DSC_0107.jpg
 

ЧЕМ ДАЛЬШЕ ОТ ЦЕНТРА, ТЕМ НИЖЕ РЕЙТИНГ

В первой десятке рейтинга оказались главным образом центральные регионы – на вопрос журналистов о том, есть ли зависимость между оценкой и удаленностью от Москвы (на последнем месте находятся Приморский Край, Сахалин и Чукотка), председатель правления Центра развития государственно-частного партнерства (эксперты которого и подготовили рейтинг) Павел Селезнев только развел руками, и отметил, что в цифрах отражена некоторая объективная реальность, которой нужно смотреть в глаза.

Что интересно, сами авторы в своих выводах довольно скептично говорят о лидере рейтинга - Санкт-Петербурге (который обгоняет ближайшего преследователя, республику Татарстан на целых 1,2 пункта, в то время как разрыв РТ с третьим номером рейтинга Воронежской областью всего 0,1 пункта: 6,6 против 6,5). Такое лидерство северной столице обеспечили не столько прозрачные правовые и организационные механизмы реализации проектов государственно-частного партнерства, сколько высокий кредитный рейтинг города (максимальный по стране), отмечается в резюме авторов.

Селезнев.jpg
Павел Селезнев

При этом, комментируя газете «БИЗНЕС Online» позицию Татарстана, Селезнев отметил, что республику в лидеры вывели высокие сбалансированные показатели по всем критериям оценки:

- У Татарстана по всем направлениям есть результаты, и что касается законов, и институционального развития, структур, которые занимаются развитием государственно-частного партнерства, и самое главное есть проекты. Татарстан занимает заслуженное второе место после Санкт-Петербурга. По всем критериям, Татарстан занимает лидирующую позицию (после Санкт-Петербурга), - отметил Селезнев.

В ОСНОВЕ МЕТОДОЛОГИИ - КРЕДИТНЫЕ РЕЙТИНГИ И РЕАЛИЗОВАННЫЕ ПРОЕКТЫ

Благоприятный климат для инвесторов в области государственно-частного партнерства оценивался по трем критериям:

- наличие отлаженной системы управления ГЧП-проектами;

- опыт реализации ГЧП-проектов;

- достаточный уровень кредитоспособности и информационной открытости региона.

При этом эксперты отмечают, что рейтинг сравнивает регионы не друг с другом, а с моделью «идеального публичного партнера». Наибольший вес в оценке имели второй и третий критерии (0,4 и 0,35 от общего балла).

Такое неравное распределение веса критериев объясняется тем, что часто распространен декларативный подход, и даже наличие правовой базы не гарантирует эффективное партнерство, кроме того, как правило, адекватная нормативно-правовая база – прямое следствие выполнения ГЧП-проектов, поэтому первый критерий имеет вес всего в 0,25 от общей оценки.

Опыт реализации проектов ГЧП, оценивался главным образом по числу проектов, а также их структуре, объему инвестиций и стадии реализации. При этом, один из экспертов, готовящих рейтинг, партнер Legal Capital Partners Юрий Туктаров отметил, что суммы, потраченные на те или иные проекты, во внимание не брались, поскольку это могло сильно исказить картину по регионам.

Туктаров.jpg
Юрий Туктаров

Инвестиционная привлекательность оценивалась исходя из кредитных рейтингов, как объясняют составители, этот критерий позволяет оценить способность региона привлечь, в том числе и частных иностранных инвесторов. При этом дополнительные баллы заслужили те регионы, чьи кредитные рейтинги были посчитаны несколькими агентствами. В этом эксперты видят показатель дополнительной мотивации субъектов РФ к открытости и привлечению частных инвестиций.

В ТАТАРСТАНЕ ИНТЕРЕСНАЯ ОСОБЕННОСТЬ – ЛИНЕЙКА ОТРАСЛЕЙ ОЧЕНЬ ШИРОКАЯ

Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» Туктаров, у Татарстана оказались сильные позиции по всем индикаторам, при этом какой-то прорывной позиции нет, сила республики – в разнообразии:

- У нас три составляющие: кредитный рейтинг, опыт и институциональная готовность, институциональная готовность – наличие нормативно-правовых актов, выделенных людей, министерств, ведомств, в РТ есть центр развития ГЧП, есть инфраструктура, есть кому позвонить.

Второе – опыт. Количество очень широкое, у нас даже был такой вопрос – оценивать регионы по разнообразию, потому что есть регионы, где например, сделают проект только в области ЖКХ и все, а в Татарстане, очень интересная особенность – линейка отраслей очень широкая. Начиная от медицины. Причем разного калибра: тепло, вода, школы, садики, образовательный сектор - отраслевое разнообразие очень хорошее.

