111.jpg

МУЛЬТИПЛЕКСЫ ДЛЯ МЕСТНЫХ КАНАЛОВ

В Казани вчера состоялось расширенное совещание «Об итогах работы республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» в 2012 году и задачах на 2013 год». В совещании приняли участие президент РТ Рустам Минниханов, заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин, руководитель аппарата президента РТ Юрий Камалтынов, председатель союза журналистов РТ Римма Ратникова и др.

С главным докладом на коллегии агентства выступил руководитель агентства «Татмедиа» Ирек Миннахметов. Он отчитался о деятельности агентства впервые после назначения на эту должность. По его словам, по состоянию на 1 января 2013 года в Татарстане осуществляют деятельность 768 СМИ, при этом на татарском языке издаются 122 газеты и 33 журнала. В отрасли официально работают 5 114 человек, при этом количество работающих в электронных СМИ (2 004) превышает количество работающих в печатных СМИ (1 720). Говоря о СМИ, Миннахметов отметил, что по рейтингу независимой компании «Медиалогия» лидерами цитируемости являются информационное агентство «Татар-информ» и газета «БИЗНЕС Online».

Выступающий озвучил ежегодные темпы сокращения рынка печатных СМИ в тиражах. В России – минус 7%. Рассказал он и об итогах подписки на первое полугодие 2013 года. «Совокупный тираж всех газет – федеральные, республиканские и районные – составил 1,7 миллиона экземпляров – 438 экземпляров на 1 тысячу человек. Нельзя забывать и о бесплатных изданиях: необходимо думать, как продвигать социально-значимые темы в них», - отметил он. По словам Миннахметова, вполне возможно, что подавляющее большинство изданий перейдут в цифровой формат уже к концу этого десятилетия.

888.jpg

Коснулся руководитель «Татмедиа» и темы телевидения. «Телевидение остается главным источником информации для жителей», - сообщил он и напомнил о запуске спутникового телеканала «ТНВ-Планета» с потенциальной аудиторией в 17 млн. телезрителей. «Актуальной проблемой остается сохранение регионального телевещания, - остановился подробнее на этом вопросе Миннахметов. – Сохранить местное телевещание возможно путем формирования третьего асинхронного мультиплекса и возможности включения в него местных телеканалов. В малых городах есть необходимость расширения географии вещания через кабельные сети и интернет-телевидение».

ГАЗЕТА ДЛЯ УНИВЕРСИАДЫ

Глава агентства озвучил данные минсвязи РТ, согласно которым доступ к широкополосному интернету в Татарстане имеет 70% населения. Миннахметов отметил, что среди пользователей интернета планшеты и другие устройства занимают все более прочные позиции. Так, по одному из исследований 6 из 10 пользователей планшетов утверждают, что устройства заменили им новостные газеты и журналы. В связи с этим одной из задач (для бюджетных СМИред.) руководитель «Татмедиа» назвал развитие сайтов печатных СМИ.

Что касается книгоиздательской деятельности, то в 2012 году Татарским книжным издательством по госзаказу издано 209 наименований книг. Совокупный объем продукции составил 2,7 тыс. издательских листов, 616 тыс. экземпляров.

Рекламный рынок в Татарстане, как посчитали в «Татмедиа», по итогам 2012 года вырос на 14% и составил 3 млрд. рублей. «По распределению рекламных бюджетов в республике на первом месте – телевидение (51 процент), далее идут пресса (22,5 процента), интернет (16,5 процентов) и радио (9,5 процентов).

444.jpg

По словам Миннахметова, во время Всемирных студенческих игр в Казани планируется издавать ежедневную официальную газету Игр на русском, татарском и английском языках общим тиражом 40 тыс. экземпляров. Учредителем станет ОАО «Татмедиа». Всего на Универсиаде будут работать 1350 представителей СМИ.

