3 апреля в Казани состоится выездное заседание научно-технического совета секции «Деревянные конструкции» Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН).

Накануне наш корреспондент встретился с одним из докладчиков - заведующим лабораторией деревянных конструкций ЦНИИСК им. Кучеренко, кандидатом технических наук Александром Погорельцевым.

- Александр   Алексеевич, почему Российская академия архитектуры и строительных наук для своего выездного заседания выбрала Казань?

- Во-первых, Татарстан сегодня - один из тех регионов, который внедряет деревянные клееные конструкции не только в малоэтажном строительстве, но и в объектах культурно-массового назначения. Так, в Казани клееный брус использовался в качестве несущих конструкций аквапарка «Ривьера», в Альметьевске -  при возведении теннисных кортов.

Во-вторых, Казань – один из городов Поволжья, а со стороны этого региона мы ощущаем постоянно растущий интерес к возможностям, особенностям и практике гражданского и промышленного строительства из клееных конструкций. Поэтому, проводя выездное заседание НТО секции «Деревянные конструкции» РААСН, мы будем рады увидеть в числе наших гостей интересующихся этой темой архитекторов и проектировщиков, строителей и девелоперов, бизнесменов и представителей власти.

В-третьих, со столицей Татарстана неразрывно связана деятельность такого инновационного холдинга, как группа компаний «Тимбер». она активно сотрудничает с нашим центральным НИИ, стремясь в полную силу использовать свой производственный потенциал. Кстати, по российским меркам он весьма значителен. «Тимбер» - одно из немногих российских предприятий, способных выпускать до 18 тысяч кубометров деревянных клееных конструкций (ДКК) в год.

-  Как известно, деревянные клееные конструкции широко применяются в развитых странах. А как обстоят дела в России?

-   География использования деревянных клееных конструкций в нашей стране достаточно широкая, но пока носит точечный характер. Многое зависит от того, насколько хорошо в том или ином регионе знают этот материал. Вот, например, на Севере уже оценили легкость и прочность ДКК, а также скорость монтажа сооружений из этого материала. Легкость важна, так как в этом регионе все стройматериалы привозные, и многотонные конструкции с учетом перевозки становятся просто золотыми. Климатические особенности заставляют строить очень быстро, и тут высокая заводская готовность деревянных клееных конструкций, обуславливающая простоту строительства (при монтаже ДКК не требуются тяжелые краны и сведены к минимуму сварочные работы), делает применение клееных конструкций оптимальным вариантом. Как результат - в  Якутске из ДКК сооружен торговый центр «Кружало», около Читы - спортивный комплекс с бассейном, на Чукотке построены школа, родильный дом, готовятся проекты детского сада и клуба.

Безусловно, интересные проекты с использованием деревянных клееных конструкций уже реализованы в разных уголках страны. Так, в Абзаково расположен красивейший аквапарк Магнитогорского металлургического комбината (кстати, благодаря тому, что ДКК не боятся температурно-влажностных изменений, на Западе они широко используются при строительстве аквапарков и бассейнов). Интересные объекты построены в Новосибирске, Татарстане, Пензе, Волгограде, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге. Однако львиная доля сооружений с применением ДКК сосредоточена в Москве и Московской области.

-  Почему именно в Москве?

-  Дело в том, что в популяризации деревянных клееных конструкций большую роль играет мэр столицы Юрий Лужков, который оказался большим поклонником ДКК. Наше знакомство началось с проектирования элитного манежа «Подмосковье», который включает большой и малый конно-спортивные манежи, конюшню, физкультурно-оздоровительный комплекс с бассейном и ряд других объектов. Все они были выполнены с запроектированными нами каркасами из клееной древесины. Всего в Подмосковье построено около десятка конно-спортивных манежей с каркасами из ДКК, включая манеж   в резиденции президента РФ в Ново-Огареве.

Теперь в Москве уже привыкли к дереву, и заказчиком многих объектов выступает городская администрация. При проектировании конькобежного центра в Крылатском Лужков сразу предложил рассмотреть вопрос об использовании ДКК. Когда начиналось проектирование атриума Московского международного университета, было предложено три варианта, где в качестве несущих конструкций использовался металл. Юрий Михайлович даже не стал их смотреть, заметив: «Атриум должен быть из деревянных клееных конструкций!»

