияет на то или иное решение компании, однако очевидно, что такие шаги «Татэнергосбыта» вполне закономерны, так как «они уже потеряли нескольких крупных потребителей, поэтому им давно нужно было что-то предпринимать радикальное. При таких «перспективах» речь может идти в том числе и о снижении необходимой валовой выручки - НВВ. А это может в дальнейшем отразиться на других потребителях», - высказал свою точку зрения замминистра.

В минувший четверг на заседании совета директоров «Татэнергосбыта» под председательством премьер-министра РТ Ильдара Халикова было принято окончательное решение о создании альтернативной сбытовой компании – с долями «Татэнергосбыта» и акционера компании – ОАО «Связинвестнефтехим».

 Это подтвердил в интервью газете «БИЗНЕС Online» и директор компании Рифнур Сулейманов.

– Рифнур Хайдарович, с какой целью создается данная компания?

– Всем известно, что гарантирующий поставщик не всегда может обеспечить для потребителя  желаемые ценовые условия, порядок оплаты и учесть другие пожелания по обслуживанию. Его деятельность жестко регламентирована действующим законодательством, в том числе в вопросах ценообразования. В то же время гарантирующий поставщик сегодня является гарантом энергоснабжения всех потребителей региона, и это, на самом деле, очень даже неплохо – меньше рисков у потребителя. А для крупных потребителей с этого года сбытовая надбавка снижена и стала достаточно конкурентоспособной. Ведь именно из-за сбытовой надбавки зачастую у потребителей возникают основные вопросы по смене энергосбытовой компании.

– Что это даст потребителям, особенно крупным предприятиям?

– Энергосбытовая деятельность в отношении поставки электроэнергии юридическим лицам становится все более конкурентной. Мы считаем, что создание новой компании в данных условиях в полной мере отвечает вызовам сегодняшнего дня. Компания будет создана в ближайшее время. Прежде всего хотелось бы отметить, что одной из главных задач в ее будущей работе будет оказание помощи новым потребителям – инвесторам, именно для обеспечения всех условий по поставке электроэнергии для развития их бизнеса на территории республики. Также альтернативная энергосбытовая компания призвана обеспечить потребителям – юридическим лицам – более гибкие ценовые условия, например, по фиксации цены на определенный период, оказанию дополнительных услуг. Компания будет заниматься, по сути, поиском резервов для экономии потребителями своих расходов на электроэнергию как с ценовой точки зрения, так и с технологической. Это совместная работа.

– Как повлияет создание альтернативного сбыта на рынок электроэнергии в Татарстане?

– На первых порах кардинального влияния, на наш взгляд, создание новой компании на рынок республики не окажет. Мы знаем, какие предложения поступают со стороны наших конкурентов в адрес потребителей, как они пересматриваются уже после подписания договоров, знаем, что иногда потребители начинают переплачивать. Мы такое, конечно, не приветствуем. И будем стараться работать по высшим стандартам.

– Дочерняя структура будет самостоятельным звеном или являться подразделением компании? И какие резервы будут направлены на ее функционирование?

– Что касается вопроса, за чей счет это все будет создаваться, то здесь нужно четко прояснить следующее. "Татэнергосбыт" заинтересован в сохранении своей клиентской базы, и все развитие работы новой компании будет только за счет собственных средств компании без какого-либо удорожания для потребителя. Как и везде, в любой бизнес нужно вкладываться, и мы это понимаем. Новая компания будет самостоятельным звеном и будет работать напрямую со своими клиентами, при этом плотная работа с гарантирующим поставщиком, как мы считаем, станет основным конкурентным преимуществом как новой компании, так и гарантирующего поставщика.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ТЕХ, КТО СМОТРИТ «НА СТОРОНУ»

Напомним, что компания «Татэнергосбыт» является единственным гарантирующим поставщиком электроэнергии в Татарстане. В числе ее потребителей одними из самых выгодных клиентов – не только по объемам приобретаемой электроэнергии, но и по меньшим затратам на их обслуживание – являются крупные промышленные компании.

Однако в последнее время крупный бизнес с энергоемким производством стал устремлять свои взоры в сторону независимых сбытов, предлагающих им более низкие сбытовые надбавки, либо – на оптовый рынок электроэнергии в качестве самостоятельных покупателей. 

