33.jpg

400 КМ КОММУНИКАЦИЙ И 212 СНЕСЕННЫХ ДОМОВ

Свой годовой отчетный доклад вице-мэр Иршат Минкин начал на торжественной ноте, напомнив о беспрецедентности реализуемой программы. Как известно, в рамках подготовки к Универсиаде в Казани было запланировано построить 11 развязок, 41 пешеходный переход, почти три десятка новых дорог, отремонтировать 57 улиц.

- Чтобы оценить масштаб, достаточно вспомнить, что за всю историю города до этого было построено всего 13 пешеходных переходов, а также 5 двухуровневых развязок и 4 путепровода. Что касается дорог, то в таких объемах они не ремонтировались никогда, включая период подготовки к 1000-летию Казани. Тогда было отремонтировано порядка 1 миллиона квадратных метров… А сейчас после завершения работ город получит 152 километра новых или отремонтированных дорог общей площадью 2 миллиона 766 тысяч квадратных метров. Это 14,2 процента от всей городской улично-дорожной сети, - польстил сравнением Минкин.

Далее он вкратце обрисовал текущую ситуацию. Движение открыто на 8 из 11 развязок, оставшиеся три - «на высокой стадии готовности». Запущено 25 пешеходных переходов — осталось 16, все они строятся в комплексе с развязками. Завершено строительство и реконструкция 17 дорог, отремонтировано 54 улицы (но тут с оговорками: на 10 улицах еще предстоит уложить верхний слой асфальта). Практически нетронутыми на этот год оставлены лишь улицы Островского, Пушкина и Тукая.

Видимо, чтобы слушатели полностью осознали грандиозность содеянного, Минкин высыпал целую горсть обобщающих цифр: 3150 новых столбов, 2,5 тыс. канализационных люков, 400 км переложенных инженерных сетей, 25,5 км трамвайных рельс. Да что там, одних только жилых домов пришлось выкупить и снести 212 штук, причем со многими владельцами пришлось подолгу судиться. Ежедневно на объектах работали в среднем более 500 единиц техники и более 2,5 тыс. рабочих, подытожил Минкин и перешел к конкретике.

БКК: ПРОВАЛ СТРОЙХИМСЕРВИСА

Гладкий поначалу доклад начал спотыкаться о дорожно-строительные препятствия. Самым масштабным проектом стала реконструкция 8-полосной трассы Большого казанского кольца (БКК), связывающей одной нитью 6 районов. На начало года она проходила от ЖД-вокзала до ул. Декабристов, за этот сезон, реконструировав и расширив проспект Ямашева, ее довели до Третьей транспортной дамбы включительно.

- На оставшемся участке до улицы Сахарова, который составляет 5,4 километра, осталось завершить работы по устройству верхнего слоя асфальтобетонного покрытия на площади 130 тысяч квадратных метров, - бодро доложил Минкин. – Необходимо также подключить по постоянной схеме опоры наружного освещения, выполнить работы по благоустройству и нанесению дорожной разметки.

22.jpg

- Вы докладываете так, как будто ничего не произошло. Но подрядчик-то провалился – «Стройхимсервис», и вы как куратор, - спустил своего зама с небес на землю мэр Казани Ильсур Метшин. – Если бы не предприятия благоустройства, силами которых мы делали различные отрезки… Я не знаю, это неумение организовать работу или жадность генподрядчика, что своевременно не поделились объемами! Планировали полностью до Сахарова сделать дорогу, а теперь это на весну осталось.

Полностью Большое казанское кольцо даст свой эффект, когда оно будет закольцовано через территорию «Солнечного города», скорбно помолчав, продолжил Минкин. Для этого необходима еще одна развязка на пересечении улиц Фермского шоссе и Тульская. Но средства на это придется просить уже в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу.

АМИРХАНА – ЧИСТОПОЛЬСКАЯ: ОТКРЫВАТЬ, ТАК ПОЛНОСТЬЮ!

Страдания автомобилистов, которые ежедневно простаивают в пробке на перекрестке ул. Чистопольская с проспектом Амирхана, прекратятся только после полной сдачи развязки. Рабочее движение по путепроводу на ул. Чистопольская здесь уже запущено, а недавно было объявлено о готовности первого тоннеля на проспекте Амирхана.

