АВТОВАЗ: НОВЫЕ ПОТЕРИ НА РАСТУЩЕМ РЫНКЕ

Для начала оговоримся, что в своих умозаключениях мы опираемся на статистические данные, которые предоставлены нашим постоянным партнером – ведущим московским аналитическим агентством «Автостат». Итак, по итогам 2012 года автолюбители РТ приобрели 122 475 новых автомобилей, что на 6,7% больше в сравнении с 114 814 авто по итогам 2011 года. Рывком это назвать сложно, но участники рынка весь год предсказывали, что рост будет умеренным, так как рынок уже отыграл глубокое кризисное падение.

Для сравнения: в России по итогам 2012 года продано 2,935 млн. легковых и легких коммерческих автомобилей. Таким образом, побит рекорд 2008 года (2,918 млн.). Об этом сообщил председатель комитета автопроизводителей ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Йорг Шрайбер. Прирост к 2011 году составил 11%.

Правда, здесь надо отметить разницу в методологии «Автостата» и АЕБ. Дело в том, что отчет АЕБ включает в себя и легкие коммерческие автомобили, где главенствуют именно зарубежные бренды. В РТ иностранцы прибавили 15,8%, а скромная динамика легкового сегмента в целом обеспечена спадом (-5,9%) спроса именно на отечественные марки.

Абсолютный лидер популярности - LADA - потеряла 5,2% - с 46 401 единицы за 2011 год до 43 998 единиц за 2012 год. Основным драйвером снижения спроса стало завершение программы утилизации.

Мы отмечали в рейтинге по итогам 9 месяцев 2012 года, что лидерство Granta в модельном ряду АвтоВАЗа очень шаткое: за три квартала 2012 года отрыв народного вазовского седана от Kalina в кузове «универсал» составил всего один автомобиль! Свою роль сыграли проблемы с дилерами (с завышением цен и принуждением к допопциям при ажиотажном спросе) и нехватка автозапчастей, да и не такой уж большой ценовой разрыв комплектации «норма» в сравнении с проверенной и обкатанной Kalina.

Авторейтинг-РТ-по-итогам-2012-года.jpg

Объемы приобретения отечественных и зарубежных брендов на рынке РТ, ед.

Тем не менее АвтоВАЗу в конце 2012 года удалось преодолеть проблемы продвижения новинки, и Granta захватила персональное лидерство с результатом 9 895 единиц.

Заметим, что если суммировать итог по семейству Kalina (модели «1117», «1118» и «1119»), то автолюбители РТ приобрели 15 079 автомобилей, лидером семейства выступает вариант в кузове «универсал» (модель «1117»). Для сравнения: суммарно из серии Samara было приобретено 8 038 единиц, и львиная доля пришлась на модель «2114».

А вот спрос на «классику» практически иссяк с завершением программы утилизации. Так, за 2012 год моделей «2107» было приобретено всего 594 единицы, что в 5,6 (!) раз меньше, чем в 2011 году.

Подчеркнем, что отрицательная динамика АвтоВАЗа обусловлена снижением спроса именно в районах РТ, так как в той же Казани по итогам 2012 года был зафиксирован прирост.

KIA ОБОШЕЛ RENAULT

Обратимся к иномаркам. Нельзя не отметить, что KIA прибавил 41,6% - с 5 419 единиц за 2011 год до 7 675 единиц за 2012 год, в итоге обошел обладателя «бронзы 2011» - RENAULT. При этом модель RIO c результатом 3 719 единиц претендует на звание народного авто для РТ (если не принимать во внимание модели АвтоВАЗа).

Доли-ведущих-брендов-на-рынке-РТ-по-итогам-2012-года.jpg
Доли ведущих брендов на рынке РТ по итогам 2012 года

Впрочем, у французской народной марки свой прорыв на нашем рынке. Ей удалось зайти в сегмент бюджетных кроссоверов со своим Duster. По итогам 2012 года кроссоверы разошлись в РТ тиражом 1 943 единицы, что уже сопоставимо с результатом 2 558 единиц его главного конкурента - CHEVROLET Niva.

