- Александр Вениаминович, Дмитрий Медведев поставил задачу максимум: после 2014 года практически полностью отказаться от ламп накаливания. Придет ли «лампа Анатолича» на смену «лампе Ильича»?

- Не в 2014 году, конечно, но страна сможет отказаться от простых ламп. Светодиоды однозначно экономнее. Для нас с позиции производителя это, конечно, отличное решение. А вообще, если бы не было роста тарифов на электроэнергию, то это невыгодно.

На самом деле, речь идет о большой экономии. В скором будущем будет ставиться один светодиод, который будет очень дешевым, как сегодня энергосберегающие лампочки. Однако преимуществом светодиодов являются зеленые технологии: светодиодная лампочка не вредна, можно просто сдать ее в металлолом или производителю.

- Из чего состоит полный цикл производства светодиодной продукции?

- Светодиодная продукция представляет собой непосредственно сам светодиод, плату, на которую он устанавливается, алюминиевый радиатор, без которого не может работать лампа и который оберегает от перегрева, и драйвер (блок питания). Многие производители просто закупают драйвер и готовые платы со светодиодами, чтобы не мучиться, некоторые ставят светодиоды на плату самостоятельно.

Наша компания сама разрабатывает конфигурацию. Мы заказываем только печатные платы и корпусирование диодов, далее собираем платы со светодиодами, собираем сам драйвер под нашу конфигурацию. Сначала мы разрабатываем опытные образцы, затем отрабатываем их. Когда образец работает по нашим характеристикам, так, как нам надо, мы пускаем их в производство.

- Налажено ли вообще в России производство светодиода?

- В России есть производители, но световой поток наших светодиодов не конкурентоспособен с зарубежными аналогами. В Китае сейчас корпусируют очень много известных марок кристаллов. Это получается немного дешевле, чем покупать брендованный светодиод. Самое главное – это бренд. В Китае можно частично брать какие-то детальки, литье-пластмассы (плафоны) и другое – то, что дорого делать здесь. Всевозможные комплектующие поставляются со всего мира – от Philips и других производителей. У разных производителей есть определенный ассортимент деталей, поэтому приходится собирать их из разных концов света, однако есть оптовые фирмы, которые занимаются поставкой.

- Есть ли предпосылки к появлению крупных национальных игроков на этом рынке?

- На рынке очень много московских, сибирских фирм. Многие из них представлены в интернете, и ведется информационная борьба. Есть и ценовая война, демпинг. Например, совсем недавно офисный светильник стоил 3 тысячи рублей, а сегодня мы готовы продавать его за 1,5 тысячи. Это и конкуренция, и технологии. Стоимость светодиода падает, световой поток растет, так что вполне возможно, что скоро они станут такими же доступными, как обычные лампы накаливания.

ОКУПАЕМОСТЬ - ЧЕРЕЗ 7 НЕДЕЛЬ

- Сколько лет может прослужить светодиодная лампа?

- Светодиодная лампа может светить 100 тысяч часов, то есть и 20 лет, и даже больше. Но дело в другом: на сегодняшний день развитие индустрии идет очень быстрыми темпами. Кому будет нужна лампа с нынешним световым потоком через пять лет, я не представляю. Например, три года назад световой поток светодиодов в пересчете на один ватт составлял 60 - 70 люменов (единица измерения светового потокаред.). Сегодня эта планка составляет уже 140 - 150 люменов. У обычных ламп накаливания – 12 - 13 люменов. Если произойдет дальнейшее развитие, и световой поток увеличится вдвое, то кому будет нужна неэффективная лампа? Конечно, люди будут стремиться к лучшему и экономному продукту.

Мы провели расчеты и выяснили, что светодиодная лампа, установленная в офисе, если она горит 13 - 14 часов в день, окупает себя уже через 7 недель использования, экономит электроэнергию и начинает приносить прибыль. Очень многие этого не знают, поэтому начинают шарахаться при виде цены. Хотя на сегодня пятиваттная лампочка для замены зеркальной сорокаваттной лампы стоит у нас 170 рублей, и ее окупаемость для офисов начинается уже от 7 недель. Ртутные лампы начинают окупаться примерно через 7 месяцев относительно лампы накаливания.