- Мы обсуждали возможность открытия рабочего движения, - констатировал Минкин. - Однако при детальном анализе с участием ГИБДД и других структур было выявлено, что минусов для транспортного потока это создаст больше, чем плюсов. Положительный эффект способно дать только одновременное открытие обоих тоннелей…

Добавим, что, помимо злосчастного тоннеля, на ПСО «Казань» здесь висят один подземный и три надземных пешеходных перехода, ни один из которых пока не готов. К слову, мучительно достраиваются и пешеходные переходы на другой развязке — пр. Победы - ул. Зорге — правда, развязка за «Стройхимсервисом».

ТАНКОВОЕ КОЛЬЦО — ПЛ. ТУКАЯ: ДАЙТЕ ЕЩЕ ДВЕ НЕДЕЛИ!

Еще один амбициозный проект – новая трасса от Танкового кольца по Тихомирнова с выходом на ул. Пушкина. Именно для нее строятся три пока еще не запущенные развязки.

Как ожидается, новая дорога станет дублером Оренбургского тракта, Павлюхина, Салимжанова, обеспечит непрерывное движение от аэропорта до центра города, связав Большое и Малое казанское кольцо. Сейчас на всем ее протяжении уже лежит нижний слой асфальта, развязки тоже почти готовы, однако сроки открытия движения постоянно откладываются.

- Работу сильно замедлили водонасыщенная геология местности, близость к метро, но в особенности вопросы выкупа и расселения земельных участков, - пояснил Минкин. – Сейчас идет монтаж опор освещения и дорожных знаков. В ближайшее время необходимо завершить работу по путепроводу на поселок Ометьево с устройством шпунтованного ограждения и перепуском движения.

В ответ на вопрос мэра, когда же все-таки можно будет проехаться, глава ПСО «Казань» Равиль Зиганшин, строящий развязки, попросил еще 10 дней, а подрядчик самой трассы — две недели. Что ж, поживем - увидим.

СИМВОЛ КАПО ПЕРЕНЕСУТ РАДИ УДОБСТВА АВТОМОБИЛИСТОВ

Остается достроить еще 6 важных дорог. Это ул. Сибгата Хакима, которая станет дублером ул. Чистопольская. Это ул. Серова – от ул. Ленская до ул. Восход, альтернатива улице Восстания. Это дорога на ул. Роща Фрунзе, которая заменит небезопасный подъем в районе Шамовской больницы и обеспечит дополнительный проезд к центру города. На ул. Бондаренко уже уложен нижний слой асфальта на 200-метровом участке, строительство второго этапа планируется после решения о выкупе частных строений. Наконец, в ближайшее время планируется установить освещение на новой дороге от ул. Максимова до проспекта Амирхана, которая станет альтернативной ул. Миля и свяжет между собой Авиастроительный и Ново-Савиновский районы.

- Важная артерия, сразу же откроет поток… Сколько нужно времени? – спросил Метшин.

- Ориентировочно две-три недели, - доложил глава УКСиР Ильгиз Латыпов.

Тут Метшин вспомнил о решении президента, принятом в ходе объезда в праздничные дни, — спрямить дорогу за счет переноса в другое место одного из символов КАПО.

44.jpg

- Что по переносу самолета – начались ли работы?

- Это будет делаться в летний период. Для этого необходимо рассчитать дополнительные расходы на строительство 300 метров дороги, - уточнил Латыпов. – Пока принято решение пустить рабочее движение в объезд самолета, слева.

- Для открытия это не мешает, хорошо, - резюмировал Метшин. – Давайте открывать в начале февраля.

«А «СТРОЙХИМСЕРВИС» ЧТО, БЕЛЫЙ И ПУШИСТЫЙ?»

В завершение Минкин остановился на контрольных функциях исполкома как заказчика работ. Особенно болезненным оказался ремонт узких улочек исторического центра – с полным закрытием дорог. Постоянные срывы сроков, связанные с заменой изношенных коммуникаций, принадлежавших разным собственникам зданий, сопровождались грандиозными пробками. Правда, на ближайшие 5 - 6 лет, как подчеркнул он, на все разрытия проезжей части после капремонта наложено табу.