Что касается CHEVROLET, хоть он и удерживает пальму первенства среди иностранных брендов, стоит отметить небольшое падение спроса: -1% до 10135 единиц. В модельном ряду CHEVROLET произошли рокировки: морально устаревший Lacetti уступил место более просторному Cruze. При этом кроссовер Niva из года в год пользуется устойчивым спросом, подтвердив и по итогам прошлого года извечную любовь россиян к доступным машинам с повышенной проходимостью.

Отметим, что взрывной рост продемонстрировал немецкий «народный» бренд. VOLKSWAGEN прибавил 89,3% - с 3 024 автомобилей в 2011 году до 5 723 автомобилей в 2012 году. Это лучший показатель в ведущей 10-ке. Бестселлером стала модель Polo с результатом 3 237 единиц. Таким образом, своим Polo Sedan VOLKSWAGEN попал в яблочко или, если угодно, в самое сердце наших автолюбителей.

Ведущие модели Топ-10 брендов РТ

Ведущие-модели-Топ-10-брендов-РТ.jpg

Отдельно стоит сказать, что Ford во второй половине 2012 года все-таки раскрутил свой третий Focus в Татарстане и прибавил 24% до 3 488 единиц по итогам 12 месяцев. Напомним, что к продвижению данной марки в третьем квартале 2012 года подключился такой серьезный игрок авторынка РТ, как «АКОС». По всей видимости, у FORD не за горами возвращение в десятку самых популярных.

Говоря про перспективы Ford, нельзя не затронуть завод в ОЭЗ «Алабуга», который выпускает, наряду с коммерческими авто, обновленный кроссовер Kuga. Так, отвечая недавно на вопрос корреспондента “БИЗНЕС Online” о преимуществах Ford в сегменте кроссоверов, президент Ford-Sollers Тед Каннис заявил, что Kuga признана самым безопасным внедорожником и в Европе, и в Америке, хотя ряд критериев оценки на этих континентах часто не пересекаются. В Америке есть два очень важных рейтинга безопасности - национальный рейтинг и рейтинг страховых компаний. И машина получила высшую оценку и там, и там.

Но на тот момент Каннис не озвучил очень серьезный агрумент: цена на новое поколение Kuga будет ниже (!), чем на предыдущее. Это весьма нестандартный ход, так как традиционно новые модели дороже не только из-за банальной инфляции, но и благодаря растущему числу опций в базе, новым технологиям, материалам, большей мощности и т.д.

ПАДЕНИЕ DAEWOO И FIAT

Нельзя не заметить, что титул «падение года» получил корейско-узбекский бренд Daewoo. Потери составили 27,6% - с 6069 единиц в 2011 году до 4392 единиц в 2012 году. Морально устаревшие Nexia и Matiz с трудом смогли удержать бренд на грани выпадения из нашего Топ-10.

Круто развернулся и итальянский FIAT: минус 69% до 371 авто по итогам 2012 года. Здесь сказались и сворачивание господдержки со стороны республики, и смена стратегии самого итальянского концерна по продвижению продукции на глобальном рынке.

Напомним, что тот же завод в ОЭЗ «Алабуга» со второй половины 2011 года работает с Ford, а не с Fiat.

Если проанализировать падение спроса на автомобильные бренды Subaru, Honda, Citroen, можно отметить общую черту – отставание с обновлением модельного ряда. Заметим, что даже запуск нового седана С5 не оказал достаточной поддержки Citroen. Свой вклад внесла, конечно, и инертность потребителей Татарстана, которые традиционно настроены прохладно к продукции данного бренда.

БРЕНДЫ КНР ПОДГОТОВИЛИ НОВЫЙ ПЛАЦДАРМ

Кстати, о скепсисе. Неудавшийся штурм рынка РТ недорогими моделями из КНР в первой половине 2000-х годов отнюдь не смутил автопроизводителей Поднебесной. Так, если вернуться в 90-е, то и к корейским брендам было скептическое отношение, как к копирующим продукцию японского и немецкого автопрома. Что видим сегодня – соотношение цена/качество на высоте, отменное обновление модельного ряда, выбор дилеров, сервис и даже амбиции покорить премиум-сегмент. Поэтому вполне закономерно с ростом качества продукции постепенно меняется отношение и к автомобильным маркам из Китая, которые трудно упрекнуть в стремлении угодить рынку.