Основной показатель светодиода – деградация, потеря светового потока. Например, за первые 5 тысяч часов горения он теряет 2 - 3 процента и так далее. Считается, что светодиод не пригоден для использования, когда он потерял 25 - 30 процентов своего светового потока. Он может работать и 50 тысяч, и 100 тысяч часов, и 120 тысяч часов, но важно то, какой световой поток он будет давать. Прогресс идет очень быстро, и я думаю, что через пять лет лампы нужно будет менять.

- То есть сейчас идет соревнование игроков в увеличении светового потока?

- Да. Мы можем поставить три светильника, а можем – один. Если ставить один, то получается экономнее, и не бьет по карману, и гораздо приятнее свет, и нет мерцания.

DSC_9953.jpg
«Преимуществом светодиодов являются зеленые технологии: светодиодная лампочка не вредна, можно просто сдать ее в металлолом или производителю»

УЖЕ ПОЯВИЛАСЬ АЛЬТЕРНАТИВА СВЕТОДИОДАМ

- Сколько составляет входной билет на этот рынок, в этот бизнес?

- Если открывать такое производство с нуля, то необходимо минимум 30 миллионов рублей.

- А имеет ли смысл открывать светодиодное производство? Рынок еще свободен?

- Рынок очень сильно забит, и внедряться в него имеет смысл только специалисту, который может рассчитать, где и что взять, как сложить комплектующие, чтобы это было дешево и сердито. Думаю, скоро производство светодиодов сведется к конструктору, когда будут покупать плату, драйвер, привинчивать и получать лампу. Думаю, что через полтора-два года так и будет, потому что очень многое сегодня сводится к этому.

- Насколько развито уличное освещение в России? Какие есть перспективы?

- Перспективы есть очень большие: светодиодные лампы непременно заменят все существующее уличное освещение. На сегодня светодиодная лампа дает достаточно большую экономию, в зависимости от того, что установлено. Но как минимум в три раза. Долголетие тоже дает экономию, потому что обычные лампы в светильнике приходится заменять множество раз, а это затраты еще и на оплату труда, на оборудование.

- Сейчас много говорится об импортозамещении. Сможет ли Россия в один момент полностью начать обеспечивать себя светодиодами?

- Думаю, что сможет. Страна, наконец, начала развиваться, ведь были годы застоя, просто «купи-продай», а сейчас двигаются вперед инновации, мы пытаемся делать свои разработки, хотя нас никто не толкает и ничего от нас не требует. Рынок – это движение вперед. На сегодня у нас есть уже пять разработок на будущее, которые выстрелят в ближайшее время. Думаю, что это необходимо.

Что касается светодиодных экранов – продаж, покупок, производства, мы разработали свои схемы, чтобы дать минимальные цены. Светодиодный экран с пикселем 10 на 10 миллиметров мы предлагаем уже за 90 тысяч рублей, в то время как цена конкурентов – 120 - 140 тысяч рублей за квадратный метр. Такие экраны поставляем для стадионов. Их обычно покупают перекупщики, потому что у них есть возможность продать подороже. Мы также поставляем информационные табло с бегущей строкой. В метро, на торговые центры в Татарстане мы эту продукцию не продавали. Продажи шли в Чебоксары, Ульяновскую область, Москву.

- У населения пока более популярны энергосберегающие лампы, а не светодиодные. Как подвести людей к вашему продукту?

- Я думаю, что население должно попробовать, после чего уже сделает свой выбор. Никого не надо специально подготавливать, надо показать результат и дать ту цену, которая устроит людей. Светодиодная лампа, помимо прочего, экономнее энергосберегающей еще в два-три раза. Например, у меня дома везде стоят 5 - 6-ваттные лампы.

- В интернете есть информация, что французские ученые из Anses (французское национальное агентство санитарной безопасности питания, окружающей среды и трударед.) признали светодиодные лампы вредными для глаз. Что скажете по этому поводу?

- Свет в светодиодах бывает разный. Есть такой показатель, как CRI, который обозначает приближенность светодиодной лампы к естественному свету. Если этот показатель низкий, то свет будет неприятен. Показатель должен быть больше или равен 80 CRI. При этом свет комфортен, без мерцания и ничуть не вреден. Весь мир признал, что светодиоды полезны, но французским ученым, наверное, виднее.

- Недавно светодиодные технологии начали применяться в автомобилях. Это перспективное направление?

- Да. Я думаю, что в ближайшем будущем они вытеснят все другие технологии. Сейчас есть светодиодные матрицы, которые можно ставить в фары в том числе. Мы пока в этой нише не работаем. Для этого производства нужны линзы, другие детали, у нас пока нет таких возможностей. Скорее всего, на этом рынке будут главенствовать автомобильные концерны, которые работают со своими производителями.

