151_9332.jpg

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ТОГО, ЧТО ЧЕМ-ТО МЫ БОЛЬНЫ

Президент РТ Рустам Минниханов на Гайдаровском форуме принял участие в пленарной дискуссии, на которой обсуждалась конкурентоспособность России и глобальное позиционирование регионов. Модератором выступал председатель Государственной Думы РФ Сергей Нарышкин, справа от него расположился президент РТ, слева - глава «Роснано» Анатолий Чубайс. Также в дискуссии приняли участие глава Курчатовского института Михаил Ковальчук, руководитель агентства стратегических инициатив (АСИ) Андрей Никитин, президент компании Unilever в России, Белоруссии и на Украине Санжив Каккар, председатель наблюдательного совета группы компаний «Акинг» Виктор Толмачев и генеральный директор компании Cotton Way Александр Уткин.

Первым Нарышкин предоставил слово Чубайсу, попросив оценить развитие экономической ситуации в России с точки зрения конкурентоспособности экономики в борьбе за глобальные инвестиции. Последний сразу отметил, что ответ будет противоречивым. Глава «Роснано» обрисовал довольно радужную картину российской экономики: стабильные макроэкономические показатели, огромные золотовалютные резервы, низкий уровень госдолга (10 - 11% от ВВП), даже подскочившая инфляция, скорее всего, вернется в таргетируемую рамку.

- Все базовые макроэкономические показатели, которые во все времена являлись основой для привлекательности, то, что притягивает инвесторов, очевидно для России – позитивны. Однако есть другая группа факторов, которая всю эту радужную картину делает не радужной.

В пример Чубайс тут же привел 112-е место России в рейтинге Doing Business, отметив, что это интегральный показатель, который более точно описывает реальное положение дел в стране. Однако более тревожным симптомом Чубайс назвал даже не отток капиталов, а отток людей, заметив, что разговоры о том, что нужно покинуть страну слышатся все чаще.

- Это фундаментальный показатель того, что чем-то мы больны, что-то у нас неправильно, что-то у нас плохо, - отметил Чубайс. - С одной стороны, очевидно позитивная макроэкономика, с другой стороны, очевидная крупнейшая проблема глубинного уровня залегания, находящаяся за пределами макроэкономики.

print_493828_426791.jpg

РОСТ 2000-Х ОСУЩЕСТВЛЯЛСЯ МЕХАНИЗМАМИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ, КОТОРЫЕ БЫЛИ ПОСТРОЕНЫ В 1990-Е ГОДЫ

Перейдя более подробно к описанию проблем, Чубайс отметил, что не претендует в коротком выступлении описать целостную картину развития российской экономики. Тем не менее логику, в которой страна живет последние 20 лет, и, похоже, будет жить в ближайшем будущем, он изложил. Отметив, что главная задача страны – это строительство инновационной экономики, как ответ на стоящие перед Россией вызовы.

- Задача поставлена абсолютно своевременно, и ее решение предопределит все будущее нашей страны. Если посмотреть на эту задачу в историческом срезе, то я ее вижу следующим образом: в 1990е годы суть того, что делалось в нашей экономике – строительство рыночной экономики. Очевидно, что задача была сверхключевой, ничего более важного, чем эта задача не существовало в тот момент, при всех сложностях, при всех издержках задача была решена. Нулевые годы: я считаю, что главное, что происходило в нашей экономике – это рост уровня жизни в России. Или еще проще: отход от катастрофической черты по уровню бедности, перед которой стояла страна. Хорошо помню весну 1998 года, средняя зарплата по России - 35 долларов в месяц, сейчас как ни крути - 650. Это фундаментально важно. Если бы страна за нулевое десятилетие не прошла этой истории роста ВВП, это и есть то самое удвоение ВВП, над которым кое-кто похихикивал, именно это и обеспечило отход России от катастрофической ситуации. Весь этот рост осуществлялся каким образом – механизмами рыночной экономики, которые были построены в 1990-е годы, без которых ничего подобного в стране в нулевые не могло бы произойти. Тем не менее мы хорошо понимаем, что и этот второй этап, тип этого экономического роста, тип этого экономического развития – он завершился, отчасти в связи с кризисом 2008 года, отчасти в связи с глубинными причинами.

