32.jpg
Новый шеф татарстанского арбитража появился на деловом завтраке вместе со своим первым заместителем Наилем Латыповым

«НИЧЕГО ЛОМАТЬ В ЭТОЙ ЧАСТИ Я НЕ СОБИРАЮСЬ. Я ЗА ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ»

Только что вступивший в должность председатель Арбитражного суда РТ Николай Новиков (указ о его назначении президент РФ Владимир Путин подписал 2 февраля) вчера провел первую на этом посту встречу с журналистами. Они были немало удивлены, получив приглашение на пресс-завтрак из приемной главы татарстанского арбитража. Особенно, если учесть, что это произошло уже на третий день работы в должности Новикова, которого представили самарских СМИ ранее характеризовали как закрытую персону, которая практически не проводит пресс-конференций.

Появившись перед журналистами, новый глава татарстанского арбитража заметно волновался. Но уже через считанные минуты, как только разговор зашел о профессиональных делах, от этого волнения не осталось и следа. «Это третий день моей работы в стенах Арбитражного суда РТ. Я уже успел ознакомиться с некоторыми материалами, которые были выпущены СМИ (легко догадаться, что речь шла в первую очередь о тексте из газеты «БИЗНЕС Online» - Who is Mr Новиков?). Там нарисовали мой портрет, дали такую закрытую характеристику, что я человек не публичный. Надеюсь развенчать эти домыслы и выстроить дружеский, неформальный диалог», - сразу заявил он.

По словам Новикова, формат встречи – деловой завтрак – был выбран неслучайно. Он отметил, что доступность и открытость судебной системы – одно из приоритетных ее направлений. «Эта работа без меня в татарстанском суде велась четко и безукоризненно. Ничего ломать в этой части я не собираюсь. Я – за открытый диалог. На мой взгляд, он сегодня должен быть очень откровенным», - продемонстрировал он свое согласие с «чужим уставом».

«Я ГОТОВ ОТВЕТИТЬ»

Рассказ о работе Новиков начал с комплиментов в адрес первого заместителя Наиля Латыпова, вместе с которым и появился на пресс-завтраке. В частности, он отметил, что последний длительное время исполнял обязанности председателя Арбитражного суда РТ: «За что я ему очень благодарен». Эта благодарность, как выяснилось, связана с тем, что Латыпов в течение времени, пока шла процедура назначения (а это был довольно продолжительный срок), «сохранил нормальную атмосферу работы» в суде и, как следствие, высокие показатели. Новиков охарактеризовал своего первого заместителя, как очень известную в системе арбитражных судов личность, профессионала высокого уровня и классного менеджера. «Он мне спину прикрывал своим товарищеским отношением», - выразил новоиспеченный председатель свое отношение к работе Латыпова за это время.

Несмотря на очень непродолжительное время работы в должности, новый председатель легко оперировал цифрами статистики татарстанского арбитража. «Я готов озвучить, что было в 2012 году», - сразу заявил он. Как выяснилось, в прошлом году в Арбитражный суд РТ было подано 35,7 тыс. исковых заявлений. Из них 15,4 тыс. - в административную коллегию и 20,3 тыс. - в гражданскую. По сравнению с 2011 годом число дел увеличилось на 11%. При этом в целом за истекший год судьи рассмотрели 41, 4 тыс. дел.

31200.jpg
«В больницу с травмами те люди, которые хотели повлиять на судебные решения, не попадали, но морально им был дан жесткий отпор»

«Нагрузка в татарстанском суде крайне высока - в среднем на судью приходится около 72 дел в месяц. При наличии сегодня в строю 62 судей - это колоссальная цифра», - констатировал Новиков.

Судя по всему, удовлетворили его и показатели отмены принятых решений вышестоящими судебными инстанциями. Так, в апелляционной инстанции число таких случаев снизилось до 1,05%. Процент дел, отмененных кассационной инстанцией, – «цифра, которая всегда очень будоражит» - еще меньше, ниже 1% (0,86% против 1,22% в 2010 году). «За сухими цифрами стоят люди», - резюмировал он.

Когда, интересуясь делами с применением упрощенного производства, кто-то из журналистов, предполагая, что «варяг» не в курсе, адресовал вопрос Латыпову, Новиков взял инициативу в свои руки: «Я тоже готов ответить». Как оказалось, по упрощенной процедуре в татарстанском арбитраже сегодня рассматривается до 40% поступающих дел.