- Появились ли уже технологии, которые заменят светодиод?

- Сейчас разрабатывается кремнийорганический светодиод OLED. У него пока низкий световой поток, но думаю, что со временем именно он придет на смену обычному светодиоду. В любом случае это будет все тот же светодиод, вопрос лишь в том, как и по какой технологии он будет сделан. Мы присматриваемся к этой технологии, однако пока в ней нет смысла из-за низкого светового потока. Как только он достигнет нижнего предела, которым можно будет экономически выгодно пользоваться, мы, конечно, будем им пользоваться. Мы уже присмотрели для себя ниши, связанные со светодиодами: освещение, информационные табло, экраны.

DSC_0019.jpg
«Полный цикл подразумевает огромнейшее производство, а мы пока к этому не готовы»

«ГОТОВИМ НИШУ СО СТОИМОСТЬЮ ЛАМП ПО 150 РУБЛЕЙ»

- На чем конкретно специализируется ваша компания?

- На светодиодных лампах, светильниках, светодиодных экранах, информационных табло и в целом на световой электронике.

- Кроме вас в республике есть производители? Как обстоит дело с конкуренцией?

- Производители, конечно, есть, приходится конкурировать. Есть производители разных уровней: одни лишь только производят продукцию из готовых блоков (то есть элементарная сборка), а мы пытаемся производить с нуля. Мы также делаем не полный цикл, но оптимизировали его под себя так, чтобы было как можно дешевле. Полный цикл подразумевает огромнейшее производство, а мы пока к этому не готовы.

Я считаю, что обгонять всемирно известных монстров по производству светодиодов - Osram, Samsung, Cree, Bridglux и другие - нет смысла. Мы их просто не догоним. Они находятся в постоянном развитии, а мы идем на шаг позади, пытаясь изобрести велосипед. Конечно, надо пользоваться теми технологиями, которые есть, надо сотрудничать с известными брендами, с теми, кто уже знает толк в этом деле. А начинать с нуля можно, но сложно.

- Где продается ваша продукция – по республике, по России?

- Мы продаем везде понемногу. Сегодня невозможно занять конкретное место в определенном регионе. У нас принято работать так, что в каждом регионе свой производитель работает со своими близкими знакомыми, которые, зная его, делают приоритет в его сторону. Это общая картина, поэтому плотно заходить на рынки сложно. Конечно, мы предлагаем свои решения и свои цены. На сегодня, по собственному мониторингу нашей компании, у нас одни из самых низких цен на рынке. Кроме этого, достаточно хорошие характеристики по нашим лампам - высокий световой поток.

- Кто основной потребитель вашей продукции?

- В основном это бизнес. Это комплектация офисов, лампы для потолков, точечные светильники для гипсокартонных потолков. Поставляем продукцию и для уличного освещения, но пока основной сегмент все же – это именно бизнес.

- А что касается других сегментов?

- Сейчас мы готовим лампы для населения, чтобы появилась ниша: лампа в продаже стоила не дороже 150 - 170 рублей. Мы идем к этому и получим результат через два месяца. Это будут лампы для точечных светильников.

- Из чего состоит ваше производство?

- У нас есть цеха, машины, мы полностью сами делаем драйвера. Светодиодные платы мы также производим сами. Практически получается так, что мы заказываем только саму голую плату, на которой все будет установлено. При этом мы сами разрабатываем, какой должна быть плата, и для нас выполняют только химические процессы и льют алюминий по нашим формам. Сами мы, конечно, лить алюминий не можем, потому что для этого нужен целый завод.

- Какое оборудование используете у себя на производстве?

- Используем зарубежное оборудование, потому что оборудование российского производства, необходимое нам, не выпускается. Его выпускают всего несколько фирм в мире. У нас установлено немецкое оборудование, есть частично китайское.

- Какова мощность вашего производства?

- Если брать лампы для потолков типа "Армстронг", то это порядка 10 тысяч ламп в месяц.

- Сколько составил объем инвестиций в ваше производство?

- Инвестиции были частичными. Мы вкладывали и по 5, и по 8 миллионов рублей. Сколько вложено в итоге, я затрудняюсь ответить. Что-то было куплено пять лет назад, что-то – два с половиной года назад, что-то докупается и в настоящее время.