Первый вице-мэр отметил слаженную работу и инновационные технологии «Камдорстроя», за два weekend'а закатавшего мост "Миллениум", благодаря чему неудобства для автомобильной Казани были сведены к минимуму. В лидерах оказался, по мнению Минкина, также «Татавтодор». К проблемным участкам Минкин отнес БКК, а к аутсайдерам – огрехи, допущенные «РиСД», и срывы сроков «Мостоотрядом №3».

- А «Стройхимсервис» что, белый и пушистый, что ли? – не выдержал снова Метшин. – Кто у нас генподрядчик по БКК?

- По БКК? «Стройхимсервис», Ильсур Раисович, - признал Минкин.

- Ну… Вы называете «РисД», «Мостоотряд №3», показавший, между прочим, чемпионскую работу на Сахарова. А на Вишневского были и объективные, и субъективные причины – долго не отдавали дома под разборку… Ну а «Стройхимсервис» провалился, его вытаскивали всем миром! И еще предстоит! Называйте героев своими именами – вы куратор, первый вице-мэр! – разочарованно урезонивал подчиненного градоначальник.

ПАДАЮЩИЕ СТОЛБЫ: СЛУЧАЙНОСТЬ ИЛИ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ?

Поднял Метшин и проблему падающих столбов на новых развязках – напомним, наиболее резонансный случай произошел сразу после того, как президент РТ Рустам Минниханов покинул свежеоткрытую Ленинскую дамбу, чуть погодя накренилась и еще одна опора.

- Вот это отступление от проекта по опорам... Легированная сталь, не легированная, какое решение в итоге? - туманно спросил мэр.

- Мы экспертизу проводим, - бодро отреагировал Зиганшин. - Это случайно попалась труба такая. Если еще одна найдется, мы заменим ее.

- То есть вот эти две опоры, которые упали, — это случайность, да? - улыбнулся Метшин.

- Одна опора упала из-за стали, а вторая временная была, - не моргнул глазом главный прораб Универсиады.

Первый замглавы исполкома Азат Нигматзянов уточнил, что экспертизу всех столбов должны завершить в течение 20 дней. Тогда и станет ясно, как работает входной контроль у ПСО.

ПЕШЕХОДНЫЕ ПЕРЕХОДЫ: РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

В ходе совещания было, наконец, озвучено и решение по ликвидации «амирханских водопадов». Как рассказала замгендиректора института «Татдорпроект» Алена Осташина, для избавления пешеходного перехода на проспекте Ямашева - проспекте Амирхана от регулярных подтоплений при входе планируется смонтировать перехватывающий лоток с отводом воды в ливневку. И дополнительно будет устроено возвышение ступеней лестничного спуска. Но сделано это все будет уже весной. Заодно мэр попросил ПСО «Казань» исправить недоделки по потолку — на нем, как выяснилось, при строительстве перехода тоже сэкономили.

Впрочем, главная проблема с переходами — в том, что они до сих пор не переданы на баланс города. А значит, обслуживать их должны сами строители, которые от этого постоянно увиливают. В результате в переходах темно и грязно. Официальной же сдаче мешают не только недоделки, но и ущерб, нанесенный вандалами за годы рабочей эксплуатации.

Найденную в итоге схему озвучил Минкин: исправлять недоделки будут предприятия благоустройства, то есть будущие балансодержатели, заинтересованные в качестве. Но раскошелится на это не бюджет, а подрядчики, затянувшие сдачу переходов. Завершится процесс не раньше мая, добавил председатель комитета внешнего благоустройства Игорь Куляжев.

ДО УНИВЕРСИАДЫ - СЧИТАННЫЕ ЧЕЛОВЕКО-ЧАСЫ

Одним из главных «виновников» всех бед Минкин назначил кадровый голод. В связи с этим Метшин призвал реально оценивать возможности подрядчиков.

- Только по двум генподрядчикам нам предстоить уложить миллион квадратных метров асфальтобетона и на полумиллионе квадратных метров выполнить благоустройство. Это все легко переложить на человеко-часы, на количество необходимых людей — это тысячи работников. Футбольный стадион, набережная, Казан, дороги – все это люди, и будет на все про все у нас полтора-два месяца… - отметил мэр.