В этом году начала формироваться серия типовых проектов физкультурно-оздоровительных комплексов (ФОК) для Москвы. А началось все с эксперимента. Было спроектировано и построено три варианта ФОКа с одинаковой архитектурой - с использованием металлической оболочки и каркасов из металлических и клееных конструкций. На основе сравнения всех трех комплексов базовым стал проект с использованием ДКК. Сейчас мы проектируем по горзаказу третью серию типовых бассейнов и спортивных комплексов.

-  Ограничивается ли применение ДКК только гражданским строительством?

-   В Советском Союзе деревянные клееные конструкции в основном использовались в объектах промышленного и сельскохозяйственного назначения. Толчком для   развития ДКК в.СССР, как и во всем мире, стало появление в семидесятых годах синтетических клеев. В 1970 году Совмин принял решение о закупке 20 новых заводов. Была создана специальная комиссия, которая покупает все необходимое оборудование в ФРГ. Новые заводы были разбросаны по всему Союзу - в Литве, Беларуссии, на Украине, в Казахстане и РСФСР.

Большинство производств подчинялись Минсельстрою, поэтому клееные конструкции активно использовались при строительстве коровников, телятников, свинарников, птичников, складов минеральных удобрений. Причем, как показала практика, в последнем случае ДКК просто незаменимы. На основе обследования складов минудобрений, проведенных специалистами ЦНИИСК, можно утверждать, что клееные конструкции наиболее эффективны в помещениях с химически агрессивной средой. Для сравнения: расчетный срок службы в складах противогололедных химреагентов составляет для металлических конструкций - 4 года, железобетонных - 7 лет, алюминиевых - 11 лет. В то же время срок эксплуатации деревянных клееных конструкций в агрессивной среде не менее 50 лет и ограничивается только состоянием ограждающих конструкций.

-  Как сейчас вы оцениваете развитие отрасли клееных конструкций в России?

-  В результате кризиса девяностых годов она в России почти полностью исчезла. Из 20 заводов, которые были в Советском Союзе, перестройку пережил только один - в Волоколамске, да и тот был хронически незагружен. В этот период, когда не было заказов и крупных объектов, из области деревянных конструкций произошел отток проектировщиков. Большинство активных и знающих проектантов было вынуждено уйти и искать себе применение в других сферах. Как итог, сегодня ни заказчики, ни проектировщики или не знают о возможностях клееных конструкций, или не умеют ими пользоваться. Когда мы показываем архитекторам свои объекты, те восхищенно говорят: «А мы думали, что из клееных конструкций только на Западе умеют делать».

В СССР в профильных вузах существовали отделения по деревянным конструкциям. Сейчас, к сожалению, жизнь здесь угасла. В итоге это может привести к тому, что мы окончательно потеряем навыки работы с деревом. И это в то время, когда в Европе клееную древесину относят к категории элитных строительных материалов и строят из нее и большепролетные автомобильные мосты, и шестиэтажные дома, и великолепные храмы!

-   В то же время сегодня в России активно запускаются производства по изготовлению ДКК.

-  Благодаря инвестиционному буму, в России объем производства клееного бруса достиг советского уровня - 100 тысяч кубометров в год. В то же время следует отметить, что, к сожалению,  новые заводы в стране в большинстве случаев - это небольшие цеха, где нет ни нормальных технологов, ни опытных рабочих. Они в основном специализируются на изготовлении стенового бруса, который не требует ни квалификации, ни оборудования. Заводы, которые способны производить ответственные большепролетные несущие конструкции, можно пересчитать по пальцам (к этим немногим производствам относится и татарстанская ГК «Тимбер»). Часто приходится сталкиваться с такой ситуацией: клиент заказывает в небольшом цехе дом из клееной древесины с широким холлом, для которого необходима криволинейная несущая балка с пролетом 7 - 9 метров. Кустари кое-как ее склеивают, и уже на этапе монтажа она начинает прогибаться и трескаться. Происходит дискредитация клееного бруса как материала,   и это,   на мой взгляд, очень опасно для будущего деревянных   клееных конструкций в нашей стране.

-  В таком случае,   каким требованиям должны отвечать современные производства клееных конструкций?

-  На мой взгляд, на рынке выживут только универсальные заводы с мощностью не менее 10 тысяч кубометров ДКК в год. Рост объема продукции позволяет уменьшать долю накладных расходов. В ассортименте предприятия обязательно должны быть конструкции несущих каркасов. Как показывает западный опыт, со временем многие российские компании перейдут на изготовление серийных унифицированных клееных конструкций, которые в соответствии с многочисленными типовыми проектами смогут использовать все строительные организации.

Арслан Минвалеев