И кредитный рейтинг на уровне Российской федерации, причем от двух рейтинговых агентств, все три компонента – они выполнены, - рассказал Туктаров.

rating2.jpg
 

НЕЛЬЗЯ СКАЗАТЬ, ЧТО УНИВЕРСИАДА ЯВЛЯЕТСЯ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИМ ФАКТОРОМ

150-.jpg
 

Рассказывая о том, что могло вывести республику в лидеры рейтинга Туктаров отметил, что при его составлении авторы не пытались разобраться в этих вопросах, однако отметил, два важных фактора – высокий культурный и предпринимательский уровень жителей республики, а также заинтересованность властей в ее развитии.

- Мы в причину не заходили, вот эта кредитно-рейтинговая оценка, почему у Татарстана трипл би (BBB +)? Можно взять отчет Standard&Poor's, Fitch и посмотреть: первое - это диверсифицированная экономика, машиностроение, химия, нефть, газ, наукотехнические отрасли, и сельское хозяйство, и стройка. Нельзя сказать, что Универсиада является системообразующим фактором. Есть еще культурологические предрасположенности к привлечению частных партнеров. В Татарстане такая бизнес-культура, бизнес-среда она очень хорошая. Люди достаточно образованные, доброжелательные. Во многих регионах сделки не идут по каким-то банальным причинам. У руководства Татарстана, что интересно, есть сфокусированность на развитии республики, а не на своем кармане, - рассказал Туктаров.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ: «ГОСУДАРСТВО? ПУСТЬ ЗАБУДЕТ, ЧТО МЫ ЕСТЬ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» разделились во мнении о том, насколько эффективно сотрудничество с государством. 

Татьяна Федорова - председатель правления союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности РТ:

- Действительно, государственно-частное партнерство существует, но в ключевых отраслях. На сегодняшний день это нефтехим, строительство. То, что Татарстан занял одно из лидирующих позиций в рейтинге, вполне заслужено, если сравнивать республику с другими регионами. Но если говорить в целом, то в Татарстане уровень государственно-частного партнерства достаточно невысок.

Конечно, мы стали бы участвовать в проектах государственно-частного партнерства на территории республики, если бы они были связаны с промышленностью. Преимущество этого в том, что государственно-частное партнерство подразумевает оказание поддержки тому или иному проекту. Правда, не знаю, много ли преимуществ удастся извлечь. Наша республика уделяет внимание только ключевым отраслям… Малый и средний бизнес не пользуются популярностью.

Радик Гафуров - президент ассоциации мусульман предпринимателей РТ:

- К рейтингам отношусь недоверчиво. Здесь мы заняли такое-то место, там другое… Слишком уж их много. Кто составлял этот рейтинг? Очередной государственный институт, который, вероятно, получает миллиарды от бюджетного финансирования?

Государственно-частное партнерство приемлю только тогда, когда речь идет о социальных, инфраструктурных проектах или о долго окупаемых.

А так, я сторонник частного бизнеса. Считаю, что государство должно минимальное вмешиваться в жизнь предпринимателя. Пусть забудет, что мы есть. Мы будем спокойно работать и исправно платить налоги.

Я имел дело с государством в рамках государственно-частного партнерства – входил в состав грантовой комиссии. Но все мои взаимоотношения с государством оцениваю негативно: приходилось общаться с налоговиками, Роспотребнадзором и еще с неведомым количеством ведомств, названия которых я даже не могу вспомнить. Складывается впечатление, что государство делает все, чтобы бизнесменам ничего не хотелось делать.

Марсель Шамсутдинов - управляющий группой компаний «Райдэн»:

- В принципе, если это крупные и политически значимые проекты, то государственно-частное партнерство возможно. В случае малого и среднего бизнеса я что-то не встречал таких примеров.

Но что касается рейтинга, то я всегда говорил, что у нас одна из самых умных региональных властей в стране. Республика заняла одно из лидирующих мест заслуженно.

Я имел дело с государством в рамках государственно-частного партнерства, это было 10 лет назад. Тот результат можно оценить на твердую «троечку». Было много бюрократических препон, хотя положительные моменты тоже были. Мы взаимодействовали не столько с государством, сколько с мэрией.

Готов ли повторить опыт? Наше участие в проектах государственно-частного партнерства зависит от деталей, от конкретики. Были некоторые предложения в течение этих 10 - 12 лет, в которых нам отказали ввиду невыгодности со стороны государства. А так… Если это будет выгодно и интересно мне как предпринимателю, как представителю общества, почему нет?