Градоначальник поручил ответственным чиновникам еще раз под протокол взвесить работу каждого подрядчика и распределить объемы исходя не из заверений, а из фактических результатов за 2012 год.

- Если в прошлом сезоне «Стройхимсервис» лишь один раз принял 3 тысячи тонн асфальтобетона за день, то и в этом ничего другого ждать не приходится, - привел в пример неоднократно звучавшее уже название мэр. - Вдруг ниоткуда у нас строители не появятся.

АРИФМЕТИКА ОТ ГОССТРОЙНАДЗОРА: МИНУС НА МИНУС НЕ ДАЕТ ПЛЮС

Под конец необходимое для полноты картины ведро дегтя вылил замначальника инспекции Госстройнадзора РТ Шамиль Рязапов. По его словам, за год инспекция провела на объектах транспортной инфраструктуры Казани 450 проверок. Выявлено 412 нарушений, из которых, поспешил он успокоить, 316 уже устранено.

Сумма наложенных штрафов на фоне многомиллиардных строек, впрочем, не особенно впечатляет — всего 2,6 млн. рублей. Примечательно, что четверть нарушений - на Ленинской дамбе, строители которой поплатились аж на 642 тыс. рублей.

- И это несмотря на то, что в основном использовался метод предписания, а не то, что сразу драконовские меры, - посетовал Рязапов.

В основном среди огрехов, допускаемых строителями, - вопросы охраны труда, но оцениваются также качество материалов, технология производства работ. Качественную работу, по мнению контролеров, показали «Мостоотряд №12» (развязка проспект Победы - Зорге), «Мостоотряд №3» (ул. Академика Сахарова), ООО «АПЕКС-альфа» (пешеходные переходы), «Алексеевскдорстрой» (верхний слой по продолжению дороги на аэропорт). На противоположном полюсе - ООО «Свиягадорстрой» и ООО «Стройхимсервис», к которым были серьезные претензии по качеству асфальтобетонной смеси и качеству производства работ.

- Руководителям этих подразделений не стоит забывать, что дорожно-строительные технологии основаны на объективных законах физики, строительной механики, механике грунтов, поэтому здесь минус на минус не дает плюс, а дает большой минус! – затейливо выразился Рязапов.

На слайдах он представил наиболее яркие нарушения. Здесь и провалы недоуплотненного грунта на Мусина, и установка отбойников на Третьей транспортной дамбе прямо на столбы освещения, и просадки грунтов на тротуарах, и брак деформационных швов мостовых переходов, и укладка асфальта по явно неподготовленному основанию, и «промахи» с толщиной асфальтового покрытия. На ул. Зорге канализационный колодец закрыли деревянными досками и сверху заасфальтировали — как-будто специально, чтобы кто-нибудь туда провалился. Досталось и проектировщикам: на одной из крайне загруженных улиц в проект был заложен выравнивающий слой... из песчаного асфальтобетона. Все эти недоделки приходится устранять, теряя драгоценное время.

Как оказалось, с 2008 года в Казани выдано всего 28 заключений о соответствии объектов для ввода их в эксплуатацию. А у того же "Главтатдортранса" получено свыше сотни заключений. Объекты вводятся в тестовом режиме, но «это временное решение вопроса», подчеркнул Рязапов. При этом, по его мнению, не редкость – случаи перепроектирования в угоду подрядчику. Порой меняются типы геосеток, а то и изменение конструкции дороги, исходя из имеющихся материалов. Все это идет во вред качеству…

- Объемы, сроки важны, но самое главное - качество… У нас есть Госстройнадзор, есть гарантийные сроки, но лучший контролер - это совесть подрядчика… - обвел Метшин глазами присутствующих. - Те примеры, которые приведены, вопиющими, может, и не назовешь, но они как минимум вызывают удивление – куда смотрит генподрядчик, куда смотрит УКС как заказчик, куда смотрит служба технического контроля!

В итоге было решено, что представитель ГСН отныне будет постоянным спутником мэра в его рабочих объездах.