- Сколько людей работают на вашем производстве? Есть ли сложности с подготовкой кадров?

- У нас работают до 30 человек. Мы стараемся автоматизировать процессы, связанные с монтажом, потому что человек не в состоянии работать с очень мелкими деталями. Чтобы выпустить 10 тысяч ламп, необходимы два человека. Остальные работники задействованы в припаивании проводков, прикручивании винтиков, упаковке. На таком производстве не нужен большой штат. Все идет к тому, чтобы еще больше автоматизировать производство: чтобы человек, сидя за компьютером, нажимал на кнопку и был счастлив.

Все сводится к тому, что людям нужно давать образование, которое позволит им работать с компьютером, программами. Необходимо первоначальное информационное образование. В Казани этим занимается, например, КАИ. После стольких лет уже сложно следить за тем, что происходит в вузе, но для меня он всегда будет оставаться лучшим.

ДЕНЬГИ В ВИДЕ ГРАНТОВ – ЭТО ВРЕД

- Почему вы решили заниматься именно светодиодами? Как к этому пришли?

- У меня образование радиоинженера, и светодиодами я начал заниматься более пяти лет назад. Сначала этот бизнес был нерентабелен из-за низкого светового потока. Четыре года назад мы с партнерами сделали свой первый объект – это кафе, поставили первые светодиоды, которые до сих пор светят.

Следующий этап начался два-два с половиной года назад, когда мы закупили оборудование. Так получилось, что этот этап пришелся на кризис. В кризис проще развиваться, потому что стоимость комплектующих была немного дешевле, конкурентов было меньше.

Мне это было интересно, поэтому я и пошел в это дело. Я пока не задумывался о долгосрочных планах, будет видно. Также мы готовимся к выходу на розничный рынок.

- Каким бизнесом занимались до светодиодов?

- Какого только бизнеса не было… Когда после выпуска из института в 1992 году мы получили свободный диплом, не прикрепленный к предприятию, начали думать, чем можно заняться. Мы и производили маленькие персональные компьютеры, и собирали компьютеры, когда появились первые от IBM. После этого даже перекинулись на колбасное производство, переработку и поставку мяса. Занимались торговлей, даже производили брусчатку. Сейчас у нас есть арендный и светодиодный бизнес.

Когда в Казань начали приходить крупные сети, мы прекратили заниматься мясопереработкой. Сложностью было то, что для продажи своей продукции в сети надо было выплачивать бонусы и так далее. Мы подсчитали и решили, что для нас это невыгодно. Кроме этого, каждая сеть начала тащить за собой своего производителя, и у нас падала прибыль.

DSC_9988.jpg
«Сейчас мы готовим лампы для населения, чтобы появилась ниша: лампа в продаже стоила не дороже 150 - 170 рублей»

- Вы также занимались общественной деятельностью?

- С 2005 по 2010 годы я выпал из бизнеса, был депутатом в Зеленодольске. В депутатской деятельности я был председателем финансово-экономической комиссии, пытался избираться в Госсовет Татарстана. Попыток было много, но на сегодня пока занимаюсь бизнесом.

В свое время я проработал два года в агентстве по развитию предпринимательства под руководством Гульнары Сергеевой. Я считаю, что подобные агентства должны помогать предпринимателям не в плане получения денег, а в плане лоббирования интересов для получения заказов. Что надо бизнесмену? Если он производит какие-то инновации, ему надо подсказать, помочь, подсветить рынок. Должен проводиться мониторинг: что нужно или не нужно тем или иным предприятиям. Это была бы реальная помощь бизнесу. Как происходит у нас: если ты крупный игрок и получил весь заказ, то ты развиваешься, а все остальные сидят тихо. Нужно тщательно рассматривать: может, кто-то другой выполнит заказ в 10 раз лучше?

- Что думаете по поводу недавних скандалов с предпринимателями?

- Не было бы денег – не было бы скандалов. Деньги в данном случае – это вред. Непонятно, куда уйдут эти деньги по грантам.

- Есть ли бюрократические барьеры для бизнеса в Татарстане?

- Барьеры были, есть и будут, мы не скоро их изживем. Конечно, информационные технологии нам помогают, со временем все будет становиться удобнее. Именно поэтому мы работаем с бизнесом, где нет бюрократических барьеров.

- Как коренной зеленодолец, как вы оцениваете изменения в городе за последние 10 лет?