Судя по результатам 2012 года, автолюбители РТ все-таки готовы свежим взглядом оценить богатый набор опций в базе по умеренным ценам. Так, Geely благодаря своим Mk и Mk Cross увеличил продажи втрое до 939 автомобилей в 2012 году. Очень существенным подспорьем оказался спрос на модель Emgrand от таксомоторных компаний. Яркий пример в Казани – «Такси 24».

«Вишневый» бренд Chery умножил объемы реализации на 4 до 826 единиц за счет своих седанов А13 и кроссоверов Tiggo. Great Wall, как горячие пирожки, продавал свои внедорожники Hover и удвоил продажи до 711 единиц по итогам 2012 года.

Динамика брендов КНР в РТ

Динамика-брендов-КНР-в-РТ.jpg

ПРЕМИУМ-ЛИДЕРЫ СТАВЯТ НА КРОССОВЕРЫ

Что касается сегмента класса «люкс», то в линейке баварского завода нашим автолюбителям больше всего пришлись по душе кроссовер X3 и компактный кроссовер X1. Бренд BMW в РТ прибавил 28,2% - с 935 единиц в 2011 году до 1199 единиц в 2012 году.

12 января текущего года член правления BMW Group Франк-Петер Арндт сообщил, что компания инвестирует около $900 млн. и добавит 300 новых рабочих на заводе в Спартанбурге, Южная Каролина, где уже в 2013 году будет выпускаться новая модель BMW X4. Если в двух словах о новинке, то это «младший брат» кроссовера Х6. Таким образом, баварцы перекрывают возможные модельные бреши в самом перспективном сегменте.

Отметим, что главная интрига 2012 года – это впечатляющее ускорение Audi на 53,1%, который буквально наступает BMW на пятки. При этом у автолюбителей Татарстана повышенным спросом пользовались опять-таки кроссоверы Q5 и Q3.

Маркетологи Audi стали позиционировать автомобили как динамичные, легкие, с передовыми технологиями и близкие к спорту. Разумеется, качество продукта также на высоте. Очень удачный дизайн: стильная светодиодная оптика, плавные линии без лишних нарочитых изгибов, свойственных многим азиатским брендам. Что тут сказать? Премиум-авто, не лишенный драйва и даже нот откровенного спорта, – это именно тот эффект, который в свое время принес пальму первенства BMW.

Что касается Mercedes, то складывается впечатление, что третье место вполне устраивает бывшего лидера в классе «люкс». Рост в 2012 году - только на 13,4%. При этом в основном за счет новенькой модели-кроссовера GLK-class, который стал у Mercedes хитом продаж. Второе место по популярности в линейке - за внедорожником M-class. Пока с приданием «свежести», легкости и спорта своим моделям у Mercedes дела идут не так успешно, как у коллег по премиум-классу. Вероятно, одна из причин отставания также в том, что в Казани уже в течение длительного времени сохраняется неясность относительно дилерства этой марки.

Хорошо в данном сегменте прибавил британский эксперт по внедорожникам Land Rover: плюс 56,3% - с 268 единиц в 2011 году до 419 единиц в 2012 году. Хит продаж – новинка, подтянутый стильный стремительный кроссовер Range Rover Evoque, на который пришлось 159 единиц (38% от всех покупок), еще 136 единиц (32%) на себя взял более сдержанный паркетник Freelander.

А вот поставщик роскошных внедорожников Porsche сбавил обороты - на 4,3%. Видимо, рынок ими уже пресытился. А тут еще и обещания войти на рынок внедорожников от других элитных марок. Так, Bentley весной представил модель exp 9F. Но дата выхода в серию пока не сообщается. Аналогично и Lamborghini заинтриговал обещанием выдать самый легкий и быстрый внедорожник. Даже новинку назвал Urus, словно заигрывая с падким на «проходимцев» российским потребителем.

Топ автомобильных брендов класса люкс в РТ

Топ-автомобильных-брендов-класса-люкс-в-РТ.jpg

«ЭТО БЫЛИ КАКИЕ-ТО ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ПРОДАЖИ»

Итоги автомобильного рынка в 2012 году газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали эксперты.

