15.jpg

ПЕРЕХОДИМ НА ИМПОРТНОЕ СЫРЬЕ

На состоявшемся вчера деловом обеде генеральный директор Торгово-промышленной палаты (ТПП) Набережных Челнов и региона Закамье Юрий Петрушин рассказал о том, каким видят в региональных и российской ТПП будущее отечественной промышленности в условиях ВТО. До вполне конкретных прогнозов мнение было выработано, по словам Петрушина, на недавнем заседании московского делового «Меркурий-клуба», президентом которого является экс-премьер РФ Евгений Примаков, в течение 10 лет возглавлявший ТПП России. По прогнозам экспертов, в менее благоприятном из вариантов отечественные производители столкнутся в наступившем году с серьезными проблемами.

– На заседании «Меркурий-клуба» выступали ведущие экономисты и ученые, заместители министров, – сообщил Петрушин. – Один из вариантов развития нашей деятельности в ВТО характеризуется сокращением промышленного производства до 40 процентов. К регионам риска относятся Пермский край, Кировская область, Удмуртия, Башкирия, Ульяновская область и Татарстан. Промышленность уже сегодня сдает позиции из-за слабой конкурентоспособности предприятий. Приведу пример: в Братске закрывают комбинат, который производит сырье для текстильной промышленности. С этого момента мы стопроцентно переходим на импортное сырье. Конкретных цифр я не назову, но примерный расклад таков: если свое сырье мы получаем по 300 - 400 долларов за единицу товара, то импортное будет обходиться в тысячу долларов. Другой пример – рынок сельхозмашиностроения. В России он уже захвачен. Зарубежную технику к нам уже внедрили, теперь создаются сервисные службы для ее эксплуатации.

Вернувшись к выкладкам «Меркурий-клуба», Петрушин сообщил, что на заседании много внимания было уделено отчислениям в резервный фонд. Перечисляемые вклады берутся государством в кредит под 5 - 5,5% (согласно стенограмме заседания «Меркурий-клуба», одно только обслуживание этих процентов составит порядка 240 млрд. рублей за три года – авт.).

Кому и зачем это нужно, никто из ученых не понимает, – довел до сведения бизнесменов Петрушин. – Но правительство отреагировало. Возможно, вы слышали выступления первых лиц государства в последнее время, разговор идет о том, что в этом году деньги из резервного фонда будут выделяться на развитие нашей промышленности. Сейчас решается, в какую отрасль они пойдут.

Петрушин также согласился с репликой Михаила Надеждина – директора юридической компании «Надеждин и партнеры», который отметил, что первый негативный шаг в поле ВТО Россия уже сделала, имея в виду утилизационный сбор.

- Это завуалированный налоговый сбор, который довел Россию до суда, - сказал Надеждин. - Ведь в ВТО ребята не шутят. Насколько юристы ТПП готовы к тому, что наши промышленники для работы в ВТО не всегда будут вести себя чистоплотно?

– Да, утилизационный сбор – это лобби, - подтвердил Петрушин. - Это защита частных финансовых интересов и собственного бизнеса. На заседании «Меркурий-клуба» один из выступающих озвучил такую мысль: мы, мол, умные и найдем варианты, как обойти некоторые препятствия для дальнейшей работы. Ему ответили: если мы с первого дня будем ориентироваться на обходные маневры, то до чего дойдем впоследствии? Наши российские выходки в Европе уже знают и имеют в виду.

НУЖНЫ РАБОЧИЕ РУКИ

Из рассказа Петрушина о том, что делается собственно структурой ТПП для развития бизнеса в регионе, можно было понять, что главная задача деятельности палаты – идти своим путем и не сбиваться с него на общей волне. Это путь внятных представлений о насущных нуждах предприимчивых слоев населения. Он раскритиковал систему раздачи грантов – деньги должны распределяться по регионам и далее, по городам, в зависимости от их развития в процентном отношении, а на замечание начальника отдела мэрии по поддержке и развитию предпринимательства Радмира Беляева о скоростном освоении республикой IT-технологий ответил так:

– Вот вы заметьте, сколько мы с вами не обсуждаем проблемы бизнеса, мы ни разу не коснулись реальных потребностей промышленности. Никакого развития экономики не будет, пока за станки не встанут годные к этому люди. Взять Челны: как мы все увлеклись торговлей и услугами, а регион-то у нас промышленный! Надо крен менять в обратную сторону и специалистов готовить в первую очередь рабочих профессий. Зайдите на литейный завод – там на один производственный корпус по одному мастеру с высшим образованием. Вот проблема в чем.

В ТПП Закамья, по словам Петрушина, этой проблемой и занимаются – ради повышения конкурентоспособности местных предприятий перед игроками ВТО.