Среди задач на 2013 год спикер назвал освещение социально-значимых тем в РТ, организацию работы мирового медиасообщества в дни Универсиады, продвижение республики в федеральных и международных СМИ, модернизацию районных и городских газет, создание на их основе сайтов, развитие и сохранение местного ТV, подготовку квалифицированных работников медиаотрасли.

Итогом выступления Миннахметова стала презентация Минниханову обновленного портала tatmedia.ru. Было видно, что это является предметом особой гордости нового главы агентства. Миссия сайта - объединить все СМИ в одной точке. «Чтобы узнать все новости о Татарстане, пользователям интернета больше не надо блуждать по сети: республиканское агентство по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» и ОАО «Татмедиа» представляют обновленный ресурс tatmedia.ru», - говорится в одной из новостей, размещенных на этом интернет-портале.

«НАКАПЛИВАЕТСЯ ОТСТАВАНИЕ»

Генеральный директор ОАО «Татмедиа» Рустам Бикмухаметов отчитался о финансовых показателях агентства. Для него это тоже стало первым выходом в свет после декабрьского назначения. «По итогам 2012 года выручка ОАО «Татмедиа» составила 1 миллиард 218 миллионов рублей, в том числе выручка по государственным контрактам - 351 миллион рублей, выручка от коммерческой деятельности - 867 миллионов рублей», - отметил он.

В состав ОАО «Татмедиа» входят 130 средств массовой информации, крупнейший в Поволжье полиграфическо-издательский комплекс «Идел-Пресс», работают 2329 человек. Бикмухаметов также привел данные по подписным тиражам в республике. Подробнее вы можете ознакомиться с ними в недавней публикации «БИЗНЕС Online».

Средняя заработная плата работников филиалов выросла на 8,6% по сравнению с 2011 годом, добавил Бикмухаметов.

«В РОССИИ ЕСТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, ЧТО У НАС НЕСТАБИЛЬНОСТЬ И ПО УЛИЦАМ БЕГАЮТ ВАХХАБИТЫ»

С коротким спичем выступил и гендиректор ТНВ Ильшат Аминов. Забавно, но, заявив недавно о реконцепции телеканала в формат «позитивное ТV», Аминов начал не с позитива, а с проблем медиаотрасли. «Постепенно накапливается техническое и технологическое отставание. Нам нужно телевидение высокой четкости – формат HD, – уточнил он. – Особенно это касается спортивных трансляций грядущей Универсиады. ТНВ все трансляции будет показывать в старом формате». Он также отметил важность производства собственного контента.

«Говорят, что на СМИ тратят много денег. Но ведь у многих задача – развитие уникальной татарской культуры. Кроме нас никто этим заниматься не будет, а это недешево. Сегодня главное – победить в информационной войне, а все остальное потом», - рассказал Аминов. Отметил он и тенденции в республике: «Сегодня стоят новые информационные вызовы. Есть тенденция намеренно исказить образ Татарстана. В России есть представление, что у нас нестабильность и по улицам бегают ваххабиты. Татарстану в разных рейтингах отводится не самое лучшее место. Большую опасность представляет религиозная тема. В целом я считаю, что у нас задачи кардинально меняются. Поэтому недавно мы объявили концепцию позитивного вещания».

666.jpg

Гендиректор ПИК «Идел-Пресс» Ришат Хасанов сообщил, что в 2012 году было выпущено продукции на 429,6 млн. рублей. В этом году издательство планирует взять кредит на 195 млн. рублей для покупки новейшей книжной линии и печатной машины. Эти приобретения дадут возможность увеличить выручку до 1 млрд. рублей в 2015 году.

Выступление Ратниковой получилось довольно эмоциональным. Периодически ее прерывал Минниханов, чтобы добавить свои мысли и замечания. Ратникова, возглавляющая фактически профсоюз журналистов, неожиданно озвучила проблему профессионализма в журналистике. «Телевизионщики перебегают с одного мероприятия на другое, не вникают в тему. Просто приходят и просят рассказать о том, что произошло, а затем повторить то же самое на татарском языке, - иронизировала она. – Журналистам нужны стажировки в российских СМИ и за рубежом. Нужна переподготовка (или пересменка?авт.) редакторского корпуса».