- Изменилось очень многое. Республика начала выделять значительные средства на развитие городов. Я считаю, что это правильно: дороги, коммуникации - все должно быть на уровне. У нас в республике все охвачено инновациями, вот и мы стараемся не отставать.

- У вас есть опыт работы и в других регионах. Некоторые предприниматели сегодня переводят свои компании из Татарстана в другие регионы. На ваш взгляд, легко или сложно работать в нашей республике? Что стоило бы улучшить?

- Стоит улучшить отношение к бизнесу, однако не в плане выдачи грантов. Татарстан сегодня интересен, но сложностей тоже немало. Каждый сталкивается со своими сложностями. Нас несколько регионов звали к себе, готовы были предоставить помещения, электроэнергию, льготы. Но переезжать куда-то нет желания.

DSC_9975.jpg
«Если открывать такое производство с нуля, то необходимо минимум 30 миллионов рублей»

- В дальнейшем планируете вернуться в политику?

- Я не исключаю такого варианта развития событий. У меня все получалось, это нравилось жителям. Все будет зависеть от конкретной ситуации в городе…

В 1998 ГОДУ ВСЕ ДЕНЬГИ ПРЕВРАТИЛИСЬ В НИЧТО

- Расскажите немного о себе.

- Я коренной зеленодолец, учился в Зеленодольске. В Казани поступил в КАИ на радиотехнический факультет. Отучился один курс, после чего ушел на два года в армию. Я служил на самой дальней точке нашей страны – на Курильских островах, в истребительной авиации. Тех красот, которые есть там, я больше нигде не видел. После армии доучился в вузе, получил диплом радиоинженера. С получением диплома пришел в бизнес.

В 1997 году я был назначен директором Горпищекомбината в Зеленодольске. Была задача поднять предприятие, поэтому мы и затеяли мясное производство, разработали бизнес-план, нашли деньги, но тогда грянул дефолт с долларом. Все деньги превратились в ничто, и нам пришлось выживать на подножном корме. Спасения не было, и буквально через год налоговая подала на банкротство пищекомбината. Он был продан и стал просто объектом недвижимости.

Кризис 2008 года для нас прошел спокойно. Конечно, все у всех стало хуже, но мы пережили этот период и начали заниматься светодиодами. Именно в кризис начинаешь думать: что же делать? Кризис очень хорошо стимулирует, лучше начинают работать мозги. Вторую волну кризиса не ждем. А если она придет, никуда не денемся.

С 2005 по 2010 годы, когда я был депутатом горсовета в Зеленодольске, принималось очень много решений, создавались комиссии, проводили дорожный контроль, контроль за капремонтом. Почти каждую неделю собирались и рассматривали все обращения граждан.

- Какие у вас увлечения, хобби?

- Из книг люблю фантастику. Из хобби – радиотехника, которой я занимаюсь с пяти лет. С 7 лет уже начал получать дипломы. Собирал приемники, входил в клуб юных техников. Кстати, когда в вузе я не добрал один балл для поступления, принес все свои грамоты и дипломы, благодаря которым меня и приняли.

- Назовите три секрета успешного бизнеса.

- Обязательно должна быть цель, понимание того, что ты хочешь добиться, и наличие финансовой составляющей. Можно обратиться за помощью к банку или родителям, потому что без денег сегодня сложно начать бизнес. Ну и, если веришь в победу, победишь. Вера в свои силы дает многое.

Визитная карточка руководителя

Александр Кияшко - директор ООО «Электрон».

Родился 23 февраля 1967 года в Зеленодольске.
Образование: в 1992 году закончил КГТУ им. Туполева, радиотехнический факультет, специальность – радиоинженер.
Карьера:
1997 - 1999 гг. – директор Горпищекомбината (Зеленодольск);
1999 - 2006 гг. - директор ООО «Продсервис»;
С 2007 года – директор ООО «Надежда и К»;
2005 - 2010 гг. - депутат Горсовета в Зеленодольске;
С 2010 года – директор ООО «Электрон».

Семейное положение: женат, двое детей.

Хобби – радиоэлектроника.

Визитная карточка компании

ООО «Электрон»

Дата создания: 2010 год.
Количество работников: около 30 человек.
Направление деятельности: производство светодиодных ламп и светильников, светодиодных экранов.

Уставный капитал составляет 15 тыс. рублей, разделен на три равные доли между Кияшко, Альбиной Габдуллазяновой и Ильей Красновым.