Зеленодольский завод POZIS – одно из предприятий, что планирует выйти на ОРЭМ в качестве  покупателя уже в ближайшее время. Однако, по словам главного инженера завода Игоря Драгунских, если гарантирующий поставщик для промышленных предприятий разработает специальные предложения, то они могут заинтересовать тех клиентов "Татэнергосбыта", которые сейчас планируют работать с независимыми сбытами. В свое время именно отсутствие гибкости в ценовых вопросах побудило завод уйти к независимому сбыту. «Это, конечно, коммерческий вопрос, но если несколько миллионов платишь в год за электроэнергию, естественно, даже небольшая скидка становится  существенной для предприятия», - пояснил главный инженер.

Газета «БИЗНЕС Online» обратилась в НП «Совет рынка» (некоммерческое партнерство «Совет рынка» осуществляет контроль над функционированием оптового рынка электроэнергии и мощности в соответствии с федеральным законом №35 «Об электроэнергетике») с просьбой прокомментировать создание новой структуры у гарантирующего поставщика в РТ и ситуацию на розничном рынке электроэнергии в целом. Однако в НП хоть и выразили готовность ответить на вопросы издания, но сослались на чрезвычайную занятость всех специалистов. Тем не менее в неформальной беседе с журналистом газеты один из сотрудников сообщил, что с недавнего времени совет рынка старается избегать комментариев на тему всего, что касается системы гарантирующих поставщиков. Причина – шквал банкротств среди официальных сбытов.

И действительно, только за последние несколько месяцев статуса субъекта оптового рынка лишились сразу несколько ГП. К примеру, наблюдательный совет НП «Совет рынка» в январе прошлого года принял решение о лишении статуса субъекта оптового рынка электроэнергии в отношении 6 организаций - гарантирующих поставщиков (ГП) - ОАО «Брянскэнергосбыт», ОАО «Ивэнергосбыт», ОАО «Курскрегионэнергосбыт», ОАО «Омскэнергосбыт», ОАО «Орелэнергосбыт» и ОАО «Пензаэнергосбыт». Уже в феврале нынешнего года ОАО «Тулаэнергосбыт» лишено статуса гарантирующего поставщика в Тульской области, аналогичная участь постигла компанию «Колэнергосбыт» в Мурманской области. Причиной тому стали долги компаний перед оптовым рынком и сетевыми организациями. «Колэнергосбыт», к примеру, задолжал свыше 4,5 млрд. рублей. 

ИДЕЯ ВЫЗЫВАЕТ ВОПРОСЫ

На фоне своих не совсем удачливых коллег "Татэнергосбыт" выглядит достаточно стабильно. Однако очевидно, что судьба вышеуказанных сбытов серьезно озаботила татарстанского гарантирующего поставщика, видимо, поэтому компания активизировалась именно сейчас.

С другой стороны, не совсем понятно, каким образом будут выделяться преференции для особо избранных потребителей? И за счет чего произойдет демпинг цены одного сбыта перед другим?

По мнению ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, сама идея вызывает больше вопросов, чем ответов.

«Например, насколько юридически корректна данная идея и насколько она обоснована с экономической точки зрения. Ведь фактически компания создает конкурента самому себе! С соответствующим уменьшением объема выручки и прибыли, то есть это как раз тот случай, когда не факт, что сумма выручек двух компаний будет равна выручке прежней целой компании, - полагает эксперт. – С другой стороны, не ясно, какая из двух компаний сохранит за собой статус гарантирующего поставщика и как вообще планируется строить взаимоотношения и с НП «Совет рынка» и с другими регуляторами, а также с остальными игроками рынка электроэнергетики. Есть вопросы и по экономике проекта, ведь если компания собирается снизить сбытовую надбавку, то она фактически уменьшает свои доходы. А во-вторых, возникает закономерный вопрос: почему компания не может сделать это сейчас?»

Непонятно эксперту и то, как и с кем будет работать после разделения «старая» компания, какие будут структуры у каждой из них, сколько сотрудников перейдут в новую структуру, а сколько останутся в «старой», кто будет акционером новой компании и так далее. «Способов сохранения выручки не так много, но они есть, – уверен Баранов. – Это привлечение новых клиентов, уменьшение издержек компании, повышение эффективности ее деятельности, развитие связанных с основным бизнесом продуктов и сервисов. Но если суммировать, то сейчас целесообразность создания новой структуры не ясна, как не до конца ясны и предпосылки для этого. Возможно, что по мере того, как эта идея будет реализовываться, многое станет ясно».

Впрочем, насколько эффективной окажется идея, покажет время. Как сообщил Сулейманов, работа новой компании в течение 2013 года будет проводиться в тестовом режиме: «Мы не хотим делать поспешных шагов в работе, а еще не хотим обещать потребителям бесплатную электроэнергию. Главная наша задача – четкое понимание потребителями своих резервов экономии как в работе с гарантирующим поставщиком, так и, возможно, в работе с новой компанией».