Во время ее выступления возник один довольно любопытный момент. Римма Атласовна положительно отозвалась о новой команде «Татмедиа», отметив, что теперь «никто не будет посылать журналистов». (Это было похоже на дежавю: в начале нулевых при появлении на свет "Татмедиа" во главе с Муратовым Ратникова их в первые несколько лет очень сильно поддерживала – в противовес предыдущим кураторам СМИ в госвластиред.). Президент с удивлением спросил, неужели такое было раньше, и миролюбиво заметил, что сейчас не стоит вспоминать о прошлом. При этом Минниханов подчеркнул, что у прежнего руководства «Татмедиа» (имелся в виду, конечно же, Марат Муратов) были свои многочисленные плюсы – в частности, сам факт того, что ему удалось создать такую мощную структуру, объединив большое число госСМИ.

460-444.jpg

Минниханов также отметил, что в работе нужен и кнут, и пряник. «Если будет только пряник, то сразу захотят спать», - пошутил он. На замечания Ратниковой по работе почты президент РТ предложил ей донести свои замечания до Николая Никифорова - министра связи и массовых коммуникаций РФ.

ЕДИНСТВЕННЫЙ ВЕРНЫЙ ПОДХОД – МУЛЬТИМЕДИЙНОСТЬ

Волин в своем выступлении еще раз отметил, что медиаиндустрия живет в конкуренции СМИ, глобальной борьбе за читателей. «Главное оружие – создание собственного интересного контента для потребителя. Кто сделает лучше и быстрее, тот и получит своего потребителя. Мультимедийность – единственный правильный подход, - отметил он. – И потребитель хочет соучаствовать в создании контента. Но мы при этом не должны опускаться до его уровня».

Что касается рекламного рынка, Волин отметил, что в Татарстане показатели хорошие, но его структура отличается от общефедеральной. Он отметил, что вернулись рекламные бюджеты на радио, что связано с запретом рекламы алкоголя в печати.

«Если в информационной среде говорят о недостатках, значит мы не доработали. Надо бороться и на чужих площадках. Профессионализм – наверное, главный вопрос и проблема. Проблема некомпетентности журналистов будет до тех пор, пока перед редакциями не будет толпа безработных журналистов. Журналистов должны кормить ноги. Сегодня журналист – универсальный солдат». Тут Волин неожиданно сделал поворот на 180 градусов и заявил: «Мы зачастую перекармливаем журналистов за счет полных условий труда, соцпакетов и так далее. Поэтому не соглашусь, что нужны более долгие сроки контрактов». Это был фактически ответ на тему, поднятую в выступлении Ратниковой, она уже не в первый раз высказывалась на тему слишком короткого (на год) действия договоров с редакторами, практикуемого в «Татмедиа».

Минниханов, завершая своим выступлением совещание, сообщил, что в целом прошедший год был позитивным, хотя было много вещей, которые не прогнозировали. Упомянул он и опыт реорганизации агентства «Татмедиа», когда его то расформировывали, то вернули назад из небытия. «Лучшей формы, какая сегодня есть, мы не придумаем», - уточнил он.

Коснулся президент и подачи информации. «Потребитель имеет перекос на сенсацию, но это должно пройти. Новая концепция ТНВ - не знаю, как к ней отнесутся, но это хорошо. В новостях должен быть позитив, он формирует настроение и нашу перспективу», - рассказал он. (Аминов в этот момент был счастлив).

«То, что ты сегодня скажешь, через 15 минут – уже достояние общественности. Раньше статьи писали по три дня, а сейчас огромные потоки информации. Когда показывают твои недостатки, и это правда, это надо воспринимать», - философски отметил президент, продемонстрировав не только знание технологий современных медиа, но широкий либеральный подход.