Зуфар Хакимзянов - руководитель ЗАО «Горпечать»:

- Если придерживаться подхода «Как это сделать?», а не «Почему этого нельзя сделать?», то можно реализовать достаточно интересные вещи. У нас были интересные предложения, мы выходили с ними в агентства по инвестиционному развитию, но их заворачивали обратно, говорили, что это неактуально, неинтересно. Идея с государственно-частным партнерством хорошая, но насколько реализуется у нас? Думаю, реализации ее нет, по крайней мере, на нашем примере.

Если Татарстан попал на второе место, значит, у кого-то государственно-частное партнерство реализовалось. У нас – нет.

Алихан Хашиев - руководитель ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ в южном регионе Татарстана:

- Государственно-частное партнерство - это путь самый верный и правильный. Хорошо, когда есть частный капитал, частный инвестор, и он заинтересован в развитии, сохранении и продвижении своего бизнеса. К сожалению, я знаю такие примеры, где госпредприятия не совсем эффективны.

Если брать все регионы России, то лидирующее место Татарстана в рейтинге заслуженно. Я недавно был в Калужской области и могу сказать, что эти два региона – это лидеры инвестиционной привлекательности и государственно-частного партнерства.

К сожалению, данный инструмент в республике только начал развиваться, поэтому пока мало такого опыта. Позиция руководства республики, первого лица важна в таком деле. У нашего президента позиция четкая, и они работают в этом направлении, будущее у этого партнерства есть, оно себя оправдает.

Государственно-частное партнерство дает много преимуществ и возможностей. Очень важная строка в любом проекте – инфраструктура. Здесь в рамках партнерства государство большую часть затрат берет на себя, и бизнесмену проще прийти на готовую инфраструктуру, развивать дальше свой бизнес, не думая о том, где бы взять электричество или воду, или что-то еще.

У нас в республике много площадок: индустриальных парков, технопарков, где государство создает условия, туда бизнес приходит на все готовое, строит, ставит свое оборудование и начинает свое производство. Мы сейчас пошли дальше. В некоторых технопарках есть уже готовые площади, куда может прийти бизнес и не нести первоначальные затраты на инфраструктуру, помещение, просто арендовать его по льготной ставке.

Срок от появления идеи до ее реализации существенно сокращается. Если бизнесмен начинает что-то строить, это занимает как минимум год, а здесь этого нет. Какая-то деталь через год уже может быть неактуальной, потому что рынок быстро меняется. Если государство продолжит готовить инфраструктуру бизнесу, в том числе и малому, среднему бизнесу, то у наших бизнесменов появляется больше преимуществ.

Расуль Шакиров - генеральный директор ОАО «Городская стоматология»:

- У населения должен быть выбор между очень хорошим и отличным медицинским обслуживанием. В случае партнерства потребитель получает услуги на качественно новом уровне, государство – вклад частного бизнеса в систему здравоохранения, приток новых инвестиций, а частный бизнес, в свою очередь, – новые формы оказания услуг.

Конечно, во всем есть риски: для бизнеса – это увеличения затратной части обеспечения клиник, например, изменение тарифов в связи с ростом цен на коммунальные платежи – здесь очевидна проблема несоответствия реальных затрат предприятия и тарифов по программе ОМС, а также контроль за тратами доходов, что не позволяет предприятию становиться рентабельным и развиваться, для государства – приход к управлению клиниками людей с отсутствием социальной ответственности. Но в целом, важно понимать, что такая форма взаимодействия создает здоровую конкуренцию: у руководства республики есть право выбора между поставщиком услуг, где в той самой конкурентной борьбе они выбирают лучшего.

Мы участвуем в программе государственного-частного партнерства. Уже почти пять лет как мы успешно реализуем проект по оказанию стоматологической помощи на базе филиалов ОАО «Городская стоматология». Мы  оказываем комплекс услуг пациентам с разным уровнем дохода и разной степенью сложности медицинских проблем. Только по программе обязательного медицинского страхования наши услуги получают около 500 тысяч жителей города Казани!

Нужно понимать, что у муниципальных учреждений малое финансирование, и его недостаточно, чтобы поддерживать медицинские услуги на современном уровне, оснащать клиники современным оборудованием и новейшими технологиями. С помощью частных инвестиций проходит работа по переоснащению и капитальному ремонту зданий поликлиник, мобилизация высококвалифицированных специалистов, повышается уровень оказания услуг.

Если в нашем регионе появится четкая схема работы и контроль за расходами предприятия, работающего по ГЧП, станет гибким, это позволит руководителям ощущать государственную структуру предприятия не «тяжелой ношей», а своей здоровой самоокупающейся и дающей возможность предприятию развиваться частью. Только тогда наш регион сможет стать благородной почвой для развития государственно-частного партнерства.