Чубайс отметил, что 7 - 8-процентного роста больше не будет, по оптимистическим прогнозам, рост составит чуть более 4 процентов.

print_493828_426758.jpg

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА – АБСОЛЮТНАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ

- Мы вошли в принципиально новый исторический этап, - продолжил предправления «Роснано». - Понятно, что на предшествующем этапе механизмы рыночной экономики позволили опереться на главный драйвер нашего развития – это, конечно же, экспорт (85 процентов углеводороды и черный метал), но эта история завершилась, добыча нефти в стране не растет. Это означает, что всерьез рассчитывать в наступившее десятилетие на такую же динамику нереально. Мало того, если мы не сумеем создать иных (несырьевых) механизмов развития, это то, что нас и погрузит нас в четырехпроцентную, трехпроцентную, двухпроцентную динамику. То, что в переводе на русский язык означает последовательное усиление отрыва России от цивилизованного мира. И ясно, что это смертельный сценарий для нашей страны.

Именно этим для меня и предопределено то, с чего я начал, а именно понимание того, что инновационная экономика – это не PR-лозунг, не политическая блажь, а абсолютная историческая необходимость.

print_493828_426761.jpg

ЗАВИСИМЫЕ СУДЫ И ЗАШКАЛИВАЮЩАЯ КОРРУПЦИЯ

После этого Чубайс сформулировал свое видение того, что мешает России не только выйти в топ разных рейтингов, но и становится реальным тормозом на пути модернизации, в пример он привел Финляндию, Южную Корею и Сингапур, которые с 1980-х по 2000-е сумели выстроить у себя инновационные экономики.

- 15 - 20 лет – это нормальный срок для того, чтобы в нормальной стране решить серьезную задачу, в этом смысле мы опоздали, мы отстали. Но еще имеем шанс наверстать. Задача требует существенно более качественного государственного управления. Государственное управление инновационной экономикой на порядок сложнее, чем традиционными экономическими отраслями, оно гораздо более тонкое. Этот бесконечный разговор о том, вмешиваться или не вмешиваться – ясно, что вмешиваться, без государственного вмешательства вообще ничего не произойдет, весь мир вмешивается, в США целая программа, в Финляндии… Для инновационной экономики необходимо государственное участие, но на таком уровне компетенций, на таком уровне понимания процессов, до которого мы еще не всегда дотягиваем.

Сказав об этом, Чубайс перешел к более конкретным болячкам российского государства.

- Бизнес спотыкается о крайне слабо защищенные права частной собственности, он спотыкается о по-прежнему зависимую, неэффективную судебную систему, о чудовищный уровень коррупции, который у нас во всех отраслях находится на зашкаливающем уровне. Вот эти фундаментальные вещи, ни одна из которых не является экономической. Вот эти внеэкономические факторы, являются фундаментальным тормозом, - подытожил глава «Роснано».

print_493828_426760.jpg

ПРОЕКТ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ РОССИИ

В качестве способа решения этих проблем Чубайс, по всей видимости, имеет в виду развитие демократических институтов, что оказалось гораздо сложнее, чем создать рыночную экономику.

- В этой внеэкономической сфере степень сложности задач гораздо выше, чем в экономической. Проще говоря, проект под названием «Демократизация России», на мой взгляд, на порядок сложнее, чем проект «строительство рыночной экономики в России», в первом проекте, погорячится, рвануть – смертельно опасно для страны наших масштабов и нашей истории, ошибка здесь очень дорога, дороже тех которые мы сами делали в ходе создания рыночной экономики. Но стоять на месте невозможно, не из-за разницы в политических взглядов, а в силу того, что мы обязаны существенно нарастить темпы нашего экономического развития. Эта развилка называется, мы будем отставать, или мы будем нагонять. Корень в этой развилке – это строительство инновационной экономики, для которой фундаментальный фактор - за пределом экономики», - закончил Чубайс.