Одним словом, Новиков производил впечатление уверенного в себе профессионала, который успел изучить работу недавно вверенного ему учреждения.

«ПРЕЗИДЕНТ ОСТАНОВИЛСЯ НА МОЕЙ КАНДИДАТУРЕ»

Довольно откровенно Новиков высказался и на тему его назначения в Татарстан: «Ближе к 50-летнему возрасту переезжать в очередной регион – этого, наверно, достаточно для того, чтобы ответить, хорошо это или плохо. Когда дети ходят один - в вуз, другая - в школу. Выстроились какие-то товарищеские отношения. И вдруг берешь и вольно-невольно перемещаешь. Для детей, на мой взгляд, это особенная травма. Для близкой половины - жены - тоже. Потому что за долгие годы появились друзья, товарищи. И переезжать на новое место - весьма проблематично».

«Это не мое желание», - подчеркнул он. «Я сюда не рвался, не говорил: "Возьмите меня!" Есть достойные кандидатуры в системе татарстанского суда, - сделал Новиков реверанс в сторону присутствовавшего Латыпова. - К сожалению, так случилось, что решение президента страны остановилось на моей кандидатуре».

Вместе с тем он отметил, что это была позиция в первую очередь руководства высшего арбитражного суда РФ: «Антон Александрович Иванов посчитал, что моя кандидатура будет здесь правильной, и этот вопрос в первую очередь надо адресовать ему». По словам Новикова, приняли его в Казани «по-татарски гостеприимно». «Пока каких-то колючих взглядов я на себе не испытываю», - добавил он.

ДЕЛА «ТОЛЬЯТТИАЗОТА» И СМАРТС

Всем известные «вехи биографии» Новиков озвучивать не стал. Но перечислил самые крупные дела, которые вел в Самарской области. По его словам, это те процессы, которые были на слуху на территории всей России. Одно из них – «кричащее» дело компании «Тольяттиазот», в котором речь шла о недействительности сделки и возвращении пакета государства в госсобственность.

«Процесс длительный, скандальный, с большими публикациями. С некими волнениями внутри судейского корпуса на тему предвзятости, заинтересованности», - охарактеризовал его он. Как отметил Новиков, точку в этом споре смог поставить лишь президиум высшего арбитражного суда РФ.

Вторым он назвал «скандальное дело СМАРТС», сказав, что процесс был объективным. Подтверждением этого является то, что решение «устояло» в президиуме ВАС. Хотя, судя по всему, копий было сломано немало: «Судья Юрий Разумов на страницах некоторых СМИ был обозначен как заинтересованный судья».

Как выяснилось, по поводу «больных» тем татарстанского арбитража Новикова уже ввели в курс дела. Так, он рассказал, что при первой же встрече с президентом республики Рустамом Миннихановым, тот с негодованием отметил, что бюджет республики недополучил колоссальное количество средств из-за недопонимания позиции по кадастровой стоимости земли.

Новый председатель напомнил, что сейчас в производстве Арбитражного суда РТ находится более 100 дел, связанных с кадастровой оценкой земли. «Конечно, это не очень сегодня устраивает республиканские власти, но, к сожалению, такова реалия судебных решений», - прокомментировал он свое отношение.

Упомянул и про банкротные дела, сказав, что сегодня в республике присутствуют весьма значимые процессы. Показал, что знаком с делом ОАО «ВАМИН-Татарстан», но комментировать его не стал, поскольку не имеет права.

Между делом Новиков нашел возможность похвалить Татарстан, вернее, его стабильную экономику: «У вас нет такого количества корпоративных споров, как в Самарской области».

«НА ДАВЛЕНИЕ РЕАГИРУЮ ЖЕСТКО»

Словно в продолжение темы новый шеф татарстанского арбитража рассказал, что на попытки оказать на него давление со стороны представителей власти и бизнеса реагирует «жестко». «В больницы с травмами те люди, которые хотели повлиять на судебные решения, не попадали, но морально им был дан жесткий отпор».

В этом смысле он высоко оценил решение председателя ВАС РФ Иванова размещать все обращения на адрес руководства суда на сайте. «Число таких обращений в процентном соотношении сразу сократилось в разы. И угроз такого рода, как «я из депутатского корпуса», стало значительно меньше», - отметил он.