– Прежде всего мы создали учебный центр, получили лицензии на обучение по 42 рабочим профессиям, – начал перечислять он проекты палаты. – Занимаясь подготовкой кадров, мы заключили контракты с вузами: КНИТУ-КАИ, Ижевским экономическим институтом, Институтом бизнеса и делового администрирования, бауманским университетом... Во всех вузах мы собираем новые технологии и пытаемся подать их нашим предпринимателям. Особое внимание в ТПП уделяется внедрению систем бережливого производства. Когда мы только начинали заниматься этим вопросом, в Татарстане им интересовались около 50 предприятий – в основном в Челнах и Казани. Сегодня таких предприятий 130. Мы работаем над внедрением бережливого производства в Марий Эл, в Пермском крае, в Челябинске, в Ставропольском крае. В Татарстане последний месяц масштабные работы проводились на челнинском КБК, на предприятиях Казани и Нижнекамска. Это одно из важнейших направлений развития в реалиях ВТО. К нам обращаются и из-за рубежа с просьбами о семинарах, но мы не считаем форму семинаров эффективной. Систему надо внедрять непосредственно на производстве. Процесс продолжается от полугода до года. Прежде всего мы делаем аудит, находим тонкие места на производстве, затем отрабатываем технологии и готовим кадры.

МЕДИАТОРЫ ВМЕСТО АРБИТРОВ

Еще одним актуальным аспектом ведения бизнеса Петрушин назвал юридические преграды для предпринимателей – в первую очередь несоответствие возможностей арбитражных судов запросам о разрешении финансовых споров.

- Дела в арбитраже разбираются по два-три месяца. Так по всей России. Обращения и жалобы, которые сегодня не успевают рассматривать в инстанциях, исчисляются миллионами. Мы решили активизировать третейские суды. У нас при палате был Третейский суд, который работал исключительно на регион, занимался вопросами малого и среднего бизнеса. В середине прошлого года мы объединили с ним третейские суды КАМАЗа и "Нижнекамскнефтехима" и создали единый суд, который к концу года рассмотрел 120 дел, и его решения признает Регпалата. В среднем по России третейские суды при торгово-промышленных палатах разбирают по 12 - 15 дел в год. Рассмотрение третейских споров мы считаем одним из приоритетов для малого и среднего бизнеса.

Однако основным методом рассмотрения споров становится медиация. В принципе, развивать этот вид услуг решило правительство, а мы подключились к работе. Сегодня мы готовим специалистов с высшим образованием, которые должны пройти 120-часовые курсы и экзамен. Медиатор может выступать как адвокатом, так и судьей. Часть дел, особенно гражданских, залежавшихся в судах, будет передаваться медиаторам. На сегодня мы обучили в целом по Татарстану 80 человек и сейчас занимаемся с ТПП нашего округа созданием СРО. Для этого необходимо подготовить примерно 115 специалистов. В регионе порядка 17 палат, каждая даст по два человека, и мы в Челнах попробуем зарегистрировать СРО. Это именно та помощь, в которой нуждаются сегодня предприниматели.

БИЗНЕС БЕЖИТ

Еще одно хорошо забытое старое начинание пытается сегодня реанимировать ТПП Закамья – тему таких форм управления производством, как народные предприятия. Само по себе странно, что столь яркий образец успешного хозяйствования, как челнинский картонно-бумажный комбинат, до сих пор не обрел последователей как в городе, так и в регионе. Как узнали бизнесмены из рассказа Петрушина, 8 лет назад ТПП уже инициировала движение к распространению народных предприятий, но со временем оно утихло. Между тем КБК, реализуя коллективную форму собственности, по мнению главы ТПП Закамья, остается самым эффективным предприятием в городе – его работники не знают сокращений, имеют самую высокую зарплату и являются акционерами своего комбината.

Как уточнил впоследствии Петрушин корреспонденту «БИЗНЕС Online», палате удалось найти и связаться с 35 народными предприятиями, разбросанными по всей России:

– Они есть в Екатеринбурге, в Пермской и Московской областях, в Самаре и других городах. Мы еще года четыре назад проводили съезд народных предприятий в Челнах. Была ассоциация, был ее избранный руководитель академик Федоров, но после его гибели вся совместная деятельность сошла на нет. Сегодня мы знаем трех ведущих профессоров, занимающихся этой темой. Мелкие локальные ассоциации, кстати, существуют и нынче, мы их постепенно находим. Хочется собрать всех руководителей и обсудить их опыт. Между прочим, могу сообщить, что народные предприятия сегодня развиваются в Америке и Китае.

Также Петрушин поделился с газетой «БИЗНЕС Online» своими наблюдениями относительно самочувствия малого бизнеса в регионе.

– Заметен отток предпринимателей из Татарстана, в том числе и из Челнов. Они идут в Башкирию, в Московскую область… Причины разные – для кого-то слишком высоки тарифы, кто-то не уживается с контролирующими органами и их жуткими штрафами, способными разорить предприятие. Власть-то местная достаточно делает для развития частного бизнеса, но не все зависит от власти. Поэтому некоторым проще работать в других регионах.