Уже после завершения секции журналисты спросили, не собирается ли Анатолий Борисович заняться проектом «демократизации России», на что он ответил, что и так сделано немало, и предложил заняться этим новым поколениям.

print_493828_426796.jpg

МЫ МЕЧТАЛИ С ВАМИ, ВОТ МЕЧТА СБЫЛАСЬ

Следующим слово получил глава агентства стратегических инициатив Андрей Никитин, который отметил, что важной проблемой в привлечении инвесторов в страну стало то, что со времен СССР фактически утрачены знания о возможностях и компетенциях регионов, сейчас этот пробел заполняется, в том числе и путем создания инвестиционной оnline-карты России. Кроме того, для депрессивных регионов разрабатываются дорожные карты по двум направлениям – это облегчение ведение бизнеса и формирование спроса на инновации. Отметил Никитин и то, что молодые люди в большинстве своем не стремятся становиться предпринимателями, а хотят устроиться в крупные успешные компании, и это отношение тоже надо менять.

После этого состоялась фактически презентация Татарстана как региона, предпринимающего наиболее успешные шаги, по созданию той самой инновационной экономики. Нарышкин передал слово Минниханову с вопросом:

- Возможно ли позиционирование отдельных субъектов Российской Федерации на глобальных рынках, в том числе в сфере инвестиционной привлекательности. У вас очень неплохой опыт, очень успешный регион, вам есть о чем рассказать?

На что президент республики, поблагодарив Нарышкина, твердо сказал: «Одному невозможно, поэтому я здесь представляю 12 регионов – ассоциацию инновационных регионов.

После этого Минниханов рассказал о достижениях в структуре экономики этих регионов и провел достаточно подробную презентацию Татарстана, рассказав о большинстве существующих и развивающихся предприятий, проектов и программ. Точкой роста республики президент назвал Камский инновационно-территориальный кластер.

- Ближайшие 10 лет он определен точкой роста нашей республики, к 2020 году объемы производства Камского кластера составят 2 триллиона рублей, то есть вырастут в три раза, - рассказал Минниханов.

В своем выступлении глава РТ рассказал о нефтехимической промышленности республики, строящемся заводе удобрений, Казанском вертолетном заводе, IT-парках и Иннополисе, проекте Kazan Smart City, коснулся темы Универсиады. Что касается малого и среднего бизнеса, президент рассказал о планах довести его долю до 40% в экономике региона. В конце выступления Рустам Нургалиевич сказал и об аэроэкспресе, работающем в тестовом режиме, и даже обратился к сидящему в первом ряду экс-министру транспорта РФ Игорю Левитину: «Игорь Евгеньевич, мы мечтали с вами, вот мечта сбылась».

ТАТАРСТАН СРЕДИ ОЧЕВИДНЫХ ЛИДЕРОВ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

Первым доклад Минниханова прокомментировал Чубайс:

- Татарстан среди очевидных лидеров инновационной экономики, это очевидно всем, собственно и коллеги ваши по ассоциации, губернаторы других регионов и собрались сюда (в ассоциацию), чтобы заниматься этим по-настоящему, и всерьез этим занимаются. Но если пошире посмотреть на ситуацию, вряд ли можно ожидать, что в России все регионы будут инновационными от Чукотки до Чечни. Но, тем не менее ясно, что за бортом ассоциации как минимум десяток регионов, в том числе крупнейшие, которые могут и должны заниматься этой тематикой, они этого не делают. Рискну сказать это определенно и внятно: поверьте, мы знаем ситуацию внутри регионов, видим, кто всерьез занимается, а кто считает, что это так: передумают, забудут, отменят.

После этого Чубайс обратился к Минниханову с вопросом:

- Я хотел спросить вас как человека, который 20 лет на ключевых позициях во власти, почему как минимум десяток регионов России с уникальным научным, вузовским, технологическим потенциалом вообще ничего не собираются делать, чтобы из этого создавать реальный инновационный бизнес?

- Знаете, системы управления есть разные. Ручное управление пока нужно. Нужно подсказывать регионам, в каком направлении двигаться.

Зал встретил этот ответ аплодисментами. После этого, отвечая на вопрос журналистов о том, какие регионы наиболее конкурентоспособны в условиях ВТО, Чубайс отметил:

- Те регионы, которые по-настоящему движутся вперед, меняют отраслевую структуру, создают инновационную экономику, они, безусловно, выиграют от интеграции, и наоборот. Высококвалифицированная рабочая сила, интеллектуальная элита – очень подвижна. Если у тебя в регионе заняться нечем, если у тебя убогий губернатор, если у тебя серые местные СМИ, естественно, рано или поздно ты оттуда выберешься.