Судя по всему, в татарстанском арбитраже поводы для давления тоже могут возникнуть. Как сообщил Новиков, он войдет во второй административный состав судебной коллегии, где рассматриваются дела, связанные с обжалованием действий-бездействий госорганов, налоговые споры и ряд других категорий.

ДВА ДНЯ РАБОТЫ - ДВЕ РЕФОРМЫ

Несмотря на преобладающее количество комплиментов, Новиков нашел возможность покритиковать, хотя и мягко, Арбитражный суд РТ за слабое владение электронными технологиями. «Мы вчера смотрели, как организовано рабочее время, чисто процедурный механический момент. Есть электронный документооборот. Из него документы переводят на бумажный носитель. Затем снова идет процесс сканирования и формирования дела в электронном виде. Наиль Анверович (Латыпов – ред.) уверяет, что для введения электронного судопроизводства нужно время. Не каждый судья, даже и с большим опытом, сразу перейдет к экрану компьютера. Документ надо пощупать, посмотреть подписи действительные или нет, печати», - рассказал он.

Но, как стало известно, Новиков уже наметил две реформы. Во-первых, планируется в ближайшее время перейти к электронному распределению судебных дел: «Сегодня в распределительной системе - каменный век». Это делается для того, чтобы освободить председателей судебных составов от дополнительной нагрузки по распределению дел: «Вся эта деятельность занимает не меньше, чем полдня». Кроме того, по его словам, будет понимание со стороны общественности, почему то или иное дело попало к этому судье, а не к другому. В итоге исчезнет и некая коррупционная составляющая. «Это будет автоматизированная система - все довольно прозрачно», - пообещал он.

«В конце концов, надо же нанотехнологии применять. Раз уже перешли к электронному судопроизводству, сам Бог велел перейти и к электронному распределению дел», - сказал он с легким укором. Тем более, по его мнению, практически вся судебная арбитражная система работает в этом режиме.

Кроме того, новый председатель озаботился вопросом формализованности судебных слушаний. «Исходя из практики работы татарстанского суда, я увидел следующее: судебные слушания идут буквально каждый день. Есть некое неудобство в плане подготовки к очередному судебному заседанию, подписанию судебных решений. Наконец, технической отправки этих решений». Он убежден, что необходимо ввести дни судебных слушаний, чтобы у судей был люфт во времени для подготовки к делам, у секретарей судебных заседаний – для отправки корреспонденции и формирования томов дела, у помощников – для подготовки проектов документов.

«Я не делаю скоропалительных выводов и через коллег не выношу этот приказ. Но такие консультации мы ведем», - сказал он. Председатель обрисовал, как это себе представляет. Три « судебных» дня в неделю, в которые будут слушаться дела. В то же время определенные дни недели будут отданы для подготовки к судебным заседаниям.

Судя по всему, отзывы о наведенном Новиковым на прежнем месте работы порядке имеют под собой основание. Нет никаких сомнений, что новый председатель наведет его и в татарстанском арбитраже.

«ИСЭНМЕСЕЗ, КЫЗЛАР»

К концу встречи Новиков настолько освоился, что обратился к журналистке татарского издания на ее родном языке: «Исэнмесез, кызлар». Это вызвало большое оживление у не ожидавших этого представителей СМИ.

И когда истекло отведенное для пресс-завтрака время, председатель не стал спешно покидать зал. «У нас есть еще пять минут. Я готов пожертвовать временем, чтобы продолжить такое теплое общение», - сказал он «акулам» пера. И опередил журналиста, который, по идее, должен был задать последний вопрос: «Самое маленькое дело? Сразу могу сказать – 87 копеек. А в Самаре было - 1 рубль и 2 копейки при сегодняшней себестоимости процесса в среднем в 7 тысяч рублей».

Напоследок журналистам даже удалось вызвать его на откровенность, которая, как показалось корреспонденту «БИЗНЕС Online», далась Новикову не без некоторой внутренней борьбы. На вопрос: «Насколько вы знакомы с татарским языком? Это весь ваш словарный запас?» глава татарстанского арбитража сначала ответил: «Юк, кызым». И уже после некоторой паузы добавил, что его жена – «хороший человек и чистокровная татарка, которая практически не знает родного языка». «Ее покойная бабушка разговаривала со мной на татарском», - раскрыл он секрет своих познаний.