ЭМОЦИИ СТОИМОСТЬЮ В 45 МЛН. РУБЛЕЙ

Сегодня возрождение знаменитого казанского памятника архитектуры дома Варвары Дружининой проинспектировал мэр Казани Ильсур Метшин. Градоначальник побывал на базе реставраторов, побеседовал с известнейшим в России мастером Борисом Лурье, а также оценил будущие перспективы объекта.

Напомним, новая жизнь заброшенного памятника началась с интриги. Летом этого года дом Дружининой был выкуплен на торгах за 5,8 млн. рублей ООО «Рента». Произошло это против ожиданий – на объект претендовало ООО «Аврора», уже согласовавшее на тот момент проектные решения с министерством культуры РТ.

Тогда новоиспеченные собственники отказалась от комментариев. Как пояснил сегодня журналистам Эдуард Пирогов, «Рента» входит в его группу компаний «7Я». Работа с деревом для фирмы - профильный бизнес: группа занимается производством клееного бруса, «столяркой» и всем, что связано с древесиной. Реставрационные работы компания финансирует впервые, однако благодаря наличию хорошей базы, машин и оборудования, а также богатейшему опыту Лурье и архангельских реставраторов в успехе бизнесмен не сомневается.

- Для чего мы купили дом Дружининой? Для меня это просто эмоции, - рассказал Пирогов на базе, куда перевезли разобранный по деталям дом вековой давности. – Мы шли на торги с намерением купить его, для этого в аукционе участвовали две наших компании – на всякий случай, чтобы торги гарантированно состоялись. Лес для реставрации мы привезли из Коми – обычная сосна, ничего особенного, но здесь мы не нашли бревен нужной длины и толщины. Задачи получать какую-то прибыль не стоит – у меня, как у всех, есть семья, дети – четверо…

На вопрос газеты «БИЗНЕС Online» по поводу стоимости реставрации бизнесмен сообщил, что оценивает вложения примерно в 40 млн. рублей. И это если учесть, что компания владеет собственной техникой и производственной базой. Причем инвестор поддерживает стремление реставраторов сохранить все в первозданном виде.

Напомним, что общая площадь памятника – 366 кв. метра, площадь участка – 672 кв. метра. После реставрации собственник планирует разместить в нем открытый для всех желающих музей – «собственно, самого же дома», как уточнил Пирогов. Кроме того, под крышей дома Дружининой появится представительский офис группы компаний «7Я» и чайная в китайском стиле - партнеры компании из Китая, владеющие «чайна-тауном» на Булаке, готовы открыться и здесь.

«РАБОТЫ ИДУТ ЗНАЧИТЕЛЬНО ЛУЧШЕ, ЧЕМ ОЖИДАЛОСЬ…»

- Работы идут значительно лучше, чем ожидалось, - удивил Метшина Лурье. – Сохранность родного материала – до 90 процентов. Внутри древесина очень живая, она не сгнила… Дом же пострадал отчего? Пожарные на крышу поднялись, кровлю вскрыли, огонь потушили, спасибо им! Но в их обязанности не входит ее закрывать… Пять лет дом простоял, но сохранность его удивительна.

По словам Лурье, подобные случаи по России – сплошь и рядом. Пожар, сгоревшая кровля – и открытые всем дождям бревна сгнивают так, что восстанавливать бывает уже нечего.

- Мы очень переживали, что останется от дома Дружининой, когда весь его разобрали, - отметил Метшин.

- Я 40 лет этим занимаюсь, и каждый раз бывает страшно разбирать дом, - ответил Лурье. – Снаружи, когда дом стоял на своем месте, он производил впечатление помойки – были разрушены все перекрытия, видимое состояние разрухи производило гнетущее впечатление. Но здесь работают мастера, которым не внове сам технологический процесс, которые могут снять бревно так, чтобы его можно было поставить вторично. Они знают все технологии деревянного зодчества. А чем больше родного материала удастся сохранить, тем лучше.

Лес на замену отбирался специально, чтобы он простоял века, пояснил мастер. Даже инструменты, которые применяют здесь реставраторы, аутентичны временам постройки дома – как рассказал Лурье, топоры начала прошлого века сделаны по-другому, и даже срез на бревне от них получается иной.

Мэр поинтересовался черными, обугленными от пожара бревнами. По словам Лурье, обгоревшие бревна, не потерявшие несущую способность, останутся в конструкции и после специальной обработки гнить уже никогда не будут. Снаружи же дом будет обшит, как прежде. Кроме того, в доме сохранилась большая часть внутренних интерьеров – потолочная лепнина, резные двери, оконная «столярка».

- Мне запомнились ваши слова, что памятникам нужен не хороший архитектор, а хороший хозяин, - вспомнил мэр фразу реставратора. - К сожалению, в отсутствие хороших хозяев мы много памятников потеряли. У каждого дома был и есть собственник, но только недавно мы начали памятники восстанавливать. Ведем 305 объектов… Но памятники деревянного зодчества для нас – особая песня, все-таки каменные здания имеют иную сохранность.

БОРИС ЛУРЬЕ: «НАДЕЖДЫ НА ВАС ОЧЕНЬ БОЛЬШИЕ»

Пирогов сообщил Метшину, что по срокам реставрации планирует уложиться в полтора года. Именно столько времени понадобится на усадку древесины, а до тех пор обшивать дом и класть внутри штукатурку бесполезно. Однако уже в апреле дом Дружининой соберут на его законном месте – на улице Зои Космодемьянской.

Оценивая в целом вопросы сохранения памятников архитектуры, Лурье отметил, что, пожалуй, нигде, кроме разве что музеев деревянного зодчества, в стране не занимаются масштабной реставрацией. По его словам, в России дело сохранения памятников культуры подменилось соблюдением законодательства, когда с памятником в итоге можно сделать все что угодно. Поэтому на Казань реставратор возлагает большие надежды.

- Это важно для нас для всех, потому что деревянное зодчество наше, - подчеркнул Лурье в беседе с мэром, - это единственное признанное во всем мире национальное, срубное деревянное зодчество. В Европе, в той же Скандинавии много «деревяшек», но таких домов нет – да, там строили, но по-другому. Сейчас мы теряем деревянное зодчество, оно на грани утраты – и здесь, в Казани, надежды на вас очень большие.

Справка

Дом Варвары Дружининой 1908 - 1911 гг. постройки - образец деревянного зодчества в стиле модерн на ул. Зои Космодемьянской. Площадь дома - 366 кв. м, площадь участка - 672 кв. метра. Разрешенное использование: под незавершенный строительством жилой дом, на территориях действия ограничений по условиям охраны памятников истории и культуры.

Двухэтажный деревянный дом с балконами, когда-то богато украшенный резьбой, из-за архитектурных особенностей и украшений в восточном стиле казанцы прозвали «чайным домиком».

На момент аукциона, который прошел 13 июля прошлого года, дом находится в аварийном состоянии. С одного конца он горел - уничтожен участок кровли, утрачено большое количество резных элементов, окна выбиты, бревна пришли в ветхое состояние. По оценкам Бориса Лурье, известного в Татарстане по реставрации Троицкой церкви острова Свияжск, восстановление дома займет около 1,5 лет.