Михаил Котляров - коммерческий директор ГК «АКОС»:

- Важнейшими событиями минувшего года можно назвать начало производства Ford в Татарстане и, как следствие, переориентацию в правительственных закупках на эти автомобили, открытия новых дилерских центров в Казани и Набережных Челнах, которых было немало в 2012 году. Для нас, безусловно, событием было подписание дилерского соглашения с компанией Ford и окончание строительства центра Infiniti. Также событием для нас было то, что наш сотрудник, продавец Suzuki, занял первое место в России в профессиональном конкурсе среди своих коллег всех российских дилеров Suzuki. И вообще, наш центр Suzuki занял 2-е место среди всех региональных дилеров Suzuki по объему продаж. А центр KIA занял 2-е место среди 30 дилеров Поволжского региона по объему продаж.

Больше всего автомобилей продали центры Nissan и KIA. Существенно выросли наши продажи Mitsubishi. Стабильные продажи показывает Suzuki.

Общая доля продаж в кредит - 40 процентов. Но по массовым маркам ситуация другая: КIA доходит до 60 процентов, а Nissan - до 50 процентов. Однако такие высокие показатели продаж в кредит показываются в основном за счет корпоративных кредитных программ компаний-производителей. Такие корпоративные программы предлагают существенно более низкие проценты вплоть до 0 процента годовых. Конечно, все это не бесплатно: такие программы компенсируются за счет маржи дилера и производителя. Но для покупателя существенная выгода.

2013 год, по нашему мнению, станет годом новой Nissan Almera. Он должен стать новым бестселлером рынка автомобилей С-класса. Предположительно объем продаж в России составит не менее 60 тысяч автомобилей. Это автомобиль предлагает самый большой салон в своем классе и самые современные медиасистемы. Он сделан специально для России и будет производиться в России. Последние тестовые мероприятия для российских журналистов показали, что, как и было задумано, это самый лучший выбор для российской глубинки с дорогами плохого качества, суровой погодой и плохим бензином.

Сергей Чернов – заместитель генерального директора «КАН Авто»:

- В 2012 году шел процесс обновления модельного ряда практически по всем брендам. Рынок вышел на нормальные показатели после 2011 года, нормальные показатели - это значит, практически докризисные. Много было опасений по возможному новому кризису, который был разрекламирован в СМИ. Была высокая активность в августе, сентябре прошлого года, что привело к нехорошим последствиям в ноябре, декабре того же года, когда люди, немножко успокоившись, снизили эту активность. Август, сентябрь даже начало октября 2012 года – это были какие-то фантастические продажи с фантастическим трафиком.

Прошел Московский автосалон, где были обозначены новые вехи развития автопрома, не только российского, но и иностранного. Открылось достаточно много новых производств, по многим моделям это привело к снижению цены и перераспределению клиентской активности по различным брендам.

Лучшие результаты показали такие бренды, как LADA, Chevrolet и KIA. LADA выпустила две новинки, это Granta и Largus. Они созданы совместно с Renault-Nissan. По качеству они под контролем приемки данного альянса. LADA выходит с платформой Renault Logan. В прошлом году начал выпускаться Largus, этот автомобиль имеет настолько бешеный успех, что на него существует предварительная запись.

Что касается Chevrolet, то 2012 год - это обновление всего модельного ряда. Заявлены автомобили, которые должны будут прийти к нам уже в этом году, например, Malibu, Aveo и т.д.

То, что касается KIA, и тут очень много новинок, практически весь мобильный ряд обновлен. Кроме обновленного седана, есть обновленная Sportage и Sorento. Хит продаж – это все-таки Rio, поскольку он есть практически во всех комплектациях. KIA заявила о себе еще и в премиум-сегменте, это автомобиль Quaris. Его презентация проходила здесь у нас, в Казани, и вызвала нешуточный интерес со стороны потенциальных покупателей.

Доля автомобилей, приобретенных в кредит, несколько упала. Сегодня уже около 60 процентов авто приобретается за «наличку». На мой взгляд, это связано с кризисом. Люди решили вкладывать деньги, которые лежали у них под подушкой или в банке, в автомобили, квартиры.

Давать долгосрочные прогнозы я сегодня не возьмусь, говорить о том, что нас ждет в 2013 году, сложно. Процессы в мировой экономике не закончены. Европейский кризис воздействует на все сферы экономики, и это дает свои плоды. Снижение трафика продаж не критично, порядка 10 - 15 процентов.

АвтоВАЗ прекратил выпускать «классику», закончив тем самым производство автомобилей в доступном сегменте. Постепенно выводят LADA Samara из производства, произошло некое перераспределение автомобилей между волжским и ижевским заводом, который вошел в группу АвтоВАЗ. Все эти процессы привели к тому, что первоначально не хватало Granta, а сейчас - Largus.

Плюс ко всему та целевая аудитория, которая ранее покупала автомобили АвтоВАЗа, не готова к тому, что его продукция становится европейского качества и с европейскими комплектующими. У АвтоВАЗа появляются такие опции, как АБС, датчики дождя, датчики света - то, что присуще иномаркам. Многие покупатели просто не понимают, зачем им это нужно, хотя эти требования пассивной, активной безопасности существуют во всем мире. Это тоже приводит к тому, что покупатели задумываются – приобретать им поддержанный автомобиль или новый.

Поэтому активность на рынке новых автомобилей несколько упала, и выросла активность на вторичном рынке. АвтоВАЗ постепенно выходит на нормальный уровень, его продукция мало чем отличается от иностранных марок. То, что касается Largus, я думаю, что ситуация нормализуется. Иностранные поставщики комплектующих для АвтоВАЗа оказались не готовы к таким объемам, поскольку изначально не была определена потребность в Largus. Сегодня очевидно, что поставщикам нужно наращивать объемы, модернизировать производство, а это не такой быстрый процесс. Думаю, ближе к лету автомобиль будет поставляться в дилерскую сеть в нормальных объемах.

В мае АвтоВАЗ меняет Kalina на Кalina-2 – этот автомобиль стал хитом еще до начала производства. Внешне он напоминает прежнюю Kalina, но это другая машина. Цена нового автомобиля не сильно отличается от той Kalina, несколько дороже, плюс огромное количество комплектации. В ней будет японская автоматическая коробка передач, которая также стоит на Nissan, это придает особый шарм Kalina.

KIA достаточно много вкладывает в выявление потребностей клиентов. Максимальная «подгонка» автомобиля под реальные потребности потребителей – это причина успеха KIA.

На сегодняшний день в Chevrolet существует такая идеология, которую, кстати, применяет и KIA: средний срок вождения автомобиля своим владельцем – это 2 - 2,5 года. Если покупатель выбирает KIA Seed, то через два года он начинает задумываться о покупке нового авто. Какой он купит? Если ему предложить тот же KIA Seed в улучшенном качестве, он вряд ли уйдет. Он привык к этому автомобилю, для него это будет хорошим подспорьем. Обновление каждой модели в бренде - два года. Если происходит затяжка во времени, то, вероятнее всего, произойдет отток клиентов, возможно, как на этот же бренд, так и на другой автомобиль. Несколько снизился объем продаж Chevrolet, это связано с мощной рекламой других брендов на федеральных каналах. Маркетологи Chevrolet не смогли среагировать на это вовремя. Но это ситуация по России.

В Татарстане у нас другая ситуация. Республика сумела сохранить горизонтальную линию по продажам Chevrolet с некоторыми колебаниями. В России же произошло снижение. Но поскольку идет обновление модельного ряда и вскоре будет запущена новая серия рекламы, то позиции усилятся.

==table177==

Читайте также:

Самые популярные автомобили в Казани по итогам 9 месяцев 2012 года

Самые популярные автомобили в РТ по итогам 9 месяцев 2012 года

Рейтинг самых популярных автомобильных марок в Татарстане в первом полугодии 2012 года

Рейтинг самых популярных автомобилей в столице Татарстана по итогам первого квартала 2012 года

Рейтинг самых популярных автомобильных марок в Татарстане в первом квартале 2012 года

Рейтинг самых популярных автомобильных марок в Татарстане по итогам 2011 года